Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Бнатов: Центральный участок ЗСД откроют в срок

Об особенностях строительства одного из крупнейших в Европе инфраструктурных проектов, реализуемых на основе ГЧП,  рассказал генеральный директор ООО «Магистраль северной столицы» Алексей Бнатов.

Алексей Бнатов
Алексей Бнатов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В 2016 году планируется открыть сквозное движение по Западному скоростному диаметру (ЗСД), который свяжет северные районы Петербурга с южными. Таким образом, будет обеспечена возможность проехать пятимиллионный мегаполис, не нарушая Правила дорожного движения, менее чем за двадцать минут. О ходе строительства центрального участка, самого сложного в составе проекта, мы побеседовали с генеральным директором ООО «Магистраль северной столицы» (МСС) Алексеем БНАТОВЫМ.

– Алексей Николаевич, когда будет введен в строй Центральный участок ЗСД? Из каких сооружений он будет состоять?

– Срок сдачи Центрального участка Западного скоростного диаметра определен основополагающим документом нашего проекта – Соглашением о государственно-частном партнерстве. Участок должен быть открыт для движения в 2016 году. В настоящее время контрактные сроки остаются актуальными. Строительство активно ведется одновременно на десяти площадках в четырех районах Санкт-Петербурга, что позволяет минимизировать сомнения в том, что в следующем году автомобили смогут проезжать по всем участкам ЗСД

СПРАВКА

Технические параметры ЗСД:

• Общая протяженность – 46,6 км
• На насыпи –19,3 км
• В выемке – 2,7 км
• На искусственных сооружениях – 24,6 км
• Количество транспортных развязок – 15
• Количество полос – 4–8
• Максимальная разрешенная скорость движения – 110 км/ч

Источник: ООО «Магистраль северной столицы»

Центральный участок является самым сложным в составе ЗСД. В рамках строительства создаются: двухъярусный мост через Морской канал, вантовые мосты через Корабельный фарватер и Петровский фарватер. Кроме того, в составе участка строится тоннель под рекой Смоленкой на Васильевском острове.

– Большая часть строительства этого участка ведется над водой. Применялись ли при  строительстве  уникальные для Петербурга и России технологии?

– Действительно, 70% протяженности Центрального участка расположены над акваторией. Этим и определено то количество мостов и эстакад на подходе к мостам, которые составляют участок.

Строительство участка ЗСД

Строительство участка ЗСД
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Вместе с тем говорить об уникальных технологиях не совсем корректно. Учитывая масштаб и предполагаемый срок службы объекта, который должен превысить сто лет, используемые материалы и технологии должны являться тщательно проверенными, испытанными, в том числе и практикой использования, чтобы гарантировать требуемую надежность.

Диаграмма: источники финансирования ЗСД
Источник данных: собственная информация
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Уникальным можно назвать сочетание большого количества различных технологий. Например, традиционная технология надвижки на данном объекте интересна прежде всего тем, что строителям приходится прибегать практически ко всем ее видам: от прямой продольной до нажвижки в гору и с измененным радиусом.

В числе непростых задач и монтаж конструкций двухъярусной фермы – пролетного строения, где проезжие части встречных направлений будут располагаться друг над другом. Данное сооружение также создается с помощью указанной технологии.

– Каковы параметры новых мостов, которые появятся в дельте Невы? Пришлось ли корректировать заложенные в проекте характеристики во время строительства?

– Все основные характеристики объектов, заложенные в проект, остались неизменными. Если говорить о конкретных параметрах, то двухъярусный мост через Морской канал будет иметь подмостовой габарит 52 м, общую протяженность около 2000 м, ширину 22 м. Центральный пролет данного моста будет иметь длину 168 м.

НА ЗАМЕТКУ

Общий объем инвестиций в Центральный участок дороги – более 120 млрд рублей, в том числе средства на обслуживание кредитов.

Минимальный гарантированный доход от эксплуатации всей трассы после ввода в платную эксплуатацию Центрального участка – 9,6 млрд рублей.

Ежедневный трафик через два действующих участка ЗСД достигает 160 000 автомобилей, с вводом Центрального трафик вырастет на 30–100%.

Мост через Корабельный фарватер – единственный в мире вантовый мост с пилонами, наклоненными внутрь, имеет подмостовой габарит 35 м, длину центрального пролета 320 м.

