Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Пестрое одеяло конкуренции: о правилах игры на строительном рынке

По мнению большинства участников строительного рынка, о здоровой конкуренции говорить пока рано. При отсутствии единых правил игры и ценообразования каждая компания считает нужным играть по собственным правилам.

ОдеялоВопреки классическим законам рыночной экономики за формирование цивилизованной конкурентной среды в России во многом ответственно государство. По мнению вице-президента и директора «Союзпетростроя» Льва Каплана, роль власти в этом процессе, в том числе и на строительном рынке страны, огромна.

«Не секрет, что в отрасли господствует административный принцип отбора инвесторов и подрядчиков, – подчеркивает он. – Надо стимулировать конкуренцию, устраняя монополизм и поддерживая малый и средний бизнес. Сейчас же в России и Санкт-Петербурге все происходит наобо рот».

Разумное и достаточное регулирование со стороны государства предполагает, по мнению директора «Союзпетростроя», разработку законодательных и нормативных актов, способствующих развитию конкуренции в строительстве, кроме того, создание оптимальных условий для тех, кто входит в рынок.

«Роль власти как регулятора и драйвера здоровой конкуренции носит определяющий характер, – считает технический директор компании ООО «Лайтхаус Груп» Андрей Коняшин. – Поскольку именно госорганы должны получать актуальную информацию о развитии строительного рынка и по возможности подключать императивные и диспозитивные методы управления для улучшения предпринимательских и потребительских ожиданий рынка».

Однако пока власть без особого энтузиазма участвует в создании условий для формирования конкурентной среды на рынке. «Уровень конкуренции в строительстве, на региональном и федеральном уровнях крайне низкий. Рынок монополизирован. Так, 90% жилья в прошлом году ввели всего 20 застройщиков», – характеризует ситуацию Андрей Коняшин.

Эту точку зрения разделяет и Лев Ка план. «В 2015 году в Санкт-Петербурге из введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домов общей площадью 2,8 млн кв. м на долю 15 крупных компаний пришлось 2,74 млн кв. м, а на всех остальных – 60 000 кв. м, – подкрепляет выводы цифрами эксперт. – Доля средних компаний, работающих в строительной отрасли региона, достигла критического уровня в 2,1%. Хотя еще шесть-семь лет назад она составляла 28,3%. Не случайно город занимает одно из последних мест в стране по уровню предпринимательства и возможностей вхождения в рынок. Обанкротились десятки компаний малого и среднего бизнеса».

У чиновников видение ситуации иное. Так, по мнению председателя комитета по строительству Ленинградской области Виталия Жданова, строительный рынок Ленинградской области характеризуется наличием здоровой конкурентной среды.

Профессиональных строительных компаний сегодня не так много, чтобы говорить о высоком уровне конкуренции на рынке вообще

«Чтобы оценить уровень развития конкуренции для компаний, ориентированных на жилищное и социальное строительство, достаточно посмотреть на итоги последних полутора лет, – аргументирует свое мнение Виталий Жданов. – Развитие сопутствующей инфраструктуры и промышленности стройматериалов, высокие темпы ввода в эксплуатацию новостроек, потребительские предпочтения свидетельствуют о растущей конкурентоспособности».

Чтобы оградить рынок от недобросовестных игроков и компаний-однодневок, власти Ленинградской области, как, впрочем, и многих других регионов, используют допустимые законодательством инструменты. Один из них – предоставление банковской гарантии государственному заказчику строительства. Чиновники считают, что такой подход обеспечит надлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств в рамках госконтракта.

Возможно, что такой вариант борьбы с недобросовестными компаниями позволяет защитить бюджетные средства от нецелевого использования. Однако следует признать: «защитная» мера негативно сказывается на конкурентной среде.

Ведь в условиях ужесточения требований банков к бизнесу малые и средние компании имеют ограниченный доступ к займам, а использование для этих целей собственных средств угрожает стабильности бизнеса в целом. По сути, власти создают преференции для крупных игроков строительного рынка, отлучая от госзаказа средние и малые фирмы.

«Структура строительного рынка меняется крайне медленно, и дело не только в консерватизме отрасли, но и в политике городских властей, сделавших ставку на крупный строительный бизнес, – поясняет Лев Каплан. – Доля малого и среднего бизнеса катастрофически уменьшается, монопольные структуры господствуют как в строительстве жилья, так и в индустрии стройматериалов».

В Ленинградской области проводится политика ограничения доступа на рынок сторонних компаний, утверждает президент Группы компаний «ННЭ», вице-президент Национального объединения организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС) Александр ОРТ.

50-60% конкурсов по госзаказу отменяется из-за неправильно сформированных условий их проведения и подачи документов

«Конкуренция должна быть открытой, – считает он. – Необходимо создать прозрачные условия для конкурсов и тендеров. И только тогда можно говорить о цивилизованной конкуренции. Но у нас до этого далеко: на госзаказе отменяется 50–60% конкурсов, потому что неправильно сформированы условия их проведения и подачи документов. Кроме того, не секрет: есть структуры, которые при подготовке конкурсов обеспечивают победу одних и проигрыш других. Были примеры, когда по дорожным работам трижды отменяли торги, дотянув чуть не до конца сезона. Такая работа не приносит ничего, кроме вреда. Хорошо, что в УФАС разобрались и не стали отменять конкурсы». По убеждению эксперта, несовершенная система проведения тендеров и конкурсов на госзаказ характерна для многих регионов.

