Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Дорога по «Светофору»: о новом транспортном объекте

Беспрецедентный проект строительства девелопером объекта дорожной инфраструктуры в рамках КОТ по градостроительной программе «Светофор» был реализован в поселке Куттузи Ленинградской области.

Козьминых: Дорога даст возможность развивать территории, которые будут застроены в ближайшее время (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Козьминых: Дорога даст возможность развивать территории, которые будут застроены в ближайшее время
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В Ломоносовском районе Ленинградской области открыта дорога протяженностью 585 м, построенная за счет девелопера, вскоре она перейдет в собственность и впоследствии будет передана на баланс муниципалитета. Застройщик – группа компаний «УНИСТО Петросталь» – инвестировал в проект создания дорожной инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий около 50 млн рублей.

«Потребуются еще дополнительные инвестиции на текущую эксплуатацию, мы надеемся, что в согласованном порядке подключится муниципальное образование, – сказал журналистам во время церемонии открытия дороги генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев. – Эта двухполосная дорога станет первой построенной инвестором вне границ своих проектов для соединения новостроек с региональной сетью. Трасса соединяет город и область и позволяет решить вопрос транспортной доступности нашего жилого комплекса».

Как сообщает пресс-служба компании-застройщика, реализация проекта ЖК «Аннинский парк» началась в 2013 году, первый корпус уже построен и заселен. В конце 2015 года компания приобрела еще один участок земли – 6 га, и проект был расширен до 251 000 кв. м. В ближайшие четыре года компания планирует построить здесь 24 000 кв. м жилья. Согласно утвержденному проекту планировки, помимо жилых домов и объектов коммерческой инфраструктуры на территории ЖК планируется возвести школы, три детских сада, многоуровневый наземный паркинг.

«Эта дорога даст возможность развивать территории, которые будут застроены в ближайшее время, – комментирует председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Михаил Козьминых. – Работа проделана нетривиальная, построена не только проезжая часть, но и бордюры, пешеходные дорожки, которые в дальнейшем, возможно, превратятся в велосипедные, проведены работы по установке уличного освещения».

Не дожидаясь зональных норм

Проект стал первым реализованным в рамках областной градостроительной программы «Светофор». Напомним, до сих пор в рамках программы «Социальные объекты в обмен на налоги» девелоперы строили детские сады, школы и поликлиники, внутриквартальные дороги в границах жилых комплексов. На выкуп объектов регион направлял до 70% отчислений застройщиков в областную казну.

Главной задачей РАТИ является грамотное и честное распределение финансовой нагрузки между соинвесторами

В начале 2016 года региональные власти озвучили новые правила игры на строительном рынке 47-го региона – новоиспеченной градостроительной программе дали название «Светофор». Она предусматривает при переводе земель в состав поселений применять зональный принцип – территория региона разделена на зоны трех цветов. В «красной», самой близкой к городу, зоне, прилегающей к КАД, с высокой девелоперской активностью разрешена только комплексная застройка с ограничением этажности. Здесь девелопер обязуется самостоятельно построить социальные и инфраструктурные объекты, в том числе это касается и дорог от границ проекта до региональной сети. После ввода в эксплуатацию все построенные объекты должны быть переданы муниципалитетам безвозмездно или в рассрочку.

В «желтой» – от КАД до трассы А120 – предусмотрена возможность перевода земель при определенных инфраструктурных условиях, здесь сохранится действие программы «Соцобъекты в обмен на налоги». При этом строителям компенсируют до 50% стоимости объектов за счет налоговых отчислений.

И наконец, самые отдаленные и малопривлекательные районы «зеленой» зоны не получили каких-либо ограничений при градостроительной деятельности, а социальные объекты в «зеленой» зоне область будет выкупать у застройщика за 100% стоимости.

Строительство дороги в Аннинском сельском поселении началось еще до анонсирования этого документа, в 2015 году.

