Актуальное

Освещение стремится к эффективности

Расходы на освещение в общем объеме энергопотребления зданий различного назначения достигают 18%. Снизить этот показатель помогают энергосберегающие источники света и автоматическое управление системами освещения.

Освещение склада
Одновременно с ростом спроса на светодиодные лампы наблюдается “ренессанс спроса” на обычные лампы накаливания
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Курс на энергосбережение и повышение энергоэффективности в российской экономике за считаные годы в корне изменил ситуацию на рынке светотехники. Как отмечают аналитики отрасли, в прошедшем году производство ламп накаливания уменьшилось на 20%, а изготовление двухцокольных люминесцентных ламп – на 15%.

В то же время, по собственным данным компаний, объемы продаж светодиодных светильников в РФ продолжали расти в геометрической прогрессии, опережая по темпам развития европейские страны. Сегодня Россия уже вышла на четвертое место в рейтинге стран, активно внедряющих светодиодное освещение.

В течение 2015–2018 годов, по прогнозам мировых и российских экспертов, на фоне мировой рецессии ожидается трехкратный рост светодиодного рынка, в том числе в РФ, где в 2014 году в профессиональном освещении доля светодиодного достигла 27%, а к концу 2018 года ожидается на уровне 72% от общего объема приобретаемых светильников.

Выигрывают самые экономичные

Несмотря на бурный рост рынка энерго­сберегающего освещения, спад в российской экономике не мог не отразиться на светотехнической отрасли. Однако, как отмечают в компании «АтомСвет», на энергоэффективной продукции кризис сказался в наименьшей степени.

«Рынок газоразрядных ламп и светильников с этими лампами резко сократился, – говорит генеральный директор «АтомСвет» Вадим ДАДЫКА. – Уже в первом квартале этого года рынок газоразрядных ламп упал на 40–70% в зависимости от типа ламп, в то время как рынок светодиодных ламп, напротив, продолжал расти».

При этом одновременно с ростом спроса на светодиодные лампы наблюдается «ренессанс спроса» на обычные лампы накаливания, замечает он. Причина одна – рынком чрезвычайно востребована экономия, будь то экономия средств на приобретении источников освещения (лампы накаливания) или же максимальное снижение эксплуатационных затрат (светодиодные источники света).

Около 60% рынка внутреннего светодиодного освещения приходится на долю бюджетных заказов


Аналогичные процессы идут и на рынке светильников, где в числе наименее пострадавших – светодиодные светильники. «Думаю, что постепенно светодиодные лампы и светильники уйдут в отрыв и именно они будут формировать структуру российского рынка светотехники уже в ближайшем будущем», – прогнозирует Вадим Дадыка.

Рынок светодиодной светотехники, по собственным оценкам ГК «Светлана-Оптоэлектроника», достигает примерно 15 млрд рублей, а в его структуре можно четко выделить пять основных групп. К первой группе относятся предприятия полного цикла производства, такие как Philips, OSRAM, «Оптоган», а также группа компаний «Светлана-Оптоэлектроника» (с долей рынка 20–25%).

Ко второй группе можно отнести профильные предприятия по выпуску светотехники, перенастраивающие производство со стандартных источников на светодиодные («Световые технологии», «Белый Свет», Ардатовский светотехнический завод).

Третья группа – это сборочные крупноузловые производства, среди которых выделяются компании «АтомСвет», «Фокус», LEDEL, «Ферекс», «Лидер Лайт», «ЛЕД-Эффект», четвертая – мелкие «гаражные» локальные производители, пятая – российские бренды с производством в Китае (Navigator, Kosmos, NLCO).

Все эти компании так или иначе ощутили изменения на рынке, связанные с ростом обменных курсов, процентных ставок по кредитам, со значительным удорожанием продукции (до 30% и выше), в которой используются качественные импортные комплектующие, а также с сокращением инвестиционных программ.

Производство светового оборудования
Инновационным отечественным светильникам необходимы электронные комплектующие и чипы зарубежного производства
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Рынок B2B и прямых проектов, за счет которого существовали практически все компании отрасли, сократился в разы, – поясняет генеральный директор торгового дома SvetaLED (ГК «Светлана-Оптоэлектроника») Владислав ПОЛОВНИКОВ. – Единственным исключением стало коммерческое освещение, где идет существенный рост продаж: это компании-ритейлы, среди которых можно выделить ТК «Лента», «Х5 Ритейл», «Магнит», которые стали активно переходить на светодиодные светильники».

