Актуальное

Город под землей: в преддверии ACUUS 2016

В сентябре в Петербурге впервые соберутся ведущие специалисты подземной урбанизации из разных стран для участия в XV Всемирной конференции Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов ACUUS, которому исполняется 20 лет.

Сергей Алпатов (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Сергей Алпатов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков, председатель оргкомитета ACUUS-2016 Сергей Алпатов рассказал нашему журналу об этом важном мероприятии и некоторых насущных проблемах подземного строительства.

– Сергей Николаевич, обычно по числу знаменитостей, которые приезжают на мероприятие, судят о его уровне. Расскажите, какие флаги в гости к нам?

– Совершенно справедливо. Хотя наше мероприятие камерное, так скажем, специфическое, тем не менее в Петербурге соберется, без преувеличения, весь свет, самые авторитетные, признанные в мире специалисты в области подземного строительства.

В ближайшие 20–30 лет объемы освоения подземного пространства в мегаполисах мира, в том числе и в России, возрастут

Назову для примера несколько имен. Это сооснователи ACUUS профессор Технического университета Луизианы Рэймонд Стерлинг (США) и планировщик подземного городского пространства, генеральный менеджер ACUUS Жак Беснер, который в течение 30 лет работал в качестве муниципального планировщика в городе Монреаль и непосредственно участвовал в расширении и планировании монреальского подземного города. Президент ACUUS, профессор Национального технического университета Афин Димитрис Калиампакос, профессор гражданского и экологического инжиниринга Наньянгского технологического университета (Сингапур) Чи-Кионг Сох, генеральный директор International District (подземный город Монреаля) Климон Дюмэ, генеральный секретарь ACUUS, вице-президент и главный инженер (строительство тоннелей) HNTB CORPORATION Санья Златаник. И список громких имен можно продолжать! Мы ожидаем не менее 500 гостей из разных стран и регионов России.

Зарубежные гости, кроме того, просили не ограничиваться деловой программой и дать им возможность полюбоваться нашим городом. Надеюсь, что и деловая программа, которая пройдет в гостинице «Прибалтийская», и культурная, где будет возможность побывать в музеях, театрах, побродить по нашим паркам, проспектам, не оставят никого равнодушными.

– Понятно, что главной темой обсуждений станет развитие подземного пространства…

– Поверьте, для тех, кто посвятил жизнь этой проблеме, она просто неисчерпаема. Будем говорить о градостроительном планировании подземного пространства, современных достижениях инженерно-геологических изысканий, симбиозе наземной застройки, подземной инфраструктуры и природы. Особое внимание уделим вопросам комплексного развития метрополитена и транспортно-пересадочных узлов.

Пересадочный центр Шатле Ле-Аль (Чтобы увеличить, кликните на изображение)
Пересадочный центр Шатле Ле-Аль
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Кстати, опытом строительства метро поделятся гости из Сингапура. В этом городе-государстве, расположенном на островах Юго-Восточной Азии, метро начали строить на 30 лет позже, чем в Ленинграде, – в середине 1980-х. И за 30 лет построили станций вдвое больше, чем у нас, а к 2020 году в сингапурском метро будет впятеро больше станций.

Показать мы сможем только наше метро. Других объектов подземного строительства в Петербурге практически нет

– Возможно, там другие геологические условия…

– Ну что вы, не менее сложные инженерно-геологические условия, чем в Петербурге. Просто сингапурцы давно поняли, что без освоения подземного пространства не смогут дальше развиваться. А наши руководители пока до этой мысли не дошли. К сожалению, развивать подземное строительство без участия государственных структур невозможно. В США, например, этим занимаются сенаторы, у которых есть доступ к финансированию и ответственность за улучшение качества жизни людей.

– Что Петербург покажет мировым специалистам, которые участвовали в создании подземных чудес света?

– Показать мы сможем только наше метро. Других объектов подземного строительства, которые можно было бы продемонстрировать, в городе практически нет. Хотя «ГЕОИЗОЛ» выполнил уникальные работы по укреплению фундаментов Эрмитажа и Александровского дворца в Пушкине. Алексей Шашкин по нашей просьбе подготовит планшетную выставку, которая покажет, как сдвигали театр на Крестовском острове, чтобы построить подземные объекты, а потом ставили его на место. Но комплексных объектов у нас, к сожалению, нет.

На самом деле мы решили провести эту конференцию на берегах Невы как раз для того, чтобы показать главным архитекторам городов, представителям власти, отвечающим за градостроение, другими словами, людям, которые принимают решения, как можно развивать подземную инфраструктуру.

