Актуальное

Харлашкин: Максимальное количество объектов будет отремонтировано в 2016 году

Глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин рассказал о планах ведомства на ближайшую перспективу.

Срегей Харлашкин
Сергей Харлашкин, глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Сергей Викторович, строительный сезон текущего года близок к завершению. Какие объекты дорожно-транспортной инфраструктуры Петербурга будут введены в эксплуатацию до конца 2015 года?

– Начну с того, что уже сделано. В текущем году мы завершили реконструкцию перекрестка в Красном Селе, реконструировали перекресток в Зеленогорске (1-й этап реконструкции Зеленогорского шоссе), Петербургское шоссе от Пулковского шоссе до Детскосельского бульвара в Пушкине, завершили реконструкцию набережной на Каменном острове. Это только часть уже введенных объектов. Кстати, по набережной можно прогуляться, очень красиво получилось.

Кроме того, в этом году завершили строительство крупнейшего объекта метрополитена – второго выхода станции метро «Спортивная» – и реконструкцию станции «Пушкинская». А еще состоялась сбойка первого в России двухпутного тоннеля на Фрунзенском радиусе.

До конца года планируем открыть движение еще на двух объектах – на продолжении Суздальского проспекта и дорогу на Каменку, также мы стремимся открыть рабочее движение по путепроводу в Репино, по дороге к заводу «Ниссан», по подъездной дороге к Бычьему острову, по Южной дороге, по второму путепроводу на М-10.

К настоящему времени осуществлено 235 закупочных процедур на общую сумму 130,5 млрд рублей, что составляет 96% от совокупного объема закупок 2015 года.

– Но не все так гладко, в городе есть и проблемные объекты-долгострои. Найдены ли варианты завершения их строительства?

– Долгострои образовались в результате банкротства отдельных компаний, в частности «Мостоотряд № 19», и трудного финансового положения такой компании, как «Мостотрест № 6». В итоге строительные работы на 12 знаковых для города объектах были остановлены в разгар сезона. Мы подключились к решению этой проблемы. В результате огромной работы, проведенной с банками, выдавшими банковские гарантии вышеперечисленным компаниям, работы на всех объектах возобновлены. Причем теми же, в частности, субподрядными организациями, которые на них и работали. «Мостотрест № 6» и «Буер» пока остаются генеральными подрядчиками на своих объектах.

До 2018 года основное направление деятельности комитета – подготовка транспортной инфраструктуры Петербурга к чемпионату мира по футболу, что предполагает масштабное строительство в ближайшие два года

Вместе с банками мы проанализировали экономику проектов, в результате чего стало понятно, что им выгоднее профинансировать окончание работ, чем платить штрафы и неустойки за срыв контракта. В итоге финансово-кредитные организации оказывают всемерное содействие, например, покрывают кассовые разрывы, образовавшиеся весной. Кроме этого, они выделяют кредиты субподрядным организациям. Добавлю только, что по развязке на М-10 (бывший «Мостоотряд № 19») конкурс на завершение работ недавно выиграло ООО «ГЕОИЗОЛ».

– Как планируется развивать дорожную инфраструктуру в ближайшие годы? Строительства каких ключевых объектов ждать?

– До 2018 года основное направление деятельности комитета – подготовка инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Что предполагает масштабное строительство в 2016–2017 годах. Прежде всего предстоят работы по продолжению набережной Макарова и строительству развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом и моста в районе острова Серный.

Отмечу: строим мы не только для чемпионата, но и в первую очередь для города. Главная задача улучшить транспортную доступность. Недавно сдали намывные территории на Крестовском острове, получили акт ввода. Теперь можно приступать к строительству красивой набережной, яхт-клуба, многоярусных паркингов для тех, кто будет приезжать на стадион на личном автотранспорте.

В 2016 году планируется открыть движение на 11 новых объектах. Это подъездная дорога к заводу «Ниссан», путепровод в створе Поклонногорской улицы через железнодорожные пути Выборгского направления, транспортная развязка на пересечении проспекта Обуховской Обороны и набережных Обводного канала (2 этапа), Синопская набережная, транспортная развязка с автодорогой М-10, участок между городами Пушкин и Колпино, Оборонная улица в г. Колпино от Заводского проспекта до Лагерного шоссе со строительством моста через Ижорский пруд, набережная Макарова от Адмиральского проезда до ЗСД, съезды с транспортной развязки на пересечении проспектов Пискаревского и Непокоренных (2-й этап), автодорога М-10 «Скандинавия» от примыкания ЗСД до границы с Ленинградской областью.

