Актуальное

Метро в поисках образа: о дизайне подземки

Наряду с проектированием и сопровождением строительства объектов петербургского метрополитена «Ленметрогипротранс» ведет творческий поиск эстетических решений для станций будущего.

Станция в историческом центре (Чтобы увеличить, кликните на изображение)
Станция в историческом центре
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

О работе ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» над дизайном будущих станций петербургского метро рассказывает начальник архитектурно-строительного отдела, кандидат архитектуры Дмитрий Бойцов.

– Параллельно с созданием проектной и рабочей документации для нынешних строительных объектов петербургского метрополитена наш институт ведет большую аналитическую работу, связанную с образной составляющей метро в будущем. Мы проработали эстетические решения для семи станций, которые планируется построить в рамках «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года».

– Каждая станция должна быть по-прежнему произведением искусства, а отечественный метрополитен – самым красивым в мире?

– Дело не только в красоте. Дизайн станций – это скорее сочетание декоративной и функциональной составляющих. Задача наших архитектурных проработок состоит не столько в достижении абсолютной красоты, сколько в создании индивидуального эстетически выразительного образа, соответствующего месту, в котором расположена та или иная станция. Это необходимо для формирования единой логичной и понятной для пассажиров системы оформления станций, поскольку метрополитен не является набором обособленных объектов, а представляет собой систему со своими доминантами, своей иерархией и особыми ассоциативно-контекстуальными решениями. Приведу пример. Станция «Адмиралтейская» построена уже во второй декаде XXI века. Представьте себе, что ее интерьеры были бы решены не в мраморе с величественными пилястрами и золоченым декором с военно-морской атрибутикой, а в современном хай-теке с пластиком, бетоном, стеклом и серым металлом. У пассажира, спустившегося в такое помещение с Кирпичного переулка, насыщенного памятниками архитектуры классицизма, сразу возникло бы ощущение диссонанса.

Станция петергофского направления (Чтобы увеличить, кликните на изображение)
Станция петергофского направления
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

– Как, например, на «Гостином Дворе» и других станциях Невско-Василеостровской линии… 

– Совершенно верно. Это станции, выполненные в серой цветовой гамме, практически недекорированные. Они проектировались в эпоху сознательного отказа от «архитектурных излишеств» по соображениям экономии, которая породила индустриальные типовые решения, своего рода «хрущевки» среди станций метрополитена. Я считаю, что в будущем их следует подвергнуть некой реконструкции, насытить декором, подчеркнуть индивидуальность каждой из них и увязать станционное пространство с архитектурой месторасположения. А сегодня создается впечатление, что «Площадь Александра Нев­ского», «Гостиный Двор», «Василеостровская» находятся не в центре города с величественными архитектурными ансамблями, а в одном безликом спальном районе. Хорошо еще, что объявляют остановки, потому что из дверей поезда видишь одну и ту же унылую картину.

– Вы забыли «Маяковскую».

– Не случайно. Это, напротив, шедевр минимализма в зодчестве с применением ярких, контрастных элементов, их так не хватает другим упомянутым выше станциям. В архитектуре петербургского метрополитена много интересных творческих находок, которые стоит принять во внимание при разработке дизайна будущих станций.

– Ваши дизайнерские проработки касаются только платформ или также вестибюлей?

– В первую очередь речь идет о платформах, потому что вестибюль представляет собой в большей степени транзитное пространство, где пассажиры находятся считаные секунды, если не стоят в очереди в кассу. А платформа должна быть узнаваемая и запоминающаяся, поскольку именно она дает первое впечатление от места назначения, в которое мы приезжаем на метро.

– «Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года» предполагает построить еще 89 станций метро. По каким из них вы проработали дизайнерские решения?

– Наиболее ответственными я считаю объекты исторической части Санкт-Петербурга. Это прежде всего новые станции в центре города – «Знаменская», «Михайловская», «Суворовская», «Смольный», а также в петергофском направлении – «Константиновская» и «Стрельна». Однако спальные районы предлагают, на мой взгляд, не менее интересные задачи. Например, для станции «Дальневосточный проспект» подойдет урбанистический дизайн с напоминанием об огромных многоэтажках, которые составляют большинство построек, о крупномасштабных ортогональных блоках, которые являются основой формообразования современных жилых комплексов, о перепаде высот и композиции кубических конструкций.

Станция "Дальневосточный проспект" (Чтобы увеличить, кликните на изображение)
Станция “Дальневосточный проспект”
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

– То есть, в идеале, пассажир, выходя на какой-либо станции, уже под землей должен попадать в атмосферу самого района?

– Вы правильно заметили. Архитекторы редко применяют этот термин, обычно используют выражения «контекстуальный подход» и «необходимый ассоциативный ряд». А по сути мы пытаемся добиться именно нужной атмосферы. Между подземным пространством и надземной городской средой должна быть взаимосвязь на уровне контекстуальной взаимной передачи информации. В свое время меня удивило, что в Барселоне к оформлению станций 9-й и 10-й линий метро, которые проходят через спальные районы, привлекли местных уличных художников, занимающихся граффити. И ребята дали ряд интересных предложений, наиболее ярко и естественно отображающих эстетику района, в котором живут и проводят много времени.

– В применении к упомянутому Дальневосточному проспекту слово «эстетика» у многих избалованных великой архитектурой петербуржцев вызовет в лучшем случае улыбку.