Еще один вантовый мост, который протянется над Петровским фарватером, имеет подмостовой габарит 25 м и длину центрального пролета 240 м.

– В отличие от других участков ЗСД центральный проходит в непосредственной близости от жилых зданий. Какие решения применены для защиты жителей от шумов, выхлопных газов и т. д.?

– Этот участок принципиально не отличается от Южного и Северного участков. Это уникальный проект внутригородской скоростной трассы, проложенной в крайне стесненных условиях, в том числе и в относительной близости к жилой застройке.

Строительство участка ЗСД у "Зенит-Арены"
Строительство участка ЗСД у “Зенит-Арены”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Данные условия прохождения дороги учтены проектировщиками в полной мере при планировании конструкций ЗСД и специальных защитных мероприятий. Так, например, вдоль Морской набережной Васильевского острова ЗСД проходит в выемке, уровень проезжей части будет ниже уровня существующей территории на шесть метров, что обеспечит значительное снижение уровней звукового и визуального воздействия на жилую застройку.

Везде, где это необходимо, запроектировано создание шумозащитных экранов. Кроме того, в домах, которые расположены в относительной близости от ЗСД, произведены работы по установке шумозащитного остекления, в рамках проекта остеклено несколько тысяч квартир.

На Канонерском острове часть домов пришлось расселить, чтобы обеспечить соблюдение санитарных норм. Уровень возможного влияния выхлопных газов также тщательно изучен в специальном разделе проекта, и сверхнормативные воздействия на жилую застройку исключены. Важно отметить и то, что проект разрабатывался, исходя из характеристик двигателей своего времени, при этом экологичность транспорта возрастает, поэтому воздействие будет даже существенно ниже предполагаемого.

Пролет путепровода ЗСД
Пролет путепровода ЗСД
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Как строящийся участок будет соединен с улично-дорожной сетью города, допускаете ли вы вариант, что город не успеет вовремя построить подходы к ЗСД на Васильевском острове?

– МСС, как партнер Санкт-Петербурга по Соглашению о государственно-частном партнерстве, выполняет строительство развязки с перспективным продолжением набережной Макарова на Васильевском острове (В. О.) и дополнительных съездов в рамках развязки с набережной реки Екатерингофки.

Строительство продолжения набережной Макарова, которая должна обеспечить эффективное подключение ЗСД к улично-дорожной сети города, находится в компетенции профильных органов власти Санкт-Петербурга.

– Ранее рассматривался вариант строительства двух съездов с ЗСД на В. О. – в районе Адмиральского проезда и Шкиперского протока. Планируется ли сейчас строительство второго съезда?

– Вторая развязка в южной части Васильевского острова, в районе улицы Шкиперский проток, в проекте признана перспективной. Она не входит в наш объем работ, предусмотренный соглашением. Если город посчитает необходимым строительство данной развязки, она может быть создана. В ходе работ создаются условия для возможности подключения к ЗСД развязок, которые признаются в проекте перспективными.

Уникальным можно назвать сочетание большого количества различных технологий

– В настоящее время на Васильевском острове сложная дорожная ситуация: въезды, выезды на остров расположены в его восточной части и связывают район только с центром города. ЗСД станет единственным коридором, по которому можно выехать с острова в другие районы города, минуя центр. Допускаете ли вы, что в пунктах оплаты будут формироваться пробки? Сколько автомобилей в минуту смогут проходить через пункт взимания платы за проезд?

– Западный скоростной диаметр в значительной степени будет способствовать разрешению непростой транспортной ситуации на Васильевском острове и, разумеется, примет на себя существенный транспортный поток.

Возведение эстакады ЗСД
Возведение эстакады ЗСД
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Пропускная способность пунктов оплаты зависит от того типа взимания платы, который на них реализован. В любом случае данный вопрос тщательно прорабатывается, планируются самые современные, возможные к применению технологии сбора платы за проезд, прежде всего электронные.

Таким образом, говорить о существенных замедлениях на подъезде к пунктам оплаты у нас не будет оснований. Это гарантируется и тем, что требования к эксплуатации, сформулированные соглашением, накладывают на партнера обязательства предпринимать все меры по недопущению затруднений проезда.

