Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Легкий. Рельсовый. Дорогой: о новом проекте трамвая

Идея строительства легкорельсового трамвая в Петербурге и области получила новый импульс к развитию – власти регионов вернулись к обсуждению перспектив этого вида транспорта. Cтарт конкретным проектам ЛРТ может быть дан после футбольного ЧМ-2018.

Рельсовый экспресс обладает большей провозной способностью (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Рельсовый экспресс обладает большей провозной способностью
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В конце июня комитет по инвестициям Санкт-Петербурга объявил конкурс на разработку проекта планировки территорий для строительства линии легкорельсового трамвая «Пулково – Купчино» стоимостью 26,9 млн рублей, об этом сообщает официальный сайт госзакупок. Итоги конкурса станут известны уже 8 августа, в канун Дня строителя.

В рамках июньского ПМЭФ-2016 банк ВТБ подписал соглашение с администрацией Санкт-Петербурга о намерении инвестировать в строительство линий легкорельсового трамвая 20 млрд рублей. Скоростное трамвайное движение предполагается пустить по двум веткам. Первая пройдет по маршруту «Станция метро «Кировский завод» (станция метро «Путиловская») – Петергоф – КВЦ «Дружба» – ЖК «Балтийская жемчужина». Вторую ветку планируется проложить от станции метро «Южная» на Шушары – «Славянка» – город-спутник «Южный» – Красное Село.

Про «длинные деньги» и риски

Как подтверждает опыт европейских мегаполисов, во Франции, в Германии, Чехословакии, по сравнению с другими видами общественного транспорта рельсовый экспресс, бесспорно, обладает большей провозной способностью и может с успехом разгрузить городские магистрали. Однако развитие таких капиталоемких проектов всегда упирается в поиск инвестиций. Именно это становится сдерживающим фактором для Санкт-Петербурга – и город, и инвестор должны полностью отдавать себе отчет в экономической целесообразности проектов и возможности их технической реализации.

До 2020 года властями было продекларировано строительство 13 веток легкорельсового трамвая в Петербурге и Ленобласти

«Проекты ЛРТ могут развиваться, если инвестор видит для себя реальную отдачу и понимает схему возврата вложений, – комментирует региональный координатор отделения Клуба лидеров в СПб и ЛО, предприниматель Вячеслав Трактовенко. – Это может быть механизм ГЧП, концессионное соглашение или иная приемлемая схема. Были примеры инвестиционной заинтересованности девелоперских холдингов, которые в этих проектах видели прежде всего реализацию своего первичного продукта. Если речь идет о комплексном освоении территории, то создание сопутствующей транспортной инфраструктуры позволяет им быстрее продавать квартиры».

Сегодня российские проекты оказались отрезаны от внешних инвестиций. Следует признать, что выход на локальный транспортный рынок иностранных инвесторов с «длинными деньгами» предпочтительнее. Но так бывает не всегда, особенно при нестабильности финансового рынка.

«Иностранные инвесторы, как и оте­чественные, оценивают и риски, и возможности возврата инвестиций, – напоминает эксперт. – В процессе создания финансовой модели, бизнес-плана у инвесторов возникают коммуникации с органами власти. Они тщательно анализируют среду, а поскольку проекты инфраструктурные, с длинным горизонтом планирования и «длинными деньгами», то процесс подготовки инвестиционного цикла может занимать несколько лет. За это время экономическая ситуация может поменяться, и довольно сильно», – рассуждает эксперт.

В некотором смысле российские инвесторы оказываются в более выигрышном положении. На проект легкорельсового трамвая, фигурирующий в рамочных соглашениях города и ВТБ, аналитики смотрят с куда большим оптимизмом.

По мнению Вячеслава Трактовенко, такой инвестор, как ВТБ, более реалистичен на краткосрочном горизонте, в дальнесрочной перспективе более предпочтительны иностранные инвесторы.

Но помимо инвестиционной составляющей для успешной реализации проектов важно совпадение еще очень многих факторов: высокая степень заинтересованности инвестора, профессионализм органов власти, которые предоставляют инвестору весь сервис по обеспечению законодательной базой, сопровождению проекта, выдаче разрешительной документации, и др. Ведь на этапе реализации любое нарушение сроков упирается в деньги.

Нужен ли нам легкорельс?

В последние годы тема строительства ЛРТ в Санкт-Петербурге поднималась с завидной регулярностью. И с той же периодичностью Смольный публично заявлял о найденных деньгах, иностранных инвесторах и даже о датах старта конкретных транспортных проектов.

