Актуальное

Проблемы роста: принципы размещения и возведения небоскребов в России

Участники форума «100+ Forum Russia 2015» в Екатеринбурге попытались сформулировать современные принципы размещения и возведения высотных зданий.

Небоскребы
“Москва-Сити”, 53-374 м
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Человечество с давних пор стремится ввысь. В мире существует немало высотных зданий, которые поражают воображение уже много лет. Они демонстрируют могущество и богатство, прославляют правителей государств и богов. Первыми высотками считаются египетские пирамиды, соборы и башни средневековой Европы.

Свои высоты

Россия имеет свой опыт высотного строительства. Первым отечественным высотным сооружением, преодолевшим 100-метровую отметку, стал Петропавловский собор (122,5 м), построенный еще в 1733 году.

Высотное строительство вновь стало актуальным во времена СССР. Двадцатый век подарил миру конструктивизм, авангардную архитектуру. Особое место в развитии конструктивизма занимал Свердловск, ныне Екатеринбург. Именно там в тридцатые годы прошлого века планировалось и даже началось возведение 140-метрового небоскреба – «Дом промышленности». Архитекторы революции создавали новую жизнь и ставили амбициозные цели, стараясь достичь новых высот. Однако в Свердловске этим планам было не суждено воплотиться: из-за пожара проект был остановлен, а позже от него и вовсе отказались.

101 высотное здание выше 100 м построено в России

Лишь после Великой Отечественной вой­ны идея высотного строительства вновь возродилась. «Любопытный факт: сразу восемь московских высоток были заложены в день города – 7 сентября 1947 года. К их числу относилось и здание МГУ, ставшее вершиной творчества архитектора Льва Васильевича Руднева. С момента закладки МГУ, как и других высоток, этажность и назначение здания менялись. Изначально оно планировалось под гостиницу, потом было принято решение разместить в нем университет. На вершине здания предполагалось возвести 35–40-метровый памятник Ломоносову. Но потом от этой идеи отказались. По замыслу И. Сталина, Москва, переступая рубеж 800-летия, устремлялась ввысь», – сделала экскурс в историю отечественного высотного строительства заместитель министра строи­тельства и ЖКХ РФ Елена СИЭРРА, выступая на международном форуме высотного строительства «100+ Forum Russia 2015».

В уральской столице, несмотря на неудачу с первым проектом, тяга к высоткам сохранилась. «Первый объект в формате 100+ здесь появился в начале 80-х – 24-этажное здание правительства Свердловской области. Еще одним высотным сооружением стала телевизионная башня. Ее планировалось поднять на высоту в 361 метр, однако ограничились двумястами. Даже в нынешнем виде она является символом Екатеринбурга», – рассказал глава администрации города Екатеринбурга Александр ЯКОБ.

Сегодня за пределами Москвы рекордными по высоте считают два объекта в Екатеринбурге – это БЦ «Высоцкий» (188 м) и башня «Исеть» (209 м), которая находится в деловом центре Екатеринбург-Сити. «Уральская столица является одним из самых высотных в стране мегаполисов и входит в первую сотню высотных городов мира. В Екатеринбурге в различных стадиях строительства находится 152 здания выше 75 м, построено 86 – два из них выше 100 м. Десятки объектов находятся в стадии проектирования, – сообщил глава города. – На сегодня каждый из застройщиков топ-10 в Екатеринбурге имеет в своем портфеле как минимум один проект 100+, а в год 300-летия города к 2023 году в Екатеринбург-Сити появится объект 300+».

СПРАВКА

В России здания от 50 до 100 м называют зданиями с повышенной этажностью. Термин “высотные здания” распространяется на сооружения, высота которых более 100 м.

По данным Всемирного совета по высотным зданиям в городской среде, в России построено 101 высотное здание выше 100 м, из них 83 в столице, 18 в регионах. По информации Национального объединения застройщиков жилья в крупных городах РФ, в стадии строительства только жилых домов свыше 25 этажей насчитывается 455.

Реализация крупномасштабных деловых районов – Сити в Москве, Екатеринбурге и Грозном – сегодня уже в решающей стадии, определены предельные сроки строительства этих проектов. В других городах России с элементами высотной застройки объекты располагаются точечно.

