Актуальное

Концептуальный подход к воде: о системе водоснабжения и водоотведения

Власти Ленинградской области намерены навести порядок в сфере водоснабжения и водоотведения. К середине 2017 года планируется утвердить единую схему развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Очистные сооружения
ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга”: в воде присутствуют окиси железа, марганца, соединения азота, микробиологические элементы
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Откладывать больше нельзя

В Ленинградской области 132 организации обеспечивают централизованное водоснабжение и 134 – водоотведение. В 47-м регионе действует 847 водозаборов, большая часть из которых берет воду из подземных источников, 379 водопроводных станций, 96 станций водоподготовки. Общая протяженность водопроводных сетей составляет порядка 5000 км. Также в области функционируют 543 канализационно-насосные станции и 267 канализационно-очистных сооружений. Общая протяженность канализационных сетей – 3700 км. По данным администраций муниципальных образований, 50–60% сетей находятся в изношенном состоянии.

По сообщению советника заместителя председателя правительства Ленинградской области по ЖКХ, энергетике и транспорту Валерия Минькача, централизованное водоснабжение есть у 65% населения области, не решен вопрос о лицензировании водоснабжающих организаций. При этом регион, обладающий большим количеством водных запасов, сталкивается с проблемой качества питьевой воды.

«За последние годы участились обращения граждан относительно неудовлетворительного качества питьевой воды. Это стало тенденцией, – отмечает губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. – Плохо организована работа по канализационным сооружениям. Особую тревогу вызывают те объекты, которые находятся на берегах рек и озер бассейна Ладожского озера и Финского залива. Учитывая международные экологические обязательства нашей страны, работа, связанная с реконструкцией таких сооружений, является государственной задачей».

Эффективность капитальных вложений в системы водной инженерии существенно снизилась

Согласно наблюдениям лабораторий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в воде присутствуют окиси железа, марганца, соединения азота, микробиологические элементы. Если показания по микробиологическому уровню загрязнения последние три года практически не меняются и по основным параметрам соответствуют допустимым санитарным нормам, то ситуация с канализацией – критическая. Многие реки, входящие в гидросистему области, загрязнены сбросами неочищенных канализационных вод. По словам Валерия Минькача, проблемными с этой точки зрения являются реки Сясь, Шуя, Охта и, конечно, Нева.

«Основные проблемы, которые существуют по водоснабжению и канализованию, – это отсутствие гарантированного качества питьевой воды, недостаточное применение эффективных технологий очистки и отсутствие современных очистных сооружений. Иногда происходят залповые сбросы в реки и озера, что наносит вред окружающей среде», – рассказывает Валерий Минькач.

По словам чиновника, муниципалитеты при разработке схем водоснабжения и водоотведения не учитывают общие задачи региона. В результате получаются неэффективные и зачастую дорогостоящие решения.

Практика разработки муниципальных схем водоснабжения не может стать основой для региональной системы водоснабжения и водоотведения, отметил Константин ПОЛНОВ, на тот момент занимавший должность председателя комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области.

Трубопровод
Сейчас схемы водоснабжения и водоотведения утверждены в 186 муниципальных образованиях из 200
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По его словам, из-за существенных различий условий, а главное – интересов МО количество проблем в этой сфере возросло, что привело к росту расходов областной казны. В частности, резко увеличилось финансирование выпадающих доходов муниципальных бюджетов, которые с 2013 года взяла на себя областная власть. Если в 2014 году этот показатель составлял 220 млн рублей, в следующем уже – 500 млн, а в 2016 году может увеличиться до 700 млн рублей.

«С 2014 года область реализует программы финансирования мероприятий по реконструкции инженерной инфраструктуры, – рассказывает Константин Полнов. – Треть средств уходит на поддержание безаварийной работы системы и на подготовку к отопительному сезону. Остальные средства направлялись на разработку и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения. Выяснилось, что муниципалитеты проводили несбалансированную техническую политику, а мы, имея полномочия на своем уровне, не можем отследить эффективность использования средств, которые область направляет на места».

