Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Петербург и Ленобласть не могут договориться о границах агломерации

Санкт-Петербург и Ленинградская область договорились о сотрудничестве в подготовке концепции градостроительного развития на 2019–2043 годы. Однако город и область по-разному видят, где должна проходить граница агломерации.

Строительство
Северная столица намерена вновь возродить агломерационный масштаб планирования
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Северная столица изначально развивалась как агломерация, в которую входили ближайшие пригороды и поселения Северо-Запада вдоль крупных трактов. Разработчики первого советского генплана предложили объединить территориальное планирование города и области, однако в Кремле это сочли за неуместные амбиции. В генплане 1986 года вернулись к теме объединения планирования развития города и области, однако он не был реализован вследствие придания Санкт-Петербургу статуса города федерального значения.

Северная столица намерена вновь возродить агломерационный масштаб планирования. Чтобы наладить взаимодействие и найти подходы к выработке стратегии развития соседних субъектов РФ, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга состоялась специальная конференция, где чиновники и специалисты Северной столицы и Ленинградской области обсудили концепцию Генерального плана Санкт-Петербурга на 2019–2043 годы.

Границы влияния

По словам председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Владимира ГРИГОРЬЕВА, агломерация должна включать территории области в пределах взаимного влияния. Специалисты СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» к таковым относят территории Ломоносовского, Гатчинского, Тосненского, Кировского, Всеволожского, Выборгского муниципальных районов Ленинградской области.

Председатель комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Евгений ДОМРАЧЕВ придерживается другого мнения. Он считает, что взаимное влияние необходимо оценивать с учетом не только визуальных, трудовых, миграционных или производственных связей, но и экологических, культурных, социальных и т. д. Причем границы влияния того или иного фактора разные. Так, визуальное влияние объектов капитального строительства области на архитектурный образ города не превышает нескольких километров, и это зона «высокого напряжения» между двумя субъектами РФ.

Граница ежедневных трудовых миграций жителей Ленинградской области, работающих в Санкт-Петербурге, и наоборот – горожан, работающих в области, проходит по линии транспортной доступности в пределах одного часа, это около 40–60 км по автомобильным и железнодорожным магистралям от конечных станций метро и железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга. Маятниковая миграция достаточно устойчивая и создает большие транспортные проблемы для обоих регионов, отмечает Евгений Домрачев.

Санкт-Петербург предлагает включить в агломерацию территории Ломоносовского, гатчинского, Тосненского, Кировского, Всеволожского, Выборгского муниципальных районов Ленинградской области

Что касается экологического фактора, его влияние еще масштабнее. В частности, предельное расстояние, на которое целесообразно вывозить твердые бытовые отходы из города, составляет 100 км. А зона взаимного влияния на режим и качество поверхностных вод соотносится с границами водосборного бассейна Невской губы, охватывающего центральную часть Ленинградской области.

Не стоит вычеркивать из списка и выезд горожан на природу в пределах области, посещение культурных объектов, производственные связи. «По нашему мнению, в концепции должна рассматриваться вся территория обоих субъектов с выявлением различных границ влияния», – говорит Евгений Домрачев.

Генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Михаил ГРУДИНИН считает, что границу агломерации должна предложить международная команда, имеющая соответствующий опыт, чтобы предупредить возможные ошибки и просчеты. Причем выбор необходимо производить на конкурсной основе. «Столица, разрабатывая концепцию «Большая Москва», попробовала провести конкурс, но заказчик сразу задал условие – агломерация будет развиваться в сторону Калуги – и сделал колоссальную ошибку. Агломерация – сложная система, нелинейная по своему развитию. Ее образование требует специфического мышления. В кибернетике есть термин «эмерджентность», который означает наличие у системы свойств, не присущих ее элементам. Например, самолет: один фюзеляж, одно крыло, один двигатель – сами по себе эти составляющие не полетят, а все вместе они создают новое качество системы. Так и агломерация», – пояснил он.

Президентская программа

Евгений Домрачев обратил внимание на зыбкость какой-либо договоренности между регионами по поводу территориального планирования. Ленинградская область практически завершила разработку генеральных планов городских и сельских поселений. Согласно закону, с момента принятия такого документа внесение изменений в него осуществляют органы местного самоуправления. За областным правительством оставили функцию утверждения конечного варианта генплана. Правовых механизмов, обязывающих муниципалитеты вносить изменения, не предусмотрено. Поэтому концепция Генерального плана Санкт-Петербурга на 2019–2043 годы имеет скорее политический характер, это декларация желания двух субъектов РФ совместно решить взаимосвязанные проблемы.

