Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Газомоторное топливо: рынок в развитии

В Петербурге за два ближайших года будет создана сеть из 25 АГНКС. В 2016 году планируется начать строительство первых десяти станций. Компания «Газпром газомоторное топливо» намерена инвестировать в проект 5 млрд рублей.

Автомобили на газозаправке
К 2020 году в России планируется создать сеть из 500 АГНКС
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Первые попытки перевести автотранспорт на газомоторное топливо предпринимались еще в СССР. В 1980-е годы было построено около 200 газозаправочных станций, налажен выпуск техники, использующей в качестве топливо газ. Однако с развалом страны развитие этого направления практически прекратилось. Процесс перехода на газомоторное топливо (ГМТ) вновь активизировался после вступления в силу в мае 2013 года распоряжения правительства РФ № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива». Документ зафиксировал выделение средств из федерального бюджета на развитие соответствующей инфраструктуры: в 2014 году 3,77 млрд рублей, в 2015-м – 3 млрд рублей. Однако стремительного роста газификации автотранспорта пока не произошло. В настоящее время рынок газовых моторных топлив в России составляет всего 2,6%.

Начать с себя

Между тем ПАО «Газпром» ведет системную работу по расширению рынка газомоторного топлива в России. Первые шаги в этом направлении компания сделала, приняв программу по переводу собственного автопарка на природный газ. В соответствии с ней доля газомоторной техники в структуре транспортного парка всех структур Газпрома к концу 2015 года составит 30%, в 2017 году – 50%, а к 2020 году – 70%. Только в прошлом году для нужд дочерних компаний Газпрома было приобретено свыше 1600 единиц газомоторной техники. Также со многими автопроизводителями, в числе которых такие компании, как ПАО «КАМАЗ», «Группа ГАЗ», УАЗ, «Волжанин», ВМТЗ, китайский YUTONG, европейская IVECO, достигнуты договоренности о включении в ассортимент выпускаемой техники моделей на природном газе.

В сентябре 2015 года проект по строительству сети АГНКС в Петербурге получил статус стратегического инвестиционного

Параллельно компания выступила с инициативой актуализации законодательной базы. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект, направленный на снижение требований по промышленной безопасности к АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции). Документ принят за основу и готовится ко второму чтению. В нем актуализированы требования пожарной и промышленной безопасности к объектам реализации газомоторного топлива и пересмотрены санитарные нормы на современные автозаправки.

Также определены приоритетные макрорегионы в части использования газа в качестве моторного топлива. Программа Газпрома уже реализуется в десяти пилотных регионах: Татарстане, Башкортостане, Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской и Свердловской областях. ООО «Газпром газомоторное топливо» и девять его филиалов подписали 40 соглашений по продвижению природного газа в качестве автомобильного топлива.

Заправка газом
Активнее всего внедрение нового вида топлива идет в Татарстане
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

К 2020 году планируется создать в России сеть из 500 АГНКС. Но строить придется примерно половину, остальное – реконструкция советских заправок. Помимо нового строительства, компания предполагает заключать договоры с владельцами АЗС для установки газовых блоков. Пока такое оборудование устанавливается только на заправках «Газпромнефти».

Кстати, в США все АГНКС принадлежат частным компаниям. Как рассказал партнер McKinsey&Company Вадим ДРУЖИНА, в США переводить технику на газ стали владельцы автопарков в основном грузового транспорта и автобусов. Просчитав затраты, они сразу рассмотрели выгоды данного направления и начали строить заправки для ГМТ. В результате практически все транспортные коридоры страны имеют развитую сеть АГНКС. С 2007 года в США построили 11 мини-заводов по производству сжиженного газа, перевели на СПГ 40% мусоровозов и заработали ежегодную экономию в $1 млрд. «К 2020 году количество газомоторного автотранспорта в этой стране планируют удвоить», – сообщил Вадим Дружина.

С госпомощью

Однако в России без помощи и поддержки государства подобные инициативы нереализуемы. Главный инженер ООО «Кировский завод – Газовые технологии» Игорь МАРХАЙЧУК считает, что именно городские власти должны принять решение о создании современного автотранспортного парка, использующего в качестве топлива газ. «Реконструкция одного из действующих парков затратна и не выгодна, – говорит он. – В проект по переводу автотранспорта на газомоторное топливо должны быть вовлечены все – от городской администрации до эксплуатирующей транспорт организации. К сожалению, получается замкнутый круг: владельцы автопарков не покупают технику, потому что нет станций. А заправки не строятся, потому что нет спроса на газомоторное топливо. Например, на 2016 год ГУП «Пассажиравтотранс» запланировало приобретение всего шести автобусов на ГМТ, мотивируя это отсутствием достаточного количества АГНКС. Но если построить станции, кто будет заправляться? Процесс должен идти параллельно».

