Актуальное

Подрядное сжатие: о кризисе в реализации проектов инженерной инфраструктуры

Кризис подрядов при реализации проектов инженерной инфраструктуры спровоцирован сокращением бюджетных расходов и АИП, ужесточением условий конкурсов, низкой платежной дисциплиной госзаказчиков.

Строительная площадка
Более сотни фирм малого и среднего бизнеса покинули строительный рынок Петербурга в 2015 году и начале 2016-го
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По данным исследования Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), 2700 компаний строительного сектора России обанкротились в прошлом году. Это в пять раз превышает показатель предыдущего года. В 2016 году тенденция сохраняется. Петербург не исключение.

По словам генерального директора НП СРКБВСР «СРО «Инжспецстрой-Электросетьстрой» Сергея Комарова, более сотни фирм малого и среднего бизнеса покинули строительный рынок Петербурга в 2015 году и начале 2016-го. Большая часть компаний обанкротилась, те, кому удалось сохранить бизнес, предпочли другие регионы страны.

Как отметил, выступая на заседании круг­лого стола «Строительство инфраструктуры в Санкт-Петербурге: взаимодействие подрядчика и госзаказчика», исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга (ССОО) Олег Бритов, в сложной экономической ситуации необходим поиск баланса интересов госзаказчиков и подрядчиков.

Максимальная гарантия

Болезненно кризис отразился на подрядных и субподрядных фирмах, специализирующихся на строительстве инженерно-энергетической инфраструктуры. Компании этого сегмента в основном ориентированы на исполнение госзаказа, который в условиях ограниченного бюджетного финансирования сокращается. При этом чиновники не спешат адаптировать к нынешней экономической ситуации принципы работы с подрядчиками, сложившиеся еще до кризиса. Прежде всего это касается условий обеспечения госконтрактов.

Необходимо ввести ответственность учредителей за деятельность своей компании – и количество недобросовестных организаций, число банкротств сократятся

Подавляющее большинство контрактов в этом сегменте строительства заключается в соответствии с № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и униципальных нужд». Размер обеспечения по закону должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Если начальная цена контракта превышает 50 млн рублей, заказчик обязан установить обеспечительные требования исполнения в размере от 10 до 30% начальной цены контракта, но не менее чем размер аванса.

В Петербурге при таких закупках госзаказчик, как правило, устанавливает обеспечение в размере 30%, аванс – не более 10% от цены контракта.

«Требования, безусловно, не противоречат закону, – подчеркивает Сергей Комаров. – Однако они стали чрезмерно обременительны для петербургских строителей и ставят их в невыгодные условия. В других регионах России размер обеспечения исполнения контрактов составляет минимально допустимые законом 10%».

Строители вынуждены платить огромные деньги по банковским гарантиям, особенно если это касается крупных госконтрактов, признал генеральный директор ЗАО «СМУ-303» Виктор Мусихин.

Например, если стоимость трехлетнего контракта составляет 8–9 млрд рублей, подрядчик, прежде чем приступить к работам, обязан перечислить в банк 100 млн рублей. Выручка в 2016 и 2017 годах составит по 10% от стоимости контракта, а 80% суммы за проект будут получены лишь в 2018 году. «Иными словами, уже в текущем году компании придется вынуть из оборота 100 млн рублей и еще предусмотреть расходы на исполнение контракта. Таких жестких условий работы, как у нас в городе, нет нигде. Поверьте, другие регионы не богаче Петербурга, но там ищут оптимальные пути, пытаются создать обоюдно приемлемые условия для работы. Если законом допускается обеспечение контракта на уровне 10% и так практикуют в других регионах, это надо принять и у нас», – считает Виктор Мусихин.

Линия электропередач
Киселев: Беда не в смете, а в ошибках проектирования, которые случаются
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Как, в свою очередь, заметил директор по строительству – начальник департамента ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» Александр Киселев, руководство предприятия настаивает на том, чтобы банковская гарантия была высока. Он пояснил, что эта запретительная мера призвана защитить заказчика от компаний-однодневок, не способных исполнить взятые на себя обязательства. «Успешность компании, устойчивое финансовое положение подтверждаются банковской гарантией. Это дает возможность понять уже на стадии подачи заявок, кто состоятелен и будет способен полгода финансировать строительство, чтобы получать от нас финансирование на пополнение оборотных средств», – заключил он.

Банковская гарантия – удобный инструмент и для подрядчиков, считает генеральный директор ООО «СетьСтрой» Артур Фрунза. «Строителей вынуждают поддерживать банковский сектор. Они вынуждены брать кредиты под участие в конкурсе, обеспечение заявки или возврат аванса.

Банковскую гарантию можно получить только под 100%-ный депозит или залог. Когда компания размещает средства на депозит, это приносит ей проценты, как и любой вклад. По сути, вы свои деньги поместили в банк и, получив от заказчика аванс, начинаете строить на его деньги, а не на свои. С этой точки зрения банковская гарантия выгодна и подрядчику, если, конечно, выдается на приемлемых условиях и оперативно согласовывается», – резюмировал он.

В строительной сфере участились случаи, когда победитель конкурса, взяв аванс, срывает контракт. Установление обеспечения исполнения контракта в размере 30% является гарантией максимального возмещения неустоек при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта без обращения заказчика в суд. Эта мера сокращает сроки удержания денег в городскую казну. «Мы вынуждены запрашивать такое обеспечение. Таким образом исполнитель, под ответственность которого выдается аванс, пытается максимально себя обезопасить. Сейчас по-другому действовать нельзя», – признал заместитель директора по капитальному строительству и инвестициям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Виктор Сулима.

