Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Коварство нежного камня: о сохранении шедевров зодчества

При строительстве Петербурга зодчие активно использовали пудостский камень для изготовления скульптуры и облицовки стен. Сегодня реставраторы вынуждены решать сложную задачу – сохранение созданных из него произведений искусства.

Собор Святого Петра в Риме (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Собор Святого Петра в Риме
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В начале ХVIII века в Петербург из Европы пришла мода на создание малых архитектурных форм из травертина – известкового туфа. Местный петербургский туф добывался в карьерах на реке Пудость под Гатчиной и стал вторым после путиловской плиты декоративным камнем юной столицы России. «Активнее всего пудостский камень использовался для изготовления скульптуры и облицовки стен некоторых городских зданий в 1800–1830 годах, – говорит профессор кафедры минералогии СПбГУ, доктор геолого-минералогических наук Андрей Булах. – Многие архитектурные шедевры, созданные с использованием этого материала, сохранились до наших дней. Но сберечь их становится все сложнее. Пористый, ноздреватый, капризный туф требует особых методов ухода и реставрации».

В Англии из туфового камня создавали в основном украшения для садов и парков. В Риме пошли еще дальше. Известковым туфом облицовывали стены соборов, домов, мостов и других сооружений. Например, Колизей и величественный собор Святого Петра облицованы туфом.

Архитекторы всего мира внимательно следили за творчеством римских зодчих и брали за образец их сооружения. Поэтому чудесный камень травертин, популярный в Риме, решили применять и в Петербурге.

Этот материал был не только модным, но и удобным. «Туф, когда он только добыт из карьера, легко режется, – поясняет реставратор Максим Куликов. – Из него удобно создавать скульптуры и различные архитектурные детали. Затвердевает камень постепенно, под воздействием воздуха».

Пудостский камень – это петербургское горе. Вся “круглая” скульптура, которая из него изваяна, обречена. Пройдет время, и мы не будем знать, что с ней делать

Разработка месторождения под Пудостью началась в 1710 году. Вплоть до конца ХIХ века, когда карьеры были выработаны, пудостский камень активно использовался архитекторами и скульпторами Петербурга. Впервые этот материал был применен для создания фонтанов Летнего сада. А одним из самых значительных сооружений стал Казанский собор.

Пудостский камень использовали при создании и других архитектурных шедевров Северной столицы. Например, этот материал применялся при возведении Ростральных колонн. Олицетворением мощи и силы страны стали монументальные фигуры у подножия колонн – аллегорические изображения четырех великих рек, Волхова, Невы, Днепра и Волги. Эти четыре скульптуры выполнены из пудостского камня.

Из него же были созданы скульптурные группы у портика Горного института и на аттиках здания Биржи. «Все это создавалось примерно в одно время, – отмечает Андрей Булах. – Тогда в карьерах под Пудостью было много хорошего сортового камня. Сорт выбирали в зависимости от того, для каких целей он был нужен. Для одних брали более прочный, для других – камень помягче».

Проблемы прочности

По мнению специалистов, даже самый качественный пудостский камень имеет скромные прочностные свойства. «Этот материал намного слабее мрамора. По прочности он серьезно уступает доломиту и даже плотному известняку. Он относится к категории слабых камней», – рассказывает о прочностных характеристиках Андрей Булах.

Поры камня легко впитывают грязь и копоть. Потемневший туф меняется до неузнаваемости. В конце 1990-х годов, во время реставрации Инженерного замка, архитекторы с удивлением обнаружили, что тимпан «История заносит на свои скрижали славу России» на главном фасаде здания выполнен из пудостского камня. Он выглядел как огромная единая плита, покрытая таким толстым слоем грязи, что было невозможно понять, из чего он сделан.

«Были самые разные предположения, вплоть до того, что тимпан изготовлен из греческого мрамора, – вспоминает Андрей Булах. – Но когда началась реставрация, не только искусствоведам, но и рабочим стало ясно, что это просто туф – пудостский камень. Объект состоял из 47 кусков, состыкованных и скрепленных между собой. Вот и еще одна особенность пудостского камня: он не бывает в громадных, крупных блоках. Большие монолиты из него вырезать невозможно».

Колонны Казанского собора тоже сложены из блоков, скрепленных друг с другом. Зазоры заложены свинцовой прокладкой, чтобы в них не просочилась вода. Из блоков собраны и скульптурные группы в портике фасада Горного института. Объекты, состоящие из нескольких частей, поддерживать в хорошем состоянии сложнее, чем монолитные.

Скульптуры Ростральных колонн
Скульптуры Ростральных колонн

Увы, это не все проблемы, с которыми приходится сталкиваться реставраторам, работающим с пудостским камнем. Он больше, чем другие каменные породы, подвержен разрушающему воздействию сырого петербургского климата, перепадов температуры, промышленных выбросов, считает Максим Куликов. Именно поэтому скульптура из пудостского камня нуждается в защите и частой реставрации, поясняет он. Это требует больших усилий и серьезных расходов. В 1860 году, чтобы избежать трат на уход за скульптурами из пудостского камня, украшавшими ансамбль Адмиралтейства, почти все они были сняты и уничтожены. Сохранились только скульптуры центральной башни.