Суздальский проспект
Строительство продолжения Суздальского проспекта
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Одним из объектов транспортной инфраструктуры для ЧМ-2018 является пешеходный Яхтенный мост. Инвестор на его строительство пока не найден. Будет ли в итоге построен этот мост?

– Строительство пешеходного моста с возможностью автомобильного сообщения в створе Яхтенской улицы не оспаривается. К сожалению, средств из федерального бюджета на этот объект нам не выделят. Однако сейчас идут активные переговоры с инвесторами. Их немного, но они есть. В настоящее время обсуждаются различные варианты финансирования этого проекта. Разрешение на строительство комитет уже получил, разрабатываем техническую документацию. Пока идем в графике.

– В СМИ активно обсуждается информация о том, что инвестора на строительство моста пытаются заманить платным проездом по нему, причем тариф может составить от 300 до 500 рублей. Насколько верны эти сведения?

– Действительно, цена платного проезда по Яхтенному мосту обсуждается, и потолком является сумма 500 рублей за разовый проезд. Но это никак не связано с попытками заинтересовать инвестора. Речь не идет о введении платы для того, чтобы окупить мост. Высокая плата нужна для того, чтобы ограничить поток машин на Крестовский остров.

Когда на объекты транспортной инфраструктуры готовится концессионное соглашение по инвестиционному проекту, то всегда оговаривается минимальный порог пользования этими объектами на платной основе. Если таковой достигнут не будет, то разницу (оговоренные заранее потери инвестора) придется оплатить городу. Поэтому высокая цена устанавливается не для инвестора, не для того, чтобы он быстрее отбил свои средства. Это ограничение въезда с целью защиты экологической среды. Впрочем, пока концессионного соглашения нет, говорить не о чем. Надеемся, что до конца ноября соглашение будет подписано. Тогда сможем поговорить конкретнее.

– Какова судьба проекта по организации в Петербурге аэроэкспресса? Сегодня появляется много противоречивой информации об этом проекте. Определены ли источники финансирования строительства, если федеральный бюджет не торопится выделять 10 млрд рублей на эти цели?

– Насколько известно, категорического отказа в выделении средств федерального бюджета пока нет. Этот вопрос обсуждается. При этом есть различные варианты реализации проекта. Один из них – построить только часть дороги от действующей железной дороги Балтийского направления до аэропорта Пулково. Есть кое-какие наработки.

Банкам выгоднее профинансировать окончание работ, чем платить штрафы и неустойки за срыв контракта

Мы понимаем, что для запуска этого проекта требуется реконструкция площади перед Балтийским вокзалом, организация пешеходных переходов, паркинга. Уже ведутся переговоры по изготовлению самого аэроэкспресса. Также необходимо разработать проекты планировок, сформировать земельные участки. Решение должно быть принято в ближайшее время.

Что касается денежного вопроса, мы считаем, что вместе с городом финансировать проект должно и ОАО «РЖД», так как эксплуатировать и получать прибыль будет компания. Пока реперная точка сдачи объекта — 2018 год. Но ее могут и сместить, если решение о запуске проекта не будет принято достаточно быстро.

– В настоящее время депутаты рассматривают закон «О бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Сколько средств планируется выделить КРТИ? Изменится ли в связи с этим принцип формирования АИП на следующий год?

– В проекте бюджета сумма ассигнований нашему комитету составляет 53,2 млрд рублей. Ко второму чтению мы запрашиваем дополнительно 9 млрд рублей. Если с нами согласятся, то общая сумма финансирования составит 64,2 млрд рублей. Мы рассчитываем дополнительно 5,5 млрд рублей направить на капитальный ремонт дорог и 0,5 млрд на нанесение дорожной разметки. Кроме того, еще 3 млрд необходимы на объекты АИП. Это реконструкция Гореловского и Лиговского путепроводов, Вербной улицы и другие инфраструктурные объекты.

На ремонт нам требуется больше средств, потому что в 2017 году, когда в Петербурге будет проходить Кубок конфедераций, и в 2018 году во время чемпионата мира по футболу нельзя будет перекрывать движение, а значит, достаточно большая часть сезона будет потеряна для ремонта дорог. Поэтому мы предлагаем максимальное количество объектов, находящихся в ненормативном состоянии, отремонтировать в следующем году с тем, чтобы в 2017–2018 годах уменьшить объемы ремонта.

