Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Монументальные слабости: о методах восстановления памятников

Новые технологии внедряются для решения различных задач в области сохранения культурного наследия.

Памятник Николаю I
Памятник Николаю I – один из немногих в мире, который держится на двух точках опоры
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В мировой практике для копирования и воссоздания памятников стал активно использоваться бесконтактный метод, который пока не получил широкого распространения в России.

Первые скульптуры под открытым небом появились в Санкт-Петербурге в начале XVII века по распоряжению Петра I, они были доставлены из Италии и Польши и установлены в Летнем саду. А первый памятник – в 1782 году по распоряжению Екатерины II. Это был монумент Петру I на Сенатской площади, изготовленный под руководством Этьена Фальконе. Через полвека с легкой руки Пушкина за ним закрепилось название «Медный всадник», хотя на самом деле он изготовлен из бронзы.

У любого памятника есть исторический контекст. Так монумент Петру I работы Карло Растрелли, установленный у Михайловского замка, предназначался для Коллежской площади Санкт-Петербурга (сегодня там расположен Институт Отта).

Помимо того что памятники являются элементами городских ландшафтов, привлекают туристов, они влияют на формирование национальной самоидентификации, подчеркнула на конференции «Музей под открытым небом. Современные подходы к сохранению скульптуры» доктор искусствоведения, заведующая отделом русского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Ольга Калугина. «Это контекст незыблемых ценностей, которые не должны подвергаться ревизии», – считает она. По ее мнению, практика перемещения монументов под различными предлогами – это проявление вандализма.

До революции и в советское время к установке памятников подходили с особым вниманием – только по итогам конкурса, в котором прописывались требования к композицион­ному решению, размерам изваяния и т. д. Этому предшествовал выбор вмещающего ландшафта.

Сложившаяся веками система рушится. Сегодня памятники создаются в основном на спонсорские средства. «Зачастую они посвящены не тем людям, которые этого достойны», – отметил директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. При этом, например, в Петербурге до сих пор нет памятников Чайковскому, Блоку, Шаляпину. В Москве место, отведенное под памятник Н. М. Карамзину, занял памятник М. Л. Ростроповичу. Между тем для этого законом установленных 10 лет еще не прошло, заметила Ольга Калугина.

Реставрация и уход

В 2015 году музею городской скульптуры на реставрацию было выделено 13 млн рублей. На эти деньги были восстановлены Египетские ворота в Пушкинском районе, памятник основанию Павловска, а также три скульптуры некрополя.

Скульптуры на Аничковом мосту в среднем восемь раз в год подвергаются актам вандализма

На текущий год музей подал заявку на 30 млн рублей. «Но хорошо, если дадут половину», – реально оценил ситуацию Владимир Тимофеев. В 2016 году предусматривается реставрация памятника Чернышевскому на Московском проспекте. Между тем в срочном ремонте нуждается памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Это уникальная скульптура, одна из немногих в мире, которая держится на двух точках опоры. Однако это не дает ей преференций в глазах чиновников, поэтому средства изыскиваются вне бюджета.

В реставрации вновь нуждаются скульптуры на Банковском мосту, а также верстовые столбы по дороге на Царское Село (там идет расширение дороги, будет их перенос). Кроме того, приближается столетие Октябрьской революции (2017 год) и комсомола (2018 год), поэтому встанет вопрос о необходимости проведения работ на «партийных» памятниках.

Текущий уход за монументами заключается в профилактической промывке и натирании воском – это не только улучшает внешний вид, но и способствует сохранению.

Группа риска

Межреставрационный срок составляет 20–25 лет, но на практике этот срок не выдерживается.

Скульптура Клодта
К изучению и поиску рецептов сохранения скульптур привлекаются специалисты из разных сфер
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Природные факторы, включающие повышенную влажность, сильные ветра, резкие перепады температур и т. д., вызывают деструкцию материала памятника, его биопоражения. Эти процессы усиливаются за счет загрязняющей деятельности промышленных предприятий, транспорта, действий коммунальных служб, обрабатывающих улицы антигололедными реагентами.