Мастер-план города Хельсинки (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Мастер-план города Хельсинки
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Мы даже предложили петербургским чиновникам съездить в продвинутые в этой отрасли страны, чтобы они могли своими глазами увидеть возможности современного градостроения, но они пока не проявили заинтересованности. Сейчас мы предлагаем провести в рамках конференции бизнес-встречи и семинары для профильных чиновников. Ответа еще не получили.

– На первом Инфраструктурном форуме Санкт-Петербурга в мае вы говорили о необходимости комплексного развития подземного пространства. Что этому мешает?

– Первая и главная причина – отсутствие государственной политики в этой сфере. У нас даже метро строится крайне медленно, потому что дорого и на это нет средств. Действительно, строительство под землей обходится дороже, чем на земле. Но при этом надо понимать: чем больше объемы подземного строительства, тем оно дешевле. И еще: к подземному строительству, так же как и к наземному, можно привлекать инвесторов.

Во всем мире эстакады разбирают, а мы их строим. Везде думают над слиянием наземных и подземных транспортных потоков, а мы закрываем движение аквабусов

Напомню, для того, чтобы построить станцию метро под землей, осваиваются огромные площади – в два раза больше, чем потом останется в виде станции. И эти уже освоенные пространства мы закапываем, вместо того чтобы предложить инвесторам. Город мог бы продавать эти участки и зарабатывать на этом. Но мы их, повторюсь, закапываем вместе с деньгами, которые уже потратили на освоение подземного участка.

Между тем в Китае к 2020 году собираются убрать под землю весь транспорт, оставив на поверхности только жилье, офисы и парки. Там уже работают над такими проектами, как подземная навигация. А мы продолжаем возводить эстакады, которые тоже, кстати, обходятся весьма и весьма недешево. Например, мы перекрываем морской фасад Западным скоростным диаметром, а ведь еще в советское время там планировалось строительство тоннелей.

Если бы мы перенимали передовой зарубежный опыт, могли бы избежать многих ошибок. Во всем мире эстакады разбирают, а мы их строим. Везде думают над слиянием наземных и подземных транспортных потоков, а мы закрываем движение аквабусов. Говорят – нерентабельно.

Пирамида Лувра (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Пирамида Лувра
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Полагаю, потому, что нет связи между видами транспорта. Будь возможность подъехать к стоянке аквабуса на автомобиле, припарковать его там, желающие прокатиться по воде непременно бы нашлись. Но этого нет. Стоянок немного, они неудобно расположены, отсюда – неэффективно. Нужно создавать инфраструктуру. А этим никто не занимается.

– Ответ на ваши тезисы, вероятно, будет таким: у города нет средств на развитие, слишком маленький бюджет и огромные социальные обязательства…

– Уверен, что проблема не в этом, а, скорее, в отсутствии управленческих кадров, умеющих стратегически мыслить. В Хельсинки существует генплан по развитию подземного пространства, в нашем же генплане даже нет такого раздела. Наши соседи занимаются развитием подземного пространства, резервируют пятна для строительства на 30–50 лет вперед.

В Китае к 20120 году собираются убрать под землю весь транспорт, оставив на поверхности только жилье, офисы и парки

Если у нас сегодня нет средств на освоение подземного пространства, давайте планировать его на будущее. Можно проработать проект железнодорожного тоннеля между Московским и Финляндским вокзалами, чтобы следовать из Москвы в Хельсинки без пересадок. Почему бы не подумать о петербуржцах, которые девять месяцев в году, выходя из метро, вынуждены бежать к наземному транспорту под дождем и снегом, а могли бы пересесть в автобус прямо под землей? И заодно там же, под землей, пройтись по магазинам, посетить парикмахерскую или спортивный зал.

Надо помнить о том, что, уходя под землю, мы оставляем место на поверхности для садов и парков, помогаем сохранять окружающую среду. Задача власти создавать комфортные условия жизни в городе, и этому способствует освоение подземного пространства.

– Вы отметили отсутствие профессиональных кадров. Где готовят подземных строителей? Много ли молодежи приходит в отрасль?

– Немного. Потому что сегодня почти не готовят инженеров, только бакалавров и магистров. И тех не очень много. Нет программы подготовки специалистов, способных мыслить стратегически о развитии подземного пространства, рассчитать экономику проекта на годы вперед. В этом году СПбГУ выступил с инициативой открыть специальный магистерский курс для подготовки стратегического планировщика подземного пространства. И мы горячо поддерживаем это предложение.

