Актуальное

Переменчивое постоянство ландшафтной архитектуры

Перед дизайнерами стоит задача гуманизации сложной городской среды, создания более тесной связи человека с природой.

Самое раннее упоминание о садово-парковом искусстве встречается еще у шумеров  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Самое раннее упоминание о садово-парковом искусстве встречается еще у шумеров
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Значение ландшафтной архитектуры меняется как во времени, так и в пространстве. На самых представительных международных площадках специалисты дискутируют на тему роли окружающей среды в жизни человека. Об этом шла речь и в Санкт-Петербурге на 52-м конгрессе Всемирной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA). Ученые и специалисты предлагают различные интерпретации термина «ландшафтная архитектура». «Это способствует насыщению термина различными элементами философии и психологии, развитию комплексного подхода к развитию общественных пространств. Подчеркивается важность экологической составляющей ландшафта», – считает дизайнер из Новой Зеландии Диана МЕНЗИС. В свою очередь, президент Европейской федерации ландшафтных архитекторов (EFLA) Найджел ТОРН, подчеркивая важность «ландшафтной» роли в устойчивом развитии городов, обращает внимание на необходимость учета мнения населения. Городское планирование должно быть итогом, результатом анализа и выводов таких дискуссий.

Такие разные акценты

Подходы к ландшафтной архитектуре на Западе и Востоке отличаются друг от друга. Восточная традиция делает акцент на эстетику, уникальность места, гармонию человека с природой. При этом до сих пор прослеживается глубокое влияние религии и философии на планировку садов и парков. Однако пальму первенства развития ландшафтной архитектуры как отрасли и появления такой профессии Диана Мензис отдает Западу. «Сотни лет ландшафтная архитектура является частью западной традиции, культуры. Именно Запад стоял во главе развития этой профессии, и там происходила кристаллизация ценностей этой профессии», – утверждает она.

С этим утверждением можно и не согласиться, если вспомнить одно из чудес света – Висячие сады Семирамиды. И это не самое раннее упоминание о существовании садово-паркового искусства. Так, о «садах для царей» археологам стало известно из шумерского письменного источника «Спор между мотыгой и плугом». Садовники Древнего Египта, Китая, Индии не называли себя «ландшафтными архитекторами», однако рукотворные ландшафты, созданные ими, заложили основы этого искусства, которые во многом актуальны до сих пор.

По мере возвышения одних государств, угасания других, установления новых торговых и культурных связей происходил и обмен опытом в обустройстве окружающей среды.

При всем разнообразии стилей существуют два базовых направления. Самый древний принцип разбивки сада – регулярный. В условиях пустыни поливка сада организовывалась путем строительства системы каналов (Древний Египет, Месопотамия). Несмотря на то что в Европе климат мягкий и достаточно влажный, диктат прямых линий, симметрии перекочевал и туда как элемент эстетики – регулярные сады скрашивали жизнь в Древней Греции, Древнем Риме, а затем и в средневековой Европе. Такая планировка предполагает главенство дома и построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы, строгую симметрию, прямые линии. При этом развитие садового дизайна на Востоке и Западе продолжало двигаться параллельно. Если европейские сады – плод неких идей, моды, капризов правящей элиты, то восточные сады по-прежнему разбивались в рамках религиозных и философских концепций. Свое слово сказал набирающий силу ислам. Мусульманский сад символизировал рай, из центра которого вытекают четыре священные реки, разделяющие сад на четыре зоны («чор-багх»). Исламские традиции перекочевали в Европу, Испанию в виде мавританского стиля, для которого характерно отсутствие газонов, их заменяет мощение.

Ряд исследователей считает, что второе направление, пейзажный стиль, пришло в Европу из Китая. В китайском саду нет рукотворных акцентов – здания органично вписывались в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Если возвышенностей нет, они создаются искусственно – вы здесь не встретите бескрайних горизонтов и прямых линий. Искусство дизайнера заключалось в том, чтобы найти «главную» точку, откуда открывается самый красивый пейзаж. Именно этот вид становится главной композицией. Китайцы – мастера искусственно создавать «естественный» ландшафт в миниатюре. Японцами это было доведено почти до крайности – полной искусственности и театральности.

Ландшафтная архитектура совмещает традиции ремесленников и садоводов с современными требованиями к городской среде  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Ландшафтная архитектура совмещает традиции ремесленников и садоводов с современными требованиями к городской среде
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В Европе первые пейзажные парки появились в Англии в XVIII веке. Для них характерны извилистые дорожки, редкие «пятна» цветов. Деревья и кустарники подбираются тщательно: с хорошо выраженной фактурой листьев, разной формой крон, учитывается сезонная смена окраски листвы. Водоем имеет естественные очертания берегов.

После «открытия» Японии периодически в моду наряду с другими восточными стилями стал входить японский пейзажный сад. Он пришелся европейцам ко двору, поскольку может быть размещен на небольшом участке с применением ограниченных средств. Сегодня для перенаселенного Старого Света это очень актуально.

Некоторые специалисты выделяют русский пейзажный стиль, исторически совмещающий декоративное направление и утилитарное. Для него характерен размах – большие пространства почти нетронутой природы, каскады прудов, богатых рыбой, плодовые рощи, роскошные цветники сочетаются с полевыми цветами. В разные времена стили в той или иной мере оказывали влияние друг на друга. Разнообразие местности, традиций, технический прогресс – все это вносило свои детали в планировку сада.