К изучению и поиску рецептов сохранения скульптур привлекаются специалисты из разных сфер. Так, музей уже почти десять лет сотрудничает с биологическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), рассказывает Владимир Тимофеев. Ученые изучают виды и скорость, закономерность поражения материалов грибками, спорами, мхами в различных районах города. На основании этих исследований вырабатываются методики сохранения и консервации скульптур.

В частности, в университете разработана методика мониторинга биоповреждений памятников из камня. А именно: на основе компьютерных технологий производится фиксация площадей наиболее опасных участков биоповреждений, а также скорости их изменений. Для этого используются изображения памятников, полученных в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах. Анализ фотофиксации позволяет выявить основные типы биологических деструктуров и механических повреждений (трещин, сколов). Далее проводится оценка состояния объекта, прогноз изменений и выработка рекомендаций по содержанию.

Преимуществами этого метода являются низкая трудоемкость, высокая производительность, простота обработки данных. Это позволяет при необходимости сканировать большое количество памятников за достаточно короткое время. Метод также удобен при экспресс-оценке состояния памятника. Однако зависимость результатов от освещенности объекта, его рельефа не позволяет опираться на этот метод как точный.

Аллегория Ништадского мира. Мир и победа” – первый мраморный памятник в России и единственный подлинник, оставшийся в Летнем саду

Проблемами влияния атмосферного воздуха на памятники занимаются и ученые Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, специалисты российского приборостроительного предприятия «ОПТЭК». Пассивные датчики из меди, установленные учеными два года назад в Некрополе XVIII века в Александро-Невской лавре, на Малом проспекте Васильевского острова, в Петергофе и Павловске, показали, что воздух агрессивен особенно в начале зимы, наиболее быстро коррозионные процессы протекают на Васильевском острове. Сильнее всего подвержена химическому выветриванию углеродистая сталь, наиболее устойчивой оказалась литая бронза.

Результаты мониторинга за последние восемь лет фиксируют снижение содержания сернистого газа в атмосфере, однако на первое место выходят оксиды азота и углерод. Агрессивность воздушной среды в городе в целом снизилась от «высокой коррозионной активности» в некоторых районах (по международной классификации – С4) до «средней КА» (С3). Категория С3 допускает экспонирование скульптур из металла и камня на открытом воздухе при условии выполнения антикоррозийных мероприятий, поясняют специалисты.

Летний сад
Основная “болезнь” памятников из мрамора и известняка вызвана воздействием серной кислоты, в результате чего кальцит переходит в гипс
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Основная «болезнь» памятников из мрамора и известняка вызвана воздействием серной кислоты, в результате чего кальцит переходит в гипс. Среди материалов, используемых в изготовлении скульптур, самым устойчивым является шокшинский кварцит. На втором месте – бронза. Благодаря специальному патинированию удалось повысить антикоррозионную устойчивость этого сплава.

Специалисты музея городской скульптуры считают, что развитие пешеходных зон в историческом центре минимизирует негативное воздействие на скульптуру. Также специалисты обращают внимание на то, что устройство буферных зон вокруг памятников в виде ограды, газона, низкого фонтана создают психологический барьер. Как показала жизнь, вандалы чаще наносят вред объектам, находящимся в прямом доступе. Например, памятнику В. В. Маяковскому, ансамблю Марсова поля, изваяниям на мостах и др.

По словам Владимира Тимофеева, скульптуры на Аничковом мосту в среднем восемь раз в год подвергаются актам вандализма – ломают уздечки, залезая на скульптуру, оставляют надписи. Семь лет назад на спонсорские деньги была проведена реставрация скульптурных групп на Банковском мосту. Однако уже через неделю после завершения работ с них попытались соскоблить сусальное золото, появились надписи, были совершены попытки отломать фрагменты фигур.

Немецкая копия английского оригинала

Большой опыт научной реставрации и реконструкции скульптур в парках наработан в пригородах Санкт-Петербурга. Так в усадьбе «Сергиевка» (Петергоф) ведется компьютерная реконструкция статуи «Ева у источника» – копии с мраморного оригинала известного английского скульптора Эдварда Бейли, считавшейся утраченной.