Пешеходная зона MADRID RIO PROJECT (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Пешеходная зона MADRID RIO PROJECT
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Существующие программы подготовки специалистов в этой области сфокусированы на инженерно-строительных аспектах. Современный этап развития отрасли (по прогнозам в ближайшие 20–30 лет объемы освоения подземного пространства в мегаполисах мира, в том числе и в России, возрастут) требует подготовки подземных градостроителей, архитекторов, планировщиков, экономистов, экологов, энергетиков, географов, менеджеров.

Мы согласны с тем, что нужна специальная образовательная программа, по которой будут обучать рациональному природопользованию, планированию и комплексному освоению подземного пространства, экологической безопасности ведения работ под землей.

– Вернемся к конференции ACUUS. Каких результатов вы ждете? Что изменится в городе и стране после того, как сотни специалистов обсудят важные проблемы освоения подземного пространства?

– Повторюсь, форум мы проводим не столько для специалистов, сколько для тех, кто принимает решения. Мы пригласили главных архитекторов российских городов, председателей отраслевых комитетов на открытую дискуссионную площадку, где можно встретиться с корифеями, которые готовы не только говорить о проблемах, но и предлагать решения, отвечать на вопросы, развеять сомнения.

Форум должен стать толчком к комплексному освоению подземного пространства. Наша страна – одна из самых богатых в мире. А мы фактически ставим крест на развитии в будущем.

Хочу подчеркнуть, что к нам приедет руководитель отдела по уменьшению городских рисков Программы ООН по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ) Даниел Льюис. Нашим городским чиновникам будет полезно послушать его выступление. Специалисты этой международной организации запустили проект «модельные образцы». Суть такова: строится экспериментальный транспортно-пересадочный узел, на котором в опытном режиме просчитывают экономику, анализируют, что он дает населенному пункту, исследуют плюсы и минусы, а затем предлагают к реализации в разных странах.

Мы надеемся, что и губернатор Георгий Полтавченко, и профильный вице-губернатор Игорь Албин, и руководители комитета по строительству, КГА, КГИОП и КРТИ примут участие в конференции. Приглашен и обещал быть министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Ждем руководство национальных объединений НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Мы попытаемся с трибуны форума объяснить руководителям, что без развития подземного пространства у Петербурга нет будущего, что через десяток лет и туристы перестанут к нам приезжать, потому что в центре чувствуешь себя очень некомфортно. А ведь можно было бы транспорт убрать под землю и сделать исторический центр пешеходным. В Европе метро строят под соборами XIV века, да и у нас метро в центральной части города достаточно развито. При этом архитектурные памятники не испытывают отрицательных воздействий, так как современные технологии позволяют строить под землей очень аккуратно.

– Скажите, а бизнес проявил интерес к конференции и что ожидается помимо деловой и культурной программ?

– Предполагается два вида экспозиций. Стандартные стенды – огороженные конструкции для рекламы отраслевых компаний. Второй вид – планшеты: стенды метр на два, представляющие проекты комплексного освоения подземного пространства. Нас поддерживают и общественные организации, и бизнес, в этом ряду – НОСТРОЙ и НОПРИЗ, ОАО «Метрострой», ООО «ГЕОИЗОЛ», ООО «ПИ Геореконструкция», ЗАО «Геострой», ОАО «КБ ВиПС», организационную помощь оказывают профильные комитеты.

– Это первая конференция подземных строителей, которая пройдет в нашем городе. Будет ли продолжение?

– Под эгидой ACUUS конференция проводится раз в два года в разных частях света. В 2012 году – в Сингапуре, в 2014-м – в Сеуле, а в 2018-м специалисты соберутся в Гонконге. Однако мы размышляем над тем, чтобы раз в два года проводить Петербургский форум по освоению подземного пространства. Если увидим заинтересованность – а она есть и среди российских, и среди иностранных специалистов, – то организуем такой форум на регулярной основе. Зарубежные коллеги готовы нас консультировать, они могут предостеречь нас от тех ошибок, которые совершали сами. У нас нет опыта в области инфраструктурного планирования подземного пространства, и такие предложения очень ценны.

Лилиана Глазова

СПРАВКА

ООН-ХАБИТАТ – ключевой орган в системе ООН по обеспечению международного сотрудничества в области устойчивого городского развития, содействия отдельным странам и регионам в решении проблем развития населенных пунктов и инфраструктуры, организации научно-исследовательской и информационно-аналитической работы по вопросам урбанизации. Орган стимулирует внедрение новых методов решения проблем урбанизации, обеспечивает обмен опытом и распространяет новые технологии в области управления и благоустройства населенных пунктов.

В печатной версии название статьи – “Город под землей” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 167, август 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X