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Разговоры о новом для Северной столицы виде транспорта начались в 2011 году как об альтернативе метро до аэропорта Пулково. Затем китайские предприниматели предложили участвовать в строительстве трех линий легкорельсового трамвая по 15 км каждая – от города до аэропорта Пулково, до Колпино и до «Балтийской жемчужины».

В 2015 году вице-губернатор Игорь Албин заявил о подготовке нового проекта ЛРТ – от станции метро «Парнас» до Сертолово и от станции метро «Ладожская» до Всеволожска, инициатором последнего выступила ЛСР.

Напомним, всего властями было продекларировано строительство до 2020 года 13 веток легкорельсового трамвая в Петербурге и Ленобласти. Но ничем дело так и  не закончилось – то кризис помешал и секвестровали бюджет, то инвесторы сбегали, просчитав риски, то на берегах Невы развернулись масштабные стройки к ЧМ-2018.

Впрочем, актуальность и реальная востребованность крупных инфраструктурных проектов проверяются временем. Например, столь необходимая для мегаполиса КАД была запроектирована и обсуждалась советскими инженерами еще в 1960-х годах, а построена кольцевая автомагистраль была лишь полвека спустя.

Не секрет, что транспортная инфраструктура не поспевает за стремительным ростом городских кварталов и агломераций. По мнению петербургских урбанистов, наиболее актуален пуск скоростного транспорта в динамично развивающихся южном и юго-западном районах Петербурга с высоким потенциалом освоения.

Здесь разворачиваются масштабные проекты КОТ с вводом кварталов жилой застройки. Проблема транспортной доступности новых жилых комплексов на юго-западной границе города и области, в районе Красного Села, до сих пор не решена, а строительство линий метрополитена отложено в долгий ящик.

Легкорельсовый трамвай действительно мог стать перспективным видом городского пассажирского транспорта – например, в Сертолово

«В городе множество инфраструктурных проектов, которые обсуждаются много лет, но пока не начато строительство, говорить о перспективах этих проектов преждевременно, – считает эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников. – Скажем, судить о том, станет ли легкорельсовый трамвай альтернативой линии метрополитена, например, в Пулково, однозначно нельзя – у каждого вида транспорта своя ниша. Но что касается Красного Села, то здесь логичнее было бы развивать пригородное железнодорожное сообщение, учитывая наличие действующей железнодорожной сети – при условии организации подвозок и пересадок, формирования продуманной тарифной политики. В некоторых направлениях легкорельсовый трамвай действительно мог бы стать перспективным видом городского пассажирского транспорта – например, в Сертолово», – уточняет он.

Проблема транспортной доступности периферийных районов Петербурга уже стоит остро, и на юге города, в районе «Балтийской жемчужины», далеко не самая печальная картина, учитывая, что район принадлежит одному субъекту, Санкт-Петербургу. Более сложная ситуация возникает на стыке города и области.

Интересы регионов

«Безусловно, решить транспортную проблему в районах жилой застройки на границе города и области нельзя без совместных решений администраций двух регионов, – подчеркнул начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области Павел Постовалов– Власти Петербурга и Ленинградской области вплотную приступили к решению этих вопросов еще в 2013 году – обоими губернаторами было подписано соглашение о развитии метрополитена».

К сожалению, эта инициатива не успела принести плоды – город сконцентрировал все свои финансовые ресурсы на инфраструктурных проектах в рамках подготовки к ЧМ-2018. Именно тогда стороны сосредоточили внимание на более дешевом легком рельсовом транспорте. Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти разработала соответствующую программу развития ЛРТ, приоритетными признаны линии на Сертолово и Всеволожск.

«Были выполнены предпроектные проработки, но, просчитав затраты, образно говоря, прослезились, – комментирует Павел Постовалов. – Линия от Сертолово протяженностью примерно 16 км потребует привлечения более 16 млрд рублей. Даже несмотря на распределение финансирования во времени с возможностью рассрочки по кредитам, таких денег в бюджете Ленобласти нет. Поэтому мы сосредоточились на поисках соинвесторов, которые могли бы предложить нам приемлемые финансовые модели».

Такие инвесторы нашлись. Власти 47-го региона заключили соглашение с Международным фондом инвестиционного сотрудничества и китайским консорциумом CIMM-CNR Dalian Consortium о том, что они в административном порядке разработают концессионное предложение. И хотя, по словам чиновника, заседания рабочей группы по проекту ЛРТ проходят раз в квартал, складывается впечатление, что инвесторы постепенно охладевают к проекту.