– Какой сейчас трафик автомобилей по Северному и Южному участкам ЗСД? Соответствует ли он прогнозным параметрам?

– Ежедневно до 80 000 транспортных средств проезжают по каждому из участков. То есть более 4 млн поездок в месяц, что вполне соответствует прогнозным значениям.

Данные автомобилисты видят пользу в возможности передвижения в рамках пятимиллионного мегаполиса со скоростью до 110 км в час при гарантированном уровне комфорта и безопасности. Ощущают позитивный эффект и те, кто продолжает выбирать альтернативные бесплатные маршруты. Ведь те водители, которые предпочитают ЗСД, не едут по улично-дорожной сети города, транспортная нагрузка снижается.

Действующий участок ЗСД
Действующий участок ЗСД
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– По вашим прогнозам, насколько увеличится трафик по магистрали после ввода Центрального участка?

– После ввода в эксплуатацию этого участка ЗСД начнет выполнять свою функцию в полном объеме и трафик очевидно увеличится. Рост трафика может составить от 30 до 100%.

– Власти города предлагали организовать автобусное сообщение по ЗСД. Насколько, на ваш взгляд, это целесообразно?

– Нам известно об инициативе организовать движение автобусов по специально выделенной полосе на ЗСД. С точки зрения оператора ЗСД, у нас есть несколько вопросов, которые остаются открытыми. Прежде всего, обеспечение требований безопасности, гарантий отсутствия риска выхода пассажиров на проезжую часть, обеспечение соблюдения требований Правил дорожного движения, применяемых на магистралях, в частности запрет на остановку транспортных средств. Кроме того, использование одной полосы автомобильной дороги для движения исключительно общественного транспорта накладывает ограничения на возможность проезда пунктов оплаты негабаритными транспортными средствами и грузовиками, что ведет к снижению норматива общей пропускной способности магистрали и пунктов оплаты. Это может повлиять на ситуацию с замедлениями на подъездах к пунктам оплаты, что потребует пересмотра нормативов и санкций, оговоренных в Соглашении о ГЧП и применяемых к оператору дороги городом за данные замедления.

Въезд на ЗСД
Въезд на ЗСД
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Еще одним вопросом для обсуждения является разделение затрат на ремонт и обслуживание основного хода дороги в случае, если ее часть будет отведена для движения исключительно маршрутных транспортных средств. Необходимо решить и вопрос невозможности разворота на магистрали, как следствие, необходимости съезда автобусов на улично-дорожную сеть для выполнения данного маневра. Такая необходимость может создать существенную нагрузку на съезды и въезды на Западный скоростной диаметр, которые во многих случаях имеют не более двух полос, и привести к значительному снижению количества транспортных средств, которые смогут воспользоваться ЗСД.

– Чем отличается обслуживание скоростной трассы от обычной магистральной дороги?

– Условия магистрали определяют дополнительные требования к проведению работ на дороге. Во-первых, тщательное планирование работ, призванное минимизировать влияние на движение транспорта. Речь идет и о долгосрочном определении дат проведения плановых работ, и о планировании времени проведения текущего обслуживания и диагностики сооружений и инфраструктуры дороги.

В целях оперативного реагирования эксплуатационных служб МСС создан парк техники, насчитывающий более 120 специальных машин

Важна роль и технологии организации работ. Например, диагностические процедуры, которые проводятся в постоянном режиме, планируются и производятся таким образом, чтобы сделать диагностику комплексной. Специалисты за одно обследование собирают все требуемые данные и заносят их в систему, где накапливается информация. Такой подход позволяет сократить количество выходов инженеров на дорогу, соответственно, минимизировать влияние на движение.

Работы по текущему обслуживанию и ремонту планируются с учетом нагрузки на магистраль и возможного влияния на движение. Распределение происходит так, чтобы в зоне работ специалистов, обслуживающих дорогу, проходило минимальное количество транспортных средств. Так что выходные дни и ночное время суток становятся для эксплуатационных подразделений временем самого напряженного труда.