В то же время есть и недобросовестные конкуренты, которые злоупотребляют демпингом, порой снижая стоимость подрядов на 40–50% от конкурсной цены. «Надо понимать, что реально цена может быть снижена не более чем на 15–20%, дальше – чистейший обман, который всех влечет в пропасть. К счастью, борьба с недобросовестной конкуренцией в разных ее проявлениях все-таки ведется. В частности, уже есть прецеденты наложения административных штрафов за ненадлежащую рекламу», – резюмирует Александр Орт.

В оздоровлении конкурентной среды деятельность служб ФАС РФ играет существенную роль. Рассмотрение жалоб, мониторинг нарушений, информационная работа приводят к синергетическому эффекту.

«Со сменой руководства комитета по строительству Санкт-Петербурга несколько контрактов были расторгнуты, – рассказывает заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС Петр Яковлев. – Сейчас эти объекты достраиваются другими подрядчиками по упрощенной процедуре «запрос – предложение». Должен сказать, что и профессиональных строительных компаний сегодня не так много, чтобы говорить о высоком уровне конкуренции на рынке вообще. Безусловно, все зависит и от специализации, но, например, компании, ведущие дорожные работы, можно сосчитать по пальцам». Тем не менее конкуренция сохраняется, утверждает Петр Яковлев.

«Проблем много, но, судя по тому, что Санкт-Петербург занимает третье место в рейтинге конкурентности регионов по эффективности закупок, в других субъектах ситуация еще сложнее», – признает он.

В деталях

Процессы, происходящие в строительном бизнесе, характерны для всей цепочки деятельности, связанной со строительством, в том числе в таких сегментах, как проектирование, обследование, изыскания, считает финансовый директор ГК «Граст» Татьяна Катаева. «В трудные годы всегда происходят кардинальные изменения в структуре бизнеса, необходимые для выживания. Кризис может стать стартовой площадкой для фирм, готовых генерировать и применять нестандартные решения в управлении компанией, оптимизации затрат, быть мобильными, быстро реагировать на изменения рынка, – отмечает она. – Это касается как крупного, так и среднего бизнеса. Малому бизнесу труднее – из-за отсутствия достаточного объема оборотных средств, это не дает возможности для маневра. Строительные компании выполняют роль локомотива, и, если проблемы есть у них, весь состав начинает буксовать».

Сегодня на строительном рынке утратили спрос специализированные работы, которые всегда выполняли небольшие подрядные фирмы

По мнению директора по проектированию и строительству ЗАО «СИГНИ ГРУП» Ирины Тимофеевой, рынок вынуждает игроков «вписываться» в существующие условия. «Компании, ведущие прозрачную бизнес-деятельность, не могут себе позволить уронить стоимость работ ниже оптимального уровня. Поэтому зачастую складывается ситуация приоритетного выбора заказчиками подрядчиков, которые уменьшают стоимость работ и свои затраты за счет снижения качества и глубины проработки проектных решений, – поясняет она.– В результате остается открытым вопрос: а что при таком раскладе выигрывает заказчик? Ему приходится нести дополнительные затраты: платить за переделки некачественной документации, нести издержки во время строительных работ и в конечном счете, получать неэффективно функционирующий объект».

В отдельных секторах ситуация складывается более драматично. Так, по словам управляющего партнера ФГИК «Размах» Сергея Ефремова, на федеральном рынке демонтажа понимание фактора «конкуренция» уже вышло за границы «выживаемости».

«Большая часть подрядчиков в желании заполучить тот или иной проект доходит до таких границ демпинга, что по факту работает «за еду», – иронизирует Сергей Ефремов. – В сфере малого и среднего бизнеса демонтажные компании-однодневки сменяют друг друга, а профессионалы постепенно уходят в тень. Остаются и упрочают свои позиции только те, кто сумел вовремя перепрофилироваться, мобилизовать технику и человеческие ресурсы на региональные рынки».

По словам управляющего партнера ФГИК «Размах», понятия «добросовестная конкуренция» в отрасли не существует по понятным причинам: в отсутствии единых правил игры и ценообразования на практике каждая компания считает нужным играть по собственным правилам.

Сегодня на строительном рынке утратили спрос специализированные работы (по электрике, сантехнике, отделке), которые всегда выполняли небольшие подрядные фирмы, поделился наблюдениями Лев Каплан. Их вытеснили крупные компании, которые создали такие подразделения в своей структуре, что тоже мешает развитию конкуренции в этих видах строительного производства.

«Падение спроса на субподрядные работы имеет не экономическую, а политическую причину. Во всем мире развивается рынок специальных работ, что соответствует тенденции разумного сочетания крупного, среднего и малого бизнеса», – подчеркивает эксперт.

