Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Петербургские архитекторы предлагают формировать общественные пространства за счет “серого пояса”

Планирование городской среды в российских городах необходимо сориентировать на человека

Двор в Петербурге
Качество среды – одна из серьезнейших градостроительных проблем Санкт-Петербурга
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Прогнозные показатели генерального плана Санкт-Петербурга 2005 года по части коммерческого строительства выполнены и перевыполнены, а вот обязательства города по развитию инфраструктуры хронически из генплана в генплан не выполняются, констатировал генеральный директор ООО «Институт территориального планирования «Урбаника» Антон ФИНОГЕНОВ.

Поскольку формирование полноценных общественных пространств не является зоной ответственности бизнеса, новые территории практически лишены благоустроенных общедоступных мест, качество среды – это одна из серьезнейших градостроительных проблем Санкт-Петербурга.

Городской масштаб

Общественные пространства условно разделяют на городские, районные и дворовые. Каждый из этих уровней имеет свой функциональный акцент.

Дефицит благоустроенных, хорошо организованных пешеходных пространств, где человек чувствует себя комфортно, в Санкт-Петербурге ощущается даже в историческом центре. Проект первой пешеходной улицы – Малой Конюшенной – оказался неудачным. Предполагалось, что на месте таксомоторного парка (Конюшенная пл., 2) будет построен торгово-развлекательный центр. Это позволило бы пробить новый пешеходный поток с Невского проспекта на Михайловский сад и Марсово поле, но этого не случилось, трансформация улицы оказалась «тупиковым путем развития».

Практически все набережные и площади – это оживленные магистрали. Открытые пространства уже не планируются, хотя город бурно прирастает окраинами. Рекреационные зоны сокращаются за счет строительства гостиниц и апартаментов, наглядный пример – Крестовский остров.

В центре Копенгагена велосипеды используют 40% людей, автомобили – 24%, потому что на велосипеде удобнее и быстрее добраться до цели

Архитектор Евгений ПОДГОРНОВ архи­тектурной студии «ИНТЕРКОЛУМНИУМ»­ считает, что общественные пространства нужно организовывать в первую очередь за счет «серого пояса», где сохранилось много интересных исторических зданий и сооружений. «Другого земельного потенциала особо и нет, учитывая ансамблевость города», – заметил он. За счет бывших промзон можно создать очень интересные решения, увеличивать площади под озеленение города, но для этого Смольный должен разобраться с собственниками этих земель.

Это мнение разделяет архитектор архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Михаил КОНДИАЙН. По его словам, новые точки притяжения в «сером поясе» разгрузят исторический центр и магистрали, доминирование длинных транзитных транспортных связей сменится преобладанием коротких. Европа давно идет этим путем. Многие французские города (Лион, Руан и т. д.) успешно реализуют программы реновации промышленных территорий. Именно за счет них происходит увеличение площадей зеленых насаждений, расширение пространства для отдыха, прогулок, занятий спортом.

На улицах Копенгагена
Развитие системы велодорожек – один из приоритетов организации городской среды в Копенгагене
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Известны требования к таким зонам. Востребованность благоустроенной территории возрастает при ее вовлечении в сложившиеся пешеходные потоки. Разворачивание существующих объектов притяжения (общественно-деловых, торговых, рекреационных, развлекательных) к этому пространству, формирование безбарьерной среды, доминирование пешеходных связей – все это повышает привлекательность места, говорит исполнительный директор ООО «Институт «Ленгипрогор» Наталья ТРУНОВА.

«Когда пространства, ориентированные на человека, – парки, площади, торговые пешеходные улицы – соединяются в некую систему, возникает эффект сублимации, синергии, которые изменяют качество среды, – отмечает Михаил Кондиайн. – Хорошо, если при этом окружающая архитектура уникальна, соизмерима человеку, создает ощущение идентичности, тогда человек начинает себя и место отождествлять, чувствовать, что это его город».

Однако с уникальной архитектурой в России очень не просто. Понятно, что эти объекты являются точками притяжения, но любой инвестор, как только видит памятник, от участия в проекте отказывается, поскольку ФЗ-73 налагает на него огромные обременения.