«Мы видим яркий пример неформального подхода застройщика к своему проекту, когда, не дожидаясь бумажной волокиты и принятия нормативных документов по «Светофору», до начала действия программы компания начала строительство дороги к своим домам, – отметил заместитель председателя правительства ЛО по строительству Михаил Москвин. – Это говорит о том, что программа логична и своевременна, а цели властей и застройщика общие. Мы хотим, чтобы новые жители области могли удобно въезжать в свои кварталы и выезжать из них».

Чиновник напомнил, что программа «Светофор» действует с 1 июня 2016 года. Сейчас она регламентируется двумя документами – Региональными нормативами градостроительного проектирования (РНГП) и типовыми соглашениями с застройщиком по программе «Социальные объекты в обмен на налоги», определяющими механизм реализации каждого объекта. По словам Михаила Москвина, в ближайшее время будут утверждены региональные нормативы по программе «Светофор», проекты соглашения разработаны и опубликованы на сайте комитета по строительству Ленобласти.

По доброй воле

Отвечая на вопрос корреспондента СГХ о механизме реализации застройщиком проектов по строительству дорожной инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий, Михаил Москвин отметил: «Застройщик берет на себя инфраструктурные обязательства добровольно. В частности, проект ЖК «Аннинский парк» был реализован по программе «Светофор» в «желтом» цвете».

Около 50 млн рублей инвестировал застройщик в строительство дороги вне границ своих проектов для соединения новостроек с региональной сетью

«Мы добровольно взяли на себя обязательства по строительству участка дороги, изначально заложив их в проект, понимая, что в первую очередь должны обеспечить будущих жителей комфортным жильем и транспортной доступностью, – рассказал СГХ глава компании-застройщика Арсений Васильев. – Все остальные вопросы: будут ли выделены средства из областного бюджета в рамках государственного финансирования, какая программа дорожного строительства будет утверждена – это уже второстепенный момент. Мы тогда не могли полагаться на господдержку, приходилось рассчитывать на собственные силы. Что касается формы собственности нового транспортного объекта, то мы бы не хотели оставлять дорогу частной, это всегда вызывает недоумение со стороны жителей. Поэтому после оформления в собственность в течение двух месяцев мы согласуем порядок передачи дороги муниципальному образованию и надеемся, что к концу года трасса будет передана на баланс муниципалов».

Добавим, что элемент добровольности в принятии застройщиком решения о таком «социальном обременении» – понятие растяжимое. Поскольку в программах «Социальные объекты в обмен на налоги» и «Светофор» регламентирован жесткий порядок утверждения проекта планировки территорий. Застройщик не сможет его получить без внесения соответствующего пункта в рабочее соглашение.

В данной ситуации можно утешиться лишь тем, что безусловный бонус от «добровольных пожертвований» строительного бизнеса получают сами жители введенных жилых комплексов.

«Новой дорогой будут пользоваться около 10 000 человек – жители уже сданной в эксплуатацию первой очереди и домов будущей застройки. Появление этой дороги, безусловно, придаст импульс развитию территории», – отметил глава МО «Аннинское сельское поселение» Игорь Кулаков.

Проекты выйдут в тираж

Говоря о перспективе развития аналогичных проектов по строительству транспортной инфраструктуры до региональной улично-дорожной сети, Михаил Москвин сообщил, что они будут развиваться во всех приграничных зонах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, где ведется комплексное освоение территорий: в Гатчине, Заневском сельском поселении, Пулково, Янино, Всеволожске, Мурино, Девяткино, Буграх, Ломоносовском районе вблизи КАД.

Проект платной дороги в обход поселков Мурино и Новое Девяткино (Чтобы увеличить, кликните на изображение)
Проект платной дороги в обход поселков Мурино и Новое Девяткино
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Как уточнили в пресс-службе Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, крупнейшие на сегодняшний день проекты развития транспортной инфраструктуры, в строительстве которых задействованы финансы застройщиков КОТ, – это развитие улично-дорожной сети (УДС) на территории д. Кудрово; подключение ТПУ «Девяткино»; УДС д. Девяткино и п. Мурино к КАД (строительство транспортной развязки с КАД в створе Гражданского пр.); подключение улично-дорожной сети п. Бугры к УДС Санкт-Петербурга; КАД в створе пр. Культуры с устройством тоннеля под КАД; реконструкция существующей развязки КАД с Волхонским шоссе в п. Новоселье; обеспечение транспортной доступности д. Новосаратовка.