Курсом на инновации

Сегмент жилищного строительства сегодня в основном является прерогативой крупных холдингов. Рынок субподрядов – и специализированных работ, где небольшие компании могли бы проявить себя и заработать, – сжимается, поскольку холдинги в период кризиса пытаются наибольший объем работы выполнить собственными силами. Промышленное строительство почти не ведется, сильно отстает развитие социальной инфраструктуры, констатировал Лев Каплан.

В связи с этим государству нужно создавать условия и инициировать проекты, которые могли бы не только поддержать различные сегменты строительного рынка, но и стать драйвером отрасли. По мнению Льва Каплана, к этому перечню можно отнести проекты строительства социального жилья, арендных домов, а также социальных объектов и транспортной инфраструктуры.

«В Санкт-Петербурге почти не строят социальное жилье для удовлетворения насущных нужд города и горожан. Не ведется расселение ветхих аварийных домов, с 1978 года нет продвижения городской очереди, в которой числятся 140 000 семей. Не выполняются программы жилья для молодежи и работников бюджетной сферы. Забыли и о расселении коммунальных квартир, которых в городе насчитывается около 100 000».

Ключевыми проектами, с точки зрения Льва Каплана, должны стать жилые дома для городских нужд. Он напомнил, что еще пять лет назад в городе было построено 618 000 кв. м жилья для этих целей. Сейчас правительство города ведет политику закупки жилья у частных застройщиков-монополистов, на что выделяются миллиарды рублей. Но система не работает, ибо продавать дешевое жилье по цене, установленной Минстроем РФ, мало кто соглашается.

По мнению генерального директора УК «Композитный Кластер Санкт-Петербурга» Вадима Зазимко, локомотивом для развития отрасли могло бы стать создание домовых конструкций из легких композитных материалов по типу «Лего».

Действительно, в нынешних экономических условиях привлекательным для инвесторов может стать строительство высокотехнологичных предприятий по выпуску стройматериалов. Но для этого необходимо развивать инженерную инфраструктуру в промышленных зонах. Вместе с тем внедрение инновационных методов строительства из современных конструкций потребует и иного подхода к проектированию.

«Однозначно можно сказать, что не хватает опыта применения BIM-технологий как при проектировании, так и при дальнейшем строительстве и эксплуатации, – высказывает свою точку зрения Ирина Тимофеева. – Однако не все участники рынка в полной мере осознают, зачем это нужно именно их компании или их проекту».

Специалисты сходятся во мнении: конкурентоспособной можно считать компанию, нашедшую свою нишу на рынке, которая предлагает услуги на открытых и закрытых торгах, выигрывает у своих конкурентов в честной борьбе.

«Стратегия позиционирования компании в конкурентной среде должна базироваться на четких правилах игры, повышении доверия к ней, применении инноваций и современных методов менеджмента и маркетинга. Этому надо учить молодых предпринимателей», – подчеркивает Лев Каплан.

Любовь Ежелева

Колонка эксперта

Сергей Комаров, генеральный директор АСО "СРО "Инжспецстрой-Электросетьстрой"
Сергей Комаров, генеральный директор АСО “СРО “Инжспецстрой-Электросетьстрой”

По моему мнению, в вопросе развития здоровой конкуренции на строительном рынке, особенно в сегменте государственного заказа, органы власти играют ключевую роль. Необходимо не только следить за ситуацией в отрасли, но и адекватно реагировать на изменения. На настоящий момент наблюдается существенная зарегулированность со стороны властей. Строители отмечают наличие большого количества трансакционных издержек при заключении госконтракта.

Как мы все видим, за последнее время пул компаний, работающих по господрядам, заметно сокращается. Многие компании из-за недостатка оборотных средств разваливаются. Частой стала ситуация срыва городских конкурсов из-за отсутствия заявок. Причем это касается и многомиллионных проектов. Это связано как с резким ростом себестоимости работ, так и с существенным сокращением бюджетного финансирования адресных программ в Санкт-Петербурге. В работе по госконтрактам существует ряд особенностей, таких как отсутствие авансирования работ, а финансирование осуществляется только по факту приемки работы и с существенной задержкой. Мы все знаем ситуацию со стоимостью кредитных средств на сегодняшний день. Не каждая компания может позволить себе заемные оборотные средства, и в случае с задержкой оплаты принятых работ часть прибыли уходит на выплату процентов – и такая работа становится просто невыгодной.

Говоря о развитии рынка и здоровой конкуренции, мы считаем, что органам государственной власти необходимо провести анализ регламентов в сфере государственного заказа в строительстве. Обратить особенное внимание на альтернативные, наиболее экономически выгодные меры обеспечения государственного заказа, например, как мы уже не раз говорили, наряду с банковской гарантией обеспечением контракта может выступать институт страхования. А в условиях кризиса со стороны государства особенно необходимо стимулирование рынка любыми возможными методами.

В печатной версии название статьи – “Пестрое одеяло конкуренции” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 167, август 2016 г.)

Похожие сообщения

X