Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Церковное зодчество в поиске новых тем

Каждый новый храм – это очаг духовной культуры, архитектурный объект, призванный гармонизировать городскую среду, и практическая школа возрождения творческих приемов русского церковного зодчества.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В октябре 1917 года в Петрограде насчитывалось около 600 храмов разных конфессий. В советское время 400 из них, включая домовые церкви, были полностью или частично разрушены. Это обеднило духовную сущность города, привело к искажению его архитектурного облика. Но уже четверть века в Петербурге идет процесс воссоздания утраченных храмов и строительства новых.

Главный организатор

Еще в незапамятные времена градостроители всех стран не сговариваясь наделили здания храмов функциями архитектурных доминант. По сей день им принадлежит роль организаторов городской застройки. «Приезжая в любой европейский город, первое, что вы видите, – храм и площадь перед ним, – делится наблюдениями архитектор, руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91», член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Рафаэль Даянов. – В Кельне это Кельнский собор, в Барселоне – Саграда Фамилия и т. д.».

Это типично и для нашей страны, подчеркивает архитектор. В России церкви были центрами деревень, городов, районов. «Когда снесли храмы, мы просто взяли и угробили мини-центры нашего города», – говорит он.

Церковь Рождества Христова на Песках, Спас-на-Сенной, Благовещенская церковь на площади Труда, Матвеевская в Матвеевском сквере на Петроградской и другие были мощными градостроительными и духовными центрами, объединявшими жизнь районов.

Вертикали увенчанных шпилями и куполами соборов и церквей вносили свой вклад в создание неповторимого силуэта города. За годы советской власти небесная линия Петербурга потеряла множество своих исторических опорных точек.

Конечно, все снесенные после революции храмы возвести заново невозможно. Многие городские площади, над которыми раньше сияли кресты, застроены. Например, место, где стояла Знаменская церковь, занято наземным вестибюлем станции метро «Площадь Восстания». На Сенной, где находился храм Успения Пресвятой Богородицы, теперь два наземных вестибюля подземки. «Спас-на-Сенной снесли при мне, в 1961 году, – говорит Рафаэль Даянов. – Вместо нее должны были построить гостиницу «Прага» высотой в 72 м, но не построили. Получается, теперь нет ни доминанты, ни площади, и мы имеем вместо нее некое транспортно-торговое образование».

Фундамент под охраной

По мнению архитектора, там, где это еще возможно, храмы, из-за отсутствия которых в небесной линии Петербурга образовались провалы, нужно восстановить.

Малый храм на улице Анисимова в Колпино (Чтобы увеличить, кликните на фото)

Малый храм на улице Анисимова в Колпино (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Малый храм на улице Анисимова в Колпино
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Возможно, в будущем это действительно произойдет. Не так давно целый ряд обнаруженных в городе фундаментов снесенных церквей получил статус объектов культурного наследия. В их числе церковь «Всех Скорбящих Радость» на проспекте Обуховской Обороны, Мироньевская церковь на Обводном канале, Благовещенская церковь на площади Труда.

Над каждым сохраненным историческим фундаментом в будущем может вновь вырасти храм. Для этого необходимо не только желание архитекторов и строителей работать над такими проектами, но и воля горожан, и готовность чиновников идти навстречу, и немалые деньги.

Государство выделяет средства только на реставрацию памятников. Благодаря федеральному финансированию (и пожертвованиям), например, был поднят из руин и восстановлен Никольский Морской собор в Кронштадте.

Чтобы построить новую церковь, община должна сама изыскать средства. Например, найти дарителей, которые будут готовы на свои деньги возвести все здание или какую-то его часть. «За 25 лет в Петербурге воссоздан только один из всех снесенных в советские годы соборов, Екатерининский в Царском Селе. Он отстроен заново по проекту архитектора Андрея Михалычева. Этот храм всегда был мощной доминантой центра города. Сейчас, когда вы туда заходите, это пространство вас подхватывает. Все-таки это место намоленное. Ленин там так и не устоял», – отмечает Рафаэль Даянов.

Нестареющая классика

За последние годы городскими архитекторами было разработано несколько новых проектов восстановления утраченных петербургских храмов. Они ждут своего часа.

Церковь иконы Божией Матери "Державная" на проспекте Культуры (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Церковь иконы Божией Матери “Державная” на проспекте Культуры
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В архитектурной мастерской Михаила Мамошина подготовлен проект воссоздания на историческом месте, в Кронштадте, Андреевского собора. Храм должен стать основой нового паломнического центра памяти cвятого Иоанна Кронштадтского. Планируется, что в комплекс объектов мемориальной зоны кроме Андреевского собора, в котором служил отец Иоанн, войдут его музей-квартира, реконструированное здание основанного им Дома трудолюбия с церковью Святого Александра Невского и пешеходная Андреевская улица.

