Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Рецепты инфраструктурного благополучия: итоги делового форума

Бизнес-сообщество Петербургской агломерации сформулировало ключевые принципы взаимодействия с властью для обеспечения качественной и достаточной для экономического развития инфраструктуры.

На инфраструктурном форуме Санкт-Петербурга (Чтобы увеличить, кликните на фото)
На инфраструктурном форуме Санкт-Петербурга
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В Северной столице необходимо создать условия для освоения имеющихся ресурсов и территорий. Но в первую очередь необходима долгосрочная стратегия развития в масштабах Петербургской агломерации. К такому выводу пришли участники Инфраструктурного форума Санкт-Петербурга, организованного нашим издательством.

Цели и стратегия

Постоянное совершенствование инфраструктуры – необходимое условие жизнеобеспечения и развития города. Выполнять эту задачу в условиях кризиса сложно из-за ограниченных возможностей бюджета.

При этом средства нужны как для поддержания изношенных коммуникаций в уже сложившихся районах застройки, так и для создания инфраструктуры в новостройках. Решить эту задачу за счет казны сегодня невозможно, значит, пришла пора создать условия для работы частного капитала.

Бизнес готов к совместным действиям. Однако без долгосрочной стратегии развития агломерации эффективное решение этой задачи невозможно, считают представители бизнес-сообщества.

«Под понятием «инфраструктурное развитие» мы подразумеваем глобальные проекты в сфере транспорта, подземного строительства, ресурсообеспечения. То есть дорогие, долгосрочные проекты. И если говорить об эффективности, например, транспортной инфраструктуры, очевидно, что начинать эту работу следует с долгосрочного планирования», – уверен генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов. По его словам, в Петербурге не сформирован реалистичный план градостроительного развития.

«Есть Стратегия-2030, – добавляет председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш. – Но о ее существовании вспоминают, когда нужно отчитаться в министерстве. За последние два года актуализацией этого документа никто не занимался. Такое отношение к стратегическим программам характерно не только для органов власти, но и для бизнеса. Стратегия – это рабочий документ для долгосрочного планирования, проектирования. На ее основе формируется система энергоснабжения, создается транспортная инфраструктура кварталов и так далее. Но, увы, мы этого просто не делаем».

СПРАВКА

Инфраструктурный форум Санкт-Петербурга

Организован журналом «Управление бизнесом».

Стратегический партнер форума: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Стратегический информационный партнер форума: журнал «Строительство и городское хозяйство
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».

Официальный партнер форума: СЭТ – ООО «Системы Эффективного Теплоснабжения».

Партнеры форума: финская строительная компания HONKA, компания «КЕЛЕАНЗ Медикал», ООО «СетьСтрой», ООО «Хавле-Севком», ОАО «Лемминкяйнен» (Lemminkainen Oyj), ООО «НЭВИЛ»,
страховая группа «Помощь», Клуб оптики Renome.

Информационный партнер: радиостанция «Business FM Петербург».

Официальный автомобиль форума: «ЗВЕЗДА НЕВЫ», официальный дилер «Мерседес-Бенц».

Fashion-партнер: Stefano Ricci.

В работе форума приняли участие более 120 человек.

Начинается процесс разработки нового генплана города, концепции совместного градостроительного развития Петербурга и Лен­области, напоминает генеральный директор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. По его мнению, принципиально важно, чтобы это были реалистичные документы, на основе которых власти и бизнес смогут строить живую совместную работу. «Если в ближайшие 10–15 лет мы продолжим действовать по планам параллельной реальности, а жизнь будет другой – окажемся в тупике. Неизбежны серьезные градостроительные проблемы, которые спровоцируют социально-экономические», – предостерегает эксперт.

