Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Контрольная вертикаль: о проверке качества работы лифтов

Трагические происшествия при эксплуатации лифтов вынуждают власти усилить контроль над лифтовым хозяйством. Готовятся законодательные изменения, предусматривающие возврат к системе госнадзора, с объединением этих функций в едином ведомстве.

Ремонт лифта
Проверки показывают, что многие лифты эксплуатируются из рук вон плохо
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По данным Национального лифтового союза (НЛС), в жилом фонде России насчитывается около 433 000 лифтов. Из них 27,6% (или порядка 119 000) работают более 25 лет. Каждый год количество ветхих лифтов в стране увеличивается на 10 000. В то же время объемы замены машин невелики – в 2015 году примерно 9500 лифтов, в 2016 году эта цифра, скорее всего, снизится до 8400. Растут аварийность и травматизм в лифтах. Так, если в 2013 году при авариях в подъемниках погибло 12 человек, то в 2014 году – 14. Неисправность лифтов стала следствием гибели в 2015 году 10 россиян, 30 человек были травмированы. Каждый такой случай вызывает бурный общественный резонанс.

Городской масштаб

Внимание федеральных и региональных чиновников к проблемам работы и обслуживания лифтового хозяйства привлекла череда трагедий в Москве, Петербурге и других городах страны. Начались масштабные проверки технического состояния лифтов, которые выявили, что конструкции большинства из них давно изношены и находятся в аварийном состоянии, а обслуживание осуществляли неквалифицированные сотрудники.

8,9 млрд рублей будет потрачено в 2016 году на ремонт и замену лифтового оборудования в Петербурге

В 2014 году после гибели младенца из-за неисправного лифта в Петербурге была проведена масштабная проверка лифтового хозяйства. Оказалось, что из 39 000 лифтов около 14 000 отработали срок эксплуатации (более 25 лет) и нуждались в ремонте, общая сумма выполнения работ оценивалась в 6 млрд рублей. Особенно остро такая проблема стояла в домах Центрального района, где некоторые лифты работали по 40 лет и дольше без капитального ремонта.

Плановые проверки лифтов проводит Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга. При проведении подобных рейдов контролеры в обязательном порядке обращают внимание на наличие действующих договоров на техническое обслуживание и ремонт лифтов. Также проверяется, проводится ли ежегодное техническое освидетельствование подъемников. Проверки показывают, что многие лифты эксплуатируются из рук вон плохо. Ежегодное техническое освидетельствование проводится не вовремя, рекомендации, ранее выданные инспекцией, не выполняются. Сейчас ведомство особо следит за 2524 лифтами города, которые эксплуатировались с нарушениями. Также по итогам проверок в 2015 году было установлено, что отработали нормативный срок службы в Василеостровском районе – 698 (48 – остановлено), в Кировском районе – 636, в Калининском районе – 840 лифтов.В 2016 году на ремонт и замену лифтового оборудования в Петербурге потратят почти треть от общей суммы на капитальный ремонт, равной 8,9 млрд рублей. На эти деньги будет заменено и отремонтировано 752 лифта в 162 домах. Как сообщил заместитель председателя жилищного комитета Петербурга Сергей Шарлаев, число замененных лифтов в текущем году может и возрасти. Это произойдет, если в результате конкурсных процедур по выбору подрядчика удастся сэкономить средства. «Финансирование капитального ремонта и замены лифтов как наиболее значимого и дорогостоящего вида работ в 2016 году будет также осуществляться при стопроцентной поддержке из средств городского бюджета», – сказал чиновник.

Шахта лифта
Контроль за лифтами сегодня ведут сразу несколько ведомств
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Очевидно, что при таких темпах замены проблема изношенности лифтового парка в обозримом будущем решена не будет. К тому же замена или капремонт лифта не гарантирует безопасности, поскольку есть серьезные проблемы с содержанием и обслуживанием.