Борьба за эффективность

Сложилась ситуация, когда эффективность капитальных вложений в системы водной инженерии существенно снизилась, признал Александр Дрозденко. «На модернизацию инженерной инфраструктуры были направлены значительные средства, однако желаемого эффекта достигнуто не было. По-прежнему есть вопросы как к качеству питьевой воды, так и к очистке сточных вод. Пора уходить от одноразовых решений и принимать системные меры», – отметил губернатор.

По его словам, за последние годы в реконструкцию системы водоснабжения было вложено 835 млн рублей. В 2015 году – 1,1 млн рублей, столько же средств предусмотрено и в 2016 году.

По мнению областных властей, концепция развития должна опираться на единую методику, согласно которой будут корректироваться схемы развития водной инженерии муниципальных образований.

За 5-7 лет можно радикально изменить ситуацию с водоснабжением Ленинградской области

В настоящее время, по данным пресс-службы областного правительства, схемы водоснабжения и водоотведения утверждены только в 186 муниципальных образованиях из 200. Но и к уже принятым схемам у специалистов много претензий. Они не коррелируются с региональными планами развития, такими как генплан и стратегия социально-экономического развития, включающая повышение стандартов качества жизни граждан.

«Прежде всего схема должна содержать стратегию инвестиций: в какие объекты водоочистки в первую очередь следует вкладывать деньги областному бюджету, – указывает губернатор Ленобласти. – Как только схема будет утверждена – всем районам будут поставлены жесткие условия реализации инвестиционных проектов в этой сфере. Тем муниципалитетам, которые не смогут взять на себя обязательства по инвестированию, будем предлагать передавать имущество на областной уровень».

По словам Александра Дрозденко, до конца года профильные комитеты подготовят конкурсную документацию для определения компании – разработчика схемы, а к середине 2017 года подрядчик представит уже готовый документ.

Объединить всех

Региональные власти предприняли ряд шагов по изменению ситуации. Так, в конце 2015 года принят областной закон о перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления отдельных поселений.

Для координации усилий в водоснабжении и водоотведении в начале 2016 года создан областной водоканал. Планируется, что в текущем году в объединенный водоканал войдут Волховский, Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский и Подпорожский районы, а в 2017-м – Гатчинский, Тосненский, Кингисеппский, Ломоносовский, Лужский, Сланцевский, Волосовский и Сосновый Бор. К 2018 году присоединятся Кировский, Выборгский, Киришский, Всеволожский и Приозерский районы.

Раки
Власти Ленобласти уже начали работу по совершенствованию системы водоснабжения, включая разные механизмы финансирования
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Консолидация активов на базе ГУП «Водоканал Ленинградской области» завершится в 2020 году. Объединение позволит увеличить инвестиционную привлекательность проектов в сфере водообеспечения для частных инвестиций.

Власти Ленобласти уже начали работу по совершенствованию системы водоснабжения, включая разные механизмы финансирования. Чиновники позитивно оценивают результаты принятия № 115 ФЗ, который с 1 января этого года обязывает включать инвестиционные соглашения при реализации проектов на строительство и реконструкцию объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет.

«Появились первые инвесторы, готовые вкладывать средства в объекты водного хозяйства, – рассказывает Константин Полнов. – Также Фонд поддержки ЖКХ стал выделять дополнительное финансирование. Благодаря этому нам удалось в Федоровском поселении одобрить заявку в 500 млн рублей на строительство очистных сооружений. Сейчас проходит согласование проекта на реконструкцию водоочистных сооружений Выборга. Объявлена конкурсная процедура по выбору концессионера для строительства Ладожского водовода на общую сумму 3,8 млрд рублей сроком реализации в 15 лет».

На основе консолидации деятельности инвесторов, петербургского и областного водоканалов, а также муниципальных служб, действия которых объединит разрабатываемая концепция, власти Ленобласти надеются при решении экологических вопросов эффективно распоряжаться бюджетными средствами.

По мнению генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликса Кармазинова, отдельное существование систем водоснабжения Санкт-Петербурга и Ленинградской области неразумно.

За последние годы в реконструкцию системы водоснабжения было вложено 835 млн рублей, в 2015 году – 1,1 млн и столько же выделено в 2016 году

«Все, что расположено вокруг Санкт-Петербурга, на мой взгляд, должно быть совместной зоной водоснабжения и водоотведения, – считает Феликс Кармазинов. – Сейчас картина водообеспечения выглядит смазанной, несбалансированной, что может привести к негативным последствиям. Поэтому я предлагаю действовать сообща, создать совместную группу и на полтора года забыть обо всем, кроме того, чтобы разобраться с тем, что есть и что надо делать дальше. Только после этого можно определить пути, по которым двигаться».

