Актуальное

Не меняя привычных форм: о реконструкции Тучкова моста

В результате реконструкции Тучков мост сохранит свой привычный облик, но конструктив будет полностью изменен.

Без реконструкции и ремонта мост прослужил 51 год, что для сооружений из железобетона практически предельный срок (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Без реконструкции и ремонта мост прослужил 51 год, что для сооружений из железобетона практически предельный срок
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Компания «Пилон» взялась за реконструкцию только после увеличения стоимости контракта. Напомним, что первый конкурс Смольный объявил еще летом 2015 года. Тогда стоимость работ, по данным сайта «Госзакупки», оценивалась в 2,3 млрд рублей. Однако желающих побороться за госзаказ не нашлось. Лишь после увеличения сметной стоимости проекта до 2,446 млрд рублей «Пилон» стал победителем повторного тендера, проведенного в конце прошлого года.

Согласно контракту, в течение 20 месяцев, к концу мая 2018 года, компании предстоит заменить стационарные пролетные строения, реконструировать опоры разводного пролета и разводное пролетное строение моста, переложить мостовое полотно. По словам Ольги Швайка, реконструкция моста приурочена к чемпионату миру по футболу 2018 года (ЧМ-2018). «Мост не входит в перечень объектов инфраструктуры ЧМ-2018, – отметила она. – Поэтому финансирование проекта осуществляется за счет средств городского бюджета. Федеральных денег не будет».

Ольга Швайка пояснила, что реконструкция переправы осуществляется в рамках городской программы реконструкции мостов. «Мы планировали эти работы провести ранее, но возникла необходимость реконструкции станции метро «Василеостровская», из-за чего пришлось сместить сроки работ по Тучкову мосту», – объяснила она. По информации специалиста КРТИ, в городской казне на 2016 год для реализации проекта предусмотрены средства в объеме 800 млн рублей, в 2017-м – около миллиарда, в 2018-м – 600 млн рублей. «Однако, если подрядчик будет работать с опережением графика, что в случае с ЗАО «Пилон» всегда бывает, мы постараемся увеличить финансирование, если будет такая возможность», – заметила Ольга Швайка.

Поэтапный подход

При анализе технического состояния Тучкова моста специалистами ГБУ «Мостотрест» – учреждения, отвечающего за содержание мостового хозяйства города, – был выявлен капитальный износ сооружения. Переправа, действующая с 1759 года, несколько раз перестраивалась, но привычный для нескольких поколений петербуржцев Тучков мост сооружен в 1962–1965 годах по проекту, разработанному «Ленгипроинжпроектом», напомнил заместитель директора ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин.

Около 2,5 млрд рублей из казны Петербурга будет направлено на реконструкцию Тучкова моста (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Около 2,5 млрд рублей из казны Петербурга будет направлено на реконструкцию Тучкова моста
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Без реконструкции и ремонта мост прослужил 51 год, что для сооружений из железобетона практически предельный срок. Возникла необходимость его реконструкции с учетом современных нагрузок и требований, – признал он. – Необходимо, как говорят, готовить сани летом. Иначе реконструкцию придется вести, полностью перекрыв проезд транспорта по мосту. Сейчас строители могут работать при частичном ограничении движения».

По словам специалиста, техническое состояние разводного пролета позволяет осуществлять в навигацию разводку моста. Однако вызывает опасение противовес – скрытые дефекты бетонной конструкции невозможно определить. Их можно только прогнозировать по дефектам на внешней «рубашке». «Скорее всего, при разборке будут обнаружены коррозионные повреждения, – предположил он. – Пока это не криминально. Но в какой-то момент противовес может изменить геометрические характеристики, и тогда мост останется в том состоянии, в котором был, – сведенном или разведенном». Ремонт разводных механизмов и замена противовеса будут осуществляться в межнавигационный период.

Кроме того, будут обновлены пролетные строения. Это означает, что реконструкция Тучкова моста окажется сложнее, чем Дворцового, где балки просто ремонтировались. «Конструктив Тучкова моста полностью изменится с балочно-подвесного на балочный. Это сложная операция с инженерной точки зрения. В то же время дизайн и архитектура останутся прежними», – отметил Андрей Кочин.

«Реализация проекта пройдет в несколько этапов. Пока рассматриваем два: на первом за восемь месяцев реконструируем низовую часть моста. Затем перейдем на верховую часть сооружения. Схема второго этапа пока разрабатывается, в процессе работ станет ясно, потребуются ли коррективы», – дополнила специалист КРТИ Ольга Швайка.

В логике проекта

Проект разработан ЗАО «Институт Гипростроймост – Петербург» совместно с ГУП «Ленгипроинжпроект». Мост, в принципе, нестандартный, признал главный инженер проекта реконструкции Тучкова моста ЗАО «Институт Гипростроймост – Петербург» Илья Семенов. Консольно-подвесная система в стационарных пролетных строениях была популярна 50 лет назад в мировой практике мостостроения. Отечественные проектировщики изящно и аккуратно ее обыграли в конструкции Тучкова моста, считает инженер.