Эти данные свидетельствуют о необходимости актуализировать принципы размещения и возведения небоскребов, проанализировав отечественный и зарубежный опыт, чтобы не тиражировать былые ошибки и внедрять положительный опыт.

Центральный вопрос

По опыту зарубежных специалистов из-за масштабной урбанизации и, как следствие, возрастающей стоимости земли в городах экономически оптимальной высотой становятся здания в 30–50 этажей, что значительно превышает 100-метровую планку. Тенденция удорожания земли в городах характерна и для российских мегаполисов, что, в свою очередь, сказывается на этажности зданий.

МГУ
Московский государственный университет, 240 м
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Профиль зарубежных и отечественных городов сильно разнится. Как отмечает руководитель направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL Михаил ЯКУБОВ, в зарубежных городах высотки тяготеют к центру городов, за исключением исторических, с постепенным уменьшением этажности к периферии.

В традиционных российских городах обратная картина – относительно невысокая застройка в центре и возрастающая этажность в жилых кварталах на окраинах, которыми прирастают города. Основная причина такого формирования городов, пояснил он, отсутствие до недавнего времени рынка недвижимости в России и оборота земельных участков. Когда земля начала переходить в собственность бизнеса, на ней начали реализовывать более выгодные проекты.

Низкая плотность в центре для многих городов становится проблемой. Коммерческие (прежде всего торговые и сервисные) компании нуждаются в первую очередь в обороте своего бизнеса, который зависит от количества покупателей и их расходов. Если магазин, кинотеатр или ресторан расположен в застройке с невысокой плотностью, единственным выходом является повышение трат каждого посетителя. Как следствие, центральные районы городов становятся элитарными.

Конечно, наличие дорогих объектов в центре неплохо, но это приводит к ограничению палитры коммерческой инфраструктуры. А значит, снижается доступность коммерческих, сервисных функций для жителей центральных районов. И это существенная проблема, с которой по мере роста благосостояния столкнутся города с такой структурой.

Появление в таких районах высотных зданий позволит увеличить плотность, но при этом может спровоцировать и негативные риски, связанные с ростом транспортной насыщенности. Поэтому высотные здания в таких случаях должны быть многофункциональными, чтобы выравнять транспортную нагрузку и сделать район живым днем и ночью. То есть вопросы включения в сложившуюся застройку городов высотных зданий требуют тщательного расчета и комплексной оценки.

Петербургский подход

«Безусловно, профиль городов не должен определяться только экономическими предпосылками. Есть важные аспекты охраны исторического наследия, градостроительного регулирования, которые нужно непременно учитывать», – заметил Михаил Якубов.

Решения о высотном строительстве в историческом центре должны быть очень взвешенными

В России, где много крупных городов, в том числе и со сложившейся исторической застройкой, вопросы, связанные с размещением высоток, должны стать предметом самого пристального внимания – властей, инвесторов, градостроителей, архитекторов, конструкторов, инженеров, экологов и социо­логов, то есть самого широкого круга общественности и специалистов, уверена Елена Сиэрра. «Решения о высотном строительстве в историческом центре должны быть взвешенными. Надо сохранять историческую память, очень аккуратно относиться к культурному наследию. В то же время за счет высотного строительства можно освобождать исторические центры городов, за счет перемещения деловой активности в Сити, а в исторической части сохранить первозданную красоту», – отметила она.

БЦ "Высоцкий"
БЦ “Высоцкий”, 188 м
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Александр Якоб придерживается похожей позиции. «Надо вести поиск градостроительных решений, обеспечивающих баланс между сохранением исторической городской ткани и потребностью города расти вверх, – подчеркивает он. – Необходимо искать новые качества развития пешеходной и транспортной инфраструктуры в окружении высотного объекта».

В этом контексте показателен опыт Петербурга. Достаточно вспомнить, какой высокий социально-политический накал вызвала дискуссия относительно возможности реализации близ исторического центра высотного проекта «Охта-центр». В итоге место размещения объекта было пересмотрено.