Застройщики идут на финансирование строительства УДС, дабы поддержать репутацию своих проектов. Более крупные инфраструктурные транспортные проекты, например строительство развязок и выездов на КАД, реализуются пулом застройщиков, которые возводят ЖК в одной локации.

«Наша дирекция обеспечивает координацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти двух регионов и частных инвесторов при реализации мероприятий по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, – комментирует генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков. – Например, в Кудрово в этом году дирекция совместно с застройщиками, осваивающими эту территорию (Setl City, «Арсенал», «ЦДС», «Мавис», «Патриот», «Полис», «Прок» и «Инвестторг»), составила график ввода новых жилых кварталов, совместив его с вводом в эксплуатацию внутриквартальных и подьездных дорог, с июля 2016 года по декабрь 2018-го. Все дорожные объекты распределены по территориальному принципу и отнесены к зонам ответственности застройщиков. Большинство дорог будут переданы в муниципальную собственность. Есть также объекты, которым планируется присвоить статус автомобильных дорог регионального значения».

Под контролем РАТИ

Глава дорожного ведомства напомнил, что дирекция также осуществляет контроль и координацию выполнения работ в части строительства и передачи объектов УДС в муниципальную собственность силами дочерней организации – ООО «Региональное агентство транспортной инфраструктуры», а главной задачей является грамотное и честное распределение финансовой нагрузки между соинвесторами.

Крупные транспортные проекты, такие как строительство развязок и выездов на КАД, реализуются пулом застройщиков, которые возводят ЖК в одной локации

По словам генерального директора ООО «РАТИ» Егора Баранова, в настоящее время по заказу компании «ЦДС» разработана предпроектная документация по обеспечению транспортной доступности п. Буг­ры во Всеволожском районе Ленобласти. «Проведено предварительное согласование мероприятий по улучшению транспортной доступности поселка и спроектирована схема подключения УДС поселка к улично-дорожной сети Санкт-Петербурга в створе проспекта Культуры с устройством тоннеля под КАД открытым способом. В ближайшее время планируется приступить к разработке проектной документации также за счет средств частных инвесторов», – рассказал он.

Кроме того, по заказу «ЦДС» осуществляется проектирование строительства платной скоростной автомобильной дороги от КАД до трассы «Санкт-Петербург – Матокса» в обход поселка Мурино и Новое Девяткино, а также разрабатывается предпроектная документация по обеспечению транспортной доступности д. Новосаратовка.

Для улучшения транспортной доступности интенсивно застраиваемых жилых кварталов проектов КОТ в Девяткино и Мурино, а также в целях подключения перспективного ТПУ «Девяткино» к КАД в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство транспортной развязки с КАД в створе Гражданского проспекта. Заказчиком выступает ООО «УК «Мурино». Сроки реализации строительства 2017–2018 годы. Сегодня ведется проработка вопроса о финансировании строительства развязки из средств регионального бюджета.

Еще один проект, в рамках которого ООО «РАТИ» разрабатывает проектную документацию по строительству развязки, выполняя функции Технического заказчика, по заказу ЗАО «СевНИИГиМ», – «Подключение улично-дорожной сети Петербурга и Ленинградской области к КАД с устройством транспортной развязки на пересечении КАД в створе перспективной магистрали № 15 (с продолжением улицы Пионерстроя)». Проект предполагает реконструкцию существующей развязки КАД с Волхонским шоссе для обеспечения транспортной связи между вновь застраиваемой территорией ЗАО «СевНИИГиМ» в п. Новоселье Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Нонна Цай

В печатной версии название материала – “Дорога по “Светофору” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 167, август 2016 г.)

Похожие сообщения

X