Актуальное

Сила в соли: о содержании петербургских дорог зимой

Ежегодно оптимизируется организация процесса, внедряются новые технические решения, направленные на повышение безопасности движения.

Уборка снега
Мизюкин: “В этом году мы впервые полностью отказались от использования временных снегоприемных пунктов”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Содержание дорог в зимний период требует не только выполнения нормативных мероприятий, но и предварительной подготовки и координации.  Зимой 2015–2016 года на уборке снега и для превентивной обработки дорожного полотна дорожные предприятия, занимающиеся содержанием дорог в Санкт-Петербурге, будут оперировать 1514 единицами уборочной техники, не считая самосвалов. В парке – бульдозеры, тракторы, грейдеры, погрузчики, пескоразбрасыватели, пылесосы и хапы (или лаповые снегопогрузчики).

Зимние новеллы

«Каждый год мы стремимся усовершенствовать нашу работу, – рассказывает начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Вадим МИЗЮКИН. – В этом году мы впервые полностью отказались от использования временных снегоприемных пунктов. К этому мы шли очень давно. Горожане могли видеть, как даже на Обводном канале в пиковые периоды мощных снегопадов 2009, 2010 и 2011 годов образовывались гигантские штабеля снега высотой до 15 м. После этого городские власти сделали выводы. И с 2012 по 2014 год силами ГУП «Водоканал СПб» было построено 10 стационарных снегоплавильных пунктов. Их плановая производительность составляет 5,9 млн куб. м снега за сезон. Это превышает нормативные показатели по пику количества осадков. Поэтому мы можем сказать, что в этом году снежные массы складироваться на землю на территории города не будут».

В предыдущие годы из-за скоплений снега в городе комитету и подчиненным ему организациям предъявлялись претензии как со стороны прокуратуры и надзорных ведомств, так и со стороны экологических организаций. Поэтому было важно реорганизовать работу по утилизации снежных масс, перейдя к более цивилизованным методам.

1514 единиц техники будут убирать снег с дорог города

Этой зимой помимо введенных в строй десяти стационарных пунктов будут также действовать четыре инженерно-оборудованных снегоприемных пункта. Они расположены в четырех районах города, и переработанные на них снежные массы не наносят вреда окружающей среде, поскольку проходят сложную систему очистки. Кроме того, еще две площадки в Курортном районе для утилизации снега предоставляет ГУП «Водоканал СПб» – в Сестрорецке и Зеленогорске.

Обновление коснулось и автопарка специальной уборочной техники, что, в свою очередь, помогло усовершенствовать методику очистки улиц от снега.

«Механический завод, расположенный в Московском районе, благодаря программе импортозамещения возобновил выпуск вспомогательных снегоподборщиков, – рассказывает Вадим Мизюкин. – Эта техника предназначена собирать мусор и загружать его в кузов. Щетка забрасывает снег в лоток, а конвейер сбрасывает его в самосвальный кузов. Обычно эта машина идет вслед за погрузкой снега, будь то фронтальный погрузчик или лаповый хап, поскольку какая-то часть снега всегда остается. Задача вспомогательных снегоподборщиков собрать все это».

Предприятиями уже приобретено почти 20 таких машин. Благодаря их применению сократится объем немеханизированного труда, время уборки, а площадь очищенной территории возрастет.

Как в Европе

Количество зимних пылесосов, которые способны вести уборку улиц при отрицательных температурах до – 18 °С в городе, увеличено до 51. Машинами оснащены практически все районы города.

Уборочная техника
По утвержденной программе во время заморозков или в дни, когда прогнозируются снегопады, на 117 объектах будет дежурить 119 единиц техники
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Это техника, позволяет убирать пыль без увлажнения, – поясняет Вадим Мизюкин. – Такой пылесос может убирать не только сухую взвесь, но и излишки влаги».

Впервые в этом году были разработаны регламент и комплексная схема, которые призваны согласовать действия служб, занимающихся уборкой городских объектов в зимнее время. Работа над ними велась с прошлого года, и теперь жилищные службы и дорожники будут действовать сообща, увязывая в единый комплекс работ очистку крыш, дворовых территорий, тротуаров и дорог. Как пояснил Вадим Мизюкин, снег, сброшенный с крыш, необходимо в течение трех часов сдвинуть в лоток, чтобы затем вывезти. Снег и наледь не должны дольше лежать на тротуаре, поскольку тогда они потребуют применения более сложных операций для уборки.

Постоянно совершенствуется методика уборки улиц и усиливается контроль над выполнением работ. «Раньше водители выезжали и получали задание на очистку той или иной улицы, – говорит Вадим Мизюкин. – Теперь у каждого водителя и механизатора на руках будет согласованная как с предприятием, так и со смежниками схема, где указаны маршрут и программа по интервалам времени. Для разработки этих схем было просчитано время выполнения различных мероприятий. Теперь маршруты техники не пересекаются».

По утвержденной программе во время заморозков или в дни, когда прогнозируются снегопады, на 117 объектах будет дежурить 119 единиц техники. Места ее дислокации определены предприятиями и утверждены комитетом.

Это в основном мосты, путепроводы, крутые спуски и подъемы, а также другие опасные участки дороги, куда машины, загруженные противогололедными материалами, прибывают накануне снегопада и стоят в специально отведенных местах. Такая тактика применятся нами с 2011 года, и это оправдывает себя.

