Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Подгорнов: При редевелопменте “серого пояса” значительно дешевле возводить здания “с нуля”

По мнению архитектора Евгения Подгорнова, перспективы редевелопмента «серого пояса» сегодня неоднозначны, а возродить к жизни памятник промышленной постройки XIX – начала XX века может только неординарный архитектурный проект.

Евгений Подгорнов (Чтобы увеличить, кликните на фото) Источник: whoiswho.dp.ru
Евгений Подгорнов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)
Источник: whoiswho.dp.ru

– Евгений Вячеславович, почему сейчас реализуется мало проектов редевелопмента «серого пояса» с реконструкцией и приспособлением под современные нужды памятников дореволюционной промышленной архитектуры?

– Есть много причин, связанных с законодательством, экономической ситуацией и административными барьерами. Думаю, что, начни мы один из самых удачных проектов студии Intercolumnium – реконструкцию старинной водонапорной башни на территории «Водоканала Санкт-Петербурга» – не полтора десятка лет назад, а сегодня, у нас могло бы ничего не получиться. В те годы я не припоминаю таких трудностей с согласованиями проектных решений и получением разрешительной документации, как сейчас. Как только была одобрена концепция, мы приступили к реализации проекта и завершили его в отведенные сроки. Конечно, надо отдать должное Ф. В. Кармазинову, который оказал нам существенную поддержку. А в наши дни подобные архитектурные замыслы легко разрушают градозащитники, пробуксовке проектов активно способствует нынешнее законодательство, негативно влияет общая экономическая ситуация в стране.

– В чем конкретно проявляются объективные препятствия на пути к воплощению в жизнь проектов возрождения старинных промышленных построек?

– Прежде всего в запутанности, невнятности и переменчивости законодательства. Начинаешь проектировать и думаешь о том, чтобы только успеть до выхода в свет очередной законодательной новации, которая перечеркнет твои решения, принятые ранее, в ином правовом поле. Сейчас строительный комплекс Петербурга, затаив дыхание, ждет новых правил землепользования и застройки. Может, с их принятием ситуация как-то разрядится.

Я понимаю многих девелоперов, которые не ввязываются в стройку, дожидаясь лучших времен (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Я понимаю многих девелоперов, которые не ввязываются в стройку, дожидаясь лучших времен
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Правовое поле у нас в последнее время сродни минному…

– Ситуация усугубляется общими экономическими трудностями в стране. Многие проекты нашей студии Intercolumnium по реконструкции и реновации промышленных объектов прошлого остановлены после разработки концепции. Ждем лучших времен вместе с заказчиками. Более того, мы не рискуем начинать строительные работы по реконструкции здания, в будущем предназначенного для нашего офиса. Хотя проектная документация практически готова. Я понимаю многих девелоперов, которые не ввязываются в стройку, дожидаясь лучших времен.

– У нас склонны верить в светлое будущее. А наступит ли оно для редевелопмента «серого пояса»?

– Смотря что понимать под светлым будущим. Сейчас городские власти заостряют внимание на создании зеленых зон в «сером поясе». Для ландшафтных архитекторов такая тенденция вроде бы перспективна, для нас – не очень. Массовое озеленение промзон прошлого легко осуществимо на государственных территориях, но большинство земель «серого пояса» в Петербурге находится в частных руках. Для организации качественного редевелопмента государство должно обладать достаточной экономической мощью, чтобы иметь возможность выселения собственников земли и недвижимости в «сером поясе» без ущемления их экономических интересов.

– Выкупать земли с выгодой для продавца?

– Скорее, предоставлять им территории, эквивалентные по стоимости. У собственников не хватает средств на полноценное развитие своих земель, их деятельность далеко не всегда носит позитивный характер: многие ведут там предосудительный бизнес с нарушением санитарных и прочих норм закона. Кроме того, эти «серые зоны» тормозят развитие транспортной инфраструктуры, служат препятствием для строительства необходимых мегаполису автострад.

– Представим себе идеальную ситуацию. Как в этом случае развивать территории «серого пояса» Санкт-Петербурга?

– Однозначно – сносить постройки, не имеющие художественной ценности. Но и вопрос функциональной нагрузки на оставшиеся памятники промышленной архитектуры решается непросто.

Из всех видов строительства наиболее прибыльно жилищное. Однако длительное пребывание человека возможно далеко не на всех, даже облагороженных, промышленных территориях прошлого по экологическим причинам, которые устранить проблематично. Возрождать их индустриальную функцию – утопия, поскольку с учетом современных требований к производству значительно дешевле возводить для этой цели здания «с нуля».

Нуждающихся в редевелопменте памятников промышленной архитектуры в Петербурге больше, чем потребность в таких объектах (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Нуждающихся в редевелопменте памятников промышленной архитектуры в Петербурге больше, чем потребность в таких объектах
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

То же самое можно сказать и о научных центрах, поскольку к современным исследовательским и испытательным лабораториям предъявляется множество особых технических требований. У бизнес-центра в здании из красного кирпича сужается круг возможных потребителей, поскольку его можно выполнить только в стилистике «лофт» или «хай-тек», а большинство потенциальных арендаторов, особенно банки, предпочитают классические варианты. Приспособление под иную коммерческую недвижимость – торговые комплексы, склады, паркинги – затрудняют конструктивные особенности старых промышленных построек. Меньше всего проблем с их переоборудованием под учреждения культуры (музеи, библиотеки) и креативные пространства. Однако, на мой взгляд, нуждающихся в редевелопменте памятников промышленной архитектуры в Петербурге больше, чем потребность в таких объектах.

– И каковы конструктивные особенности, мешающие приспосабливать бывшие фабрики и мануфактуры под современные нужды?

– Если ширина здания 40 м, то функционально внутренняя часть здания становится мертвой. Важным параметром служит шаг колонн, который должен быть не только рассчитан с учетом нагрузки, но и соотнесен с планировочными задачами здания. Так, например, в складском помещении эта величина должна учитывать габариты паллет, в гипермаркете – торгового оборудования, в паркинге – автомобилей и т. п. Иначе площади будут использованы нерационально. В частности, при разработке нашей студией концепции реконструкции комплекса зданий бывшей Государственной типографии на Петроградской стороне было непросто найти функциональное назначение для конструктивистской постройки на Ораниенбаумской улице с шагом колонн 4 м. Тем не менее решение было придумано, как, впрочем, придумывается всегда, когда зодчий способен справиться с головоломной задачей изящного внедрения современных элементов в архитектуру памятника без ущерба для его эстетики. Вариантов может быть много: от интерьерных решений до сооружения вокруг памятника современных построек, где он станет центром композиции, а новые здания возьмут на себя основную функциональную нагрузку и будут гармонично сочетаться с ним, подчеркивая его неповторимый первозданный облик. В любом случае проект должен быть оригинальным и неординарным. В Петербурге есть профессиональные команды, способные осуществлять подобные замыслы и доказавшие свою состоятельность в этом вопросе на практике.

Антон ЖарковIntercolumnium

198020, Санкт-Петербург,
Бумажная ул., д. 15, офис 715
Тел./факс (812) 703-1233
E-mail: [email protected]
www.intercolumnium.ru

В печатной версии название статьи – “Шедевры в перспективе” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 165, май, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X