Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Между городской средой и природным ландшафтом: компромиссы архитекторов

Одной из важнейших задач архитекторов становится поиск равновесия между городской средой и естественным ландшафтом.

Дом с зеленым фасадом
В результате масштабной урбанизации человек все больше отдаляется от природы. С другой стороны, природа может служить источником вдохновения для архитекторов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Прошлое и настоящее

После Второй мировой войны Европа и СССР решали жилищный вопрос путем индустриализации домостроения. Микрорайоны, застроенные домами, аналогичными нашим хрущевкам, появились во Франции, Германии и других странах – у всех на повестке дня было массовое строительство недорогих квартир. Стоит отметить, что в СССР планировочные решения, функцио­нальное наполнение придомовой и внутри­квартальной территории были продуманы достаточно хорошо.

В Европе повышенный интерес к качеству среды обитания начали проявлять в 1970-х годах. Тогда же выделилось экологическое направление в архитектуре – появились дома, которые сегодня относят к «зеленой архитектуре».

Среди пионеров этого направления называют архитектора Артура Квормби, создавшего в 1974 году в Йоркшире (Англия) «Дом в холме» (Underhill). Консультации с учеными-экологами помогли ему бережливо использовать особенности природного ландшафта участка и органично вписать здание в окружающую среду. При этом он применял в основном натуральные строительные материалы.

Считается, что термин «зеленая архитектура» возник в 1980-х. Но можно вспомнить, что сады на крыше – примета проектов архитектора Ле Корбюзье. Известно, что в древности на Руси в северных регионах крыши домов покрывали слоем земли, на котором впоследствии вырастала трава. А традиция искусственного террасного озеленения уходит в глубину веков. Знаменитые Висячие сады Амитис (более известные как сады Семирамиды), построенные в начале VII века до н. э. в Вавилоне, не самый ранний пример искусственного озеленения древнего мегаполиса.

Одной из важнейших задач архитекторов становится установление баланса между урбанизированной территорией и природным ланшафтом

В конце 1980-х – начале 1990-х стали распространяться идеи системного ресурсо­сбережения, а затем и сокращения выбросов в окружающую среду, безотходной жизнедеятельности. Сегодня в понятие «зеленая архитектура» включают не только умение органично использовать природные элементы и окружающий ландшафт, но и внедрение ресурсосберегающих технологий в зданиях.

Источник вдохновения

«Зеленая архитектура» – термин очень многомерный, его понимание в большой степени зависит от мировоззрения, мироощущения человека. За последние полвека размеры большинства городов увеличились почти на порядок. Урбанизация достигла таких масштабов, что человек оказался оторванным от природы. Одной из важнейших задач архитектуры становится установление баланса между урбанизированной территорией и природным ландшафтом, гармонии между человеком и природой. Так видит свою профессиональную миссию руководитель архитектурной мастерской FUTURA-Architects Олег МАНОВ.

FUTURA-Architects
Проект архитектурной мастерской FUTURA-Architects
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Если вспомнить историю, то самые первые зодчие находили свое вдохновение именно в природных формах. «Чему мы можем научиться у природы сегодня?» – задается он вопросом. Природа является неограниченным источником вдохновения – это многообразие форм, пластики, орнаментов, оттенков цветов и текстур. Даже самая простая и лаконичная форма, облицованная натуральным мрамором, позволяет получить неповторимый рисунок, созданный самой природой Да и сама форма здания может быть продолжением природного ландшафта, которого так остро не хватает сегодня в мегаполисах.

На дереве вы не найдете двух одинаковых листьев, все они пусть чуть-чуть, но отличаются друг от друга. При этом все подчинено единому алгоритму образования форм и составляет единое целое. Так и в архитектуре – здание или комплекс может быть сколь угодно большим, но при этом отдельные его части – окна, двери, детали облицовки – не должны тиражировать один тип размера и цвета – это чуждо природе, в том числе и человеческой, вносит неестественное напряжение, считает Олег Манов.

