Актуальное

Считаем деньги государевы и вникаем в беды подрядчиков

О нюансах работы с памятниками рассказал руководитель ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Александр ШАБАСОВ

– Александр Анатольевич, близок к завершению еще один год. Удалось ли воплотить все, что планировали сделать в 2015 году?

Александр Шабасов
Александр Шабасов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Отчасти удалось, отчасти нет, но мы очень старались решить возложенные на нас Министерством культуры задачи. Полноценное подведение итогов года пройдет в последнюю декаду декабря. Сегодня еще рано подводить окончательные итоги. Но хотелось бы подчеркнуть, что выполнять работу по реставрации памятников строго в плановые сроки – это высший пилотаж. Мы к нему стремимся.

Это сложно, поскольку приходится учитывать интересы всех участников процесса. Добавьте сюда финансовый инструментарий, согласование проекта с различными структурами, сложности проектирования и защиты проектных решений. Все это связано и влияет на сроки реализации каждого из проектов. Но в принципе итогами текущего года я удовлетворен.

– Какой из проектов вы выделили бы и оценили как наиболее успешный?

– Уверен, что многие петербуржцы с нетерпением ждут, когда вновь после реставрации откроется Цирк на Фонтанке. На данный момент работы по капитальному ремонту и реставрации цирка близятся к завершению, сроки соблюдаются. На этом объекте были применены уникальные технологии. Работами, которые были выполнены на куполе профессионалами в области проектирования и строительства, можно гордиться. На уникальном памятнике с соблюдением всех норм законодательства возвели очень сложную конструкцию, а главное – корректно запланировали ее с точки зрения функционала и несущей способности.

Уже сегодня от работников цирка, артистов, которым предстоит в нем работать, мы слышим восторженные отзывы о проделанной работе. Сделано все для комфорта работающих в цирке людей: удобные и понятные переходы по галереям и лестницам, гримерки, в которых созданы комфортные условия для артистов. Все технологически продумано и сделано по уму. В рамках Культурного форума 15 декабря мы покажем цирк специалистам, а 18 декабря он примет первых зрителей, и тогда посетители сами оценят наш труд.

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– В текущем году вы приступили к работам на еще одном значимом для Петербурга объекте – Консерватории. Что уже сделано?

– Прежде всего нам удалось скорректировать по лимитам финансирование объекта. В проектную документацию, подготовленную еще в 2013 году, были включены обоснования новых разделов в части реставрационного блока и предметов охраны. Также проведены дополнительные конкурсы по этому объекту. Поэтому, отбрасывая в сторону рабочие моменты, которых никак нельзя избежать, могу сказать, что здание Консерватории находится в хорошем, стабильном рабочем состоянии.

– О каких рабочих моментах речь?

– При реставрации в исторических зданиях постоянно вскрываются различные проблемы. Например, скрытые особенности кладки, структуры перекрытий, воздуховодов. Таким образом, если запроектированная схема изначально предполагала сопряжение со стенами, а в них оказались трассы старых воздуховодов XIX века, то необходимо пересматривать узел крепления. Или же выясняется, что на объекте использовались различные варианты стыковок уровней перекрытий. Таких проблемных вопросов, которые требуют пересмотра архитектурных, конструктивных, инженерных и реставрационных решений, возникает достаточно много.

Выполнять работу по реставрации памятников строго в плановые сроки – это высший пилотаж


К сожалению, в советское время объект не щадили. В частности, в здании была закрыта церковь, а это пространство переделано в двухэтажное помещение. Теперь нам предстоит демонтировать эти железобетонные перемычки, чтобы восстановить витражи в соответствии с историческими фотографиями. Но при этом надо учитывать, что если на месте оконного проема находится металлическая перемычка, которая наверняка несет на себе какую-то нагрузку, то, прежде чем ее разрушить, необходимо определять, что требуется усилить. Такие истории возникают ежедневно. Не стоит также забывать, что площадь объекта огромная – 31 000 кв. м, поэтому сюрпризы возникают достаточно часто.

– Когда планируется завершение работ по реставрации Консерватории?

– В конце 2017 года. Сейчас начальная стадия работ – демонтаж, усиление фундамента, углубление подвалов. Закладываем основу всех дальнейших действий любой специализации: инженерного обеспечения, отделочных работ, реставрации и театральной технологии.

