Актуальное

Рискованная игра на понижение: о состоянии лифтового оборудования

Сервис лифтового оборудования станет качественным, а лифты – безопасными, если ужесточить условия выбора подрядчика, отвечающего за работу лифта, считают участники рынка.

В Санкт-Петербурге замене подлежат более 30% лифтов (Чтобы увеличить, кликните на фото)
В Санкт-Петербурге замене подлежат более 30% лифтов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В России необходимо заменить примерно 120 000 ветхих лифтов. Однако сама по себе замена подъемников не решит проблему их обслуживания – регулярные поломки случаются и с новым оборудованием. Ветхость лифтового парка является одной из основных проблем российского ЖКХ. Это стало очевидно после череды аварий, в результате которых погибли люди. По данным Минстроя РФ, в конце 2015 года из 432 915 лифтов, работающих в 82 субъектах России, 119 716 (27,65% от общего числа) отработали нормативный срок службы 25 лет. Тревогу вызывает не только возраст устройств, но и качество их обслуживания. Так, например, сотрудники Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос­технадзор) в первом квартале 2016 года на территориях Московской, Владимирской, Ивановской, Калининградской, Костромской, Тверской и Ярославской областей провели 210 проверок соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011. В ходе проверки 483 лифтов было выявлено 462 нарушения. То есть на каждый работающий лифт в среднем приходится почти по одному нарушению.

В Санкт-Петербурге замене подлежат более 30% лифтов. По данным жилищного комитета, в 2014 году в городе заменили или капитально отремонтировали 2015 подъемников, в 2015 году – 1417, план на нынешний год – 752 лифта, но это не окончательная цифра. За счет экономии после проведения конкурсов на право заключения договоров подряда власти рассчитывают заменить 1500 машин. При замене лифтового оборудования обновляются и лифтовые шахты за исключением тех, которые имеют заключение экспертного центра о возможности их использования в течение очередного 25-летнего нормативного срока эксплуатации лифта.

Однако в Петербурге, как и в других регионах России, проблема безопасности лифта часто не исчезает после замены подъемника. Регулярные поломки случаются и с новым оборудованием. Например, в апреле этого года в новом пассажирском лифте в доме 19, корпус 1, по улице Федора Абрамова произошел обрыв балансировочной цепи. В результате зацепления балансировочной цепи за успокоитель раскачивания цепи (ее зажало в роликах) кабина двигалась, как дипломатично высказались в строительной компании, возводившей дом, «с переменными остановками». Пассажиры этого лифта пережили неприятные секунды и были уверены, что лифт попросту сорвался и летит вниз. Не поставлена точка в громком деле о падении лифта в Москве в ЖК «Алые паруса». Хорошевский суд Москвы в апреле продлил срок ареста электромеханика компании «Лифт Гарант», который выполнял работы по техническому обслуживанию подъемника.

С отменой лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора в стране появились компании, не владеющие технологией монтажа и организацией системы технического обслуживания лифтов (Чтобы увеличить, кликните на фото)
С отменой лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора в стране появились компании, не владеющие технологией монтажа и организацией системы технического обслуживания лифтов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Одну из проблем – некачественное обслуживание подъемников – обозначил главный государственный жилищный инспектор Санкт-Петербурга Алексей Тихашин. По его словам, средства жителей, собранные на текущий ремонт и содержание многоквартирных домов, зачастую идут на погашение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. В то же время эти денежные средства должны быть направлены на проведение необходимых и неотложных работ, в том числе и на ремонт элементов лифтового и противопожарного оборудования.

Есть в системе ЖКХ и еще одно слабое место, влияющее на безопасность лифтового хозяйства. В стране не созданы условия для качественного обслуживания лифтов. Проблемы возникают еще на стадии проведения конкурсов, победители которых определяются не по уровню квалификации и опыта, а по принципу: кто меньше средств готов освоить. Поэтому часто победителем тендера становится компания, которая не может выполнить свои обязательства из-за банальной нехватки средств. В руках недобросовестных ремонтников новый лифт за недолгий срок превратится в источник опасности для тех, кто ежедневно им пользуется.

Сегодня часто приходится сталкиваться с ненадлежащим качеством технического обслуживания лифтов, признает генеральный директор ООО «Санкт-Петербургское представительство ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» Андрей Васекин. Он обозначил несколько причин возникновения этой проблемы. «Важно еще на этапе проведения конкурса проводить объективную оценку опыта обслуживающей компании, проверять наличие обученного персонала, регулярно проходящего проверку знаний и повышение квалификации. Кроме того, следует проверять компанию на наличие материально-технической базы. Также необходимо восстановить популярность профессии, связанной с обслуживанием лифтов, организовать профильное обучение инженерно-технических работников. Помимо этого, необходимо осуществлять регулярную проверку профильной деятельности обслуживающих и эксплуатирующих лифты компаний», – отметил Андрей Васекин.