Обслуживающая ЗСД техника
Обслуживающая ЗСД техника
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Большое значение имеет и обозначение зоны работ таким образом, чтобы водитель мог получить информацию об ограничениях заранее. Здесь задействованы все возможности автоматизированной системы управления дорожным движением: табло и знаки переменной информации, оперативное назначение информации дежурными диспетчерами, контролирующими работу системы, выезд на места дорожных инспекторов. В ходе работ применяется специальная техника и оборудование для того, чтобы сделать зону работ максимально заметной с расстояния, позволяющего в спокойном режиме принять решение и совершить маневр.

Кроме того, обо всех существенных работах, сопряженных с ограничениями движения, мы сообщаем на сайте дороги. В ближайших планах – реализация системы информирования водителей, установивших мобильное приложение «Ваш ЗСД», с помощью уведомлений.

В целях максимально оперативного реагирования эксплуатационных служб МСС создан парк многофункциональной техники, насчитывающий более 120 специальных машин и механизмов, используемых для уборки и ремонта магистрали. Это современная техника в достаточном количестве.

Пункты оплаты ЗСД
Пункты оплаты ЗСД
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Также создаются две полнофункциональные эксплуатационные базы, включающие всю необходимую инфраструктуру: ремонтные мастерские, боксы для хранения техники, солехранилища, снегоплавильные установки и многое другое. Одна из баз расположена в непосредственной близости от Южного участка, вторая – у Северного участка ЗСД. Это позволит гарантировать максимально быстрое время подхода техники в случае резкого ухудшения погодных условий и оптимизировать логистику при вывозе снега.

Одна из особенностей эксплуатации Западного скоростного диаметра определяется тем, что многополосная магистраль проложена в стесненных городских условиях, на эстакадах, мостах, иных искусственных сооружениях. Это диктует дополнительные требования к эксплуатации.

Например, весь снег с дороги собирается и вывозится, мы не можем сбрасывать его за барьерное ограждение. Используются специальные дорогостоящие реагенты, которые допустимы на мостовых конструкциях и не приводят к их разрушению.

 

Этапы развития ЗСД

1996 год – разработан и утвержден план проектирования скоростной дороги, получившей название «Западный скоростной диаметр»

1997 год – начата стадия обоснования инвестиций в строительство магистрали

2000 год – распоряжением губернатора
Санкт-Петербурга № 113-р был утвержден акт выбора трассы Западного скоростного диаметра

2003 год, 27 февраля – получено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по обоснованию инвестиций в строительство ЗСД

2004 год, осень – ОАО «Западный скоростной диаметр» совместно с группой проектных компаний во главе с ЗАО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства ЗСД

2006 год, декабрь – завершена разработка проекта всей трассы от транспортной развязки на пересечении с КАД вокруг Санкт-Петербурга (нежилая зона «Предпортовая-2») до транспортной развязки на пересечении с автомобильной дорогой Е-18 «Скандинавия»

2008 год, март – получены положительные заключения ФГУП «Главгосэкспертиза России» по всем очередям строительства

2005 год, осень – началось строительство I очереди ЗСД

2008 год, октябрь – открыто движение на участке I очереди ЗСД, который обеспечивает подключение к ЗСД 3-го и 4-го районов Морского порта и проспекта Стачек

2010 год, октябрь – открыто движение на участке II очереди ЗСД до Благодатной ул.

2011 год, 14 мая – на открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введен платный проезд

2011 год, 29 декабря – открыто движение на транспортной развязке на пересечении ЗСД с Кольцевой автодорогой в районе автозавода Hyundai

2012 год, 11 октября – открыто движение на участке II очереди ЗСД от Благодатной ул.
до наб. р. Екатерингофки

2013 год, март – началось строительство Центрального участка ЗСД

2013 год, 3 августа – открыто движение на Северном участке ЗСД от Приморского пр. до трассы Е18 «Скандинавия»

2013 год, 7 октября – на открытом для движения участке ЗСД от Благодатной ул.
до наб. р. Екатерингофки введен платный проезд

2013 год, 1 декабря – в соответствии с Соглашением о государственно-частном партнерстве Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию партнеру – ООО «Магистраль северной столицы»

2014 год, 15 мая – Северный участок ЗСД передан в эксплуатацию партнеру – ООО «Магистраль северной столицы», введен платный проезд

Источник: ОАО «ЗСД»

Татьяна Вильде

В печатной версии название материала – “Между севером и югом” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 160, сентябрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X