Светлые перспективы

Несмотря на сокращение рынка, у производителей и поставщиков энергоэффективной светотехники есть все причины быть оптимистами, поскольку основную роль в продвижении этой продукции сего­дня играет государство, которое в Стратегии-2020 определило конкретные целевые показатели по светодиодному освещению.

Планируется, что к 2020 году 99% всех уличных светильников должны быть энергоэффективными; доля энергоэффективных промышленных светильников должна вырасти до 73%, доля светодиодных и компактных люминесцентных ламп – до 83%; количество энергоэффективных светоточек в государственных учреждениях – с 91 млн штук в 2011 году до 171 млн; системы управления освещением должны быть установлены не менее чем в 25% госучреждений.

Кроме того, ускоренному распространению энергосберегающего освещения должно объективно способствовать ежегодное снижение себестоимости светодиодов на 20–30% при постоянном росте их мощности.

Надо отметить, что в условиях падения рынка в России многие отечественные производители светильников для удержания объема выпуска продукции пытаются заместить снижение продаж в РФ экспортом в ЕС, страны ближнего и дальнего зарубежья, и небезуспешно, отмечает также коммерческий директор ООО «ТК Аргос-Трейд» Артем КУНИЛОВСКИЙ.

И все же основная проблема отечественных производителей в том, что совсем без импорта резко подорожавших электронных комплектующих и чипов пока не обойтись. К сожалению, признают эксперты, в стране отсутствует отрасль, которая способна обеспечить потребности производителей в специализированном автоматизированном оборудовании для серийного производства микроэлектронных приборов.

Российский рынок светодиодной светотехники достигает 15 млрд рублей, из которых 70% приходится на светильники внутреннего освещения


Для нормального функционирования таких технологических установок необходимы специальные комплектующие и материалы, оптимизированные именно под работу с этим оборудованием. Заменить их означает «поднять» отечественную электронную индустрию, а это возможно только с помощью государства.

«Конечно, в сложившейся ситуации трудно обойтись без потерь для бизнеса и сразу найти адекватную альтернативу зарубежным поставкам. Но сама ситуация подталкивает нас искать надежных партнеров по импортозамещению комплектующих либо готовой продукции на отечественном рынке, поддерживать взаимовыгодное сотрудничество и российских производителей», – рассуждает генеральный директор компании LED Project Татьяна СЛЕДНЕВА.

В ГК «Светлана-Оптоэлектроника» основные изменения также связаны с импортозамещением: здесь перешли к максимальному применению материалов и комплектующих российских поставщиков, а некоторые элементы светильников (оптические элементы, блоки питания) производят сами. Это позволяет гарантировать соответствие продукции жестким требованиям, которые предъявляют ключевые партнеры (в том числе ОАО «РЖД»), а также избежать лишних накладных расходов.

По словам Вадима Дадыки, существенного роста себестоимости светильников удалось избежать путем оптимизации производственных процессов. Это позволило в текущем году удержать цены, несмотря на использование импортных светодиодов и комплектующих производства Nichia Corporation (Япония), Seoul Semiconductor (Корея), OSRAM (Германия), поликарбоната Bayer (Германия).

Производители и заказчики

По оценкам специалистов «АтомСвет», доля светильников внутреннего освещения составляет около 70% от всего рынка светодиодных светильников. Но в сегменте светодиодного освещения в краткосрочной перспективе ожидается примерный паритет между долей внутреннего и наружного освещения, так как модернизация уличного освещения с применением светодиодных светильников является сегодня одним из трендов в сегменте наружного освещения.

Современые светильники
Мощность светодиодного светильника для ЖКХ 6-8 Вт, в то время как мощность обычного – 60-80 Вт
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Если говорить об основных потребителях светодиодного освещения, то около 60%, по данным компании ГК «Светлана-Опто­электроника», приходится на долю государственных и муниципальных заказов, то есть сегмента, финансируемого из государственного бюджета. Промышленные светильники – еще один из перспективных сегментов сбыта, на него по итогам 2014 года приходилось 15–20% всего рынка светодиодной светотехники.

«Сегодня энергосберегающая светотехника наиболее востребована, во-первых, на предприятиях разных отраслей – сюда можно отнести внутренние системы освещения как цехов, так и различных участков и наружное освещение территорий предприятий, – говорит об опыте своего предприятия Татьяна Следнева. – Во-вторых, это внутреннее освещение торгово-офисных помещений в бизнес-центрах, торгово-развлекательных комплексах, административных и выставочных зданиях – там, где обычно применялось люминесцентное освещение с встраиваемыми либо накладными и подвесными светильниками с лампами 4*18 Вт или 2*36 Вт.

