Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Ночное окно подземки: будни Петербургского метрополитена

Власти Петербурга отклонили общественную инициативу продлить на час работу метро, поскольку метрополитену требуется сохранить технологическое окно. В 60-летний юбилей нашей подземки СГХ решил это «окно» приоткрыть.

Тоннель петербургского метрополитена
Каждую ночь в тоннели выходят обходчики: они осматривают все ходовые рельсы на участке 3-4 км
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Когда последний пассажир покидает подземку, метро продолжает жить, но уже совсем по другому графику. Как подчеркнул начальник сектора информации ГУП «Петербургский метрополитен» Дмитрий ГРАФОВ, большая часть огромного коллектива компании, в которой трудится около 15 000 человек, работает как раз по ночам. Это путейцы, электрики, тоннельные рабочие, специалисты сигнализации и связи, сантехники, уборщики, инспекторы и многие другие. За короткое четырехчасовое окно им необходимо выполнить разноплановые задачи: от проверки состояния путей до уборки станций, для чего необходимы серьезное планирование, продуманная организация и высокая дисциплина.

Ночная жизнь метро начинается со снятия высокого напряжения с контактного рельса. Это происходит после часа ночи. В тоннелях загорается свет, и специалисты различных служб приступают к работе.

Путевой обход

Одной из важнейших составляющих подземки являются железнодорожные пути: ежесуточно по ним проходит по 800–900 составов. За состоянием линий следит служба пути. Каждую ночь в тоннели выходят обходчики, их задача – тщательно осмотреть все ходовые рельсы на участке 3–4 км, контактный рельс, стрелочные переводы, а также в конце смены проследить за чистотой и отсутствием посторонних предметов на путях.

Вслед за обходчиками в тоннели выходит бригада дефектоскопистов со специальным ультразвуковым оборудованием, смонтированным на небольшой тележке. Эта техника способна обнаружить мельчайшие трещинки, невидимые человеческому глазу, и подать в случае их обнаружения звуковой сигнал. Периодически с помощью специальных катучих приспособлений пути проверяются на соответствие нормативам, некоторые допускают превышение одного рельса над другим, изменение ширины колеи и т. д.

По 800-900 составов ежесуточно проходит по путям метро

Впрочем, выявлением дефектов и контролем параметров работники метрополитена занимаются не только по ночам, но и в дневное время с помощью специальных комплексов, построенных на базе вагонов метро. Как правило, днем, в том числе по выходным, когда пассажиропоток небольшой, на линии выходит спецсостав с вагоном-путеизмерителем и вагоном-дефектоскопом. Данные обо всех замерах и нарушениях фиксируются с помощью современных компьютерных комплексов, что позволяет оперативно планировать работы по устранению дефектов.

После дефектоскопистов к делу приступают путейцы, занимающиеся обслуживанием, а также заменой рельс и стрелочных переводов. Работа эта может выполняться в несколько приемов. Как правило, на замену рельс уходит несколько ночей. Сначала с помощью мотовозов и специальных рельсовозных тележек рельсы завозят со специализированной площадки электродепо «Московское», после чего укладывают их на участке замены так, чтобы это было безопасно и не мешало движению поездов. В зимнее время работа путейцев осложняется погодными условиями. Нередко из-за снегопадов им приходится расчищать снежные заносы на путях электродепо, расположенных на поверхности земли.

Инженерный дозор

Специалисты другого подразделения, службы тоннельных сооружений метрополитена, в свою очередь, следят за состоянием капитальных сооружений подземки, в том числе и расположенных на поверхности. Ввиду сложных гидрогеологических условий, в которых залегает метрополитен Петербурга, а также с учетом климата и особенностей эксплуатации необходимо уделять особое внимание состоянию конструкций. В ночное время сотрудники службы «С» производят осмотр покрытий тоннелей и выработок на наличие дефектов (трещины, сколы, нарушения гидроизоляции), документально их фиксируют и затем устраняют. Как правило, работы производятся без вывода поврежденных сооружений из эксплуатации, однако в редких случаях метрополитен вынужден закрывать станции – в частности, при капитальных ремонтах вентиляционных шахт и эскалаторных тоннелей. В обязанности работников службы тоннельных сооружений также входит мойка тоннелей, побелка, сохранение архитектурных элементов на станциях.

Диспетчеры петербургского метрополитена
Диспетчеры службы “Д” метрополитена регулируют движение поездов и держат под контролем ведущиеся в тоннеле работы
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Служба электроснабжения («Э») отвечает за подачу и снятие высокого напряжения на контактный рельс. Подразделения службы следят за освещением, поддерживают в рабочем состоянии электрические кабельные сети.

Специалисты по архитектурному освещению занимаются обслуживанием светильников в вестибюлях станций. Пока не ходят поезда, специалисты проводят обслуживание дверных механизмов на станциях закрытого типа («горизонтальный лифт»).

