Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Как Россия спасает свое культурное наследие

По приблизительным подсчетам экспертов, за минувшее столетие в России было уничтожено до 30 000 церквей и соборов, около 500 монастырей, не менее 50 000 ценных городских зданий, около 2000 усадеб.

NewHoland

«Москве не повезло больше всех, – признал председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Сергей МАКАРОВ. – Исторический центр Санкт-Петербурга с 1913 года практически не изменился. Проекты по превращению Невского проспекта в аналог Нового Арбата не были реализованы. Москва же сильно пострадала еще в советские времена».

В новом тысячелетии культурное наследие, пусть и не столь угрожающими темпами, как в прошлом веке, продолжает исчезать. Опять же по неофициальным оценкам, ежегодно Россия теряет от 300 до 900 памятников культуры, в том числе и из-за сознательного давление капитала на рынок недвижимости.

В то же время следует признать, что и реставрируется немало. Так, в прошлом году только в Москве были завершены восстановительные работы на 600 объектах.

Сейчас в архитектурном фонде страны насчитывается около 140 000 единиц культурно-исторических сооружений и комплексов, 25 000 из которых – памятники истории и культуры федерального значения. Поэтому вопросы сохранения культурного наследия остаются актуальными и сегодня.

Неслучайно в рамках деловой программы третьей Международной выставки «Denkmal, Москва-2015» реставрационное, культурное сообщество обсуждало проблемы реализации программ по сохранению, реставрации, использованию и популяризации культурного наследия.

Одумались

Следует признать, что в последнее время отношение к архитектурным памятникам в стране стало меняться в лучшую сторону. Появляются инвесторы, которые понимают, что культурно-историческое достояние страны нельзя оценивать исключительно в денежном эквиваленте или стоимости участка земли под ним. Начинает формироваться понимание того, что наследие имеет огромную ценность для духовного здоровья нации.

«Жители Санкт-Петербурга очень активно встают на защиту памятников. Это стало объединяющей темой в городе, – отмечает председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга, глава группы компаний «АЖИО» Нина ШАНГИНА. – Перемены происходят и в сознании владельцев исторической недвижимости. Проще, конечно, разрушить и построить то же самое, но это будет уже совсем другое. И эту разницу между «то же самое» и отреставрированным чувствует все больше россиян. Сейчас люди начинают это понимать. Я знаю владельцев недвижимости, которые ощущают разницу между «отреставрировать» и «отремонтировать». Они идут к нам, понимая, что ценность отреставрированного объекта совсем другая».

Однако таких людей пока немного, менее оптимистично заметил Сергей Макаров. «Можно ли винить бизнесмена в том, что он хочет вложить меньше денег и получить больше прибыль. Это закон предпринимательства, – констатировал он. – Однако то, что есть люди, которые готовы вложить больше, подождать дольше, но на выходе получить нечто имеющее не только материальную, но и огромную культурную ценность, замечательно».

В качестве примера он привел проект реконструкции «Новой Голландии». «Инвесторы совершенно осознанно пошли на то, чтобы вложить очень много денег и сделать «Новую Голландию» такой, какой она была. Да, там есть утраты, которые невозможно восполнить. Однако в том виде, в котором объект им достался после предыдущего инвестора, все делается очень правильно», – рассказал Сергей Макаров.

Примечательно и то, что сохранением национального достояния озаботились сегодня в городах, которые не входят в Золотое и Серебряное кольца России и не являются столичными. Как отметила Нина Шангина, если раньше реставрационные материалы были особенно востребованы в Санкт-Петербурге, то в последние годы все больше заказов поступает из Твери, Самары, Тюмени и т. д. Это свидетельствует о развитии реставрационных процессов по России.

На подъеме

1О развитии реставрационной отрасли России свидетельствуют процессы совершенствования нормативно-правовой базы, которая, по словам председателя НП «Российская ассоциация реставраторов» Ольги СИНИЦЫНОЙ, очень давно не менялась. «За первые десять лет, предшествовавших первому съезду реставраторов, состоявшемуся в сентябре 2013 года, не было принято ни одного законодательного акта, регулирующего деятельность в сфере сохранения культурного наследия, – напомнила она. – За последние два года появилось несколько документов, которые регулируют вопросы по приемке работ, их методикам и технологиям проведения, оформлению документации».

Сейчас специалисты работают над нормативами технического регулирования реставрационной отрасли. Например, разработан новый ГОСТ. «Это очень важный документ. До его появления государственная экспертиза фактически отказывалась принимать сертификационные проекты, потому что у специалистов не было базы, не с чем было сравнивать», – продолжила Ольга Синицына. По ее словам, теперь новые стандарты есть. Разработана также новая нормативно-сметная база, которая будет введена с 2016 года. Обновлены расценки, добавлены новые материалы и технологии.

В качестве еще одной значимой перемены отрасли руководитель ассоциации назвала также аттестацию, которую теперь проходят реставраторы. За два последних года более двух тысяч специалистов прошли эту процедуру.

В ходе этой работы выяснилось, что многие реставраторы, получившие дипломы еще в советские годы, с тех пор системно не обновляли свои знания о материалах, методиках, технологиях, которые сильно поменялись. Сегодня аттестация стимулирует реставраторов проходить курсы повышения квалификации, получать новые знания.

«Кроме того, у нас появились данные об их профессиональных качествах, – говорит Ольга Синицына. – Эти сведения позволяют выбирать специалистов необходимого уровня для реставрации объектов в соответствии с их сложностью и получать гарантированный результат».

1

Значительные перемены происходят и в Санкт-Петербурге – создан Совет по сохранению культурного наследия, проведена опись городского достояния и составлен регистр.