СПРАВКА

В Санкт-Петербурге в ведении Государственного музея городской скульптуры находится свыше 300 памятников монументальной скульптуры, около 1000 мемориальных досок, а также три некрополя: Некрополь мастеров искусства, Литературные мостки и Некрополь XVIII века. Кроме того, насыщены скульптурой парки государственных музеев-заповедников в пригородах и Летний сад.

Ни одна из великокняжеских усадеб южного побережья Финского залива, помимо Петергофа, в середине XIX века не имела в архитектурном ансамбле фонтанных систем. Исключение было сделано для усадьбы «Сергиевка». Там располагался летний дворец, построенный в 1839–1842 годах знаменитым архитектором А. И. Штакеншнейдером по приказу императора Николая I. Это был подарок к свадьбе его старшей дочери Марии, которая выходила замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

В настоящее время в усадьбе ведутся работы по реконструкции фонтанной системы. Как рассказал доктор биологических наук, академик РАЕН, профессор СПбГУ Дмитрий Осипов, в 2007 году во время проведения реставрационных работ во дворце были обнаружены крупные фрагменты скульптуры «Ева у источника». Из архивных источников известно, что статуя была выполнена из шпиатра (недорогой заменитель бронзы) в литейной мастерской Морица Гайса в Берлине. Поскольку сохранилось менее 7% площади скульптуры, отсутствуют необходимые иконографические материалы, задача по ее реконструкции оказалась чрезвычайно сложной.

Доцент Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) Вадим Парфенов предложил использовать для реконструкции технологию лазерного 3D-сканирования. Кроме того, большую помощь в воссоздании виртуальной модели оказали сотрудники музея Бристоля, где хранится оригинал. Они прислали качественные и подробные фотографии своего экспоната. Все это позволило провести визуальную реконструкцию и ввести в музейный оборот копию одной из значительных скульптурных работ Бейли.

Между Германией и Россией

Скульптура
Коллекция мраморной скульптуры Летнего сада является самым большим в мире собранием садово-парковой декоративной пластики
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В течение последних пяти лет в ГМЗ «Петергоф» проведены масштабные работы по ремонту памятников. Завершена реставрация Большого каскада и Ковша Морского канала, каскада «Шахматная гора» и «Золотая гора». Завершается реставрация фонтанной группы «Нептун».

Уникальной операцией стала реставрация скульптурной группы «Самсон» Большого каскада. Впервые после 1947 года «Самсон» был демонтирован и перевезен в мастерскую. Работы проводились при оптимальном температурно-влажностном режиме, что позволило провести качественное золочение. Чтобы избежать коррозии, которой подвержена бронза, проведена тщательная подготовка поверхности: сначала ее покрыли суриком свинцовым на олифе, потом – кроном свинцовым на лаке, двумя слоями лака. Следующий шаг перед золочением – нанесение лака-мордан. Статуя была покрыта двойным слоем сусального золота, что удвоит межреставрационный срок.

У фонтана «Нептун» бурная история, которая началась в середине XVII века в вольном городе Нюрнберге. Он был заказан местным мастерам в честь Вестфальского мира 1648 года, завершившего Тридцатилетнюю войну. Работа над скульптурной группой затянулась на 40 лет. Композицией планировалось украсить центральную площадь города, но она так и пролежала на складе около 100 лет, пока ее не купил Павел I. В конце XIX века немецкая сторона, вспомнив о величии замысла, обратилась к России с просьбой снять копию и все же установить фонтан в Нюрнберге. Во время Великой Отечественной войны фонтан был вывезен в Германию. В 1947 году памятник вернулся в СССР. В конце 90-х воссоздание утраченных фрагментов фонтана взяла на себя немецкая фирма «Кнауф».

Нынешние ремонтные работы – первая масштабная реставрация фонтана «Нептун» с момента его установки в 1799 году. Воссозданы утраты. Главной проблемой стало наличие на большинстве скульптур плотной корки известковых отложений, образовавшейся в результате интенсивного воздействия на скульптуру жесткой и сильно загрязненной фонтанной воды.

