Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Ускорение метростроя: планы по строительству петербургского метрополитена

Смольный планирует к 2020 году в Петербурге построят  шесть новых станций метро, на это в городском и федеральном бюджетах предусмотрено 76,6 млрд рублей. Строители намерены применить новую технологию, позволяющую увеличить скорость проходки.

Строительство метро
За 9 месяцев текущего года у метростроителей принято 56% запланированных работ
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Исполнителем уже заключенных контрактов на строительство более 13 км подземных путей и новых станций является ОАО «Метрострой», победившее в конкурсах на выполнение этих работ.

В сентябре текущего года был заключен контракт на строительство продолжения Невско-Василеостровской линии (Третьей линии) от станции «Улица Савушкина» до «Приморской». Протяженность участка 5540 м. Срок ввода объекта с двумя новыми станциями – «Новокрестовская» и «Улица Савушкина» – 30 марта 2018 года. Строителям необходимо уложиться в срок, ведь станция «Новокрестовская» будет задействована для доставки болельщиков на новый стадион на Крестовском острове, где летом 2018 года пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Стоимость контракта на продолжение этой линии 30 млрд рублей.

Сейчас полным ходом также ведутся работы на Фрунзенском радиусе – от станции «Международная» до станции «Южная», которые планируется завершить на год раньше срока, определенного контрактом, – в декабре 2017 года. Длина этого участка 5230 м, стоимость контракта 25,9 млрд рублей, больше половины которых (54%) уже освоено. Городу даже пришлось пересмотреть лимиты финансирования на 2015 год и добавить компании 1,794 млрд рублей дополнительно и еще 1,8 млрд рублей за счет перераспределения средств внутри распорядителя – комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ).

Темпы строительства подземки в 2015 году возросли, отметил заместитель главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Михаил ЦАЛКО. Так, за девять месяцев текущего года у метростроителей принято 56% запланированных работ, тогда как за аналогичный период 2014-го – только 40% годового плана. Всего на текущий год метростроителям выделили 12,8 млрд рублей, за отчетный период освоено 7,2 млрд. До конца года поступит 3,8 млрд рублей из федерального бюджета, а в последующие два года еще более 10 млрд рублей, но это средства целевые, расходовать их можно исключительно на Невско-Василеостровскую линию, где уже сейчас ведутся активные работы.

Резервы ускорения

Если при прокладке Фрунзенского радиуса метростроевцы впервые опробовали двухпутный щит, то на строительстве продолжения Третьей линии они усовершенствовали технологию проходки, что позволит сократить сроки строительства линии почти вдвое. Суть новации в том, что сразу вслед за щитом движется специальная 25-метровая тележка, оборудованная несъемной опалубкой, с помощью которой заливается бетонное основание. После затвердевания бетона тележка лебедками передвигается вслед за щитом. Чтобы не касаться бетонного основания во время заливки, поверх тележки установлен пандус для прохода сотрудников. Таким образом, к тому моменту, когда щит завершит проходку, тоннель будет полностью готов для укладки пути и кабелей.

Почти вдвое сократятся сроки строительства продолжения Невско-Василеостровской линии за счет внедрения новой технологии прокладки тоннеля

Сокращение сроков проходки, по мнению вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря АЛБИНА, должно способствовать снижению стоимости контракта. Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «Метрострой» Алексей СТАРКОВ утверждает, что значительной экономии средств от применения новой технологии ожидать не следует, поскольку для ее внедрения необходимо изготовление специального оборудования и приобретение дополнительных материалов, расходы на которые не были учтены, но выполнить работы в срок и не выйти за рамки цены контракта Метрострой берется. Для поиска оптимального решения будет проведен расширенный аудит ОАО «Метрострой» по методологии Due Diligence.

Сейчас рассматриваются и другие способы увеличения скорости работ. Так, научно-технический совет, созданный по инициативе Метростроя, утвердил вариант ускорения работ на участке от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая «Новокрестовскую», за счет совмещения строительства тоннеля с возведением верхнего вентиляционного канала, сооружением жесткого основания пути и путевого бетона. В частности, сразу же после того, как щит пройдет «Новокрестовскую», подачу блоков и растворов переключат туда, тем самым освободив тоннель на конечном отрезке от строительных работ и дав возможность метростроителям обустраивать узел станции «Улица Савушкина».

Игорь Албин поручил проектировщикам учесть мнение научно-технического совета при корректировке проектных решений, а также усилить авторский надзор на объекте. Генеральный директор ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» Владимир ­МАСЛАК сообщил о готовности в ближайшей перспективе выдать рабочую документацию на весь период проходческих работ до конца 2017 года с учетом их совмещения. И высказал пожелание АНО «Транспортная дирекция – 2018» и дирекции транспортного строительства (КРТИ) выделить рабочие места на всех строительных площадках для специалистов института. Такие места будут организованы и для сотрудников КРТИ, курирующих объект, так как это позволит ускорить подготовку документации по приемке работ и их финансированию.