В среднем энергопотребление одного такого светильника составляет 72 Вт, а фактически (с учетом потерь на ПРА и старую проводку) примерно 90–100 Вт. При модернизации или замене системы освещения светодиодный светильник, который обеспечивает такую же и даже лучшую освещенность, будет потреблять всего 36–40 Вт. Сроки окупаемости составляют примерно год».

Энергосберегающее освещение также начинает массово применяться в ЖКХ – на лестничных площадках, в коридорах, при освещении подъездов и других мест общедомового пользования, где нет жестких требований к качеству света, но важны энергоэффективность и срок службы.

«Многие строительные компании все чаще применяют светодиодные светильники в строительстве жилых многоквартирных домов и обустройстве прилегающих территорий, – рассказывает Владислав Половников. – В первую очередь это связано с ростом тарифов на электрическую энергию и снижением стоимости светодиодных светильников, которая стала практически сопоставима с ценой обычных, а также с более совершенными техническими параметрами.

Для сравнения: светодиодный светильник для ЖКХ сегодня имеет мощность в пределах 6–8 Вт, в то время как обычный 60–80 Вт. Разница очевидна. Во-вторых, срок окупаемости инвестиций в такие проекты составляет от 7–8 месяцев до 1,5 года, что по меркам вложения инвестиций – короткий срок. Не стоит забывать и о таких новых тенденциях, как датчики и системы управления освещением, что сводит затраты на энергопотребление практически на нет».

Россия занимает четвертое место в рейтинге стран, активно внедряющих светодиодное освещение


Такое значительное сокращение затрат делает светодиодные системы освещения одним из наиболее распространенных предметов энергосервисного договора. По словам главы НП «Энергосервисная палата» Виталия МЛЫНЧИКА, самыми популярными для бюджетных учреждений являются два вида энергосервисного контракта: на замену освещения (так как светодиодные светильники позволяют экономить от 30 до 60% энергии) и на установку автоматизированного ИТП с погодным регулированием, где тоже можно получить до 40% экономии.

При этом в процесс заключения так называемых расчетных энергосервисных контрактов активно включились производители энергоэффективной светотехники, рассматривающие энергосервис как способ сбыта своей продукции.

«Окупаемость энергосервисного контракта при модернизации общедомового освещения многоквартирного жилого дома составила от 1 до 1,5 года при экономии электроэнергии на общедомовые нужды в 50%», – рассказывает исполнительный директор международного консорциума «Санкт-Петербургский Кластер Чистых технологий для городской среды» Николай ПИТИРИМОВ. Возглавляемое им НП «Городское объединение домовладельцев» реализует энергосервисные контракты для МКД с 2012 года.

С января 2014 года на МКД стали устанавливать светодиодные оптико-акустические светильники с датчиком движения в сочетании с настенными светильниками с оптико-акустическим датчиком. Небольшие сроки окупаемости инвестиций в подобные системы освещения, по его словам, устраивают инвестора в лице финансового брокера компании Green Energy One AS (Норвегия), представляющего интересы частных пенсионных фондов.

Производство чипов для светильников
Производство электронных чипов для светодиодных оптико-акустических светильников с датчиком движения
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

При этом для реализации проекта между НП «Городское объединение домовладельцев», энергосервисной компанией и поставщиком светотехнической продукции подписана «дорожная карта». В ее основе – принцип контракта жизненного цикла на срок действия энергосервиса, поэтому надежность, дизайн, срок службы без потери параметров светопотока, энергоэффективность, параметры пульсации светового потока и другие технические вопросы находятся в зоне ответственности поставщика.

«Модернизация систем освещения с использованием светодиодных светильников, экономически обоснована, – подытоживает генеральный директор компании «Атом­Свет». – К примеру, срок окупаемости светодиодных светильников по сравнению со светильниками с лампами накаливания обычно не превышает 1,5 года, с ртутными лампами – 2,5–3 лет.

Примеров, подтверждающих эти показатели, у компании много, один из недавних – модернизация складского комплекса «Норильского Никеля» с заменой светильников с лампами ДРЛ на светодиодные. При модернизации систем внутреннего освещения, где применяются люминесцентные лампы, или систем наружного освещения с лампами ДНаТ сроки окупаемости могут быть и более длительными в зависимости от конкретного проекта. Но такие преимущества светодиодных светильников, как диммируемость, длительный срок службы и низкие эксплуатационные затраты, делают применение светодиодных светильников оправданным и в этих случаях».

Татьяна Рейтер

В печатной версии название материала – “Освещение стремится к эффективности” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 160, сентябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X