Актуальное

Поредевшая колонна чистоплотных: как меняется рынок спецтехники для ЖКХ

В России пытаются производить больше спецтехники для ЖКХ. Но закрепиться в этой нише им будет непросто, поскольку по функциональности и экологичности отечественная продукция пока уступает иностранной.

Снегоуборочная техника
Большую часть дорог и уличной сети областных поселений содержат районные ДРСУ, в арсенале каждого из которых 20-40 различных машин
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Чиновники уверяют, что такого количества техники, как на российских улицах, больше нигде в мире не увидеть. Машины закупаются даже в кризис, однако число жалоб на качество уборки отечественных дорог не сокращается.

Как сообщили в комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, в снежную ночь на уборке города задействованы более 900 единиц спецтехники, 100 снегоуборщиков, 160 самосвалов, а общий объем вывезенного этой зимой снега уже превысил миллион кубов.

К началу нынешней зимы спецпредприятия Санкт-Петербурга подготовили к работе более 1500 единиц уборочной техники. Часть из этих машин, в частности снегоуборщики производства ООО «Механический завод Спецтранс», купили в конце 2015 года.

«Вспомогательный снегоподборщик особо эффективен для сбора мусора, скапливающегося в лотковой зоне и на осевой полосе, – поясняет начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Вадим Мизюкин. – Машина предназначена для сбора и погрузки в кузов мусора или снега. Завод уже выпустил два десятка таких погрузчиков».

К началу нынешней зимы спецпредприятия Санкт-Петербурга подготовили к работе более 1500 единиц уборочной техники

Задействованы в уборке улиц и импортные зимние пылесосы, с помощью которых можно убирать снег и скопившийся за зиму песок. Таких на вооружении городских служб уже полсотни, и есть потребность в пополнении парка. Городу не хватает и другой малогабаритной техники, предназначенной для уборки тротуаров и узких улиц исторического центра.

В Ленинградской области ситуация с комплектацией парка коммунальной техники очень неоднородная. Если государственные ДРСУ в основном оснащены российскими машинами, то частные компании могут позволить себе и импортные агрегаты. Большую часть дорог и уличной сети областных поселений содержат районные ДРСУ, в арсенале каждого из которых 20–40 различных машин. Они оперируют преимущественно отечественной техникой, поскольку она для этих предприятий закупается в основном на средства областного бюджета.

«Оснащенность техникой для ЖКХ в Ленинградской области плохая», – считает руководитель коммерческого отдела логистической индустриальной компании «Лик» Елизавета Лукьянова. По ее словам, необходимо большее количество коммунальной техники для уборки в зимний период, например, такой, как дорожно-строительные машины МДСУ и коммунальные типа КО-806.

Погрузчик
Погрузчик Bobcat американского производства
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«В ситуации дефицита средств и техники помогает действующая госпрограмма субсидирования по лизингу, – добавляет она. – Мы воспользовались этой формой поддержки для приобретения именно коммунальной машины».

Также, по словам специалиста, сейчас особо востребована техника по откачке жидких отходов. Но поскольку принят новый закон о лицензировании и только с осени начали выдавать лицензии, повсеместно возникла сложная ситуация в связи с отсутствием лицензированных перевозчиков. Большинство компаний находятся в процессе прохождения необходимых процедур, регламентированных Ростехнадзором.

Сложности в комплектации техникой у коммунальных предприятий возникают и потому, что российские производители пока не могут полностью удовлетворить спрос. Компании вынуждены покупать дорогую западную технику, которая не только более технологичная, но и отвечает требованиям экологической безопасности.

Расширить линейку

Отечественные предприятия, по словам Вадима Мизюкина, пытаются создать машины, которые будут востребованы рынком. Так, разрабатываются образцы пылесосов, такие как ПРОНАР-РОС 2,0, которые можно устанавливать на обычную технику – тракторы, автомобили – в качестве навесного оборудования. Возможно, вскоре появится и полностью российская установка. Пока же на рынке в основном используется техника иностранного производства. Например, вакуумные подметально-уборочные машины марок Dulevo и Johnston Sweepers.

Кроме техники, предназначенной для уборки улиц, предприятиям остро требуются мусоровозы, которые также должны соответствовать новым требованиям Ростехнадзора об обязательном лицензировании.