«Дело в том, что у нас не было полного представления о том, что есть в Санкт-Петербурге – одном из красивейших городов мира,– сказал Сергей Макаров. – В 2013–2014 годах мы провели работу по уточнению состава наследия. Как выяснилось, некоторые объекты, которые были заявлены в списке ЮНЕСКО, на момент подачи документа в эту международную организацию уже не существовали. Сейчас мы имеем точный реестр памятников, находящихся на территории города. Скоро мы утвердим план, в соответствии с которым будет вестись работа по сохранению этих объектов. В этом году Петербург выделил почти 3 миллиарда рублей на сохранение памятников культуры».

Ложка дегтя

Но при всех позитивных переменах проблем в отрасли остается немало. Одна из них – проведение историко-архитектурных экспертиз. «Государство должно иметь больше влияния на экспертизу, – считает Сергей Макаров, – не ограничиваясь аттестацией экспертов. Оно должно регулировать цены, потому что они стали запредельными. Иногда проект стоит дешевле, чем его экспертиза. Ситуация понятная – экспертов мало. Они в основном очень занятые, уважаемые люди, поэтому начинают завышать цены: есть спрос, который превышает предложение. Понятно и то, почему Министерство культуры аттестует мало экспертов – где набрать столько широкоэрудированных людей высочайшей квалификации. Но проблему надо решать, так как она сильно осложняет реставрационные работы».

Все больший интерес к реставрации стали проявлять строители, что в перспективе грозит перерасти в существенную проблему. Философия строителей – унификация, быстрое выполнение работ, типовые технические решения и материалы – сильно беспокоит профессиональных реставраторов.

«Союзу реставраторов Санкт-Петербурга приходится оборонять рынок от посягательств со стороны строительных компаний, – говорит Нина Шангина. – Это становится проблемой. Массовое применение типовых решений погубит город. В Петербурге каждое здание индивидуально, и в этом его прелесть и достоинство».

По капельке – море

Пусть растут сто цветов – эта китайская мудрость отражает суть тенденции, которая сегодня формируется в сфере сохранения культурного наследия страны. Очевидно, что государству, взявшему большинство объектов под свою охрану, сохранить их проблематично из-за недостатка средств. Поэтому возникают различные инициативы, направленные на привлечение дополнительных средств. Например, инициаторы интернет-проекта «Мы родом из России» решили воспользоваться американским опытом краудфандинга. Правда, за год удалось собрать скромные 6 млн рублей на шесть проектов.

Есть сложности и неденежного характера, с которыми столкнулась московская инициатива «Один рубль за метр», стартовавшая в январе 2012 года. Тогда правительство Москвы утвердило положение о предоставлении в аренду на 49 лет объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном (руинированном) состоянии, по льготной цене в один рубль за квадратный метр в год. Инвестор, подписавший охранные обязательства, должен в течение пяти лет за свой счет провести полный комплекс ремонтно-реставрационных работ. За прошедшее время в аренду передано 19 объектов. На четырех реставрационные работы завершены.

«Программа, призванная привлечь добросовестных инвесторов к реставрации объектов культурного наследия, доказала свою эффективность, – сказал руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ. – В ряде городов страны перенимают наш опыт. Но у этой программы есть ограничения. Мы не можем применить ее для реставрации того, что не принадлежит городу – культовых объектов, федеральной собственности. Также мы столкнулись со странной логикой некоторых арендаторов, которые почему-то путают договор аренды с собственностью».

Московским властям пришлось судиться с арендаторами и расторгнуть шесть договоров, когда выяснилось, что объекты были взяты в аренду с целью их перепродажи, а не восстановления.

1Свой подход к решению проблемы привлечения дополнительных средств предлагает и Министерство культуры России, запустив программу «Зеленый коридор». По решению Министерства культуры и Росимущества «Распорядительная дирекция Министерства культуры России» приступает к продаже подмосковных усадеб, стоящих на ее балансе.

«Главное достоинство программы в том, что дирекция берет на себя обязательство в сжатые сроки получить все требуемые разрешительные документы. Таким образом, мы значительно сокращаем не только время оформления, но и затраты инвестора, – пояснил генеральный директор «Распорядительной дирекции Министерства культуры России» Вадим СОЛОВЬЕВ. – Дирекция обеспечивает инвестора профессиональной помощью и поддержкой на самых сложных этапах инвестиционного проекта».

Алгоритм работы «Зеленого коридора» следующий. Дирекция проводит комплексную оценку объекта культурного наследия, его границы, определяет его начальную стоимость для аукциона, предоставляет предварительную смету затрат на воссоздание и реставрацию и проводит открытый аукцион. С победителем заключается договор купли-продажи, по которому инвестор сразу выплачивает до 20% определенной в ходе торгов стоимости земельно-имущественного комплекса. Остальное – после завершения работ, которые должны быть выполнены по согласованному графику. На время реставрации объект передается инвестору в пользование на условиях аренды, а собственником он станет после сдачи объекта в эксплуатацию и выплаты остатка аукционной стоимости.

«Право собственности не будет означать бесконтрольность, – объясняет Соловьев. – Министерство культуры не снимает с себя ответственности и будет постоянно контролировать собственника, следить за тем, чтобы он исполнял условия охранного обязательства. Кстати, в нем тщательно прописаны условия доступа публики к памятнику культуры и истории».

Сейчас на продажу выставлены семь усадеб в Подмосковье. Найдут ли они новых хозяев, которые согласятся на обременение в виде публики, гуляющей по восстановленным паркам, купающейся в очищенных прудах и рассматривающей отреставрированные усадьбы, пока не известно. Однако отрадно, что государство готово внедрять новые формы и способы сохранения культурного наследия и создавать условия для привлечения частного капитала к решению этой проблемы.

В печатной версии название материала – “Переосмысление старины” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 161, ноябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

  • Нина

    на примере мефистофеля все понятно

X