Со стихией на “Вы”

Много докладов на конгрессе было посвящено повышению устойчивости городской среды в условиях природных бедствий. Как рассказал китайский ландшафтный дизайнер Менг МЕНГ, этой темой его команда занялась после катастрофических последствий цунами, обрушившегося на побережье Индийского океана в 2004 году. А в 2014 году они приняли участие в проектировании схемы территориального планирования города Лоян. Город расположен на реке Лохэ – притоке Хуанхэ, здесь же в эту реку впадает другая река – Ихэ. Ежегодно в сезон дождей происходит наводнение. Важным социальным фактором является то, что реки – основной источник питьевой воды. Местная власть запланировала построить новый городской центр. Перед исследователями была поставлена задача – изучить возможность соединения рек и урегулирования уровня воды в них с целью защиты города от наводнений.

Анализ базы гидрологических, геологических данных позволил выделить наиболее уязвимые территории и оценить риски их затопления. После чего появилась возможность контролировать эти риски и разработать предложения по профилактике предупреждения последствий бедствий. Была проведена оценка хозяйственной деятельности в городе. В частности, инфраструктуры автомобильных магистралей – какие участки могут попасть в зону затопления и препятствовать проведению спасательных работ, снабжению региона. С точки зрения риска затопления были сформулированы предложения по зонированию застройки – где следует избегать капитального строительства, что предпочтительно размещать в зонах возможного подтопления и затопления.

Природные бедствия всегда оказывали огромное влияние на жизнь в Китае, отметил Менг. И сегодня, когда в Китае происходит бурная урбанизация, последствия этого влияния только усиливаются. «Что касается непосредственно элементов ландшафтной архитектуры, то мы используем опыт прошлого, совмещаем традиции ремесленников, садоводов с современными требованиями к городской среде. Это культурная трансформация, эстетическое изменение дизайна, экологическое восстановление. Наша конечная цель любого направления исследований – устойчивый город», – поясняет он.

Между «техно» и «первозданностью»

Современный ландшафтный дизайн отражает мировоззренческие идеи своего времени – монументальность и величественность классических парков уступают место демократичности, они более просты в воплощении. Современные стили – лишь стилизация основных направлений в садово-парковом искусстве, выраженная новыми техническими средствами.

Достаточно агрессивная урбанизация жизненного пространства привела к пониманию необходимости «устойчивого развития» общественных пространств и города в целом. Ландшафтный дизайн призван «вывести» человека на природу. Предпринимаются попытки компенсировать дефицит естественных площадей зеленых насаждений вертикальным озеленением, развитием геопластики – «зеленой архитектуры и скульптуры». Этому способствует развитие новых технологий производства зеленых масс. Что, конечно же, не может заменить бульвары, скверы, сады и парки. Поэтому востребованы различные решения экологического сада, вписывающиеся в концепцию устойчивого развития среды обитания. При его планировании широко используются местные растения, которым не надо создавать «тепличные» условия. Однако это касается не всей флоры. Так, популярное направление в дизайне – использование мхов и лишайников – требует большого терпения, новой технологии содержания и больших средств.

Высокую моду в ландшафтном дизайне диктует ежегодная выставка в британском городе Челси  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Высокую моду в ландшафтном дизайне диктует ежегодная выставка в британском городе Челси
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Высокую моду в ландшафтном дизайне по-прежнему диктует ежегодная выставка в Челси, которую организует Королевское садовое общество Великобритании с конца XIX века. Ныне спрос на эклектику с акцентом на первозданность, дикость природы – сочетание геометрически выверенных «пятен» цветников и злаков, изделий из стали, стекла и зарослей бамбука, чертополоха.

Рангом пониже – мода на стиль «запущенности», исключающий аккуратность и помпезность.

В России возрождается интерес к дворянскому, усадебному стилю.

Вместе со всем этим в городах набирает силу техно-стиль, для которого характерна интерактивность и технологичность. Ему присущ поиск нового уровня взаимодействия человека и окружающего ландшафта, создание новых ощущений. Это направление будет быстро развиваться.

При всем разнообразии стилей на Западе сложились некие универсальные принципы, которыми руководствуются специалисты, занимающиеся проектированием окружающей среды, отмечает Диана Мензис. И перед ними стоит проблема – как средствами ландшафтной архитектуры обеспечить наиболее тесную связь человека с природой в больших городах, кварталах плотной высотной застройки. При этом нельзя отказываться от тысячелетнего опыта, наработанного человечеством. Это увеличивает разнообразие подходов к решению проблем.

Требуется разработать систему оценки пейзажей, включая в нее индивидуальные, групповые, национальные интересы, – все то, что важно для человека, для сохранения местных традиций. Ландшафтный дизайн может и должен «строить мосты» между культурами, включать в себя разнообразную символику. «Важно использовать различное понимание природы, ее взаимосвязи с человеком. Это только обогатит всех нас», – считает Диана Мензис.

Конечно, мир меняется – мегаполисы, высотки приходят на смену небольшим полусонным малоэтажным городкам. Новый ритм жизни диктует и новый стиль. Глобализация, развитие коммуникаций, технологий способствуют не только обмену опытом, но и утрате национальных признаков, культуры. Ускоряющаяся жизнь находит отражение в соответствующих техниках, методологиях, концепциях ландшафтного проектирования. В то же время дизайнеры стремятся сохранить некую интимность переживания человеком природы, культурных ценностей. И это идет от национальных традиций, в частности Китая, отмечает Диана Мензис.

О человеке напоминает и член Ассоциации ландшафтных архитекторов Швеции Тула ЭРИКСОН: «Нельзя забывать важность взаимодействия человека и ландшафта, масштаб застройки должен быть выдержан, дружественен человеку».

Ирина Кравцова

В печатной версии название статьи – “Переменчивое постоянство” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 159, август, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X