Актуальное

Петербургский дацан отмечает столетие

Комплексную реставрацию буддийского храма, начавшуюся пять лет назад, планируется завершить в 2016 году. Между тем первозданную красоту его фасадов  можно оценить уже сейчас. Основные мероприятия в честь столетия дацана начинаются 28 сентября, большинство из них пройдет в самом храме.

Дацан в Санкт-Петербурге
Дацан ориентирован с юга на север, где должна находиться Шамбала
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Инициатором возведения буддийского храма (в будущем дацан «Гунзэчойнэй») и его первым настоятелем был бурятский лама, посланник XIII Далай-ламы, ученый Агван Лобсан Доржиев. Ему пришлось проявить незаурядный дипломатический талант, чтобы, заручившись поддержкой выдающихся деятелей науки и культуры Российской империи, в условиях сложной политической обстановки в стране, получить аудиенцию у Николая II, а затем и разрешение на строительство «иноверческого храма в столице», писала тогда черносотенная пресса. Этому способствовало и то, что усилиями Доржиева храму отводилась политическая роль, не декларируемая открыто, – содействовать сближению России с буддийским Востоком – Монголией и Тибетом.

Дацан выдержан в канонах буддийских храмов, строго ориентирован с юга на север, где, по представлению буддистов, находится легендарная Шамбала. Его архитектурный облик создан в стиле тибетского соборного храма и дополнен элементами северного модерна. Наличие гранита, облицовочного кирпича и глазурованной плитки в облицовке фасада здания – характерная особенность этого модного в то время стиля.

Мемориальная доска, посвященная Пандидо Хамбо Лама Даша-Доржо Этигэлов
Мемориальная доска, посвященная Пандидо Хамбо Лама Даша-Доржо Этигэлов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

За годы революции, Гражданской и Великой Отечественной войн храм лишился многих религиозных символов. В частности, цвет окрашенных поверхностей неоднократно менялся, из пола в зале молебствий была удалена свастика. Тем не менее 25 ноября 1968 года здание храма было признано памятником архитектуры местного значения, а в 2001-м – федерального значения.

Сто лет спустя…

Летом 1990-го дацан был возвращен буддисткой общине, в храме впервые были проведены противоаварийные работы. C тех пор петербургская община буддистов лишь своими силами поддерживала состояние храма – эпизодически и по мере возможностей.

НА ЗАМЕТКУ 

Буддийский храм в Петербурге (дацан «Гунзэчойнэй») возводился с 1909 по 1915 год.

Архитектурный проект разработан студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и уже маститым архитектором Г. В. Барановским. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Также был создан специальный строительный комитет для наблюдения за ходом работ, куда вошли известные российские востоковеды – академики В. В. Радлов и С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, кн. Э. Э. Ухтомский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер.

10 августа 1915 года по старому стилю (то есть 23 августа – по новому) храм был торжественно освящен и впервые открыл свои двери для всех желающих, но уже в конце 1916-го регулярные богослужения прервались.

В 1922–1937 годы храмовый комплекс принадлежал Тибето-монгольской миссии.

В 1935 году храм был закрыт окончательно. В здании попеременно размещались физкультурная база, военная радиостанция, лаборатории Зоологического института АН СССР.

9 июля 1990 года храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Комплексная реставрация с привлечением средств казны Санкт-Петербурга началась в 2010 году. К настоящему времени отремонтированы крыша и инженерные сети, завершается реставрация фасадов. На очереди – интерьеры и благоустройство территории.

Так, рваные гранитные блоки, которыми облицованы фасады и цоколь, расчищены, укреплены и отреставрированы. Кирпичные стены под облицовкой просушены. Поскольку гранит воду не пропускает, в облицовке предусмотрены небольшие выпуски для выхода избыточной влаги. «Таким образом, обеспечена естественная вентиляция стен», – пояснила главный специалист отдела северных и южных районов и промышленной архитектуры КГИОП Светлана НАЛИВКИНА. Кроме того, выполнены специальные демпферные швы, позволяющие предотвратить появление трещин в облицовке при значительных перепадах температур.

Храм изначально имел двойную систему отопления. В здании сохранились калориферы, которые располагаются в вестибюле и создают тепловую завесу. Дополнительно воздух в помещении обогревается радиаторами водяного отопления, встроенными в подоконники.

Китайский лев
Льва буддийские храмы заимствовали из китайской архитектуры
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Когда убрали проржавевшие железные листы, которыми были зашиты потолки, реставраторы обнаружили вентиляционные решетки. «После их очистки в храме стало намного суше, теплее, свежее, – рассказала помощник настоятеля дацана по организационному развитию Инна ВАСИЛЬЕВА. – Вентиляционная система очень хорошо продумана, и нам в этом еще предстоит убедиться, когда мы перейдем к работам по интерьерам».