«В ходе работы над проектом были найдены обмерные чертежи каменного здания Андреевского собора, построенного в начале XIX века, – рассказала сотрудник мастерской, архитектор Ксения Какунец– Большой высокий торжественный собор в стиле русского классицизма был построен по проекту архитектора Андреяна Захарова. Высота храма составляла более 70 м. Он был главной доминантой Кронштадта».

По словам Ксении Какунец, в 2015 году в Кронштадте были проведены общественные слушания по проекту. «Большинством жителей города наша идея была поддержана, – говорит архитектор. – Надеюсь, что в будущем ее удастся воплотить».

В архитектурной мастерской «Литейная часть-91» разработан проект воссоздания на историческом месте снесенного в 1934 году храма Рождества Богородицы на Песках на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка. Церковь, построенная в 1787 году по проекту архитектора Петра Егорова в стиле зрелого классицизма, была архитектурной доминантой всего района Рождественских (ныне Советских) улиц.

Участок, где находилась церковь, остался незастроенным. Сохранился исторический фундамент храма и сквер. Проект воссоздания уже согласован, получено разрешение КГИОП, но из-за сложной финансовой ситуации работы по строительству еще не начаты. Дело осложняют и протесты местных жителей, требующих сохранить сквер. «Люди пока не понимают, что храм никак не затрагивает зеленую зону, которая там сохранилась, – говорит Рафаэль Даянов. – Она там всегда была и останется на месте, еще и добавятся деревья».

Хорошая школа

За последние 25 лет в Петербурге было возведено меньше ста новых храмов. По сравнению с Москвой, где действует программа «200 храмов шаговой доступности», такие темпы строительства никак нельзя назвать высокими. Но если в столице храмы собирают из готовых стандартных модулей, то в Петербурге иной подход – для каждой новой постройки разрабатывается индивидуальный проект.

В современных произведениях петербургского храмового строительства очевидна ориентация зодчих на стилистические направления синодального периода

«С проектированием, строительством, выделением участков, финансированием возникают трудности, – поясняет Рафаэль Даянов. – Поэтому новые церкви в Петербурге появляются редко».

Большей частью они возводятся в спальных районах, новостройках и близких пригородах. «Далеко не все новые храмы Петербурга можно назвать удачными», – считает экс-глава КГИОП Александр Макаров. По его словам, причины могут быть разные: нехватка средств, недостаточный объем знаний, необходимых в церковном зодчестве, и архитектурных приемов.

Тысячелетняя традиция храмового строительства в России была прервана на 70 лет, и современным мастерам многому приходится учиться заново. Получается, что кроме градостроительной и духовной функции у современного храмового строительства есть и другая составляющая, связанная с возрождением культуры и технологий церковного зодчества.

«Восстанавливая храм Кваренги, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково, строительная компания сначала боялась, а потом превосходно выполнила поставленную задачу, – говорит Рафаэль Даянов. – По кружалам из полнотелого кирпича на известковом растворе выкладывались своды, и в результате мы получили новый храм, возведенный по старым технологиям. Здесь очень многое связано с восстановлением и профессионального мастерства, и строительного, а также с отделкой храма. Это очень хорошая школа для архитекторов, строителей, художников».

Источник вдохновения

Постигая науку церковного зодчества, практически все петербургские архитекторы черпают вдохновение в историческом прошлом, в различной степени интерпретируя наследие старых русских мастеров.

По словам кандидата искусствоведения, старшего преподавателя ГАИЖСА им. И. Е. Репина Алексея Белоножкина, в современных произведениях петербургского храмового строительства очевидна ориентация зодчих на стилистические направления, которые наметились в России еще в синодальный период, главным образом в 1820–1910-е годы, и связаны с «национальным направлением» в церковной архитектуре.

Часовня святителя Тихона, Патриарха Московского, на Южном кладбище (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Часовня святителя Тихона,
Патриарха Московского, на Южном кладбище
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Это вполне оправданно, так как восстановление традиции логичнее всего начинать с той точки, на которой она прервалась», – отметил Алексей Белоножкин в своем выступлении на конференции «Современная церковная архитектура: тенденции, проблемы, возможности», которая проходила 23–24 мая в петербургском Доме архитектора.

В проекте новой церкви Василия Великого в Зеленогорске, разработанном в 2010 году архитектурной мастерской «Тектоника» (архитекторы Кирилл Яковлев и Денис Горбачев), творчески интерпретируется распространенный в архитектуре конца ХVII века тип храма «восьмерик на четверике».

Примером обращения к традиции владимиро-суздальского зодчества стал строящийся в поселке Репино новый храм Преображения Господня. Проект выполнен мастерской «Архстудия» в 2013 году. Прообразом новой постройки стал выдающийся памятник XII века – знаменитая белокаменная церковь Покрова на Нерли.

«Воспроизведенный близко к тексту первоисточник удачно дополнила Г-образная террасная звонница», – отмечает Алексей Белоножкин. По его словам, обращение к наследию владимиро-суздальского зодчества в петербургском храмовом строительстве носит пока единичный характер.