В электромеханической службе «ЭМС» состоят электромеханики и сантехники, обслуживающие инженерные сети подземки. Многокилометровые трубопроводы требуют регулярного осмотра и ремонта. В некоторых случаях специалисты службы задействуют локомотивный парк, он используется для доставки тяжеловесного оборудования или использования специального вагона с насосами, предназначенного для очистки засорившихся водосборников и перекачек. В зоне ответственности электромеханической службы находятся и все вентиляционные агрегаты – легкие метрополитена.

Одну из главнейших функций в ночном метро, как, впрочем, и в дневном, выполняет служба движения («Д»). В штате этого подразделения поездные диспетчеры, централизованно регулирующие движение подвижного состава из единого центра. Они держат под контролем все работы, ведущиеся в тоннелях. На станциях работу ночных служб обеспечивают дежурные и операторы. Они дают приказы машинистам, закрывают перегоны, следят за проходом и выходом сотрудников в тоннели.

Четкое движение поездов днем и ночью обеспечивают устройства сигнализации. Работа этих устройств, а также средств связи находится в ведении службы связи, централизации и блокировки («Ш»). Ночные технологические окна позволяют сотрудникам службы производить осмотры и ремонты многочисленных светофоров, стрелочных переводов, волноводов радиосвязи, технических устройств, расположенных под платформами станций. Есть ночью работа и у сотрудников службы информационных технологий и коммуникаций. В их ведении пожарная и охранная сигнализации, системы контроля доступа и видеонаблюдения, турникеты.

Из-за миллионного пассажиропотока огромную нагрузку испытывают эскалаторы. Специалисты-эскалаторщики по ночам осматривают ответственные элементы, чистят их, производят при необходимости ремонт или замену износившихся деталей.

На случай аварийных ситуаций круглосуточно несут дежурство аварийные бригады, готовые оперативно выехать на объект. Из-за географической особенности Санкт-Петербурга, разделенного в период навигации рекой, аварийные машины базируются как на юге, так и на севере города.

Отдых в тоннелях

По окончании пассажирского движения в метро далеко не все поезда отправляют на отдых в электродепо, часть из них остается ночевать прямо в тоннелях – на перегонах или в тупиках. Например, в тоннелях между станциями «Невский проспект» и «Горьковская» могут находиться до пяти составов одновременно. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, катастрофически не хватает депо, их только пять, собственные депо отсутствуют на четвертой и пятой линиях. Во-вторых, утром после открытия подземки необходимо обеспечить равномерное начало движения всех составов. Поэтому поезда стараются распределять на протяжении всей линии.

Для машинистов, оставивших на ночь составы в тоннеле, предусмотрены специальные комнаты отдыха, расположенные на некоторых станциях.

Ну и, наконец, чтобы утром пассажиры оказались на чистой станции, ночью здесь работает коллектив уборщиков. С помощью специализированных поломоечных машин и химических чистящих средств производится механизированная уборка полов, стен, поручней и скамеек. Кроме того, специальные мотовозы, оборудованные манипуляторами, забирают со станций заполненные мусорные контейнеры, взамен возвращая пустые.

На все эти работы у сотрудников метрополитена остается чуть более четырех часов в сутки. Только при условии их выполнения в полном объеме обеспечивается безопасность пассажиров, качество перевозок и надежность эксплуатации техники.

Лилиана Глазова

МЕТРО ДАРИТ ПОДАРКИ

Петербургскому метрополитену исполнилось 60 лет.

Тоннели петербургского метрополитена
Поезда в тоннелях петербургского метрополитена
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

За месяц до юбилея, 15 октября, на линию вышел оригинальный состав, по оформлению вагонов которого можно изучать историю городской подземки. Для этого использовались архивные фотографии за шестидесятилетнюю историю петербургского метро. В день юбилея, 15 ноября, по первой линии из электродепо «Автово» отправится в путь ретросостав. В четырех вагонах будут представлены исторические плакаты, установлен мультимедийный экран, где будет демонстрироваться фильм об истории метрополитена, его развитии и перспективах.

После капитального ремонта открылся музей метрополитена. Концепция экспозиции полностью поменялась, теперь это современный интерактивный выставочно-образовательный центр, на базе проводятся не только экскурсии, но и выставки, семинары и конференции для специалистов.

Весной этого года стартовал проект «Профессионалы метрополитена». В течение нескольких месяцев профессиональная съемочная группа фотографировала работников метро на их рабочих местах – в тоннелях, кабинах электропоездов, мастерских и на платформах станций. Шестьдесят фотопортретов вы можете видеть на станциях и в вагонах метро.

Также в этом году выпущены коллекционные жетоны Петербургского метрополитена. Кроме юбилея они посвящены первому депо «Автово», пятикопеечной монете, которая долгое время служила пропуском в подземку. В продолжение коллекции из серии «История подвижного состава» выпущен жетон, посвященный вагону 81-722/723/724 проект «Юбилейный». Помимо этого, ограниченным тиражом выпущен электронный билет «Подорожник» на основе БСК в новом, юбилейном дизайне.

Поздравление метрополитена с 60-летием

(Все поздравления Петербургского метрополитена с 60-летним юбилеем вы можете прочитать в журнале “Строительство и городское хозяйство”, № 161, стр. 73-80.)

В печатной версии название материала – “Ночное окно подземки” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 161, ноябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X