Актуальное

В Петербурге насчитывается дюжина дорожно-транспортных недостроев

Сроки сдачи 12 объектов транспортной инфраструктуры, скорее всего, будут сорваны. К ответу петербургские власти намерены привлечь банки, выдавшие гарантии генподрядчикам строек.

Строительный кран
На строительной площадке
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В числе проблемных объектов – путепроводы, транспортные развязки, участки улично-дорожной сети и один тоннель. По четыре объекта ведут ОАО «Мостострой № 6» и ЗАО «Буер», еще два начинал строить ОАО «Мостоотряд № 19» и по одному объекту у ЗАО «Лендорстрой-2» и Группа «Сумма».

У каждого из этих объектов есть свои особенности. Где-то уже в процессе строительства обнаружились нерешенные проблемы с бывшими собственниками участков, где-то из-за небрежно проведенных проектных работ «нашлись» неучтенные водопроводы и канализации. И если раньше на подобные сюрпризы можно было прикрыть глаза, то в нынешних экономических условиях, когда расходы подрядчиков сравняли, а то и превысили суммы, заложенные в контрактах, появление новых строчек в смете может полностью разрушить экономику проекта. Недаром один из пяти генподрядчиков проблемных объектов признан банкротом, второй близок к этому.

В наиболее удручающем состоянии находится строительство путепровода в створе Поклонногорской улицы через железнодорожные пути Выборгского направления с подходами. На месте существовавшего здесь железнодорожного переезда должна появится многоуровневая развязка, однако генподрядчик строительства – ОАО «Мостоотряд № 19» – обанкротился, идет процесс расторжения контракта, работы не ведутся.

Инфографика

Планировалось, что объект будет завершен в следующем году, однако вместо того чтобы готовиться к разрезанию ленточек, КРТИ заключил без конкурса госконтракт на консервацию на сумму 340 млн рублей. За эти деньги исполнитель должен переустроить инженерные сети железнодорожных коммуникаций в районе «пятна» застройки, законсервировать завезенные на объект материалы, в том числе металлоконструкции для пролетов, привести в нормативное состояние ограждения открытых котлованов и завершить переустройство водовода, расположенного в непосредственной близости от школы.

В свое время к работам на объекте приступили, не решив всех имущественно-правовых вопросов, что также способствовало срыву сроков. Несмотря на то что на 15 из 16 земельных участков уже есть постановления правительства города об изъятии, в судах до сих пор рассматривают материалы по некоторым из них.

К примеру, собственник (физическое лицо) одного из участков не согласен с выкупной ценой. Решено провести дополнительную экспертизу, после чего – в октябре – суд рассмотрит дело и примет решение. Проблемы еще одного надела заключаются в том, что юридически у владельца 6 соток, а по факту – 14. Вроде как с собственником договорились обменять участки. «По закону, – предупредил вице-губернатор Игорь АЛБИН, – обмен должен производиться метр в метр». Вопрос в том, от какого числа метров отталкиваться: от юридического или от фактического?

Комиссия оценивает фронт работ
Комиссия оценивает фронт работ
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Консервацию недостроя должны завершить в сентябре. Если смогут найти нового генподрядчика на строительство до конца года, то объект для рабочего движения удастся открыть в конце 2016 года, а полностью ввести в строй в середине 2017-го. Между тем стройка полностью обеспечена финансированием – 1,397 млрд рублей ждут исполнителя.

Не оправдал надежд

На пересечении Зеленогорского шоссе и Большого проспекта Курортного района почти готовый «памятник безалаберности», как окрестил его вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Эта транспортная развязка над железнодорожными путями Выборгского направления должна заменить существующий сейчас здесь железнодорожный переезд и развести по уровням железнодорожное полотно и автомобильную дорогу на пути следования скоростного поезда «Аллегро».

Городская казна находит ассигнования, планирует работы, финансирует их, а в итоге – долгострои. Неумение работать за счет казны означает отсутствие права на такую работу

Генподрядчик ОАО «Мостострой № 6» начал работы в январе 2013 года. Изначально планировалось сдать объект в апреле текущего года. Далее срок сдачи был перенесен на конец года. Однако в июне все работы остановили, субподрядчик («АБЗ-Дорстрой») вывез оборудование и строительную технику.

Между тем готовность объекта оценивается в 80%: из почти 2 млрд рублей, выделенных на строительство развязки, освоено более 1,6 млрд. Деньги на достройку объекта есть. Нет только исполнителей. Служба заказчика КРТИ выставила претензии «Мостострою № 6» на 4 млн рублей. Подрядчик оплатил из них только 20 000 рублей. Однако ни штрафные санкции, ни возмещение трети стоимости контракта не помогут довести объект до ввода, так как генподрядчик, переживающий не лучшие времена, сейчас больше занят сохранением бизнеса, так как над ним нависла реальная угроза банкротства.