В одиночку не справиться

По словам руководителя аналитического центра журнала «Управление бизнесом» Евгения Заздравных, новое строительство на окраинах и в пригородах Петербурга создает потребность в современной инфраструктуре и новых технологиях ее строительства. «Несмотря на рост спроса, новые объекты не конкурентны, а их возведение занимает в несколько раз больше времени, чем тридцать лет назад, – говорит аналитик. – Развитие инфраструктуры сдерживает непроработанная правовая база и трудности с привлечением инвесторов».

У города недостаточно средств, чтобы самостоятельно создавать инфраструктуру, дефицит которой только нарастает

Низкая доходность вложений в инфраструктуру, отсутствие диалога между участниками рынка и государством усугубляют эту проблему. Сдвинуть дело с мертвой точки возможно за счет создания новых механизмов привлечения средств бизнеса и эффективное использование схем государственно-частного партнерства (ГЧП).

«Однако неразвитый финансовый сектор делает эту перспективу такой же туманной, как и надежду на то, что в скором времени бизнес начнет одобрять действия властей»,– отмечает Евгений Заздравных.

Директор направления компании «СТАРТ-Девелопмент» Иван Анисимов подчеркивает, что диалог власти и бизнеса жизненно необходим. «Строительная отрасль не может функционировать без такого диалога, – заявил Иван Анисимов. – Формируется тенденция к укрупнению проектов, иначе говоря, будут чаще инициироваться проекты застройки не кварталов, а целых микрорайонов, городов-спутников. Необходима консолидация государства и бизнеса в части развития территорий для планирования, финансирования и реализации инфраструктурных проектов».

Средств, выделяемых в рамках тарифного регулирования, недостаточно для реализации необходимой инвест-программы реконструкции теплосетей

Сейчас в городе внедрена практика создания инфраструктуры за счет застройщиков, девелоперов, ведущих комплексное освоение территорий. «На мой взгляд, это путь в никуда, – размышляет эксперт. – У города недостаточно средств, чтобы самостоятельно создавать инфраструктуру, дефицит которой только нарастает. Но и для инвесторов это станет неподъемной ношей, если инфраструктуру взвалить на их плечи на 100%. Ни городу, ни застройщику не справиться с этой задачей в одиночку. Необходимо партнерство».

Иначе обеспечить новые территории качественной инфраструктурой будет невозможно, дополнил руководитель инженерно-экономического департамента компании «Лемминкяйнен Рус» Владимир Ларихин. «Основной доход мы получаем от продаж жилых и коммерческих помещений. При этом вложения в дороги, сети надо делать на старте проекта, а это миллиарды рублей, – поясняет он. – Поэтому проекты комплексного освоения территорий будут буксовать до тех пор, пока ситуация не изменится».

Оздоровительные процедуры

Без взаимодействия бизнеса и власти невозможна как реализация новых, так и поддержание в рабочем состоянии существующих инфраструктурных объектов. Директор по экономике и финансам компании «Теплосеть Санкт-Петербурга» Артур Кийски пояснил: «Теплосеть Санкт-Петербурга» – инфраструктурная компания в статусе открытого акционерного общества и по законодательству полностью регулируемая с точки зрения ценообразования. «Поэтому наша стратегия в области инвестирования определяется доступными источниками финансирования, устанавливаемыми для нас регулирующими органами: комитетом по тарифам Санкт-Петербурга и комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, – рассказывает он. – Для поддержания сетей в нормальном состоянии нам необходимо реконструировать не менее 95 км трубопроводов в год. Но средств, которые выделяются в рамках тарифного регулирования, недостаточно даже для реализации минимально необходимой инвестпрограммы». По его словам, задача менеджмента компании не допустить чрезвычайной ситуации в отопительный сезон, то есть работать в условиях контролируемого кризиса.

Член Общественного совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга по содействию уполномоченным исполнительным органам государственной власти города в осуществлении контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязательств Евгений Хачатуров уверен, что экономика системы теплоснабжения Петербурга нездорова: старение основных производственных фондов опережает темпы их обновления, дебиторская задолженность растет.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

«Пора исключить избыточное потребление тепла, снизив таким образом платежи собственников жилья и помещений. Это основа экономической стабилизации системы централизованного теплоснабжения. В свою очередь, производители тепла должны кардинально изменить политику инвестирования и вкладывать средства не в создание новых мощностей, формирующих дополнительную нагрузку на тариф, а в высвобождение существующих мощностей за счет энергосбережения», – считает Евгений Хачатуров.