Составляя композицию, нужно использовать все многообразие форм, при этом – не обязательно бионических, поясняет он. Все оконные и дверные проемы могут быть прямоугольной формы, но если здание достаточно высокое (допустим, 70 м), нужно использовать не менее пяти-семи типов размеров, применять различные ритмы и чередования в зависимости от этажности. При этом внизу должны быть более массивные и крупные членения, вверху – более тонкие и изящные элементы с большим количеством типов размеров и более сложным ритмом. Это позволит избежать монотонности и дисбаланса в здании.

«Здания малой этажности (амфитеатры, крытые велопарковки, кафе) и малые архитектурные формы позволяют создавать сложные конструкции и вписываться в природный ландшафт. Если же рельеф в городе практически не проявлен, плоский, как, например, в Петербурге, и парков недостаточно, то это необходимо визуально как-то компенсировать. Например, теми же малыми архитектурными формами, которые бы органично композиционно согласовывались между собой и отражали характер нашей северной природы. Исследуя и творчески развивая природное начало в градостроительстве, архитектуре, интерьере, мы получаем большой спектр возможностей, ограниченный лишь нашим воображением», – делится своим видением Олег Манов.

Некоторые архитекторы единство с природой выражают через прямое подражание ей

Иначе природа вдохновляла известного австрийского архитектора и живописца Фриденсрайха Хундертвассера (15.12.1928 – 19.02.2000). Он считал, что в архитектуре надо отказаться от прямых линий, какой-либо упорядоченности, а уж тем более – стандартов, которые (стандарты) он считал врагом свободы и приравнивал к концлагерю. По его мнению, жизнь в серийных домах угнетает творческую природу человека. Прямую линию он называл порождением дьявола. Его мироощущению была близка спираль, которая постоянно присутствовала в его проектах.

Хундертвассер создал свою философию взаимоотношения человека и природы, придерживался концепции строительства, согласно которой люди не должны приспосабливать природный ландшафт под себя, а должны гармонично встраиваться в него, использовать в архитектуре многообразие природных форм и расцветок.

Проект архитектора Петера Ветша
Проект архитектора Петера Ветша
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Свою архитектурную концепцию он изложил в виде манифестов, а за каждой его картиной стояла целая концепция – все это вполне в духе русского авангарда. Визитной карточкой Хундертвассера считаются луковичные купола, что также ассоциативно отсылает к русским мотивам – церквям и соборам. Хундертвассер носил разные носки, по такому же принципу он проектировал окна, двери, фасады своих домов – никаких повторов. На фоне окружающей застройки его дома выглядят как детские рисунки или театральная декорация.

Пример тактичного отношения к природному ландшафту можно найти и в отечественной истории. Например, на поверхность участка, где строились (перестраивались) каменные палаты Екатерины I (позднее – Большой Царскосельский дворец, а затем – Екатерининский дворец) в Пушкине, выходит скала известняка. Наверное, ее можно было и с землей сровнять, и обогнуть, однако ландшафтный нюанс был преодолен техническими средствами – часть фундаментов здания была врезана в горный останец, а другая заглублена на 3,5 м.

Некоторые архитекторы единство с природой выражают через прямое подражание ей – их дома напоминают «белые барашки» волн (архитектор Петер Ветш), летящую чайку (архитектор Оби Баумэн).

В Европе получили распространение частные дома, окруженные садом, в которых трудно сказать – это еще дом или уже сад. Хундертвассер построил в Новой Зеландии дом с крышей, переходящей в холм. По крайней мере бараны, приходящие туда пощипать травку, разницу между крышей и холмами не замечают.

Многофункциональная крыша

Современные технологии позволяют реализовать практически любой проект в озеленении. К «зеленой архитектуре» относят покрытые растениями крыши и фасады. В мире это получило широкое распространение.