«Горельефы на темы Ветхого Завета под скатом крыши Казанского собора со временем практически не меняются, так как защищены от внешних воздействий и почти не выветриваются, – поясняет Андрей Булах. – А так называемая круглая скульптура из пудостского камня, свободно стоящая на открытых пространствах, выветривается и разрушается под действием ветров, снегопадов и дождей. В том числе скульптурные группы на аттиках здания Биржи и возле Горного института, у центральной башни Адмиралтейства. «Круглая» скульптура гибнет быстро».

Петербургское горе

Удручающее состояние объектов культурного наследия, созданных с применением этого материла, не всегда объясняется негативным климатическим и экологическим воздействием. Не меньший вред им причиняет безграмотная или некачественная реставрация.

Две скульптурные группы у портика Горного института разрушали не только ветра и дожди, но и варварское отношение человека. За долгую историю они несколько раз цементировались, а затем прокрашивались. При этом цемент лишает камень возможности дышать, а влага, попавшая под накрывку, замерзая, ломает камень изнутри. Отслоившийся цемент заменяли новым, затем вновь красили. Так происходило несколько раз. «Сейчас скульптуры настолько разрушены, что восстановить их первоначальный вид, созданный рукой мастера, практически невозможно, – подчеркивает Андрей Булах. – Я всегда говорю своим студентам: пудостский камень – это петербургское горе. Вся «круглая» скульптура, которая из него изваяна, обречена. Пройдет время, я прог­нозирую примерно 50 лет, и мы вообще не будем знать, что с ней делать».

Казанский собор
Казанский собор

Цементную обмазку и слои краски пришлось удалять во время реставрации скульптур Ростральных колонн и единственной сохранившейся на здании Адмиралтейства скульптурной группы «Морские нимфы, несущие небесную сферу». Вот что писал специалист по монументально-декоративной скульптуре И. В. Крестовский о состоянии скульптуры Ростральных колонн перед их очередной реставрацией в 1928 году: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом. <…> …Все скульптуры из пудостского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

Сейчас ведется реставрация скульптур перед Горным институтом. Специалисты прикладывают героические усилия, чтобы их спасти. Не исключено, что это окажется невозможным, и тогда, если будет принято такое решение, композиции придется воссоздавать.

При реставрации скульптур из пудостского камня часто применяется такая технология: блоки, из которых составлен объект, сдвигают, отсоединяют, приводят в порядок и соединяют заново. Чтобы не было пустот, между блоками делают известковое крепление. Затем камень пропитывают бактерицидными составами. «Туф стараются обработать таким образом, чтобы он мог дышать, но влага внутрь не попадала. Утраченные фрагменты восстанавливают из сходных с пудостским туфом материалов. Затем, чтобы не было видно прикосновения современного безымянного скульптора к работе мастера, наносят тонкий слой известкового молока», – делится опытом Максим Куликов.

Но этих мер хватает ненадолго. И дело тут не в том, что не существует надежных технологий. Во второй половине 1990-х годов была выработана новая концепция сохранения памятников монументально-декоративной скульптуры из пудостского камня. Практика показала, что она успешна. Но так происходит не всегда. «Скульптура на западном и восточном фасадах Биржи по этой методике отреставрирована примерно в 2003 году, – рассказывает Андрей Булах. – Но уже сейчас находится в плачевном состоянии. А если мы возьмем скульптурные группы у Ростральных колонн, то увидим, что они, отреставрированные примерно в это же время и теми же методами, до сих пор выглядят неплохо».

По мнению профессора, дело в качестве выполняемых работ. «Реставрация требует профессионализма. Нужны искусные мастера, а их воспитать очень трудно, – поясняет эксперт. – Но необходимо. Других вариантов нет: даже самая лучшая методика в плохих руках всегда будет давать неудачные результаты».

Оксана Ермошина

СПРАВКА

Примеры объектов культурного наследия, в которых использовался пудостский камень

Санкт-Петербург

• Казанский собор. Облицовка стен и колонн
• Скульптуры Ростральных колонн
• Скульптуры здания Биржи
• Скульптуры у Горного института

Гатчина

• Кордегардия Каменного моста
• Амфитеатр (стенки проездов и постаменты для статуй)
• Ворота: Адмиралтейские, Березовые, Зверинские, Сильвийские
• Лесная оранжерея
• Мосты: Карпин, Трехарочный (Карпичный, Львиный), Адмиралтейский (Каменный, Мост с кордегардиями)
• Павильон Орла
• Парапет вокруг площади Коннетабля
• Портал «Маска»
• Сильвийская стена (граница парка «Сильвия»)
• Терраса-пристань, терраса на проспекте 25-го Октября, терраса Собственного сада
• Здание суконной фабрики

Кроме этого из него изготовляли балюстрады, декоративные вазы, им облицован вестибюль Большого Гатчинского дворца и подпорная стена Приоратского дворца.

Поселок Мыза-Ивановка в Гатчинском районе

• Охотничий домик Павла I

Павловск

• Так называемые «Большие круги»
• Колоннада Аполлона
• Висконтиев мост (вазы, замковые камни)

Царское Село

• Нижний ярус Камероновой галереи и Пандус

В печатной версии название статьи – “Коварство нежного камня” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 165, май, 2016 г.)

Похожие сообщения

X