Развязка на пересечении проспекта Непокоренных и Пискаревского проспекта
Развязка на пересечении проспекта Непокоренных и Пискаревского проспекта
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Для реализации этих планов необходимо решить проблему с организацией конкурсов, чтобы своевременно начать работы. УФАС по Санкт-Петербургу постоянно критикует городских заказчиков за неправильное проведение конкурсов и ограничение конкуренции. Как намерены решать эти организационные моменты?

– Мы провели серьезную работу, чтобы нормализовать ситуацию с конкурсными процедурами, как следствие, в этом году претензий к нашему ведомству со стороны УФАС практически нет.

Большой поток жалоб, поступающий в адрес нашего комитета в УФАС, поступает от организаций, которые мы называем «рейдерами». Их, к сожалению, много на петербургском рынке дорожного строительства. Причем они не ставят перед собой цель выиграть конкурс и выйти на объект. У большинства жалобщиков никаких мощностей нет. Они ставят одну задачу – помешать проведению конкурса.

К счастью, в этом году этих «рейдеров» гораздо меньше, потому что мы их жалобы в ФАС оспариваем через суд с различными мерами воздействия и, как правило, дела выигрываем. Вот они и поутихли. Названия этих компаний нам известны, но на законных основаниях ограничить их участие в конкурсах мы не можем. Надеюсь, они сами перестанут это делать, когда поймут, что никаких криминальных доходов с этого иметь не будут.

В настоящий момент жалобу на результаты конкурса может подать любая фирма, даже та, что в конкурсах не участвовала. В этом году в УФАС поступило более 215 жалоб, признаны обоснованными только 13%.

Мы продолжаем настаивать на том, чтобы оспаривать итоги конкурса могли компании, участвовавшие в нем, предоставлявшие банковское обеспечение (а это достаточно затратная часть). Мы понимаем, что такие компании имеют право высказать недовольство. Но когда жалуются те, кто даже не участвовал в конкурсе, и из-за этого срываются сроки проведения работ, мне кажется не совсем нормальным.

– Вы постоянно контактируете с дорожно-строительными компаниями. Каково настроение в  отрасли? Какие компании чувствуют себя уверенно в завтрашнем дне?

– Настроение в отрасли боевое. Флагманские организации – «Пилон», «ВАД», «АБЗ-1», «Возрождение», «ГЕО ИЗОЛ», «Орион плюс» и другие – работают в штатном режиме. Хотя настроение, конечно, подпортил закон об ограничении нагрузки на ось. Необходимая, казалось бы, мера для сохранения дорог повлекла за собой удорожание строительных материалов.

Мы предлагаем максимальное количество объектов отремонтировать в следующем году с тем, чтобы в 2017-2018 годах уменьшить объемы ремонта

Есть коллективное обращение от всех подрядчиков, которое мы сейчас рассматриваем. Будем выходить с какими-то инициативами. Понятно, что перегруз влияет на образование колеи.

Дело в том, что в сметах уже заключенных контрактов не учитывалось подорожание материалов из-за ограничения груза по весу. Сегодня машины идут загруженные на треть. Тот груз, который раньше привозили в одну ходку, теперь привозят за три. То есть транспортные расходы выросли в три раза. Понимая это, мы хотим предложить ввести спецпропуска для техники, которая участвует в дорожном строительстве, до завершения уже начатых объектов строительства, иначе контракты просто не выполнить. Однако в данном случае подрядчик должен понимать, что при нанесении ущерба дорожному покрытию УДС он должен будет ремонтировать его за свой счет.

Лилиана Глазова

8 ноября 2015 года Сергею Харлашкину исполняется 55 лет. Редакция портала stroypuls.ru и журнала “Строительство и городское хозяйство” поздравляют Сергея Викторовича Харлашкина с юбилеем, желают успехов в работе и крепкого здоровья! Прочитать адресованные юбиляру поздравления коллег можно в печатной версии № 161 журнала “Строительство и городское хозяйство” после интервью “Дорожные вариации”.

В печатной версии название материала – “Дорожные вариации” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 161, ноябрь, 2015 г.)

Related posts

  • Антон Борисыч

    построят в 2016-м, если дадут денег. а судя по всему денег давать вообще не хотят. Харлашкину аж пришлось колегию созвать и перед СМИ слезно всем отрапортавать, что “всё, п-ц, товарищи, нашим дорогам, если не дадут эти 9 млрд”. То есть вот беда у нас в России из-за этих неданных 9 млрд… а так бы все было гуд

X