Директор по капитальному строительству и инвестициям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Андрей Поздеев отметил, что предприятию впервые была утверждена инвестиционная программа сразу на пять лет, на 2016–2020 годы. «Это позволит осуществить в пределах программы несколько крупных инвестиционных проектов. В целом объем инвестиционной программы на 2016–2020 годы составит 97,6 млрд рублей, в том числе в объекты водоснабжения – 51 млрд рублей, водоотведения – 46,6 млрд рублей», – поделился планами Андрей Поздеев.

Эта программа будет осуществляться за счет бюджета города, собственных средств предприятия и платы за технологическое присоединение.

На принципах партнерства

Проекты развития инфраструктуры, реализующиеся в Петербурге, должны отвечать потребностям городского сообщества, подчеркивает заместитель генерального директора ЗАО «Петербургский НИПИград» Евгений Бондарчук. «Результатом их реализации должно стать улучшение инфраструктуры во всех аспектах городского хозяйства. Это позволит увеличить объемы и улучшить качество делового и жилищного строительства, эффективно использовать потенциал городской среды и территорий, повысить качество жизни горожан, увеличить потребление товаров и услуг и, как результат, обеспечить рост налоговых поступлений с бизнеса».

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

И поэтому, с его точки зрения, вложения в инфраструктуру нельзя рассматривать как безвозвратные затраты. Это катализатор экономических процессов, благодаря которым инвестиции окупятся.

Помогут в реализации значимых для города инфраструктурных проектов инструменты ГЧП, считает партнер юридической фирмы «Максима Лигал», руководитель практики публично-частного партнерства Владимир Килинкаров. По его мнению, это действенный инструмент привлечения инвестиций. «С одной стороны, государство не теряет контроль над инфраструктурой и инвестиционным проектом. С другой – инвестор получает гарантии вложений в капиталоемкие проекты».

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Пока в Петербурге на основе государственно-частного партнерства реализовано лишь несколько крупных инфраструктурных проектов, хотя юридическая база есть, ее обеспечивают федеральные законы о ГЧП и концессионных соглашениях. «Необходимо заниматься продвижением этих механизмов, – считает Владимир Килинкаров. – Город тоже должен принимать в этом участие».

Страхование позволяет минимизировать риски инвестора, уверен директор департамента андеррайтинга и оценки рисков страхового общества «Помощь» Александр Чуйков. «Бизнес заинтересован в предсказуемом проекте, риски которого просчитаны и заложены в смету. Это влияет на экономику проекта и сроки его реализации. Между тем многие строительные компании предпочитают создавать резервные фонды на непредвиденные расходы и на случай форс-мажорных обстоятельств. Как правило, это не менее 5–7% от объема инвестиций в проект. Однако в чрезвычайных ситуациях этих денег не хватает для покрытия убытков, – рассказывает Александр Чуйков. – Страхование обойдется значительно дешевле, ведь взносы прогнозируемы и учитываются в экономике проекта».

По его прогнозу, при активном использовании механизмов ГЧП инвестиции в инфраструктуру возрастут, следовательно, увеличатся и объемы страхования.

«В Петербурге есть условия для реализации новых крупных инфраструктурных проектов на основе ГЧП, – размышляет региональный директор компании АИКОМ Раймонд Абу Фадель. – Инвесторам нужно только чуть-чуть уверенности. Мы видим перспективу на этом рынке и сотрудничаем с разными компаниями и институтами для того, чтобы дополнить друг друга как на международном, так и на местном рынке».

Оксана Ермошина

В печатной версии название статьи – “Рецепты инфраструктурного благополучия” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 166, июнь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X