В советское время инженерные сети ввели в здание самым примитивным путем – через окна подвального этажа. Поэтому при реставрации сети были не только заменены, но и переложены, что позволило вернуть первозданный облик фасадам.

Не обошлось и без сюрпризов. При изучении архивов на рабочем чертеже автора проекта Гавриила Барановского под храмом был изображен полый конструкционный объем, но этому никогда не придавали значения. Однако когда специалисты стали разбирать крыльцо, выяснилось, что оно устроено на бетонном своде, способном выдерживать значительные нагрузки. «Ни о чем подобном мы до настоящего времени не знали, – говорит Инна Васильева. – Возможно, благодаря этому ни война, когда тяжелое оборудование стояло внутри здания, ни плохое содержание инженерных сетей не сказались катастрофически на несущих конструкциях».

Взяли верный тон

В процессе реставрации было сделано немало открытий, связанных с утратами. Так, при обследовании декоративных металлических элементов на фасадах здания было вскрыто историческое огневое золочение. При реставрационных отмывках оказалось, что под распространенной в храме зеленой краской скрыта позолота. Выяснилось к тому же, что не вся позолота была нанесена равномерно, иногда она выступала на фоне медной поверхности, то есть первоначально базы на колоннах имели двухцветный облик.

145,4 млн рублей предусмотрено в 2015 году в городской казне на реставрационные работы дацана

В буддийской традиции цвет играет большую роль. Его использование, в частности, зависит от расположения стен относительно частей света. Прежде при проведении ремонтно-реставрационных работ использовалось то, что было под руками, – недолговечные синтетические краски. В обилии применялись розовый, желтый цвета непонятных оттенков. Между тем для традиционного буддизма характерны четыре основных цвета – белый, желтый, красный, синий (или зеленый) определенных тонов, причем с применение исключительно природных минеральных красок.

В одном из помещений храма (с левой стороны от алтаря) под слоем копоти были обнаружены не тронутые со времен постройки интерьеры, которые, по сути, оказались законсервированными. «Для реставраторов это было большой удачей, – рассказывает заместитель настоятеля дацана Церен ЛАМА. – Художники признают, что поймать нужный синий цвет очень сложно, а здесь после очистки мы увидели хорошо сохранившиеся тона красок. Для того чтобы точнее уловить нужный оттенок, было организовано дополнительное освещение – ловили буквально тона-полутона».

Стена петербургского дацана
Во время реставрации оконным заполнениям вернули исторический зеленый цвет
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Попадание вышло точным – когда окраска портика была закончена, настоятель сказал, что получилось правильно с точки зрения буддизма. Это было для нас лучшим комплиментом», – вспоминает Светлана Наливкина.

«Цвета, обнаруженные под копотью, совпали с теми, которые реставраторы использовали на фасадах. Это говорит о том, на каком высочайшем уровне сегодня ведется научная реставрация. Об этом мы могли только мечтать», – в свою очередь, высказал признательность Церен Лама.

Храму вернули исторический цвет, станет иной раскладка золоченых и тонированных элементов, тем не менее парадный фасад кардинально не изменится

К столетнему юбилею архитектурные элементы портика были расчищены от поздних наслоений и получили свою историческую, характерную для буддийской традиции окраску. К концу года на свое место будет возвращено колесо Хурде (колесо вероучения) с воссозданными по историческим фотографиям колокольчиками и золотыми ланями, которым вернут утраченные хвостики.

На крышу вернется атрибутика, призванная отпугивать злые силы. Со стороны главного фасада, выходящего на Приморский проспект, вновь будут установлены золоченые башенки – чжалцаны – с деталями, которые удалось воссоздать по образцу, найденному на чердаке храма. При их обследовании также обнаружено, что они были вызолочены и декорированы «драгоценными камнями» – кабошонами из цветного стекла, символизирующими благополучие храма. Часть вставок сохранилась, утраченные предполагается воссоздать по образцу.

Крыша петербургского дацана
В буддизме цвет играет важную роль: его использование зависит от расположения стен относительно частей света
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Отреставрированы гранитные оконные порталы и оконные заполнения, которым вернули исторический зеленый цвет. В круглые оконные проемы под портиком между стеклами вернутся золоченые металлические вставки типа колеса Хурде.