Дело в том, что контроль за лифтами сегодня ведут сразу несколько ведомств. «У семи нянек дитя без глазу», – смысл этой поговорки как нельзя лучше описывает нынешнюю ситуацию в этой сфере. Дело в том, что после вступления в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в 2013 году надзор за его соблюдением был «размыт» и возложен сразу на несколько ведомств.

Росстандарт следит за производством лифтов, Госстройнадзор – за монтажом подъемников при строительстве и реконструкции жилья и других объектов, Ростехнадзор отвечает за обслуживание, Госжилинспекция контролирует соблюдение требований законодательства по обеспечению безопасной эксплуатации лифтов. Вследствие распределения надзорных функций между несколькими органами либерализации требований законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов произошло снижение уровня безопасности.

Как рассказал генеральный директор ОАО «Мослифт» Леонид Гущин, много лет лифты относились к опасным производственным объектам и находились под контролем Ростехнадзора. В 2007–2008 годах лифт как «наименее» опасный был исключен из соответствующего реестра. Кроме того, экспертиза промышленной безопасности выведена из-под опеки государства и эта услуга представлена на свободном рынке. В результате появилось огромное количество организаций, которые начали проводить экспертизу, по сути занимаясь лишь зарабатыванием денег. Некоторые предприятия стали создавать свои внутренние надзорные органы и экспертные организации, сами себя проверяли и сами себе платили за проверки. «Эта ситуация породила очень много проблем. Условия безопасности на производствах как следует не проверялись, не контролировалось устранение выявленных недостатков и несоответствий, зачастую деньги за экспертизу отправлялись в карман тому, кто ее заказывал. Выход один – вернуться к строгой системе государственного надзора, контроля и экспертизы», – заявил эксперт.

В России 433 000 лифтов. Из них 27,6 % работают более 25 лет. Ежегодно количество ветхих лифтов в стране увеличивается на 10 000

По его словам, один из основных вопросов, который требует незамедлительного решения, – введение обязательного лицензирования всех лифтовых предприятий и увеличение сроков обслуживания лифтов, при проведении конкурсов, на срок не менее пяти лет. «Сейчас с обслуживающей организацией заключается договор на один год. Кто дает самую низкую цену, тот и выигрывает. Скорее всего, выигравшая организация не сможет вписаться в заявленную цену при качественном обслуживании лифтов. Кроме того, подобные подрядчики не собираются вкладывать деньги в обучение своих специалистов, необходимый инструмент, помещения дежурной аварийной службы, автотранспорт. За год создать все это невозможно. При таком подходе не стоит ожидать качественного обслуживания, а это, в свою очередь, негативно отражается на безопасной эксплуатации оборудования», – описал проблему Леонид Гущин. По его мнению, если бы конкурс по обслуживанию лифтов проводился сразу на пять лет, в нем приняли бы участие серьезные организации, у которых есть основные фонды, которые могут брать кредиты в банках и закупать необходимое оборудование, развивать инфраструктуру и т. д.

Срочные меры

Президент Национального лифтового союза Виктор Тишин отметил, что примерно 25 млн жителей России ежедневно, по сути, рискуют своей жизнью, используя лифты, отработавшие нормативный срок службы. «В 22 субъектах РФ износ лифтового оборудования более 50%», – заявил он. Санкт-Петербург выглядит достаточно неплохо на фоне других регионов Северо-Запада. Если в Северной столице насчитывается чуть менее 30% ветхих подъемников, то в Архангельской области – 72%, Вологодской – 50%, Мурманской – 68%, Новгородской – 54%.

Сломанный лифт
Анализ показал, что в сфере лифтового хозяйства дела были пущены на самотек
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По его словам, сегодня к обслуживанию лифтов не всегда допускаются добросовестные компании. Пока в законодательстве не произошли изменения, которые могли бы защитить лифтовое хозяйство от неквалифицированного персонала, жильцам важно наладить контроль собственными силами. «Необходимо организоваться и узнать, проводится ли техосмотр вашего лифта. Можно в диспетчерской посмотреть журнал выдачи ключей. Если не брали, значит, эту работу не делали. Эксплуатирующая организация должна отчитываться перед представителем собственника. Элементарные знания и контроль за состоянием лифта во многих случаях могут спасти от беды», – считает эксперт.

