Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Регламент для памятников: какие монументы нужны Петербургу

Ответственным подходом сменяется хаос с возведением новых памятников в Петербурге. Он продолжался последние 20 лет, а теперь начинается процесс по совершенствованию порядка размещения монументов.

Скульптурная группа "Прибыл на каникулы"
Скульптурная композиция “Прибыл на каникулы”, установленная перед Суворовским училищем на Садовой улице
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

О засилье памятников в центре Северной столицы за последние годы не говорил только ленивый. Проблема эта особенно остро проявила себя в дни юбилейных торжеств, когда Санкт-Петербург отмечал 300-летие со дня основания. Город-юбиляр принял бесчисленное количество памятников, стел и других монументов, которые бесцеремонно осели на улицах, в скверах и на площадях, во многих случаях нарушая облик давно сложившихся архитектурных ансамблей. Некоторые из них даже пришлось убрать спустя некоторое время.

Официальные и нелегальные

По данным комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), в Санкт-Петербурге со времени основания города по 1996 год был установлен 621 объект монументального искусства. Под охраной государства находится 104 объекта, увековечивающих память о событии либо выдающейся личности (74 памятника, 12 обелисков, 68 бюстов). Остальные 517 объектов не являются объектами мемориального характера. По информации подведомственного комитету Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга», всего в Санкт-Петербурге в период с основания города по настоящее время установлено 839 объектов монументального искусства.

За период с 1991 по 2009 год (18 лет), до вступления в силу постановления правительства Санкт-Петербурга № 944 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при установке произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге» от 21.08.2009, на территории города появилось 50 новых памятников. С августа 2009 года по декабрь 2014 года (пять лет) установлено 36 объектов.

Об усовершенствовании порядка установки произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге власти города заговорили в этом году. Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) проанализировал памятники, установленные в период с 1991 по 2009 год до вступления в силу постановления № 944, которое хоть как-то упорядочило процесс установки монументов.

Скульптура должна быть органична городу – она партия в его симфонии 


Выяснилось, что с августа 2009 года по декабрь 2014 года в Северной столице установили 36 объектов. «Анализ результатов творческих конкурсов, проведенных с 2009 года, позволяет сделать вывод, что в Санкт-Петербурге в последнее время наблюдается тенденция снижения эстетического качества предлагаемых произведений монументального искусства», – считают в КГА.

Еще одна проблема – памятники-нелегалы, которые появляются в городе с незавидной периодичностью. Среди примеров несанкцио­нированной установки произведений монументального искусства фигурирует «Царь Николай и царица Александра». Он установлен в мае 2013 года по адресу: Адмиралтейский район, наб. Обводного канала, д. 118, лит. А. Также есть вопросы к скульптурной композиции «Прибыл на каникулы», установленной перед Суворовским училищем на Садовой улице.

«Такие объекты в силу низкого качества их образного решения и художественного исполнения, градостроительно необоснованного выбора мест установки наносят ощутимый вред имиджу города, его культурно-историческим традициям, традициям монументально-декоративного искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. Но при этом необходимо отметить, что комитет не обладает контрольно-надзорными функциями», – заключили в КГА.

Для того чтобы изменить плачевную ситуацию с засильем спорных с художественной точки зрения памятников, КГА разработал ряд мер. А именно создается примерный перечень выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в историю Санкт-Петербурга, отечественную и мировую культуру, науку и технику, жизнь и деятельность которых связана с Петербургом и память о которых до сих пор не увековечена в городе. При этом в процессе выбора таких персон могут участвовать и сами горожане.

839 объектов монументального искусства установлено в Петербурге


Также было предложено нормативно определить процедуру демонтажа самовольно установленных объектов благоустройства, в том числе произведений монументального искусства. Предполагается, что власти города получат право демонтировать памятники-нелегалы в следующем году. Впрочем, организовывать тотальную кампанию по сносу никто пока не собирается.

«Проводиться немедленно демонтаж не будет. Органы государственной власти будут наделены полномочиями на произведение действий по демонтажу самовольно установленных объектов благоустройства и монументального искусства. Но это не будет касаться памятников, установленных сейчас. Хотя мне бы казалось, что спустя некоторое время имеет смысл критически взглянуть на все то, что было самовольно установлено», – дипломатично высказался на эту тему председатель КГА, главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир ГРИГОРЬЕВ.

Кого любят петербуржцы

Что касается перечня личностей, то в КГА с августа текущего года начал работу специально созданный сайт для общественного голосования и их обсуждения. Итоги голосования подвели в октябре. За все время работы сайт посетили и проголосовали 6868 человек. Безусловное признание жителей города получил композитор Петр Чайковский, неожиданно опередив долгое время уверенно удерживающего первую позицию поэта Иосифа Бродского. Как следствие, Иосиф Бродский переместился на вторую строку предпочтений горожан. Третью позицию рейтинга занимает поэт Александр Блок. Поэт Николай Гумилев стал четвертым. Всего на сайте было оставлено более 2497 комментариев и альтернативных предложений. Теперь результаты голосования будут обсуждаться членами Общественной палаты Санкт-Петербурга, комиссии по культуре городского парламента, творческими союзами и комитетами Смольного.

Отметим, в соответствии с постановлением городского правительства № 944, решение об установке произведений монументального искусства возможно в исключительных случаях по письменному указанию губернатора Санкт-Петербурга. То есть это не значит, что памятники всем тем, кого так любят горожане, завтра появятся на улицах. Однако теперь в этой чувствительной сфере хотя бы расставлены приоритеты.