Двор в Петербурге
Утверждение о том, что после передачи двора жильцам они его будут достойно поддерживать, спорное
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

На ступеньку ниже

Переход к полицентризму в большей мере связан с общественными пространствами районного масштаба. «Они должны придавать полноценное качество окружающей среде в каждом районе – здесь должна удовлетворяться большая часть потребностей жителей района и их ближайших соседей, – считает Михаил Кондиайн. – И что немаловажно – быть узнаваемыми и свободными от транспорта. Культурно-образовательно-развлекательные функции должны быть рассчитаны на все возрастные группы, отличаться многообразием предложений».

И, наконец, двор. Он может быть частным (собственностью жителей дома) и государственным. Многие дворы домов постсоветской постройки выглядят достаточно аскетично: чуть-чуть травки, остальное – асфальт. В какой-то мере это связано с тем, что финансирование благоустройства осуществляется по остаточному принципу и, если возникает потребность на чем-нибудь сэкономить, эта статья расходов урезается в первую очередь. В результате рекламные картинки новых проектов очень сильно отличаются от реальности. «Клиенты должны требовать соответствия рекламе, а архитекторы должны занимать более жесткую позицию и требовать от заказчика соответствия проекту», – считает первый заместитель генерального директора направления «Санкт-Петербург» ГК «Пионер» Константин КОВАЛЕВ.

Создание общественных мест должно быть результатом усилия со стороны власти, бизнеса и общества

Недостатком организации окружающей среды является непродуманность их проектов, неразделенность потоков пешеходов и транспорта, игнорирование проблемы парковок, выдвигает другую версию начальник отдела развития продуктов и разработки концепций холдинга RBI Михаил ГУЩИН.

За чей счет красота

В проекте RBI «Ультрасити» (Приморский район) была создана трехуровневая система общественных пространств: коммерческая зона (променад, вдоль которого выстроены все коммерческие площади, парковки, места для людей), пешеходная дворовая зона (включает фруктовый сад, променад, спортивную площадку) и приватная (места общего пользования в пределах дома, где можно посидеть, выпить кофе). Под озеленение отдано почти 30% территории. Это позволило компании увеличить средние цены по классу жилья на 15%, то есть покупатели проголосовали рублем за такое решение.

Экстремальные виды спорта на улицах Петербурга
Необходимо независимое социологическое исследование о том, каким горожане хотят видеть свой город, район
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Застройщик может либо передать сад городу, либо перевести на баланс жильцов. По мнению Михаила Гущина, при отказе в пользу города поддерживать ландшафтный дизайн никто не будет, поэтому холдинг передает придомовую территорию на баланс жильцов. Управляющая компания холдинга будет поддерживать сад в нужном состоянии за счет квартплаты.

Генеральный директор компании Knight Frank Николай ПАШКОВ привел другой пример – «Толстовский дом» (ул. Рубинштейна, д. 15–17), где одним из первых в городе был приватизирован двор. Там жильцы перекрыли проход между набережной Фонтанки и улицей Рубинштейна и заставили весь двор автомобилями.

Поэтому утверждение о том, что после передачи двора жильцам они будут его достойно поддерживать, спорное. Муниципалитетам выделяют средства на благоустройство дворов, они строят детские площадки, оплачивают озеленение в неприватизированных дворах. На их фоне рядом стоящие частные придомовые территории выглядят сиротами.

Общественный запрос

Власть должна быть заказчиком стратегии пространственного развития города, считает начальник сектора по организации градостроительных и архитектурных конкурсов КГА Анна КАТХАПОВА. Необходимо сформулировать, что такое общественное пространство, какую роль оно играет, требования к нему.

Антон Финогенов считает, что в генплане важно описать новые принципы формирования городской среды «не в цифре, а в образе – как это выглядит на конкретных территориях» и предусмотреть пространства, где город должен выступить девелопером развития.

Автостоянка у жилого дома
Все хотели бы дышать свежим воздухом, а это требует увеличения площади зеленых насаждений и снижения автомобильного потока
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Заказчиком общественного пространства должна выступать власть, согласен Николай Пашков. Важны визуальные связи между домами и улицами, элементами общественного пространства – это не под силу девелоперам, так как это масштаб города. Именно власть должна ставить задачу, а затем контролировать соответствие проекту. Он напомнил, что урбанистика в большей степени является социологией, чем градостроением. Она требует ориентира на человека и междисциплинарного подхода. Мы же чисто формально придерживаемся нормативов.