Российские производители пока не могут полностью удовлетоврить спрос на коммунальную технику

На вооружении «Автопарка № 1 «Спецтранс» около 700 единиц различной техники, применяемой для обращения с твердыми коммунальными отходами. «Среди них следует выделить более 80 мусоровозов, из которых 45 – новые высокопроизводительные импортные мусоровозы, – говорит представитель ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» Александр Закурдаев. – Мы постепенно выводим из эксплуатации старые отечественные машины, обновление происходит за счет закупки импортной более эффективной техники». Предпочтение компания отдает машинам MAN, на шасси которых созданы мусоровозы с задней загрузкой с оборудованием шведской компании JOAB, а также мусоровозы с фронтальной загрузкой фирмы KANN (США). Эти машины позволяют работать со всеми видами баков, включая «лодочки», заглубленные контейнеры. К тому же они могут использовать экологичное топливо – газ.

Специалисты подчеркивают, что аналогичной по эффективности техники в России пока нет. Так, шведский мусоровоз JOAB Anaconda имеет самую высокую производительность в классе мусоровозов с задней загрузкой: цикл прессования составляет всего 11–15 секунд, а конструкция и материалы, применяемые в его модификации, позволяют обрабатывать контейнеры с крупногабаритными отходами, что исключает использование нескольких единиц техники для вывоза отходов с одной площадки. Один мусоровоз производительностью 15 000 куб. м в месяц способен обслужить территорию, где живет до 100 000 человек.

Wille
Техника Wille, произведенная в Финляндии
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Мусоровозы типа KANN с фронтальной загрузкой на российском рынке также почти не представлены, поскольку сама эта технология является сравнительно новой.

«Для России технология с фронтальной загрузкой является очень перспективной, но не все готовы применять такие машины, так как это требует замены контейнерного парка. С такой задачей могут справиться только крупные игроки рынка мусороперевозок, как, в частности, наш автопарк», – отмечает Александр Закурдаев.

Тем не менее из-за падения курса рубля предприятия, желающие внедрять передовые технологии, вынуждены сократить закупку новой техники.

Конкуренция и сотрудничество

По данным консалтинговой компании Russian Automotive Market Research, рынок спецтехники в 2015 году сократился на 41,86%. Однако в своем перспективном прогнозе до 2020 года аналитики обещают восстановление потерянных объемов реализации спецтехники, которое начнется в 2016 году, но процесс этот будет медленным.

При этом обострится конкуренция как между отечественными производителями, так и между российскими и иностранными компаниями. Однако несмотря на то что импортная техника в три-пять раз дороже отечественных аналогов, по мнению аналитиков, она останется все так же востребована. Главным критерием, определяющим спрос, является качество. По мнению специалистов, производительность и мощность зарубежной коммунальной техники в среднем выше российской на 30%.

За последние годы отечественные производители значительно улучшили показатели своей продукции за счет применения западных технологий и комплектующих. Это позволило увеличить ресурс отечественных машин на 15–30%.

Производительность и мощность зарубежной коммунальной техники в среднем выше российской на 30%

В свою очередь, дилеры иностранных производителей, занявшие выжидательную позицию, прекрасно понимают, что российский рынок далек от насыщения. Они надеются на то, что возникшие трудности носят временный характер, и готовы продолжать сотрудничество.

«Российский рынок для всех поставщиков коммунальной техники, несомненно, представляет большой интерес, – говорит менеджер по продажам бренда Valtra совместного предприятия международного производителя сельскохозяйственной техники AGCO и российской корпорации «Русские машины» Олег Кицис. – В нашей продуктовой линейке представлено большое количество самоходных машин – тракторов, способных выполнять широкий спектр задач, стоящих перед коммунальными хозяйствами. В частности, тракторы Valtra способны работать в самых суровых условиях эксплуатации».

В 2013 году компания специально для российского рынка произвела тракторы Valtra серии N3, способные работать на сдвоенном топливе: дизель/газ. «В 2014 году мы начали процесс локализации тракторов серии и N3, и в 2015 году нами был получен российский сертификат соответствия на Valtra T3 серии. В ближайшее время планируется получение подобного документа и на Valtra N3 серии», – добавляет Олег Кицис.

В 2016–2017 годах компания планирует представить более производительные тракторыValtra серии N и Т нового, четвертого поколения.

Ведут борьбу за потребителя и те производители, которым удалось локализовать производство в России, как, например, Caterpillar и Volvo.

Любовь Ежелева

В печатной версии название статьи – “Поредевшая колонна чистоплотных” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 163, март, 2016 г.)

Related posts

X