Необходимость ЛРТ ощущается после ввода в эксплуатацию "Экспофорума" (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Необходимость ЛРТ ощущается после ввода в эксплуатацию “Экспофорума”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Чаще всего в подобных случаях экономическая реальность сама диктует правила. Помимо оценки инвестиционной привлекательности транспортных проектов, в условиях пригорода приходится учитывать и конкуренцию с действующим железнодорожным сообщением. И нередко ЛРТ не выдерживает этой конкуренции.

Павел Пустовалов считает, что сегодня не стоит зацикливаться только на проектах ЛРТ: пригородное сообщение может быть выстроено за счет железнодорожных проектов или метрополитена. По стоимости легкий рельсовый транспорт не уступает железнодорожному, а недостаток средств тормозит развитие проектов ЛРТ. Ресурсы развития автодорожной сети, с его точки зрения, ограниченны, поэтому монорельсовый транспорт – легкорельсовый трамвай, железнодорожное сообщение и метро – является приоритетом, выделенным Стратегией развития транспортной инфраструктуры России и отдельных регионов, на территории которых расположены мегаполисы.

Правительство Ленинградской области идет в русле этой идеи: в рамках Стратегии социально-экономического развития Лен­области до 2030 года власти региона предложили проектную инициативу по развитию скоростного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Ленобластью.

По железной дороге

Областные власти сделали ставку на железную дорогу и разработали варианты альтернативного обеспечения транспортной доступности для жителей Сертолово и Всеволожска. Дирекции по развитию транспортной системы предложено разработать предпроект по реконструкции железнодорожного участка «Левашово – Сертолово» с тем, чтобы запустить по нему пригородные поезда с Финляндского вокзала.

Проекты ЛРТ могут развиваться, если инвестор видит для себя реальную отдачу и понимает схему возврата вложений (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Проекты ЛРТ могут развиваться, если инвестор видит для себя реальную отдачу и понимает схему возврата вложений
(Чтобы увеличить, кликните на фото)
«В этом году дирекция должна выполнить поручение, затем встанет вопрос об источнике финансирования, – уточнил представитель областного комитета по ЖКХ и транспорту. – Мы рассчитываем, что, если наши планы по финансированию подтвердятся, в следующем году сможем приступить к проектированию».

По мнению специалистов дирекции, в числе несомненных преимуществ этой идеи – шанс привлечь федеральное софинансирование, ведь проект предусматривает вариант развития межрегионального сообщения город – область.

«Проект реконструкции железнодорожной линии в Сертолово может быть профинансирован федеральным бюджетом, ОАО «РЖД» и ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», – уточнил Павел Пустовалов. – Важным фактором при принятии решения о привлечении федеральных денег может стать и то, что в случае реализации проекта онкологический центр в Песочном будет гораздо доступнее для населения».

Что касается Всеволожска, власти региона также предложили организовать пригородное железнодорожное сообщение с привлечением инвестиций ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания». Пока этот проект находится в начальной стадии, ведется расчет предстоящих затрат.

Еще одна проблема при планировании ЛРТ – отсутствие законодательной базы. Сейчас у субъектов нет полномочий для управления скоростным трамваем. Как сообщил Павел Пустовалов, Минтрансом РФ подготовлен законопроект о метрополитенах и внеуличном транспорте, проект находится на рассмотрении в правительстве РФ и в этом году ожидается его рассмотрение в Госдуме РФ. «Я думаю, развитие проектов по строительству легкорельса возможно после чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда появятся свободные финансовые ресурсы для капиталоемких проектов, – подытожил он. – Проект межрегиональный, значит, есть возможность привлечения средств федерального бюджета, и, объединившись, город, область и Минтранс смогут осилить легкорельс. Но, по моим оценкам, это произойдет ближе к 2020 году».

Впрочем, Вячеслав Трактовенко не разделяет такого оптимизма, считая, что рассчитывать на средства бюджета не имеет большого смысла, поскольку не следует ожидать кардинального улучшения экономической ситуации после 2018 года.

«В этом случае есть два варианта, – полагает он, – либо сейчас искать инвесторов и выстраивать кооперационные цепочки между ними, городом, различными финансовыми институтами и гражданами, например, с использованием механизма ГЧП. Либо – ждать экономических изменений и, потеряв годы, прийти к тому же. Такие проекты нужны и возможны лишь в тесном диалоге с городом и при готовности подходить к таким проектам как к индивидуальным, а не как к типовым или тиражированным. Если относиться к ним как к инфраструктурным, которые реализуются за счет казны, то можно ждать еще сто лет».

Нонна Цай

В печатной версии название статьи – “Легкий. Рельсовый. Дорогой” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 167, август 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X