Актуальное

Метростроение: в Петербурге все есть

В городе на Неве есть вся необходимая техника для строительства метро. Самое сложное горнопроходческое и строительное оборудование находится в Управлении механизации (УМ) – филиале ОАО «Метрострой».

В распоряжении Управления механизации находится 6 горнопроходческих щитов  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
В распоряжении Управления механизации находится 6 горнопроходческих щитов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В предыдущем номере (см. СГХ в СПб и ЛО № 158, с. 87–89) мы рассказали о проходке первого на постсоветском пространстве двухпутного тоннеля на Фрунзенском радиусе, большая часть которой осуществлялась с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) S-782 производства фирмы Herrenknecht AG, получившего название «Надежда». За информацией о дальнейших планах по использованию этого уникального агрегата, а также о технических возможностях петербургского метростроения мы обратились к руководителю предприятия, в задачи которого входит эксплуатация современного горнопроходческого и другого оборудования Метростроя.

Наш собеседник – директор Управления механизации (УМ) – филиала ОАО «Метрострой» Валерий КУЗНЕЦОВ.

– Сбойка состоялась 11 июня. Сейчас ТПМК доставлен в демонтажную камеру, в ближайшее время нужно будет его демонтировать, произвести ремонт, выдать на-гора, перевезти на новое место предстоящей проходки (скорее всего, на участок «Беговая» – «Новокрестовская»), смонтировать, наладить и запустить в эксплуатацию. А демонтаж предстоит уникальный.

– В чем его уникальность, Валерий Дмитриевич?

– В мировой практике никто пока не делал этого на глубине. На Западе монтаж-демонтаж подобного горнопроходческого оборудования осуществляется в котлованах, с поверхности земли. А нам предстоит совершить чудо и демонтировать гиганта в условиях стесненного пространства и достаточно ограниченного времени. Думаю, что эта операция займет примерно 2,5 месяца, может, чуть больше.

– Надеетесь на собственные силы или во многом рассчитываете на консультации компании-производителя Herrenknecht?

– Не думаю, что кто-то способен выполнить эту работу быстрее и качественнее, чем Метрострой. У наших специалистов накоплены большие знания и опыт. С немецкими коллегами мы сотрудничаем, и они поражаются многому, что здесь видят. Внимательно изучают наши технологии, разработанные в ходе эксплуатации их оборудования, даже фиксируют наши действия на видео с целью дальнейшего использования в своей работе. Но с нами они тоже делятся своими секретами, взаимодействие у нас конструктивное.

– Сколько у вас горнопроходческих щитов?

– В общей сложности шесть. Помимо упомянутого ТПМК S-782 «Надежда», предназначенного для проходки горизонтальных тоннелей диаметром 10,3 м, есть еще один импортный, тоже производства фирмы Herrenknecht, для строительства наклонных ходов ТПМК S-441 «Аврора» – единственный в своем роде агрегат для проходки тоннелей под углом 30°. Также имеются три щита производства Ясиноватского машиностроительного завода, которые на протяжении многих лет служили основным проходческим оборудованием петербургских метростроителей. С их помощью в 1981 году был установлен мировой рекорд по скорости проходки – 1250 м в месяц. Кроме того, есть в наличии первый российский КТПМ-5,6 (комплекс тоннелепроходческий механизированный для строительства горизонтальных тоннелей диаметром 5,6 м) производства Скуратовского опытно-экспериментального завода в Туле.

– Какая еще метростроительная техника находится в распоряжении УМ?

– У нас сосредоточены машины, механизмы и оборудование, применяемые для строительства метрополитена, большую часть которого составляют линии и станции глубокого заложения. Имеются десятки различных тюбингоукладчиков, установщиков ригелей и колонн, балкоустановщиков и других специальных машин и механизмов для строительства станций, выработок, сооружений, наклонных ходов и т. д. Есть различные подъемные машины, подвижной состав, электровозы. Мы успешно эксплуатируем роботов фирмы «Брокк» с дистанционным управлением для разрушения породы, бетона, рубки арматуры и других функций. У нас уникальный парк техники, который создавался десятилетиями.

Несмотря на кризисы, коллектив и инженерно-технический потенциал петербургского Метростроя удалось сохранить (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Несмотря на кризисы, коллектив и инженерно-технический потенциал петербургского Метростроя удалось сохранить
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– А специалистов для его эксплуатации хватает?

– Конечно. В настоящее время численность УМ насчитывает около 900 человек, за последние десять лет она выросла в четыре с лишним раза. Предприятие разделено на участки, семь из них находятся на производственной базе на ул. Маршала Говорова, 39, занимающей общую площадь около 5 га. Прежде всего это системообразующие подразделения, такие как участок эксплуатации и ремонта горнопроходческого оборудования, для чего, собственно, УМ изначально и предназначалось, а также участок монтажа подземных проходческих механизмов. Важную роль играют подразделения, обеспечивающие объекты Метростроя энергоресурсами (например, участок шахтных энергоустановок), а также техникой, которой нет в строительно-монтажных организациях (например, участок передвижных компрессоров и средств малой механизации), и др. Помимо постоянных семи участков у нас имеются два обособленных подразделения, одно из которых находится на ЛАЭС-2 и возводит ядерный реактор № 1, а второе эксплуатирует и ремонтирует гидромеханическое оборудование комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

– Ваше предприятие работает не только для Метростроя?

– К сожалению, город использует метростроительные мощности весьма незначительно, и нам приходится искать заказы на стороне. В последние годы освоили новое для себя направление – нулевой цикл. Занимаемся сооружением буронабивных и буросекущих свай, «стены в грунте», упрочнением грунтов методом струйной цементации. Также оказываем услуги по алмазной резке металлоконструкций, железобетонных изделий.

Производственная база УМ, где у нас постоянно трудятся более 130 человек, большую часть которых составляют квалифицированные рабочие, позволяет нам не только эксплуатировать и ремонтировать сложную метростроительную технику, но и изготовлять средства производства для ее ремонта.

Недавно рад был услышать очень своевременное заявление президента страны о необходимости строить заводы по выпуску средств производства. Это ведь важнейшее условие успешного развития экономики! А наше управление может не только выпускать средства производства, но и разрабатывать их. За последние 20 лет мы сконструировали и выпустили 15 новых видов горнопроходческого оборудования. Так, например, конструкцию КТПМ-5,6 разрабатывали на Скуратовском опытно-экспериментальном заводе с участием наших специалистов.

– Далеко не каждое предприятие по эксплуатации и обслуживанию даже сложной техники способно ее еще и разрабатывать.

– Сегодня УМ – структура, специализация которой охватывает практически все, что требуется Метрострою по машинам и механизмам для качественного строительства метро. И в последние десятилетия, не самые легкие для отечественной экономики, мы не стояли на месте, а поступательно развивались.

Следует отдать должное Вадиму Николаевичу Александрову. Ему удалось сохранить коллектив и инженерно-технический потенциал петербургского Метростроя, несмотря на многие кризисы и сильные центробежные тенденции в экономическом развитии страны. Метрострой смог сберечь лучшие завоевания прошлого, без которого нет будущего.

198095, Санкт-Петербург,
ул. Маршала Говорова, д. 39
Тел. (812) 252-4770
www.metrostroy-spb.ru

В печатной версии название статьи – “Метростроение: в Петербурге все есть” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 159, август, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X