– Рядом, на улице Глинки, у вас еще один объект…

– Это здание было передано Министерством обороны РФ Министерству культуры. В 2015 году мы завершили работы по капитальному ремонту первой очереди здания. Это 9400 кв. м. Сейчас в отреставрированных помещениях на время реконструкции основного здания находится учебная часть Консерватории. На данный момент мы приступили к капитальному ремонту второй очереди здания (18 300 кв. м). Подготовили проект, защитили его, провели конкурс. Подрядчик приступил к ремонтно-реставрационным работам. Задача усложняется тем, что в соседней части здания продолжаются занятия студентов Консерватории, поэтому все работы необходимо вести осторожно и в соответствующем режиме. Это серьезный объект и жесткие сроки реализации. Его надо сдать к началу 2017 года. Уже в конце следующего года можно будет увидеть, насколько нам удастся наш замысел – создать функциональное внутри и красивое снаружи здание. После завершения работ в здании будут располагаться учреждения, подведомственные Министерству культуры РФ.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Одновременно с масштабными реставрационными работами, развернутыми близ Театральной площади, метростроители начали сооружение станции «Театральная». Могут ли подземные работы отразиться на реконструкции Консерватории?

– Были определенные сложности в рамках получения разрешений на производство работ, но они, благодаря скоординированной работе с Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ), преодолены. ГАТИ изменила подход и сейчас выдает разрешения комплексно, исходя из всех строительно-реставрационных работ в прилегающих территориях.

Наша зона деятельности не касается зоны Метростроя: у них нет планов строить непосредственно под зданием Консерватории. У метростроителей своя задача: копать и укреплять грунт, у нас своя: производить работы, связанные с новой конструктивной схемой здания. Кроме того, мониторинг по всей окружающей застройке в радиусе зоны риска ведем и мы, и они. Поэтому проблем не должно быть.

18 декабря цирк примет первых зрителей, и тогда посетители сами оценят наш труд


– Насколько мне известно, планируется реставрация Мариинского театра. Не помешают ли подземные работы в этом случае?

– Мариинский театр, если вы об основном здании, не наша история. Не мы заказчик. Но задача очень ответственная.

– Тогда давайте о ваших объектах. В этом году вы планировали сдать Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме и Картинный дом. Удалось?

– Благодаря скоординированным действиям с руководством музея нам удалось реанимировать проект реставрации Картинного дома, начатый шесть лет назад и два года простоявший в незавершенном состоянии. Картинный дом сдали. Теперь этот проект номинирован на звание лучшего вновь введенного музейного объекта реставрации.

Большой Меншиковский дворец – это тоже значимый для нас объект, работы по которому были начаты уже давно и наконец близятся к завершению. Сейчас идет процесс передачи объекта музею. До марта здание будет введено в эксплуатацию, после чего начнется подготовка к открытию музея на всей площади дворца.

Большой Меншиковский дворец Ораниенбаума
Большой Меншиковский дворец Ораниенбаума
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Как продвигаются работы по мелиорации и водоотведению в парке Ораниенбаума?

– На данном этапе мы приступаем к очень ответственной части, связанной с водоотведением с террас, что должно в итоге локализовать эффект высола на опорных стенах. Возможно, в 2016 году нам удастся решить эту проблему, которая актуальна уже почти 300 лет с момента постройки здания.

К сожалению, мы не завершили работы по инженерии, которые планировали на этот год. Но надо понимать, что подобная деятельность в парке музея достаточно сложна из-за многочисленных ограничений: по каждому фрагменту ландшафта надо готовить отдельные решения, согласовывать их с КГИОП. Позиция КГИОП, как структуры, ответственной за памятник, понятна, но условия реализации государственного контракта и сроки согласований зачастую расходятся.

Поэтому на таких объектах должен работать высококлассный ответственный заказчик, которого не пугают регулярно возникающие проблемы и который может работать спокойно с учетом всех нюансов. Формально, конечно, можно зайти на объект, увидеть все сложности и показать невозможность его реализации. Тогда КГИОП будет охранять то, что недостроено, а мы лишимся госконтракта. Это не выход. В этом и заключается «высший пилотаж».

Надеюсь, что в следующем году дворец Петра III и  Катальная горка будут завершены


– Какие еще объекты Ораниенбаума у вас на очереди?