По словам председателя комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской, в нижнюю палату парламента внесены несколько законопроектов по повышению ответственности за состояние лифтового хозяйства, в том числе ответственности губернаторов. «Руководители субъектов Федерации подписывают программы капитального ремонта. Именно на этом этапе следует позаботиться о том, чтобы на замену лифтов выделялись средства. Если ознакомиться с утвержденными программами капремонта, то нередко о лифтах в них нет ни слова, на их ремонт не выделяется ни копейки», – говорит Хованская.

Кроме того, по ее словам, необходимо создание системы льготного кредитования капитального ремонта. «Например, надо срочно менять лифт. Вы накопили миллион рублей, а лифт стоит полтора. Почему бы вам не взять в кредит 500 000 рублей на льготных условиях? Под бешеные проценты наших банков такая операция невозможна. Кстати, эта идея поддержана – у нас есть поручение председателя правительства Минстрою», – предложила она. Также для отслеживания технического состояния лифтов надо восстановить в правах Ростехнадзор, считает депутат.

Кстати, именно о возвращении функций контроля в Ростехнадзор шла речь на недавнем заседании Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Общественный совет при Ростехнадзоре совместно с профессиональными организациями предложил обратиться в адрес правительства РФ с рядом предложений.

В Госдуму РФ внесены несколько законопроектов по повышению ответственности за состояние лифтового хозяйства

В частности, по мнению членов совета, необходимо внести изменения в постановление правительства РФ и наделить Ростехнадзор полномочиями по надзору за лифтами на стадиях проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации. Кроме того, у ведомства должно быть право проверять организации, выполняющие работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющие оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации «с применением к ним мер административного воздействия». Также предлагается увеличить число инспекторов Ростехнадзора, чтобы надзор за лифтами в стране был качественным.

Национальный лифтовой союз, в свою очередь, предлагает дополнить ст. 37 Федерального закона № 44 о закупках еще одним пунктом. Если компания, которая участвует в торгах на право обслуживания лифта, снижает цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной), то ей придется обосновать свои действия. Это обоснование может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, показывающие, что участник закупки в состоянии выполнить работы по предлагаемой цене.

Также в Национальном лифтовом союзе предлагают определить и установить минимальные затраты на сервисное обслуживание лифта, исходя из трудоемкости системы, планово-предупредительных работ и заложенных норм расхода материалов. Таким образом, конкурсы оградят от недобросовестных участников рынка, которые демпингуют, не думая о безопасности людей. По мнению представителей союза, регионы, реализующие программы капитального ремонта МКД, должны обеспечить нормативное выделение средств на замену подъемников и ремонт оборудования.

Проблема состоит и в том, что сейчас в России отсутствует нормативный правовой акт, который устанавливает требования к обеспечению безопасности на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, кроме эскалаторов в метрополитенах). В нем необходимо прописать конкретные требования к специализированным организациям, осуществляющим техническое обслуживание лифтов, квалификации их работников и специалистов. Первые шаги на пути к принятию такого документа уже сделаны. В марте комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила законопроект, направленный на повышение уровня безопасности опасных объектов в общественных и жилых зданиях. Теперь его должны утвердить на заседании правительства.

Анализ показал, что в сфере лифтового хозяйства дела были пущены на самотек. В то же время производство, монтаж и обслуживание лифтового оборудования являются важным и ответственным мероприятием, которым должны заниматься профессионалы. Именно поэтому усиление контроля за лифтовым хозяйством является делом государственной важности.

Игорь Строев
В печатной версии название статьи – “Контрольная вертикаль” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 164, апрель, 2016 г.)
Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X