Сейчас в мире осторожно подходят к подобным решениям и зачастую отдают предпочтение альтернативам, поскольку такие схемы чувствительны к неравномерным деформациям опор при их осадке. Именно по этим причинам происходит изменение профиля проезда, что негативно сказывается на эксплуатации сооружения.

Сохранение и ремонт существующих пролетов Тучкова моста обошлись бы почти вдвое дороже монтажа новых

При разработке проекта реконструкции потребовалось следовать логике первоначального проекта, применяя аккуратные технические решения. «Иначе говоря, если проектом была заложена передача значительных изгибающих моментов на русловые опоры со стороны стационарных пролетов, мы не могли это игнорировать. И просчитывали различные варианты, добиваясь максимального сохранения существующих конструкций, – поясняет Илья Семенов. – Поэтому и предложили выполнить стационарный пролет в виде облегченной сталежелезобетонной балки, жестко защемленной в русловой опоре и свободно опирающейся на устой. Данное решение также позволило разгрузить крайние опоры моста, получившие за прошедший период эксплуатации ощутимый крен в сторону русла.

Инженерные решения, предложенные специалистами, оказались оптимальными и с точки зрения экономики проекта. «На проектной стадии рассматривался вариант реконструкции пролетных сооружений с сохранением существующих элементов. Оказалось, что сохранение и ремонт существующих пролетов обойдутся почти вдвое дороже монтажа новых», – объяснил Илья Семенов.

Островная жизнь

Что касается транспортной доступности, то, очевидно, ближайшие два года станут очередным испытанием для жителей Васильевского острова. «Мы рассматривали три варианта организации движения по Тучкову мосту на период его реконструкции: в обе стороны по одной полосе или в одну сторону – в направлении Васильевского острова или Петроградской стороны, – рассказал начальник отдела градостроительного планирования и транспортного моделирования ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Андрей Майоров– Выбор был сделан в пользу варианта, предполагающего движение в сторону Петроградской стороны. Казалось, что продолжение Большого проспекта, который является односторонним в направлении Васильевского острова, было бы более логичным. Но в этом случае создавались сложные транспортные узлы. Известно, что пропускная способность ограничивается не сечением самого моста, а узлами пересечения с другими объектами. Также при этом варианте на альтернативном, Биржевом мосту неминуемы задержки транспорта. Расчеты и моделирование показали, что выбранная схема движения оптимальна».

В соответствии со схемой Тучков мост будет закрываться на реконструкцию по частям, с сохранением движения автотранспорта в направлении Петроградской стороны по двум полосам. В сторону Васильевского острова транспорт пойдет по Биржевому мосту. На весь период реконструкции набережная Макарова от Среднего проспекта до Тучкова моста станет односторонней.

Для того чтобы обеспечить интенсивность транспортного потока в сторону Биржевого моста, организована дополнительная четвертая полоса движения по улице Добролюбова за счет прекращения движения трамваев на участке в оба направления. Также изменено количество полос движения (до двух) для поворота с Биржевого моста на набережную Макарова, увеличено время горения правоповоротной секции светофора.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Трамвайное сообщение между Васильевским островом и Петроградской стороной на период ремонта Тучкова моста приостановлено. В Василеостровском районе организовано челночное движение трамваев до второго вестибюля станции «Спортивная», для этого обустроены стрелочные переходы на Кадетской линии и использованы трамваи с двусторонними кабинами и дверями.

Впрочем, введенные ограничения можно назвать предупредительными, поскольку они действовали лишь девять дней. Чтобы предотвратить транспортный коллапс в цент­ре, городская администрация возобновила двустороннее движение автотранспорта по Тучкову мосту с 16 июня по 2 июля. Это решение в Смольном мотивировали «необходимостью обеспечить интенсивность движения транспорта в центральных районах за счет подключения Тучкова моста к улично-дорожной сети в полном объеме на период подготовки и проведения праздника «Алые паруса», говорится в сообщении администрации Санкт-Петербурга.

Организаторы праздника в этом году намерены сделать главным местом действия вод­но-пиротехнического шоу Троицкий мост. Однако, чтобы обеспечить безопасность при установке и последующем демонтаже оборудования для 3D-эффектов, а также 140-метрового понтонного поля у основания переправы, потребовалось ввести временные ограничения движения по Троицкому мосту.

Решение вернуть привычную для петербуржцев схему дорожного движения в районе Тучкова моста позволило лишь частично решить проблему пробок в центре города в эти июньские дни. Но прежде подрядчику пришлось спешно демонтировать уже установленные для ремонта ограждения и приостановить работы. Непоследовательные действия городских властей, как всегда, удивили горожан.

Татьяна Вильде

В печатной версии название статьи – “Не меняя привычных форм” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 166, июнь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X