Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Государство наступает на неплательщиков ЖКУ

Включившись в борьбу с долгами за услуги ЖКХ, которые превысили один триллион рублей, государство сделало ставку на ужесточение ответственности населения за несвоевременную оплату и на усиление контроля над деятельностью управляющих организаций.

Квитанции
А.Сидякин: “Долг по ЖКХ – 1 трлн руб. по России”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Долг россиян за жилищно-коммунальные услуги на 1 мая 2015 года составил 1,025 трлн рублей, впервые преодолев триллионный порог. Такую информацию представила СМИ Национальная служба взыскания (НСВ). По ее информации, рост по отношению к долгу на 1 мая 2014 года составил около 15%. Эта сумма складывается из задолженности физических лиц, промышленных предприя­тий, предприятий сельского хозяйства, бюджетных потребителей и иных хозяйствующих субъектов перед ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а также долгов предприятий ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов.

После этих данных проблема неплатежей практически сразу перешла с регионального уровня на федеральный. «Долг по ЖКХ – 1 трлн рублей по России, у нас консолидированный бюджет 23 трлн, то есть это 5% от бюджета», – отметил заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр СИДЯКИН.

Не замечать проблему и бездействовать при таком объеме долга стало невозможно, поскольку возникла реальная угроза срыва работы ресурсоснабжающих организаций (РСО). А они, к слову, регулярно взывали к чиновникам всех уровней с предложением принять меры и навести порядок в системе организации платежей в ЖКХ страны. Но ситуация кардинально не менялась.

В самостоятельном режиме

Из-за постоянно растущих долгов отдельные РСО доступными им способами стали самостоятельно бороться с этой проблемой и предпринимать меры, направленные на улучшение дисциплины оплаты за поставленные ресурсы. Организация прямых платежей между потребителем и поставщиком ресурса, минуя посредников, стала одним из наиболее распространенных методов.

Система прямых платежей, внедряемая отдельными РСО, далека от совершенства, что затрудняет ее применение в качестве системообразующей

Например, в Петербурге на такую схему оплаты поставок газа населению в апреле 2014 года перешла компания «Газпром Межрегионгаз СПб». Через год, в марте 2015 года, ТГК-1 заявила о намерении перевести своих петербургских потребителей на прямые платежи за отопление. В компании ссылались на положительные результаты, полученные в ходе подобных преобразований в Мурманске, Кировске (Ленинградская область), где собираемость денежных средств по текущим платежам с учетом погашения накопленной ранее задолженности зачастую превышала 100%.

В Петербурге, напротив, ситуация с платежами за поставленные ресурсы складывалась удручающая. «С 2011 года задолженность управляющих организаций перед ТГК-1 выросла в два раза, – признали в компании. – Жилищным законодательством определено право взыскания задолженности с жителей только управляющими организациями. Однако УК, ТСЖ и ЖКС соответствующую работу проводят вяло». Именно это и побудило энергетическую компанию к активным действиям.

В результате к осени текущего года квитанции с реквизитами ТГК-1 получают жители 76 многоквартирных домов. По 52 МКД приняты решения о прямых платежах, по 20 МКД осуществляется цессия текущих начислений. В 4 МКД ТГК-1 является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и ГВС.

Однако масштабному внедрению этой системы препятствует кропотливая и длительная по времени работа по проведению собраний собственников помещений и вынесению на них вопроса о прямых платежах.

Если ТГК-1 и «Газпром Межрегионгаз СПб», будучи частными компаниями, могут самостоятельно инициировать подобную работу, то ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал СПб» могут принимать решения, только получив одобрение со стороны городских властей.

СПРАВКА

По данным Национальной службы взыскания (НСВ), около 40% долга приходится на неплатежи за тепло и горячую воду, 25% – за газ, 20% – за электроэнергию, 15% – за холодную воду, ремонт, уборку и вывоз мусора.

При этом доля неплательщиков среди физлиц составляет около 20%.

«Водоканал» – как государственное предприятие – не вправе самостоятельно определять своего контрагента по договорам холодного водоснабжения и водоотведения, принимать решения о заключении прямых договоров с собственниками (нанимателями) жилых помещений многоквартирных домов», – пояснили в водоснабжающем предприятии.

ГУП «ТЭК СПб», доля которого на петербургском рынке тепловой энергии составляет порядка 40%, также «не планирует введения прямых платежей», сообщили в компании.

Как признали в комитете по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, доля задолженности исполнителей коммунальных услуг – управляющих организаций, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья – в общей сумме дебиторской задолженности РСО составляет 70%.

Однако решить проблему погашения долга за счет перехода на прямые платежи вряд ли получится. «Жилищным кодексом РФ предусмотрена возможность собственников вносить плату ресурсоснабжающей организации напрямую. Обязательным условием для реализации подобной схемы является решение общего собрания собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. Как показывает практика, непосредственный способ управления многоквартирными домами жильцы выбирают в редких случаях. Как следствие, среди абонентов, например, ГУП «ТЭК СПб» насчитывается меньше десятка таких МКД.

Еще одним недостатком этого метода решения проблемы неплатежей, по мнению чиновников комитета, является некорректный расчет платы за общедомовые нужды и незащищенность льготной категории граждан. А также отсутствие мониторинга со стороны органов исполнительной власти за величиной начислений.