Каждый год с 2008 года совершенствуется автомат-система мониторинга работы уборочной техники дорожных специализированных предприятий – АСМ РУТ ДСП. На экране монитора диспетчерского пункта отображается, где, кем, как и какие операции производятся.

В этом году вся зимняя техника оборудована спецблоками, спутниковой системой навигации (GPS/ ГЛОНАСС), что позволит фиксировать все перемещения спецтехники, выходящей на линию.

«В этом году у нас появилось еще одно новшество, – добавляет Вадим Мизюкин. – В Колпинском и Пушкинском районах на предприятии «Автодор Санкт-Петербург» появилась сеть подвижной транкинговой связи. Эта энергонезависимая система включает в себя 40 единиц средств связи, установленных на машинах компании. Водители и механизаторы, выезжая на линию, могут вести переговоры между собой, передавать оперативную обстановку, сообщать о поломке, получать команды от мастеров и начальников автоколонн».

В качестве противогололедного ингредиента зимой в Петербурге может быть использовано около 120 т соли

Новшество уже продемонстрировало свою эффективность, поэтому и другие предприятия решили его внедрить. К системе подключилось предприятие ГУДП «Путь», которое уже закупило 15 радиостанций, и 25 приобрело ОАО «Коломяжское». По словам чиновников, в дальнейшем планируется обеспечить такой системой все подопечные организации.

Зимнее содержание КАД обеспечивается силами подрядных организаций Росавтодора, а ЗСД, который до этого года обслуживали городские компании, с этого будет убирать специально созданная частная компания. Разработанный регламент по согласованию действий поможет согласованно со смежниками производить уборку.

Силами подведомственных комитету организаций производится и уборка тротуаров. Причем это наиболее трудозатратный процесс. Так, если общая площадь дорог составляет 41,2 млн кв. м, а тротуаров – 15,2 млн кв. м, то тротуарной техники больше дорожной на 100 единиц.

Строго по нормативу

Многие годы Санкт-Петербург, как и все города Северо-Запада России, а также все Северное полушарие, по словам специалистов, использует традиционное противогололедное средство – хлористый натрий – обычную каменную соль. В этом году в качестве основного противогололедного ингредиента будет использоваться именно этот материал.

«Мы используем соль дорожного качества как в сухом виде, так и в увлажненном, которое обеспечивается соляными растворами. Они помогают снизить нагрузку на экологию, – объяснили в комитете по благоустройству. – В сухом виде по нормативу на 1 кв. м попадает 50 г соли. А если обработка выполняется с увлажнением, то вместе с 40 г соли на разбрасывающий круг полается 10 г соляного раствора. В нем всего 2,5–3 г соли. Кроме снижения концентрации, рассол также позволяет быстро вступать в реакцию с покрытием. Растворы применяются и для превентивной обработки».

Уборка снега в Петербурге
Уборка тротуаров – наиболее трудозатратный процесс, поэтому тротуарной техники на 100 единиц больше дорожной
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Противогололедные материалы, согласно ГОСТу, используются для ликвидации скользкости. Дорожные службы в случае появления гололеда должны обеспечить обработку покрытий в течение четырех-шести часов. Для работы в первые месяцы зимы созданы запасы в объеме 50 т соли, а всего зимой будет использовано около 120 т.

Не используется соль лишь на тротуарах и садовых дорожках. В курортных районах с 2012 года применяется гранитная крошка, использовать которую в городе не позволяет устройство ливневой канализации. Оказывается, в Финляндии, где она широко распространена, в канализации есть специальные ловушки.

Аналогичные подготовительные работы ведут и дорожные службы Ленинградской области. «Мы проводим проверки сил и средств подрядных организаций, оцениваем степень готовности техники, производственных баз, диспетчерских служб и заготовку противогололедных материалов, необходимых для устранения зимней скользкости», – комментирует председатель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаил КОЗЬМИНЫХ.

Как сообщили в комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области, определена расчетная потребность противогололедных материалов для осенне-зимнего сезона 2015–2016 годов. Потребность в соли составляет 9,39 т. Также будут заготовлены различные смеси на основе песка и соли, для чего понадобится 227 123 куб. м песка и 26 762 т соли.

«К работе в зимний период, в соответствии с государственными контрактами, будет привлечено 19 подрядных дорожных специализированных организаций, в работе по зимнему содержанию будет задействовано 2500 человек и около 1000 единиц специализированной дорожной техники.

В рамках государственной программы «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области» на содержание автомобильных дорог направлено 2,257 млрд ру блей», – пояснил Михаил Козьминых.

Кроме этого, на приобретение новой дорожной техники для всесезонного содержания региональных автодорог в 2015 году выделено 100 млн рублей.

Любовь Ежелева

В печатной версии название материала – “Сила в соли” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 161, ноябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

  • juliano7777

    Ну хоть что то делается, уже радует! хоть все и немного бестолково. Ведь если бы привычную соль заменили на современный реагент (типа “Бионорда”, это наш, российский), не нужно было бы столько уборочной техники. Такие средства сами полностью растворяются. А от пескосоли остается песок, который еще нужно куда то вывозить. К тому же расход у соли больше, а значит на ее распределение по трассе нужно больше техники. В общем применение многокомпонентных реагентов не только эффективнее, но выгоднее!

  • peatearia

    О, Бионорд! Беру его уже не первый год у компании ТНК-айс для дачи, могу сказать только хорошее. Если его будут использовать повсеместно, всем будет только лучше

X