Между тем территория, где ранее планировалось строительство башни Газпрома, получила дополнительный импульс к развитию. «Только инициирование проекта «Охта-центр» привлекло на правый берег Невы многочисленных девелоперов коммерческой недвижимости. Так появился бизнес-парк «Полюстрово», «Санкт-Петербург Плаза» и многие другие – в общей сложности более 100 000 кв. м качественной деловой недвижимости», – констатировал заместитель генерального директора института территориального планирования «Урбаника» Александр ХОЛОДНОВ.

Учиться на ошибках

Формирование качественных деловых центров вокруг высотных доминант невозможно без параллельного развития транспортной инфраструктуры. И в этом вопросе уже есть отечественный опыт. Так, вокруг башни «Лидер Тауэр» на площади Конституции, пока единственной офисной высотки Петербурга (145,5 м), сформировалась группа бизнес-центров с общей площадью офисов почти 100 000 кв. м, пояснил Александр Холоднов. Однако общий объем офисной недвижимости в этом районе носит стихийный характер, а отсутствие каких-либо специальных мер по развитию инфраструктуры не позволяет назвать площадь Конституции полноценным деловым районом, признает он.

Мы должны концентрировать внимание не на масштабах, а на том, как сделать города привлекательными и приятными

Появление высотки и тем более комплекса высотных зданий в городе оказывает серьезную нагрузку на транспортную инфраструктуру территории. Например, при вводе новых объектов в «Москва-Сити» транспортная доступность района ухудшилась настолько, что общественность стала инициировать обращения о необходимости ввода платного въезда и изменения системы подъезда к ним.

«Да есть проблемы, ошибки. Мы еще не имеем опыта. Проект «Москва-Сити» – хорошая школа для того, чтобы понимать: вопросы развития транспортной инфраструктуры должны рассматриваться в комплексе с решением архитектурных и планировочных проблем», – признала Елена Сиэрра. По ее словам, для того, чтобы высотный комплекс функционировал в полном объеме, правительством Москвы формулируются планы по строительству метро, железнодорожных линий. «В Екатеринбурге вопросы транспортного обеспечения решаются с меньшими ошибками и более успешно», – заметила заместитель министра.

"Грозный-Сити"
“Грозный-Сити”, 400 м
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«При планировании «Лахта центра» эти недочеты устранены. Объект позиционируется как многофункциональный комплекс с большим количеством общественных пространств. Проект развивается в увязке со стратегическими инфраструктурными стройками города – завершением строительства ЗСД и продлением «зеленой» ветки метро до улицы Савушкина. Я считаю, что в Лахте существуют реальные предпосылки для формирования качественного общественно-делового района», – уверен Александр Холоднов.

На будущее

Российские города стремительно развиваются, число горожан растет. «Есть разные мнения, считается, что для комфортного проживания следует развивать не столько высотное, сколько строительство зданий средней этажности. Но при этом надо анализировать и представлять, какие проблемы развития транспортной и инженерной инфраструктуры нам предстоит решить», – отметила Елена Сиэрра.

Именно поэтому самое время найти разумный баланс между высотной и малоэтажной застройкой. При этом очевидно, что высотное строительство возможно не во всех регионах страны. Для дотационных и не очень привлекательных для капитала территорий это вопрос не сегодняшнего дня, но это не снимает проблему. «Скорее это тренд будущего. Высотное строительство в РФ должно и будет развиваться», – делает вывод Елена Сиэрра.

Появление высотки и тем более комплекса высотных зданий в городе оказывает серьезную нагрузку на транспортную инфраструктуру территории

В свою очередь, голландский архитектор – директор студии Erick–van Egeraat Эрик ван ЭГЕРААТ обращает внимание на важный момент. «Мы должны концентрировать внимание не на масштабах, а на том, как сделать города привлекательными и комфортными, как создать качественную среду. Главное – сделать город не высотным и мощным, а гармоничным, полным жизни. Создать симбиоз большого и малого, чтобы все друг с другом сочеталось и дополнялось», – отметил архитектор.

Татьяна Вильде

В печатной версии название материала – “Проблемы роста” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 161, ноябрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X