– Многие жители этого и других окраинных районов города не видят никаких архитектурных акцентов, их не покидает ощущение гигантского муравейника, состоящего из огромных бетонных коробок, куда их забросила судьба. Но если внимательно присмотреться, то там есть простор для глаза, которого лишены исторические кварталы, чувствуется воздух, которого не хватает центральным районам мегаполиса, а из верхних этажей домов открываются интересные панорамные виды, которыми не устаешь любоваться, разглядывая множество деталей. Поэтому нужен художник, то есть человек, умеющий увидеть красоту там, где она скрыта от большинства людских глаз, и показать ее в своих произведениях, открыть ее простому человеку. И удачный дизайн станции метро на периферии города, «поймавший» атмосферу этого места, заставит его жителей с большим интересом относиться к своему району и испытывать больше положительных эмоций от пребывания в своей среде обитания.

– Есть ли, на ваш взгляд, примеры такого подхода к оформлению существующих станций петербургского метрополитена?

– Немало. Возьмем станцию «Площадь Мужества». О подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне говорит не только гигантская звезда Героя Советского Союза на торцевой стене, но и светильники, напоминающие чаши для Вечного огня, а также общее благородно строгое оформление интерьера. Путевая стена станции «Лесная» не просто зеленая, а отделанная вертикальными трубочками с различным оттенком зеленого цвета каждая, что сразу же у пассажира на подсознательном уровне включает ассоциацию с лесом, его богатством природных красок. Казалось бы, простой, но очень точный и эффективный прием! Золотистые чешуйки на «Площади Александра Невского II» сразу напоминают о кольчуге и славных деяниях великого полководца и его войска.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

– Все это примеры ассоциаций с названиями станций.

– Названия даются не случайно и в большинстве случаев отражают особенности окружающей городской среды. Та же «Лесная» расположена рядом не только с Лесным проспектом, но и с парком Лесотехнической академии. В Санкт-Петербурге работает очень квалифицированная топонимическая комиссия, она серьезно и вдумчиво подходит к названиям будущих городских объектов. Мы находимся в постоянном контакте с ее специалистами, они всегда предупреждают нас о своих решениях. Так, например, до 2010 года ныне строящаяся станция метро «Шушары» носила проектное название «Южная», которое, кстати, до сих пор в ходу у многих специалистов. И под такое наименование просится дизайн в оранжево-желтых солнечных тонах с пальмами. А слово «Шушары» возникло от финского suosaari – «болотистый островок». Соответственно, тематически интерьерное решение должно восходить ко временам допетровской истории этих мест, когда они были населены финскими крестьянами.

– «Шушары» ведь уже строятся.

– Да, сегодня строительные работы идут на Фрунзенском радиусе («Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары»), на продолжении Невско-Василеостровской линии («Новокрестовская» и «Беговая»), на продолжении Лахтинско-Правобережной («Театральная» и «Большой проспект»), на новой Красносельско-Калининской («Казаковская» и «Путиловская»). При этом «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» уже находятся в 60%-й степени готовности, возведены основные конструкции. По «Новокрестовской» и «Беговой» выполнено 10–20% конструкций. На продолжении Лахтинско-Правобережной линии только начались работы, в районе «Театральной» производится усиление близлежащих зданий. На Красносельско-Калининской идут подготовительные работы.

– В чем особенность каждого из этих участков?

– На новом участке Лахтинско-Правобережной линии сложная градостроительная ситуация, обусловленная расположением объектов в центре. «Театральная» зажата историческими зданиями, конструкции которых, как я уже сказал, подвергаются усилению. Под «Большой проспект» выделено очень маленькое пятно застройки, поэтому там сооружается подземный многоярусный вестибюль: компактный, но вместительный, с организацией каскадного движения пассажиропотоков.

На продолжении Невско-Василеостровской линии очень сложные грунты, по своим параметрам соизмеримые с участком «Лесная» – «Площадь Мужества», поэтому здесь мы не могли в тоннель встраивать какие-то притоннельные сооружения. Кроме того, ввод в эксплуатацию «Новокрестовской» жестко связан с открытием чемпионата мира по футболу, который ни отложить, ни передвинуть.

Станция «Путиловская» спроектирована с оригинальным пересадочным узлом, потому что на «Кировском заводе» изначально не планировалась возможность пересечения с другой линией.

На Фрунзенском радиусе отсутствие подобных пространственных ограничений и геологических сложностей дает возможность применять новые технологии и технические ноу-хау, аналогов которым не было в России. Например, двухпутный тоннель. А на станции «Шушары» планируется под одной крышей с метро современный пересадочный узел на скоростной трамвай, который пойдет в Колпино.

– Будут ли когда-нибудь построены те станции, для которых вы сейчас только ищете визуальный образ?

– Уверен, что будут. Правда, если прикидывать сроки их появления путем экстраполяции фактических темпов метростроения в Северной столице, то перспектива может показаться весьма отдаленной. Нашему метрополитену уже 61 год, строиться он начал раньше: Метрострой в этом году отметил 75-летие. Следовательно, нынешние 67 станций возведены примерно за такое же количество лет, то есть в среднем у нас рождается по одной станции в год. Однако сегодня работы ведутся одновременно по девяти станциям четырех линий. Это небывалые темпы, по крайней мере на моей памяти, и они внушают оптимизм.

Антон Жарков

191002, Санкт-Петербург, Большая Московская ул., д. 2LenMetroGiproTrans
Тел. (812) 316-2022, факс (812) 712-5252
E-mail: [email protected], www.lenmgt.ru

Похожие сообщения

X