Каждая новая находка подталкивала специалистов к поиску верных решений при реставрации. Например, было обнаружено, что на дверных порталах главного входа, покрытых краской, первоначально не было разноцветных кубиков. При этом кубики, выполненные из сосны, были покрыты дубовой «палубой» (толстым шпоном), очевидно, что никто бы не стал дуб красить в разные цвета. Поэтому реставраторы вновь погрузились в изучение архивов. Оказалось, что дубовые двери изначально не были покрашены, на них располагались золоченые накладки. После этого «открытия» дерево расчистили, покрыли лаком, вернули исчезнувший металлодекор, воссоздали по фотографиям ручки в виде дисков.

«После реставрации дверей были сделаны черно-белые фотографии для сравнения с историческими. Результатом мы остались довольны, – рассказала о тонкостях контроля правильности решений Светлана Наливкина. – Сегодня возвращаются храму цвета, историческая позолота, меняется раскладка золоченых и тонированных элементов. Тем не менее парадный фасад кардинально не изменится. Он станет в чем-то более строгим, а в чем-то более ярким, но однозначно – наиболее приближенным к первоначальному виду».

Преображение

В рамках комплексной реставрации предусматриваются также работы по благоустройству территории храмового комплекса, ремонт исторической дренажной системы. Сотрудники КГИОП и Ботанического сада разрабатывают ландшафтный проект, который также будет основан на архивных документах, сообщила Светлана Наливкина.

На ограду вернутся лотосы, которые придадут строгому храму более мягкий облик

А пока ведется реставрация ограды вдоль Приморского проспекта (южная часть) и Липовой аллеи (восточная). С северной стороны разобрана постройка советских времен и возвращена историческая высота ограды. При этих работах также не обошлось без интересных находок. При расчистке столбов ограды были обнаружены штыри, которые указывали на присутствие здесь некоего утраченного элемента. Затем по старой фотографии, найденной в этом году, специалисты установили, что ранее ограду украшали лотосы. «Их появление преобразит ограду и сад, достаточно строгий комплекс засияет более мягко. Это будет близкий Востоку облик», – считает Инна Васильева.

Без сомнения, работа с интерьерами будет сопровождаться множеством открытий. Запланирована реставрация конструкций светового фонаря и витражного заполнения – по буддийским традициям молельный зал не должен иметь окон, свет должен поступать через световой фонарь. Витражные стекла фонаря, расписанные по эскизам Николая Рериха на тему «восемь счастливых моментов буддизма», почти полностью сохранились, а имеющиеся утраты есть возможность воссоздать по исторической иконографии. Предполагают, что это были рисунки первых служителей храма, приехавших в Санкт-Петербург, они-то и легли в основу эскизов. Но это уже следующая история. Работы по реставрации интерьеров планируется провести в 2016 году.

Земельный вопрос

Известно, что в 1909 году Агван Доржиев приобрел два участка земли в Старой Деревне общей площадью 1186,91 кв. саж. (0,54 га). На первом участке разместился храмовый комплекс, на втором в 1910–1916 годах были возведены два здания – четырехэтажное общежитие для монахов и приезжих буддистов и служебный флигель (не сохранился).

Ограда петербургского дацана
С северной стороны разобрана постройка советских времен и возвращена историческая высота ограды
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В 1990-м храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР вместе с территорий первого участка за исключением его береговой части. Между тем в охранную зону храма как памятника был включен первый, второй участок и еще часть территории за северной оградой храма. Таким образом, сегодня площадь охранной зоны храма более чем в два раза превышает территорию, находящуюся в управлении храма (548,76 кв. саж.).

Буддистская община неоднократно обращалась к руководству города и страны с просьбой расширить границы ее управления. «Наконец-то часть территории нам уже передают – мы оформляем на них документы», – сообщил настоятель дацана Буда БАДМАЕВ.

Ирина Кравцова

СПРАВКА

В 2011–2012 годах за счет средств бюджета Санкт-Петербурга выполнялись работы по ремонту
и реставрации крыши.

В 2013–2014 годах – инженерное обследование и разработка проектной документации на ремонт
и реставрацию наружных остекленных конструкций фонаря, фасадов храма и ограды.

В 2015 году выполняются работы по ремонту и реставрации фасадов, ограды, по первому этапу благоустройства территории на сумму 145,4 млн рублей из средств городского бюджета.

На 2015–2016 годы запланированы работы по выполнению проектной документации и производству работ по ремонту и реставрации интерьеров храма (включая наружные остекленные конструкции фонаря верхнего света и витраж храма), благоустройство храмовой территории.

В печатной версии название материала – “Дацан в западном стиле” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 160, сентябрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X