В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области компанией «МВМ» подан иск о банкротстве ОАО «Мостострой № 6». На сайте суда есть еще как минимум около 30 исковых заявлений от подрядчиков к дорожному предприятию, что свидетельствует о плачевном финансовом состоянии дорожно-строительной компании.

Строительство эстакады
Строительство эстакады
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Еще один практически готовый объект, на котором также не видно рабочих, – развязка на пересечении двух проспектов – Пискаревского и Непокоренных. Здесь тоже генеральным подрядчиком выступает ОАО «Мостострой № 6». Развязка частично работает уже больше года. Полностью ввод объекта запланирован на первое полугодие 2016 года. Дело в том, что в проекте помимо самой развязки есть еще два надземных пешеходных перехода, которые пока не готовы. Их обещают построить к Новому году, но вот привести в порядок территорию после строительства смогут только весной. Тогда и документы подпишут.

Во время объезда крупнейших транспортных строек Петербурга в августе этого года, Игорь Албин, ознакомившись с ситуацией на других объектах ОАО «Мостострой № 6»  (реконструкция Синопской набережной со строительством тоннеля и возведение проезда по Южному берегу Обводного канала с мостом через Французский ковш и транспортной развязкой) сделал вывод: с генподрядчиком (ОАО «Мостострой № 6». – Прим. ред.) контракт надо разрывать, с банка взыскивать средства по банковской гарантии и отдавать объект другой компании, способной завершить его в срок – в конце следующего года.

Читайте также: Албин опроверг информацию о расторжении контрактов с «Мостостроем-6»

Ответственность за срыв сроков вице-губернатор возложил на КРТИ и службу заказчика. «У вас есть план организации строительства с этапами, очередностью, сроками, физическими и финансовыми объемами освоения капитальных вложений, в рамках которого вы должны действовать, – подчеркнул Игорь Албин. – А вы все делаете по факту. Когда подрядчик не выполняет сроки уже не в первый раз, вы только начинаете шевелиться в правильном направлении. К сожалению, с большим опозданием – примерно на год. А главное, никто ни за что не отвечает. Срываются сроки, ответственных нет. Некачественные изыскания, никто не отвечает. Выставляете претензии, их не оплачивают. Вам не кажется странным такое поведение государственного заказчика?»

Те генподрядчики, которые не выполняют контракты в срок и качественно, должны постепенно уходить с рынка Северной столицы

К проблемным относятся и четыре стройки в Колпинском районе. Речь идет о многострадальной развязке на пересечении Московского шоссе с дорогой на Колпино, где в феврале прошлого года из-за падения с временных опор металлической балки погиб водитель проезжавшего под строящимся сооружением автомобиля. Также сложности возникли при реконструкции Оборонной улицы со строительством путепровода через железнодорожные пути Московского направления и строительстве Финляндской улицы от Софийской улицы до Советского переулка.

Вице-губернатор Албин уже поручил руководству комитета по развитию транспортной инфраструктуры и комитета по строительству встретиться с представителями банков, выдавших гарантии дорожным компаниям при заключении госконтрактов, и напомнить им об ответственности в случае срыва обязательств исполнителем контракта.

«Есть государственный контракт, который регламентирует стоимость и сроки производства работ, – пояснил он. – По каждому контракту в рамках установленных тендерных процедур подрядчик предоставляет банковскую гарантию в объеме 30% стои­мости контракта. Это означает привлечение к финансовой ответственности те кредитные учреждения, банки, которые предоставляли гарантии.

Путепровод-долгострой
Путепровод-долгострой
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Работа в Петербурге почти тепличная для подрядчиков: гарантированное финансирование, проплаченные авансы, близость рабочей силы. Кроме того, поддержка города по линии АИП в части переноса инженерных коммуникаций, большое число субподрядных организаций, способных выполнять узкопрофильные специализированные работы. В такой ситуации не выполнять условия госконтракта и не вводить объекты в срок я считаю неправильным. Отныне мы будем действовать так: претензионные работы, обеспечение банковских гарантий, расторжение контракта, усиление субподрядными организациями. Те генподрядчики, которые не выполняют контракты в срок и качественно, должны постепенно уходить с рынка Северной столицы».

Одно из первых требований направлено в адрес банка «ГЛОБЭКС», выдавшего гарантии сразу по нескольким объектам ОАО «Мостострой № 6». На настоящий момент от банка требуют вернуть непогашенные авансы в размере 354,304 млн рублей и 75,357 млн рублей. Также в «ГЛОБЭКС» направлены уведомительные письма о том, что ОАО «Мостострой № 6» не выполняет требования по оплате претензий.

Строительство путепровода

В случае отсутствия оплаты в срок дирекция обратится с требованиями по банковским гарантиям на суммы 58,905 млн рублей и 187,161 млн рублей. Ожидает погашения и аванс по объекту «Строительство транспортной развязки на пересечении Пискаревского пр. и пр. Непокоренных (1-й этап)» в размере 380,939 млн рублей и по объекту «Строительство проезда по Южному берегу Обводного канала от Глухоозерского шоссе до пр. Обуховской Обороны с мостом через ковш Обводного канала и транспортной развязкой с пр. Обуховской Обороны (1-й этап)» в размере 1,841 млн рублей. Гарантом по данным объектам также выступал «ГЛОБЭКС».