Газозаправщик
Для функционирования АГНКС необходимы две обязательные составляющие: поблизости должны быть магистральный газопровод и достаточные электрические мощности
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

На сегодняшний день активнее всего внедрение нового вида топлива идет в Татарстане. Здесь производят газомоторные КамАЗы, переводят на газ сельскохозяйственную технику и водный транспорт. ООО «Газпром газомоторное топливо» уже в ближайшее время планирует построить на Волге сбытовую сеть для бункеровки судов ОАО «СК «Татфлот». Но главное в том, что руководство республики заинтересовано в продвижении этого нового вида моторного топлива и создает привлекательные условия. Об этом свидетельствует бесплатное предоставление земли на семь лет. Кроме того, за счет бюджета региона подводятся электроэнергия и газ. Также правительство Татарстана гарантирует сбыт. «На этих условиях мы готовы строить», – говорит генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил ЛИХАЧЕВ.

Он подчеркивает, что концепция развития инфраструктуры – это улица с двусторонним движением. «Не только мы должны строить инфраструктуру, нужны встречные шаги власти по переводу на газ действующего и покупке нового транспорта, – говорит он. – Нет смысла строить заправки, если в регионе не развивается соответствующий транспорт, потому что не будет сбыта. Действующие сегодня в стране АГНКС загружены только на 25% своей мощности». С другой стороны, для эффективного продвижения по автомагистралям грузоперевозчиков на газовом топливе заправки должны располагаться с частотой 400–500 км.

Причем АГНКС не могут находиться в чистом поле. Для их функционирования необходимы две обязательные составляющие: поблизости должны быть магистральный газопровод и достаточные электрические мощности.

От планов к реализации

В конце сентября власти города присвоили проекту «Газпром газомоторное топливо» по строительству сети АГНКС статус стратегического инвестиционного. Как следствие, у городских властей появилась возможность выделить земельные участки под АГНКС без торгов, целевым назначением. До 2018 года инвестор – ООО «Газпром газомоторное топливо» – планирует построить в Санкт-Петербурге 25 АГНКС. Объем инвестиций в проект составит 5 млрд рублей. В 2016 году инвестор намерен начать строительство первых десяти станций. По расчетам компании, только за счет перевода городского пассажирского и грузового транспорта с бензина на газомоторное топливо ежегодная экономия бюджетных расходов Петербурга составит около 9 млрд рублей.

Газпром намерен продолжить газификацию транспорта, причем не только автомобильного, но и железнодорожного и водномоторного

По словам Михаила Лихачева, компания выбрала 17 подходящих земельных участков в различных районах Петербурга и намерена предоставить городским властям перечень адресов для их выделения. «Первый участок на Кубинской улице недалеко от автобусного парка уже практически готов к передаче, мы приступаем к проектированию. В стадии оформления участок в Гатчине. А территорию по АГНКС на Корабельной улице будем осваивать совместно с Кировским заводом, так как это его собственность», – рассказал Михаил Лихачев.

На воду и рельсы

Газозаправка
До 2018 года инвестор – ООО “Газпром газомоторное топливо” – планирует построить в Санкт-Петербурге 25 АГНКС
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Компания «Газпром газомоторное топливо» намерена продолжить газификацию транспорта, причем не только автомобильного, но и железнодорожного и водно-моторного. Рассматривается возможность реализовать в Петербурге проект по созданию сбытовой сети газового топлива для бункеровки судов, аналогичный тому, который планируется воплотить на Волге. Предварительные переговоры ведутся и с портом Бронка, и с Большим портом Санкт-Петербург. В компании рассчитывают к 2020 году построить первые станции.

В не меньшей степени «Газпром газомоторное топливо» заинтересован в замещении дизеля газомоторным топливом на железнодорожном транспорте там, где невозможно пустить электропоезда. Для реализации этих планов ведется работа по переводу тепловозов на газ. К концу года испытания завершатся и будет принято решение о возможности реконструкции действующего парка тепловозов в турбовозы. Но есть в РЖД еще парк маневровых поездов, которые сегодня повсеместно используют дизельное топливо, они также могут быть переведены на ГМТ. С РЖД уже подписано соглашение о намерениях.

Лилиана Глазова

В печатной версии название статьи “Газ – в моторы” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 162, декабрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X