По словам генерального директора ООО «Радел» Рената Мамлеев, действующая система обслуживания лифтов, которая основана на проведении планово-предупредительных ремонтов, довольно неплохо себя зарекомендовала. Справедливым эксперту кажется и то, что компания, которая будет обслуживать лифты, выбирается на конкурсной основе. Другое дело – система отбора, которая сегодня не защищает от тех, кто одержим лишь жаждой наживы. «На рынке есть сильные и слабые игроки, есть «середнячки». В то же время есть и определенная группа людей, цель которых – заработать деньги любым способом. Вот их-то и надо «отсекать» от конкурсов», – пояснил Ренат Мамлеев.

По его мнению, чтобы повысить эффективность конкурсных процедур, необходимо ввести сертификацию компаний, обслуживающих лифты, и предусмотреть ответственность за некачественную работу. «Раньше компании получали лицензию Ростехнадзора, и это был сдерживающий фактор для недобросовестных игроков. Эту систему нужно вернуть, причем проводить сертификацию должно именно государство», – считает Ренат Мамлеев. По его словам, при нормальном обслуживании исправно функционировать будут и импортные, и отечественные подъемники. «Не нужно бояться местных производителей, сегодня они выпускают качественную конкурентоспособную продукцию», – подчеркнул эксперт.

Система договорных отношений между управляющей компанией и подрядчиками не обеспечивает безопасной эксплуатации лифта (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Система договорных отношений между управляющей компанией и подрядчиками не обеспечивает безопасной эксплуатации лифта
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Генеральный директор ОАО «Мослифт» Леонид Гущин считает, что контракты на обслуживание лифтов должны заключаться минимум на пять лет. «Сейчас с обслуживающей организацией заключается договор на один год. Кто дает самую низкую цену, тот и выигрывает. Скорее всего, выигравшая организация не сможет вписаться в заявленную цену при качественном обслуживании лифтов. Подобные подрядчики не собираются вкладывать деньги в обучение своих специалистов, необходимый инструмент, помещения дежурной аварийной службы, автотранспорт. За год создать все это невозможно. Не будет ни обслуживания, ни безопасности», – заявил Леонид Гущин.

По мнению президента Национального лифтового союза Виктора Тишина, с отменой лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора в стране появились компании, не владеющие технологией монтажа и организацией системы технического обслуживания лифтов. По его словам, вместо обязательных Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов появились новые нормативные документы, которые носят рекомендательный характер. Сложившаяся система договорных отношений между управляющей компанией и подрядчиками не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию лифта как опасного объекта. Это объясняется краткосрочным заключением договоров, демпингом, задержкой платежей за услугу. «Применение конкурсных процедур в последнее время приводит к выдавливанию с рынка профессиональных специализированных организаций. Переход от регулируемых цен на свободное цено­образование привел к снижению безопасной эксплуатации лифтов. Нет планово-предупредительного ремонта, что приводит к старению лифтового парка, понижению качества услуги и, как следствие, ухудшению безопасной эксплуатации лифтов», – описал ситуацию Виктор Тишин.

Эксперт привел в пример Санкт-Петер­бург, где в ходе одного из конкурсов снижение контрактной цены составило 93,5%. «Ведь все вменяемые люди, и комиссия видит и знает, что нельзя сделать эту работу за такие деньги», – недоумевает глава Нацио­нального лифтового союза. По его мнению, необходимо изменить законодательство, с тем чтобы опасные объекты, которыми являются лифты, были выведены из сферы деятельности электронных торгов, или хотя бы предусмотреть, чтобы стоимостные критерии не были решающими при выборе победителя конкурса.

О необходимости разработки закона «О вертикальном транспорте» на VI Всероссийском съезде лифтовиков заявил вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Евгений Шлеменков. «Этот закон должен предусматривать возможности, которые позволяли бы нам сформировать законченную отрасль, чтобы у нас появился и разработчик лифтов, и ответственный за предоставление услуг вертикального транспорта в каждом жилом доме, – отметил он. – Необходимо менять действующий принцип: один продал лифт, другой его смонтировал, третий принял в эксплуатацию».

По его словам, следует сформировать требования ко всем участникам процесса жизнедеятельности лифтового оборудования, выработать критерии, которым должен отвечать держатель долгосрочного контракта. Это должна быть устойчивая в финансовом и профессиональном отношении организация, способная вести контракт на протяжении 15–20 лет, а если учесть, что нормативный срок жизни лифта составляет 25 лет, то, возможно, в течение всего срока его эксплуатации.

Игорь Строев

В печатной версии название статьи – “Рискованная игра на понижение” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 165, май, 2016 г.)

Похожие сообщения

X