Планы строительства метро
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Отдельно рассмотрен вопрос электроснабжения строительных площадок и проходческого щита. Энергетики заверили, что к 1 декабря к стартовому котловану (шахта № 462) будет подана электроэнергия от подстанции 110 кВ «Невская губа»; к шахтам № 465, 466 на намывных территориях питание должно пойти от ПС 110 кВ «Крестовская» (ПС 357) и ТП «Гребная база» в конце января – начале февраля 2016 года. В настоящее время электропитание всех объектов осуществляется за счет дизель-генераторов, при использовании автономных объектов питания электричество обходится дороже – в 25–27 рублей за кВт/ч.

В 2015 году метростроителям выделили 12,8 млрд рублей, за девять месяцев текущего года освоено 7,2 млрд рублей

Скорость строительства зависит и от того, как будет вывозиться вырабатываемый грунт, считает Алексей Старков. По его словам, из-за введения платы за превышение груза машины вынуждены ходить полупустыми и делать две ходки вместо одной, что не ускоряет процесса и, более того, удорожает его. А ведь только с одной этой линии предстоит вывезти 2,5 млн т грунта. Однако просьбу о выдаче спецпропусков для важной стройки города Игорь Албин удовлетворить отказался. «Существующие сейчас нагрузки позволяют нам сохранить улично-дорожную сеть, и мы не будем отступать от тех нормативов, которые приняты в Петербурге. Причина вам понятна: нам нужна улично-дорожная сеть в эксплуатационном состоянии. Если мы сегодня перевозкой грунта ее угробим, это означает – необходимы будут деньги на приведение ее в нормативное состояние. Нельзя одной рукой лечить, а другой калечить», – сказал Игорь Албин. Правда, он предложил альтернативный вариант – разработать специальные маршруты. Возможно ли это в принципе, должны решить совместно КРТИ и комитет по благоустройству.

Строительство метро
На улице Кораблестроителей произойдет стыковка одного двухпутного тоннеля с двумя однопутными продолжениями от конечной станции Невско-Василеостровской линии
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Сейчас на Туристской улице в непосредственной близости от жилых домов расположено сразу два стартовых котлована – № 1 и 2, рассказывает о ходе работ Алексей Старков. С первого котлована проходческий щит в начале декабря стартует в сторону станции метро «Приморская», пройдет «Беговую» (рабочее название станции «Улица Савушкина». – Прим. ред.) у торгового центра «Атлантик Сити» и «Новокрестовскую» и далее к улице Кораблестроителей, где всего через полтора года произойдет стыковка одного двухпутного тоннеля с двумя однопутными продолжениями от конечной ныне станции Невско-Василеостровской линии.

Второй стартовый котлован, пояснил главный инженер, используется для подачи материалов и техники. «Через полтора года сюда вернется щит и начнет движение в сторону Яхтенной улицы к будущей станции метро с рабочим названием «Зоопарк».

Перспективные объекты

Также в начале осени с ОАО «Метрострой» был подписан контракт стоимостью 20,7 млрд рублей на строительство продолжения Лахтинско-Правобережной линии – от «Спасской» до станции «Большой проспект» на Васильевском острове. В настоящее время идут подготовительные работы в районе Театральной площади и на Васильевском острове. Как отметил Михаил Цалко, несмотря на проблемы, связанные с тесной квартальной застройкой в местах расположения будущих станций, работы идут по плану. Срок окончания первого этапа – декабрь 2015 года. Уже в следующем году метростроители приступят ко второму этапу – строительно-монтажным работам. И нет оснований сомневаться, что в декабре 2019 года новый участок Четвертой линии примет пассажиров.

Сейчас также готовится контракт на строительство еще одной линии – Красносельско-Калининской. Подготовительные работы ведет подрядная организация «Гидрострой». В настоящее время объявлен конкурс на разработку рабочей документации и проведение мониторинга. Планируется, что его итоги будут подведены в декабре текущего года, после чего будет заключен контракт на исполнение строительных работ. Предполагается, что участок протяженностью 5150 м со станциями «Путиловская» и «Юго-Западная», который улучшит транспортную доступность Красносельского, Кировского, Московского и Фрунзенского районов, начнет функционировать не ранее 2021 года.

Лилиана Глазова

В печатной версии название статьи – “Ускорение метростроя” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 162, декабрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X