Крыша над головой

В связи с ухудшением экологической обстановки в городах и ростом вандализма многие европейские страны (Италия, Греция, Франция и др.) стали производить постепенную замену скульптур на копии. В Санкт-Петербурге прибегнуть к копированию были вынуждены в ГМЗ «Царское Село», «Петергоф», «Павловск».

Фонтан "Самсон"
Использование современных технологий позволяет по-новому подойти к решению проблем копирования и воссоздания памятников
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В музее городской скульптуры памятники сделаны в основном из бронзы и гранита – это материалы-долгожители, за ними требуется лишь текущий уход. И тем не менее несколько копий установлено в некрополях, а также две мраморные скульптуры – в Александровском саду.

Но самая масштабная работа по копированию скульптур проведена в Летнем саду. Коллекция мраморной скульптуры Летнего сада является самым большим в мире собранием садово-парковой декоративной пластики. Она состоит из 38 статуй, 48 скульптурных бюстов и пяти скульптурных групп, доставленных в Россию из Италии в начале XVIII века по распоряжению императора Петра I. Скульптуры были изготовлены выдающимися мастерами: Пьетро Баратта, Джованни Бонацца с сыновьями, Антонио Тарсия, Джузеппе и Паоло Гропелли, Франческо Кабианка, Антонио Коррадини, Джованни Дзордзони и другими.

К настоящему времени сохранилось 15 скульптур, выполненных Пьетро Баратта. Скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа» занимает особое место – это первый мраморный памятник в России, первый специально заказанный Петром памятник победам русских войск и единственный мраморный подлинник, оставшийся в Летнем саду после его реставрации 2009–2012 годов.

Как рассказала ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова, радикальное предложение – заменить скульптуры Летнего сада копиями – впервые было высказано в 1954 году, а принято лишь в 1982 году. Первые экспериментальные копии появились в саду в 1983 году. Для сравнения: бюст «Вельможа» был выполнен в различных материалах – портландцементе и силиконовом цементе. Предпочтение было отдано портландцементу. Для снятия формы применялся кремнеорганический каучук, который позволял производить снятие оттиска с факсимильной точностью, сохраняя целостность тончайших деталей скульптуры, многоплановую моделировку с углубленными и выступающими деталями. Копии изготавливались методом заливки виксинтовой формы раствором белого портландцемента высшего сорта, мраморной крошки и мраморной муки, а также легких красящих пигментов. Готовые изделия подвергались мастиковке и многократной пропитке кремнеорганической жидкостью по методике ВНИИРа.

Бесконтактный метод

Главным недостатком технологий копирования XX века является то, что в процессе изготовления копии оригинальная скульптура подвергается химическому и физико-механическому воздействиям. Это особенно актуально при изготовлении копий хрупких и сильно эродированных скульптур.

Банковский мост
Недостатком технологий копирования XX века является то, что оригинальная скульптура подвергается химическому и физико-механическому воздействиям
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Во многих зарубежных странах контактные методы копирования уже давно запрещены, в частности в Италии. Однако эта проблема до сих пор остается вне поля зрения Министерства культуры РФ, говорит доцент Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) Вадим Парфенов.

Альтернативные методы существуют. Во-первых, это почти забытый «дедовский» способ, при котором копия вырубается из глыбы камня скульптором вручную. Во-вторых, широкое развитие получили новые технологии. Одна из них основана на использовании метода трехмерного лазерного сканирования и камнеобрабатывающих станков с числовым программным управлением.

Использование современных технологий позволяет по-новому подойти к решению проблем копирования и воссоздания памятников. Помимо возможности бережного отношения к оригиналам немаловажен и экономический аспект. Обработка каменной заготовки на станке с ЧПУ позволяет значительно сократить время и стоимость копий.

Ирина Кравцова
В печатной версии название статьи – “Монументальные слабости” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 164, апрель, 2016 г.)

Похожие сообщения

X