По мнению Феликса Кармазинова, генеральная схема водоснабжения Ленинградской области должна состоять из двух частей. Первая должна быть посвящена развитию территорий области, прилегающих к городу. «Водоканал Санкт-Петербурга» готов к 2030 году обеспечить значительным количеством воды и принять стоки из этой части Ленобласти. Вторая должна ориентироваться на развитие локальных территорий: Бокситогорска, Киришей и т. д.

«Создав сбалансированную схему, за пять-семь лет можно радикально изменить ситуацию с водоснабжением области. Параллельно следует решать и другие задачи, включая реализацию реконструкции инженерных сооружений, чтобы не упускать из внимания вопросы эксплуатации», – отметил Феликс Кармазинов.

Рабочие решения

Вопросы снижения антропогенной нагрузки на Неву следует решать комплексно, отметила заместитель директора по развитию ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ольга Рублевская. «Если посмотреть на объекты водосбора, то можно проследить взаимосвязь между восьмью субъектами Федерации, среди которых Ленинградская область является одним из крупнейших – почти 4000 населенных пунктов и 2 млн жителей. Согласно нашим наблюдениям, вода у истока имеет незначительную биохимическую нагрузку, но с приближением к городу воды Невы существенно загрязнены. Мы ведем мониторинг притоков, в частности реки Ижоры. Уже в самом начале своего течения по микробиологическим показателям вода в Ижоре в разы превышает ПДК. Кроме того, нами выявлены прямые выпуски в реки области, неэффективные очистные сооружения, отсутствие переработки донного осадка, а также предприятия – загрязнители воды, сельхозугодия, с которых в воду попадают удобрения и отходы животноводства».

Работу по выявлению источников, влияющих на качество воды в Неве, городской водоканал ведет в рамках договора стран Балтийского моря с 2014 года. Результаты этой работы могли бы стать основой для разработки концепции водоснабжения и подготовки плана мероприятий по комплексным решениям для снижения нагрузки на водные объекты обоих субъектов.

МУП "Кировский водоканал"
МУП “Кировский водоканал”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Также специалисты городского водоканала сформировали перечень технологически апробированных решений, которые обеспечивают необходимое качество очистки сточных вод. Они могут применяться в малых населенных пунктах, поскольку предполагают применение простых, недорогих, но эффективных технологий очистки, не требующих особых энергозатрат и привлечения квалифицированных специалистов. По такой технологии уже работают очистные сооружения на острове Валаам. Там же реализован пилотный проект очистки воды для разрозненных населенных пунктов, которым заинтересовался губернатор Ленобласти.

Оператором по созданию системы водоснабжения областные власти видят ГУП «Водоканал Ленинградской области», которому предстоит внедрять на практике мероприятия разрабатываемой концепции.

«По итогам анализа состояния объектов водной инфраструктуры, степень износа которых достигает 65–95%, для поддержки безаварийной работы в этом году выделено из областного бюджета 196 млн рублей, и мы обратились с просьбой об увеличении этой суммы, – рассказывает врио генерального директора ГУП «Водоканал Ленинградской области» Саяд Алиев. – Кроме финансирования предстоит укомплектовать штаты квалифицированными специалистами, а также оснастить местные водоканалы современной техникой. Наше предприятие уже начало работать. Так, в феврале и марте нами был предотвращен аварийный сброс в системе водоотведения Волховского района, очищены стоки и промыта сеть канализации. Такие же работы произведены в деревне Паша. В Сясьстрое были промыты сети канализации диаметром 300 мм, которые были заполнены почти на 90%, что стало результатом отсутствия надлежащего содержания сетей».

Также предстоит развернуть строительство новых очистных сооружений, в том числе в районах массовой жилой застройки. Недавно были построены очистные сооружения, рассчитанные на прием 400 куб. м сточных вод в Бокситогорске.

Любовь Ежелева

В печатной версии название статьи – “Концептуальный подход к воде” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 167, август 2016 г.)

Related posts

X