Луч света

Еще три долгостроя, вероятно, все же будут завершены в этом году. ЗАО «Буер» ведет реконструкцию дороги на Каменку от Выборгского шоссе до перспективного продолжения Парашютной улицы. Работы были начаты в мае 2013 года. Проблемы возникли сразу.

Заказчики стройки не могли договориться с Министерством обороны из-за небольшого участка земли. Военные не разрешали в течение 14 месяцев сдвинуть мешающий стройке забор. Когда препятствие все-таки убрали, то выяснилось, что за забором находится бытовая канализация в виде выгребных ям. Подрядчик канализацию переустроил, однако, пока суд да дело, военные решили, что им нужна еще и накопительная емкость, о строи­тельстве которой изначально не договаривались. Свои пять копеек внесла Федеральная сетевая компания, которая до сих пор не выдала технические условия на строительство линии электропередачи. Точнее, после двух лет переговоров выдала техусловия для дороги второй категории. А строят дорогу первой категории. Переговоры продолжаются. Несмотря на проблемы, подрядчик обещает сдать объект в конце октября.

Перечень проблемных объектов
Перечень проблемных объектов составлен на основе редакционной экспертизы
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

На это же время запланирован пуск рабочего движения по путепроводу над железнодорожными путями Выборгского направления протяженностью 295 м. Переправа возводится в рамках строительства продолжения Суздальского проспекта.

«Осталось завершить работы по монолитной бетонной плите и мостовому полотну, устройству шумозащитных экранов и ограждения», – доложил подрядчик. Однако выяснилось, что не все так просто. Рядом с этим объектом компания «ЮИТ» строит жилой комплекс «Новоорловский». Водопровод и канализацию для него прокладывает ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Сдать должны были еще в марте, но из-за финансовых споров между заказчиком (компания «ЮИТ») и подрядчиком работы до сих пор не выполнены и, скорее всего, в этом году выполнены не будут.

Проблему решили просто: «Водоканал» все закапывает, территорию вдоль новой трассы с путепроводом благоустраивают, а в следующем году снова вскрывают. Правда, тогда эти работы будет оплачивать уже не городской бюджет. Такая постановка вопроса вызвала негодование вице-губернатора, курирующего строительный блок. Он счел эту схему надувательством.

«Это ненормальная организация производства работ, – заявил Игорь Албин. – Неумение работать службы заказчика, инвестора, технадзора и стройконтроля. Сейчас благоустроим. В будущем году опять все раскопаем. Гениально. Лучше ничего не придумали. На объектах надо наводить порядок. Городская казна находит ассигнования, планирует работы, финансирует их, а в итоге мы имеем долгострои. Неумение работать за счет казны означает отсутствие права на такую работу. Это касается всех, кто не способен работать быстро, качественно и недорого».

Вице-губернатор потребовал закрепить за каждым объектом должностное лицо с «широченными полномочиями». По его мнению, это должен быть главный человек по организации строительства. Причем на уровне главы КРТИ или его заместителей.

«Было решено усилить контроль на объектах с требованием возобновить работы и предоставить график выполнения СМР с указанием рабочей силы по каждому этапу, освоения денежных средств и сроков завершения строительства», – отметил начальник отдела строительства и реконструкции КРТИ Кирилл ОЗИМОВ.

Желание города навести порядок в дорожном строительстве можно только приветствовать. Однако очевидно, что властям при работе с подрядчиками придется принимать во внимание изменившуюся за последний год экономическую ситуацию. Смольному уже пришлось отказаться от проведения конкурса на реконструкцию Тучкова моста. Предложенная сумма контракта в 2,3 млрд рублей не заинтересовала подрядчиков. Дело в том, что из-за роста курса доллара и евро выросла стоимость импортных материалов, которые понадобились бы при проведении работ. Да и к потенциальным исполнителям госконтрактов придется приглядываться тщательнее. Ведь банкротами сегодня стали компании, которые ранее исправно работали на городских проектах и являлись лидерами дорожного строительства города.

О том, что дисциплина в дорожном строи­тельстве ухудшилась, сообщила и Счетная палата РФ. По ее данным, объем незавершенного госстроительства в 2014 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 16,5% и составляет 1,97 трлн рублей. Наибольший объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 года сложился по Росавтодору и составил 477,2 млрд рублей, или 24,2% общего объема незавершенного строительства.

Комментируя эти данные, специалисты Счетной палаты пришли к выводу, что причинами роста незавершенного строительства являются системные недостатки при формировании и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), а также отсутствие оформленных прав собственности на земельные участки и должного контроля со стороны ведомств за исполнением государственных контрактов на строительство.

Лилиана Глазова, Татьяна Вильде

В печатной версии название материала – “Дюжина недостроев” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 160, сентябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X