Дорожное движение
Ленинградская область практически завершила разработку генеральных планов городских и сельских поселений
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Григорий ЯВЛИНСКИЙ не видит особых перспектив реализации обсуждаемых масштабных тем. «В рамках существующего бюджета и бюджетных ограничений всякий разговор о серьезном генплане для такого города, как Санкт-Петербург, ничего, кроме улыбки, не вызывает. Или это будет федеральная программа, которой лично занимается президент, как, например, Олимпийскими играми в Сочи, или мы ничего сделать не сможем», – признал он.

Стратегический резерв

Помимо границ агломерации, участники конференции обсудили вопросы создания комфортной среды – как изменить к лучшему жизнь следующего поколения петербуржцев.

Как заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь АЛБИН, точечное строительство должно быть сведено к минимуму. Так что, возможно, об «уплотнительной застройке» лет через 20 молодым людям расскажут разве что их родители. По его словам, Смольный намерен принять «разумные региональные нормативы градостроительного проектирования», которые будут способствовать формированию комфортной окружающей среды как для новоселов, так и для их соседей.

По замыслу чиновников, при этом комфорт не будет ограничиваться внутридворовыми территориями, так как одним из тезисов нового генплана станет: «Город для людей», заявил Владимир Григорьев. А поскольку гуманизация городской среды во многом зависит от качества общественных пространств, то они будут не только развиваться, но и размещаться в пешеходной доступности для жителей Петербурга, заверил глава КГА.

По его словам, вопросы создания общественных пространств по значимости находятся в одном ряду с традиционными задачами развития городской улично-дорожной сети, промышленности и т. д. Например, планируется продолжить традицию размещения парков и рекреационных зон вдоль воды. Одной из таких зон должна стать оконечность намыва западной части Васильевского острова.

Владимир Григорьев, говоря о проблемах, которые необходимо решить в концепции, а затем и в генеральном плане, выделил одну из них. По его словам, город должен иметь пространственный резерв для развития застроенных территорий. Это позволит в будущем, с появлением новых технологий, выходить на современный уровень качества городской среды. Традиционно в генеральном плане города находили отражение не только функциональные зоны, схемы транспортного и прочего инфраструктурного развития, но и архитектурная составляющая – художественное осмысление городской среды. Эта практика будет продолжена.

Необходимо признать сложившееся неравенство территорий и использовать его как преимущество, формулируя локальные стратегии и планы развития

Немаловажным является и формирование «петербургского стиля». Под этим глава КГА понимает не тиражирование исторических фасадов, а выработанные веками правила организации городской среды. «Не так важен архитектурный стиль отдельных зданий, как способ их взаимодействия», – пояснил он. Каждый период оставляет свой «слой», и в этом состоит многообразие города как единого целого. Одной из задач генплана станет формирование петербургской среды в новостройках. Так, Владимир Григорьев предлагает для нового городского ландшафта разработать схемы высотных доминант при условии сохранения исторических панорам.

Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры СПб Сергей ХАРЛАШКИН выделил два нововведения, которыми планируется пополнить транспортный раздел концепции генерального плана. В нем предполагается отразить моменты, связанные с развитием велосипедной инфраструктуры и коридоров приоритетного движения общественного транспорта.

Между тем вице-губернатор Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий ЯЛОВ считает, что нужно менять саму идеологию развития транспортной системы. «Опыт развитых стран демонстрирует, что районы массового жилищного строительства надо в большей степени ориентировать на общественный транспорт, в частности – на рельсовый. Неконтролируемая автомобилизация – это путь в никуда», – подчеркнул он.

Идеологическое препятствие

Строительство
Город должен иметь пространственный резерв для развития застроенных территорий
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, на базе которой разрабатывается концепция генплана, отвечая на вопрос, что должно происходить, не отвечает на вопрос где, заявил эксперт постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр КАРПОВ. По его словам, главное препятствие обнаружилось на идеологическом уровне – это спор о том, могут ли у разных территорий в границах Петербурга быть разные цели развития. Сторонники «равномерного распределения благ» справедливо отмечают, что все горожане должны иметь равные социальные гарантии.

Тем не менее в реальности существенные различия есть даже между различными районами, территориями Петербурга, и это имеет объективную основу. Изначально островной характер развития жилой, общественной и промышленной застройки был задан крупными природными элементами ландшафта – Невской губой, дельтой Невы, Невой. Такое зонирование, отмечает Александр Карпов, очень чувствительно к уровню коммуникационных связей, поэтому по мере строительства мостов, улично-дорожной и инженерной инфраструктуры, железной дороги, аэропортов контрасты либо усиливаются, либо сглаживаются. Преодоление дифференциации требует больших ресурсов.

«Мы считаем, что необходимо признать сложившееся неравенство территорий и использовать его как преимущество, формулируя локальные стратегии и планы развития», – заключил эксперт. По его мнению, механическое расширение территории ничего не изменит, агломерационные процессы из центра Петербурга будут рассматриваться, в основном, как борьба с проблемами на границах.

Ирина Кравцова

В печатной версии название статьи – “В масштабах агломерации” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 162, декабрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X