Необходимо и достаточно

Усовершенствовать порядок установки произведений монументального искусства необходимо, уверены эксперты. «В целом я считаю крайне важным наличие регламентирующего документа, который был бы фильтром, производящим в жесткой форме отбор возможных скульптур на улицах и фасадах домов», – заявил член Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, архитектор Павел НИКОНОВ. При этом он напомнил о необходимости тщательно подбирать место каждому монументу и привел конкретные примеры. «Для Александровского парка необходимо и достаточно памятника «Стерегущему». Именно: необходимо и достаточно. А вот появившиеся в нем в советское время гранитные глыбы, нарочито напоминающие социалистических женщин, явно там неуместны. И это не переизбыток этих малых форм, это неуместность их – именно там, именно в этом месте, – заявил Павел Никонов. – То же скажу и про гениальный, с моей точки зрения, памятник Петру Первому Михаила Шемякина. По моему мнению, он не должен стоять на транзитной аллее, где каждый карапуз, еще не знающий, кто такой был дедушка Петя, спешит полировать своими ручками костяшки его пальцев. Мое мнение – место ему у изголовья могилы Петра (хотя это, конечно, невозможно). Это изваяние – явная визуализация духа царя, вышедшего из его умершего и спрятанного с глаз долой тела, как будто и не собирающегося уходить на небо, но ставшего у руля корабля «Санкт-Петербург», чтобы править его курсом, а не украшать его ростр, корму или кают-компанию. Во всяком случае, мне эта «скульптура» представляется пропитанной этой торжественной, страшной и ответственной за наши судьбы мистикой, и она вовсе не предназначена украшать тенистые аллеи и клумбу с пышными хризантемами».

Памятник "Стерегущему"
Памятник “Стерегущему”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В Петербурге появляется много памятников и скульптур, и ничего ужасного здесь нет, некоторые из них удачные, а некоторые просто нелепы, рассуждает член Градостроительного совета и Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, архитектор Рафаэль ДАЯНОВ. Однако, по словам эксперта, все памятники имеют срок жизни: одни приживаются на 200 лет, а другие быстро исчезают.

«В разнообразии памятников и скульптур нет ничего плохого. Но в то же время определенный регламент установки монументов должен существовать», – заявил Рафаэль Даянов, особо указав на то, что необходимо бороться не только с бесталанными изваяниями, но и с вандализмом по отношению к памятникам, причем в большей степени это касается спальных районов. «На окраинах города памятников не хватает, поэтому каждый из них становится объектом пристального внимания не только со стороны воспитанных, интеллигентных людей, но и со стороны хулиганов», – указал на проблему архитектор.

«Скульптура должна быть органична городу – она партия в его симфонии. Она не созвучна ей (симфонии), она не «подпевает» ей, она сама ее неотъемлемая часть, ее акцент, ее апофеоз – как «Стерегущий» на Каменно­островском, как Екатерина на Невском, как Медный всадник и другие. Нужно слышать эту симфонию и партию в ней, исполняемую скульптурой, достаточно одной из них быть конкурентом, конфликтным всему остальному, чтобы симфония города превратилась в какофонию (правда, иногда не такую уж немилую). Хотя нетерпимые примеры были с «Башней Мира» на Сенной площади, с фонтанами на Неве, заслонявшими Петропавловский собор», – уверен Павел Никонов.

Но более всего следует бояться массового наплыва «пустых» скульптур, которые вовсе ничем и ни о чем не звучат, а лишь изображают собой какую-то дежурную назойливую шутку – «для поднятия настроения масс» – и «заодно для общего развития», предупреждает он.

По словам Павла Никонова, еще одна проблема состоит в том, что спальные районы по степени эстетического уровня благо­устройства неравномерны. «Я бы не стал развивать мысль о насыщении их памятниками, так как нет никакой самоцели расставить повсюду памятники чему-нибудь да как-нибудь. Есть новые районы, в которых городская среда более или менее гармонична. Но есть и другие районы, где только коробки домов, деревья между ними, пыльные тропинки, протоптанные по газонам… Я бы среди всех возможных прочих средств, которые могут преобразовать эту среду, предложил бы ввести понятие «архитектура земли». Само по себе это не новаторство – в центре Санкт-Петербурга направо и налево выкладывают мозаики на мостовых и тротуарах. Но там, в центре, это улучшает (если получается) именно твердые покрытия. А тут задача стоит шире – речь идет о ландшафтной архитектуре, об архитектуре земли, о ваянии зеленых чертогов и, может быть, о «заползании» на стены домов на этаж-полтора – вертикальным озеленением, мозаикой, граффити», – заявил эксперт.

Более всего следует бояться массового наплыва «пустых» скульптур


Рафаэль Даянов отмечает, что архитектурная жизнь города происходит в верхнем и нижнем слоях. Верхний – это уровень мансард. Нижний – это все, что связано с мощением, люками, водостоками, скамейками, урнами, решетками, которые защищают деревья, небольшими бордюрными ограждениями в скверах. Именно этому слою сегодня уделяется недостаточно много внимания.

«На сегодняшний день очевидно, что городу не хватает таких элементов. Парадокс в том, что покрывать улицы гранитом у властей деньги есть, а на то, чтобы отвести воду, грамотно сделать водоприемники, – на это денег нет. А ведь именно этому люди уделяют внимание. Для горожан важно, чтобы было комфортное освещение, стояли скамейки и ограды», – заявил эксперт. Он указал на то, что Петербургу стоит брать пример с таких городов, как Берлин или Париж, где малым архитектурным формам уделяется много внимания. При этом они являются не только важным элементом городской среды, но и препятствуют движению транспорта на тротуарах, что актуально и для Северной столицы.

Мария Коваценко

В печатной версии название статьи – “Регламент для монументального искусства” (журнал “Строительство и городское хозяйство, № 162, декабрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X