Жизнь в серийных домах угнетает творческую природу человека

Итальянский архитектор, партнер-основатель студии Piuarch Фреза ФРАНЧЕСКО призывает разбивать сады и огороды не только на домах, но и на кровлях фирм. «Крыша нашего офиса была ужасная. Мы решили изменить окружающую нас обстановку – выращивать на крыше фрукты и овощи, создать вокруг новые зеленые зоны», – рассказал он. Для этого не обязательно обращаться в муниципалитет, инициативу по озеленению нередко подерживают и финансируют жители, которые живут рядом, их активное участие очень важно, считает Фреза Франческо.

Специалисты предупреждают, что озеленение крыши требует расчета на дополнительные нагрузки, предусматривает дренажную систему и противокорневую защиту. С другой стороны, благодаря такой крыше кровля не перегревается летом, а зимой создается дополнительный утеплитель. Также снижается воздействие электромагнитных излучений, шума, запыленности, при этом поглощается углекислый газ и вырабатывается кислород, повышается влажность воздуха. Все это, в свою очередь, продлевает срок службы строения.

Проект архитектора Фриденсрайха Хундертвассера
Проект архитектора Фриденсрайха Хундертвассера
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Это относится и к вертикальному озеленению. Идею так называемых вертикальных садов ботанику и дизайнеру Патрику Бланку также подсказала природа, когда он находился в экспедиции в тропических лесах. Толщина установки этих садов, в отличие от громоздких традиционных висячих садов, не превышает нескольких сантиметров, а кроме того, ее вес не создает серьезных нагрузок на стены строения.

Озеленение крыш и фасадов является актуальным и перспективным направлением современной ландшафтной архитектуры, считает старший преподаватель факультета ландшафтной архитектуры Санкт-Петербургского государственного лесо­технического университета Надежда КЕРИМОВА.

Большое значение имеет изменение менталитета. Так называемый новый урбанизм и концепция устойчивого развития городов предполагают смещение внимания с отдельных архитектурных объектов на окружающую среду, на открытые городские пространства, которые должны быть комфортны в первую очередь для пешеходов.

Она отмечает, что проблемой для многих городов стало снижение естественного биоразнообразия, отсутствие взаимодействия между фрагментами природной растительности. Поэтому положительным моментом является тенденция отхода от искусственной декоративности (например, в цветочном оформлении) и движение в сторону естественности. Согласно концепции устойчивого развития, открытое пространство, ландшафт должны соответствовать местному климату и окружающему природному ландшафту, поясняет Надежда Керимова.

Климатический фактор

Вопросу соответствия городской среды климату уделяется все большее внимание в мире. Нередко именно ландшафтная архитектура позволяет преодолевать или смягчать последствия негативных природных факторов. Самым непосредственным образом это касается и Петербурга.

Проект архитектора Фриденсрайха Хундертвассера
Проект архитектора Фриденсрайха Хундертвассера
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Как рассказала ведущий специалист комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности СПб Юлия МЕНЬШОВА, завершена работа по международному проекту, посвященному адаптации городских территорий к негативным изменениям климата (CliPLivE Project). Принято считать, что после ввода КЗС территория города защищена. Однако эксперты утверждают, что, например, побережье Курортного района осталось уязвимым. Так, отступание берегов составляет от 0,5 до 2 м в год, сообщила Юлия Меньшова. Между тем там активно строится дорогая инфраструктура, жилье, санатории…

Профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Мария КОНОНОВА напомнила, что человечество перешагнуло отметку 7 млрд человек и мы должны переходить от мониторинга, аудита к маркетингу зеленой экономики. Геосфера относится к нам дружелюбно, если мы понимаем и соблюдаем ее законы. Это касается всех направлений человеческой деятельности, включая архитектуру. Нам нужно с пристрастием учиться у природы, вести с ней творческий диалог.

Ирина Кравцова

В печатной версии название материала – “Восстановление баланса” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 161, ноябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X