Храм Преображения Господня в Репино строят на пожертвования – всем миром. Чтобы увеличить поступление средств и ускорить работы, община храма начала выпускать именные кирпичи. На каждом пишут имя жертвователя и затем закладывают кирпич в стену строящегося храма.

Назад в будущее

Наиболее характерной для современного петербургского церковного зодчества стала тенденция обращения к наследию классической архитектуры. «Здесь выделяются два главных течения, которые с некой долей условности можно обозначить как ретроспективное и модернизирующее, – говорит Алексей Белоножкин. – Для первого характерна умеренность стилизации, в чем-то близкая творческому методу эпохи историзма, для второго – радикальное преобразование форм, связанное с их упрощением».

Примером обращения к традиции владимиро-суздальского зодчества стал строящийся в поселке Репино новый храм Преображения Господня

К ретроспективному течению исследователь относит церковь Пресвятой Троицы, построенную на одноименной площади в память первого православного храма Петербурга (2002–2003 годы, архитектурное бюро «Я. К.»), храм-часовню Всех Святых, в Земле Российской просиявших, что в Московском парке Победы (2010 год, архитектор Сергей Шустерман), часовню Святителя Тихона, Патриарха Московского, на Южном кладбище (1992–1994 годы, архитектор Н. П. Величко) и ряд других, к сожалению, нереализованных проектов.

К модернизирующему течению Алексей Белоножкин относит такие постройки, как церковь иконы Божией Матери «Державная» на проспекте Культуры (2000–2007 годы, архитектор Борис Богданович) и часовня Святого Иоанна Сочавского на Сенной площади на месте снесенного храма Успения (2003 год).

«К сожалению, большинство интересных предложений относится к проектной практике. Исключением является церковь «Державной» иконы Божией Матери на проспекте Культуры. Это звучная градостроительная доминанта, башнеобразный объем которой уверенно держит окружающее пространство», – отметил Алексей Белоножкин.

Движение времени

В ближайшее время в Петербурге и ок­рестностях планируется возвести еще несколько православных церквей. В Колпино завершается строительство малого храма будущего храмового комплекса Сошествия Святого Духа на берегу реки Ижоры (архитектурная мастерская Михаила Мамошина). Художественно-эстетическое решение малого храма выполнено в контексте современного прочтения традиций новгородской и псковской архитектурной церковной школы. В храме много новаций: потолок отделан лиственницей, купол покрыт лемехом из сибирского кедра. Завершается разработка проекта большого храма. «Суть композиционного решения – архитектурное прочтение евангелистического сюжета Сошествия Духа Святого на двенадцать апостолов, которых олицетворяют 12 главок, – уточнил руководитель мастерской Михаил Мамошин. – Три диагональных четверика, поставленных друг на друга, означают единство, Троицу».

Храм Преображения Господня в Репино (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Храм Преображения Господня в Репино
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В Красносельском районе может появиться храмовый комплекс памяти жертв авиакатастрофы рейса № 9268. Правда, участка под строительство пока нет. «Уже более полугода длится история с выделением земли под постройку, – рассказал настоятель будущего храма иерей Сергий Кубышкин. – В тер­акте погибли 224 наших соотечественника. Родственниками погибших была горячо поддержана идея создания храма-памятника, создан благотворительный фонд. Не хватает только земли».

По словам отца Сергия, планируется создать мемориальный комплекс, который будет объединять в себе памятник жертвам теракта и мемориальный храм. На стенах храма будут закреплены доски с именами погибших. Фонду предложили на выбор четыре участка, но фактически ни на одном из них строить невозможно.

Получить землю под возведение храма сегодня сложно, поэтому за последнее время было выявлено несколько случаев строительства церквей без разрешительной документации. Будут ли они «легализованы», пока неизвестно.

Впрочем, под ряд новых церквей участки уже выделены. В числе таких проектов – храмовый комплекс с воскресной школой, детским центром и сквером в Парголово на участке в 7300 кв. м. В Курортном районе, в Белоострове, на 2400 кв. м построят церковь имени Марии Магдалины с сестринским корпусом и богадельней. На Васильевском острове, на перекрестке улиц Кораблестроителей и Мичманской с выездом к Морскому пассажирскому терминалу, будет возведен храм Святого Георгия Победоносца. Новая 50-метровая церковь в русско-византийском стиле станет архитектурной доминантой нового жилого массива с населением 200 000 человек.

Насколько удачными будут эти и другие новые проекты, покажет время. Но, по мнению проректора Московского архитектурного института, профессора, доктора архитектуры Георгия Есаулова, главное, что церковное зодчество сегодня – активно развивающееся направление архитектурного творчества. «Мы видим, что от копирования, воссоздания, реставрации и реконструкции архитекторы переходят к поиску новых мотивов, новых тем, которые и сохраняют традиционные представления, и тем не менее вносят нечто новое, отмечающее движение самого времени в новейшей России», – резюмировал он.

Оксана Ермошина

В печатной версии название статьи – “Церковное зодчество в поиске новых тем” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 166, июнь, 2016 г.)

Похожие сообщения

X