Между тем появилась информация, которая пока не получила официального подтверждения: чиновники все же рассматривают возможность снизить обеспечение по госконтракту до 10%, но с одной существенной оговоркой – без предоставления аванса. Многие участники рынка считают такое решение властей неэффективным. Это шаг назад, полагают они.

Миф и реальность

Мнение, что строительный бизнес высокорентабелен, не более чем миф, утверждает председатель совета НП СРКБВСР «СРО «Инжспецстрой-Электросетьстрой» ­Виктор Сеппенен. Условия работы кардинально изменились, риски растут для всех участников рынка, однако нельзя их перекладывать исключительно на плечи строителей.

За прошедший год более 30% средних и малых компаний строительной отрасли покинули рынок Санкт-Петербурга

В частности, актуальна проблема нивелирования и распределения между заказчиком и подрядчиком риска, связанного с ростом себестоимости работ. В прошлом году, когда произошел резкий скачок цен на стройматериалы и оборудование, заказчики устранились от решения этой проблемы и возложили ответственность на строителей.

Финансово стабильные компании за счет собственных средств (зачастую в себе в убыток) смогли выполнить обязательства по контрактам. Многим подрядчикам из-за недостатка средств пришлось остановить работы.

«С этой проблемой мы столкнулись в 2015 году. По шести контрактам на прокладку тепловых сетей, которые были подписаны в 2014 и 2015 годах, мы не получили индексации возросших расходов на стройматериалы. В итоге вынуждены эти объекты завершить с убытками, – напоминает Виктор Мусихин. – Между тем одним из вариантов решения этой проблемы может стать факторинг».

В этом году проблема может быть отчасти решена, считают специалисты СПб ГУП «Ленсвет». Известно, что комитетом по госзаказу разрабатывается проект постановления правительства Петербурга «О мерах по реализации постановления правительства РФ от 14.03.2016 № 191 «Об утверждении правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году». Цель его – снижение негативных последствий роста цен на материалы и оборудование.

Специалисты СПб ГУП «Ленсвет» рассчитывают, что в документе будут определены перечни товаров, объемы работ, услуг, при поставке которых в 2016 году допускается корректировка указанных в контракте цены контракта и (или) цены товара, работы, услуги.

Качество проектной документации тоже отражается на себестоимости контрактов. «Беда не в смете, а в ошибках проектирования, которые случаются. Нам пришлось переносить лимиты выполнения с 2015 на 2016 год в связи с тем, что подрядные организации не выполнили свои обязательства. С такими контрактами возникает другая проблема – проект отстает от реализации СМР. Иначе говоря, проектная документация разрабатывалась за два-три года до начала стройки или же с ошибками», – поделился Александр Киселев.

Проблем, с которыми сталкивается строительный бизнес, работая по госконтрактам, гораздо больше перечисленных. Их можно и нужно решать совместными усилиями чиновникам и бизнесу. В противном случае процесс сокращения подрядного рынка продолжится.

Татьяна Вильде

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

Сергей Комаров
Сергей Комаров, генеральный директор НП СРКБВСР “СРО “Инжспецстрой-Электросетьстрой”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

За прошедший год более 30% средних и малых компаний строительной отрасли покинули рынок Санкт-Петербурга. И тренд сохраняется. Счет идет на сотни.

Это обусловлено как сокращением денежной массы и заказов, так и ухудшением условий ведения бизнеса и участия в городских заказах. Уход с рынка субподрядчиков, имеющих узкую специализацию, создает дополнительную нагрузку на крупный бизнес.

Вне зависимости от размера бизнеса на рынке строительства инженерной инфраструктуры сформировался круг проблем, требующих незамедлительного решения. Важно найти баланс интересов подрядчиков и госзаказчиков. Работать в убыток или на грани рентабельности строительные компании не могут. Чтобы предотвратить массовые банкротства и исход с регионального рынка подрядчиков, необходимо принять ряд мер.

В частности, чиновникам Петербурга следует снизить размер обеспечения исполнения госконтрактов с 30 до 10% начальной цены контракта – до уровня, принятого в других регионах страны.

Для конкуренции на рынке финансовых услуг мы предлагаем вернуться к институту страхования строительно-монтажных рисков и применению страхования в качестве меры, обеспечивающей ответственность подрядчика перед госзаказчиком, как альтернативы банковской гарантии.

Кроме того, пора решить комплекс вопросов для стабилизации финансовой дисциплины заказчиков. Для этого нужно ввести жесткое нормативное закрепление законом сроков приемки и оплаты выполненных работ, предусмотрев административную ответственность руководителя госзаказчика за соблюдение этих сроков.

Следует ужесточить правила приемки проектов, закрепив персональную ответственность людей, которые ставят подписи под актом приемки-сдачи проекта.

Если проблемы не отрегулировать, пустить на самотек, то ситуация будет лишь ухудшаться. И даже незначительные средства, заложенные на строительство, ремонт и модернизацию сетей, будут не освоены. Самые опытные и профессиональные игроки рынка инженерной инфраструктуры линейных объектов продолжат поиск лучших условий работы в других регионах.

В печатной версии название статьи – “Подрядное сжатие” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 164, апрель, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X