Оплата коммунальных услуг
Увеличены пени за просрочку оплаты комунальных услуг в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на момент оплаты
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Кроме того, организация начисления прямых платежей, а также создание базы данных по собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах увеличит затраты РСО на оплату информационных и расчетно-кассовых услуг, которые необходимо будет заложить в тарифах. Это в конечном счете приведет к увеличению стоимости услуг и росту расходов населения.

Помимо этого, отдельные квитанции просто не удобны, так как они приходят гражданам не в один день и, как правило, с разными требованиями к сроку оплаты, что предполагает их погашение в несколько приемов.

«Аккумулирование всех расчетов в одной квитанции увеличивает собираемость сборов и удобно жителям», – утверждают в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство».

Законодательное изъятие

На примере Петербурга очевидно, что система прямых платежей, внедряемая отдельными РСО, далека от совершенства, что затрудняет ее применение в качестве системообразующей. Возможно, поэтому из проекта закона № 5004 10-6 «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ)», находящегося в Госдуме с конца 2013 года, при прохождении второго и третьего чтений пункт о «прямых расчетах» был изъят.

К слову, депутаты не очень-то спешили с его рассмотрением. Лишь в мае 2015-го, когда размер долга за коммунальные платежи превысил психологически важную отметку в один триллион рублей, чиновники и законодатели от разговоров перешли к делу.

Премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ призвал ускорить принятие проекта закона, повышающего ответственность за несвоевременную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства с тем, чтобы новый механизм заработал уже осенью текущего года.

В итоге 29 июня 2015 года президент РФ подписал Федеральный закон № 176-ФЗ (ранее известный как законопроект 500410-6, принятый Госдумой 9 июня), который вступил в силу 30 июня текущего года.

Новым федеральным законом внесены существенные поправки в жилищное законодательство, в частности, уточнен порядок проведения общих собраний, в том числе введена очно-заочная форма, установлены дополнительные обязательства ИКУ; из состава платы за содержание и текущий ремонт была исключена стоимость сбора и вывоза ТБО. Вместо этого появилась коммунальная услуга «обращение с твердыми коммунальными отходами». Стоимость коммунальных услуг на общедомовые нужды включена в состав платы за содержание и ремонт.

Законодательный кнут

Ключевым с точки зрения повышения дисциплины платежей стали следующие положения. Введение штрафных санкций (неустойки) за неправильный расчет стоимости коммунальных услуг, а также за предоставление услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Неустойку будет обязан выплачивать исполнитель коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК и т. д.) в пользу потребителей. Предлагается установить минимальный размер неустойки и предусмотреть возможность взыскания в пользу потребителя до 30% от среднемесячной платы, рассчитанной за предыдущие шесть месяцев.

70% составляет доля задолженности исполнителей коммунальных услуг – УК, ЖК, ЖСК, ТСЖ – в общей сумме дебиторской задолженности РСО

Одновременно увеличивается и ответственность потребителей. В частности, увеличены пени за просрочку оплаты коммунальных услуг в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на момент оплаты. Прежде по законодательству пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг составляли 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

В то же время начислять пени предлагается не с первого дня просрочки, как было ранее, а с 31-го дня. Также введены пени в отношении ИКУ за неполную или несвое­временную оплату коммунальных ресурсов в пользу РСО.

Помимо так называемого закона о неплатежах Министерство строительства и ЖКХ произвело очередную реформу, направленную на усиление контроля за деятельностью управляющих организаций.

В мае 2015 года была введена процедура их лицензирования. Теперь всего за два нарушения в отношении одного дома компания может лишиться права его обслуживать. Кроме того, инициируется процесс закрепления дома за новой управляющей организацией.

Также стала обязательной процедура раскрытия информации о деятельности УО, что, по мнению идеологов реформы, должно способствовать повышению прозрачности сферы ЖКХ.

Для максимальной открытости отрасли и мониторинга отрасли в ближайшее время планируется запустить государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства РФ (ГИС ЖКХ). Так, с октября 2015 года в Мурманской области начнется ее тестовая эксплуатация.

В соответствии с законом уже сегодня все участники рынка ЖКХ должны раскрывать информацию о себе, в том числе и на интернет-ресурсах своих компаний. Цель создания ГИС – обеспечить доступ в глобальную базу данных ЖКХ по всей стране. С ее помощью граждане смогут проверять корректность начисления расчетов по коммунальным платежам, вести мониторинг деятельности своих управляющих организаций, контролировать доходы и расходы по дому и подавать обращения по проблемам ЖКХ.

Жильцы дома получат возможность в удаленном доступе проводить электронное голосование по всем вопросам и, соответственно, участвовать в их решении. У управляющих организаций появится возможность размещать необходимую отчетность однократно и в едином формате. На основании полной и достоверной информации, размещенной в ГИС ЖКХ, органы власти смогут принимать решения по актуальным вопросам отрасли.

Безусловно, если все перечисленные меры будут действовать и, самое главное, исполняться, появляются реальные шансы стабилизировать ситуацию с платежами за услуги ЖКХ и постепенно сократить объем задолженности. Однако по мере ужесточения платежной дисциплины и усиления контроля за управляющими организациями государству, в свою очередь, следует вести взвешенную тарифную политику и при очередном пересмотре тарифов соизмерять их размер с возможностями потребителей.

Татьяна Вильде, Владимир Хохлев

В печатной версии название материала – “Наступление на неплательщиков” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 160, сентябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X