Создание общественных мест должно быть результатом усилия со стороны власти, бизнеса и общества, убежден архитектор «Архитектурной мастерской Столярчука» Анатолий СТОЛЯРЧУК. «Нужна воля власти, голос населения, и следует искать компромисс. Это нас принципиально отличает от европейского общества», – говорит он.

В Европе отработан механизм учета общественного мнения, что немаловажно. У заказчиков соцопроса может быть упрощенное мнение о потребностях людей, и нередко интерес определенной группы выдается за мнение всех горожан. Нужно провести независимое комплексное социологическое исследование, чтобы понять, каким хотят видеть горожане свой город, район, считает программный директор института урбанистики «Среда» Олег ПАЧЕНКОВ. Людей воспринимают главным образом как потребителей – это очень узкий подход. По его мнению, к населению нужно подходить как к производителям.

Роль общественного сознания, самоорганизации важна на любом уровне. Сколько бы ни старались архитекторы, строители, управляющие компании – без поддержки жителей достойную среду обитания не создать, считает Константин Ковалев.

Социальный запрос оказал влияние на становление школ ландшафтного дизайна. Нам это только предстоит сформировать и создать

Так, например, ГК «Пионер» выступила с инициативой освободить двор ЖК «YE’S» от автомобилей, однако столкнулась с сопротивлением автомобилистов и пассивной позицией их соседей.

Лишь через год удалось сподвигнуть к этому людей путем долгой разъяснительной работы.

Когда народ безмолвствует, это имеет и другие последствия. За рубежом сформировалась определенная культура создания окружающей среды, поддерживаемая населением, отмечает Михаил Гущин. Социальный запрос оказал влияние на становление школ ландшафтного дизайна. Нам это только предстоит сформировать и создать.

Изменились предпочтения

Город должен быть для людей, говорит архитектор, директор Gehl Architects ­Генриетта ВАМБЕРГ (Дания). Именно человека нужно ставить в центр планирования, создавать места, где людям было бы комфорт­но и безопасно жить, работать, отдыхать, встречаться, активно проводить время. Все мы хотели бы дышать свежим воздухом. Это требует увеличения площади зеленых насаждений, снижения автомобильного потока.

Велопарковка в Петербурге
В цивилизованных мегаполисах не сразу было принято решение развивать город для человека, но оказалось, что горожане стали охотнее проводить время на улицах города
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По ее словам, к 1970-м годам жизнь в Копенгагене сложилась достаточно драматически. Велосипеды не поощрялись – они мешали автомобильному движению, площади сначала превратились в рынки, затем – в парковки, так было потеряно много мест в центре. Наконец было принято решение развивать город для человека.

Стали создавать условия, чтобы люди больше ходили пешком и пересаживались на велосипеды. На первом этапе была поставлена задача как можно больше построить пешеходных улиц, затем убрать с площадей парковки и благоустроить их для отдыха и встреч людей, побольше оборудовать игровых площадок, различных мест с учетом возрастных предпочтений. В процессе трансформации городской среды правительство постоянно отслеживало и анализировало изменения социальной активности в городе – где людям нравится останавливаться, как проводить время. Оказалось, что горожане стали охотнее проводить время на улицах города.

Однако чтобы это произошло, потребовалось изменить подход к планированию городской среды. Приступая к благоустройству какого-то места, нельзя вырывать его из контекста окружающей градостроительной, транспортной, социальной ситуации.

Сегодня Копенгаген прежде всего город для людей. Среди приоритетов – создание зеленых улиц, расширение пешеходных тротуаров, развитие системы велодорожек и соответствующей инфраструктуры. В центре города велосипеды уже используют 40% людей, и этот показатель растет, автомобили – 24%. Такой выбор люди делают, потому что на велосипеде удобнее и быстрее добраться до работы, университета, магазинов и т. д. На велосипедах на работу ездит и датское правительство, депутаты.

Ирина Кравцова

В печатной версии название материала – “Заказ на среду обитания” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 161, ноябрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X