– В этом году завершилась разработка проектной документации по реставрации дворца Петра III. Реставрировать будет не наша дирекция, так как это не объекты федеральной целевой программы, но мы будем осуществлять архитектурно-технический надзор как генеральный проектировщик. Отрадно, что с помощью огромной поддержки Министерства культуры мы подняли из забытья этот интересный объект.

Кроме того, наша дирекция включилась в проектирование павильона Катальной горки. Несколько лет назад этот процесс был приостановлен. Причем на объекте уже был выполнен огромный объем работ, но на данный момент открыть его нельзя, поскольку до конца не довели. Надеюсь, что в следующем году и дворец Петра III, и Катальная горка (при наличии постоянной помощи Министерства культуры и силами ГМЗ «Петергоф») будут завершены.

– Помимо реконструкции и реставрации ваша дирекция реализует и новые строительные проекты. Какова ситуация со строительством новой сцены Малого драматического театра – Театра Европы?

– Только что разыграли конкурс, определяется победитель. Мы должны сейчас правильно запланировать и провести эту работу, чтобы в конце 2017-го объект был сдан. Появление в Петербурге нового театра – значимое событие. Поэтому этот объект важен и для нас, как заказчика, и для театра, который ожидает новой сцены. Надеюсь, что та идея, которая заложена Львом Додиным: интеграция исторического здания Семеновского полка и нового строения – будет обыграна в соответствующей манере. Хочется сделать его красивым, достойным нашего города.

 Российская национальная библиотека (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Российская национальная библиотека
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

К марту уже будет видна динамика работ. Бюджет очень жесткий – 2,5 млрд рублей. Главгосэкспертиза предъявляет серьезные требования к экономике строительства, из-за чего у нас были проблемы с проведением конкурса. Желающих работать в столь жестких финансовых условиях было немного. Надеюсь, что победитель с нашей помощью справится с поставленной задачей.

– В стране кризис. Как удалось решить вопросы финансирования проекта?

– Работаем планово, считаем деньги государевы и при этом вникаем в беды и проблемы подрядчиков. Мы предпочитаем вести объект командой, в которой вместе с нами трудятся подрядчик и пользователь. На наш взгляд, последний должен принимать активное участие на протяжении всей работы, обсуждать решения. Ведь мы строим для них, они будут эксплуатировать здание, управлять объектом, поэтому должны знать все нюансы. Ключевой для нас принцип: уважение к людям и чужому труду.

Кижи
Государственный историко-архитектурный
и этнографический музей-заповедник «Кижи»
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Каковы перспективные планы на ближайшие годы?

– В середине декабря мы планируем провести конкурс на завершение строительства Российской национальной библиотеки, находящейся в высокой степени готовности. Два года шел судебный процесс, инициированный предыдущим заказчиком. С помощью Министерства культуры нам удалось реанимировать этот проект. В апреле 2015 года дирекция стала заказчиком проекта. Был выигран суд, расторгнут контракт, и теперь мы можем объявлять новый конкурс. В начале 2017 года должны сдать объект пользователю. Предстоит сложная работа, так как завершать за кем-то всегда сложно.

Кроме этого, нам предстоит провести капремонт, а по сути, реконструкцию здания интерната Академии имени Вагановой на улице Правды, 3. Объект небольшой, всего 3000 кв. м, но важный, ведь там будут жить дети, которые учатся в столь престижном заведении.

Мы готовимся приступить к реконструкции всей инженерной инфраструктуры в Кижах


Еще мы начинаем работы в Кижах. Министерству культуры удалось разрубить гордиев узел блокировки финансирования этого комплекса. Огромная работа была проведена в департаменте имущественных отношений Минкульта. И теперь мы готовимся приступить к реконструкции всей инженерной инфраструктуры, включая водопровод, канализацию, электросети, котельную, а также к строительству комплекса по переработке бытовых отходов. Отмечу, что это не мусоросжигающий завод: мы поставим линию для прессования мусора, чтобы удобнее было вывозить отходы, дабы сохранить уникальную экологию острова.

Лилиана Глазова

В печатной версии статья называется “Нюансы работы с памятниками” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 162, декабрь, 2015 г.)

Related posts

  • Sergei Obolenskiy

    Не бывает никаких “государевых” или “государственных” денег, бывают только деньги налогоплательщиков!!!

X