Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Оцифрованная реальность: о нормативно-правовой базе BIM

К 2018 году Минстрой намерен разработать нормативно-правовую базу для реализации проектов с использованием технологий информационного моделирования. Это обеспечит широкое применение BIM в строительстве.

BIM
Министерство строительства сегодня осуществляет поэтапное внедрение технологий информационного моделирования
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Перспективы применения и развития BIM-технологий в России обсуждались специалистами на BIM-конгрессе «Создание транспортных объектов инфраструктуры будущего».

В этом и следующем году специалисты Минстроя, как сообщил участникам обсуждения заместитель директора департамента – начальник отдела выработки государственной политики в сфере изысканий, проектирования, строительства и подготовки кадров Минстроя РФ Александр Беспалов, будут трудиться над созданием нормативно-правовой основы, необходимой для повсеместного внедрения BIM. «В 2019–2020 годах эти технологии станут обязательными для применения государственными органами экспертизы и контроля и участниками рынка в целом», – подчеркнул чиновник ведомства.

Не на бумаге, а в цифре

Применение информационных моделей позволит избавиться от массы бумажных документов, без которых сегодня не обходится ни один строительный проект. Времени для освоения технологии мало: речь идет не просто о приобретении навыков пользования InterCAD, Inventor, Revit и прочими. Программное обеспечение всего лишь 20% успеха от внедрения технологий информационного моделирования. «Программы могут использоваться любые. А BIM – это процесс создания и управления информацией об объекте строительства на всех стадиях жизненного цикла. И здесь главное – изменение привычек людей», – сказала директор по развитию бизнеса компании Autodesk Анастасия Морозова.

Министерство строительства сегодня осуществляет поэтапное внедрение технологий информационного моделирования. В прошлом году разработаны отдельные стандарты, отобраны несколько пилотных объектов. «Мы провели их через Госэкс­пертизу, набив немало шишек, – пояснил Александр Беспалов. – В этом году создан экспертный совет, сформированы нормативно-правовые документы, позволяющие участникам рынка пользоваться BIM-технологиями. Созданы четыре свода правил, продолжается научно-исследовательская работа, которая поможет усовершенствовать документы, определить перечень норм, нужных для отрасли».

Программное обеспечение всего лишь 20% успеха от внедрения технологий информационного моделирования

Специалисты институтов «Стройпроект», «Гипростроймост», компании «Автодор-Инжиниринг», которые уже имеют опыт применения технологий, в полной мере ощутили несовершенство действующей нормативной базы, признал начальник управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Тимур ЛУБАКОВ.

«Единые требования к программному обеспечению являются необходимым условием решения вопросов по разработке нормативной документации», – подчеркнул он.

С этими выводами согласен главный архитектор ГК «Спектрум» Вячеслав Кочнов. «Приступая к проектированию одного из аэропортов, мы получили трехмерный проект, созданный другой компанией в программе, которая не позволяла вносить изменения, – рассказал он. – С проектом невозможно было работать. Во-первых, по задумке авторов, на фасаде здания не предполагалось ни одного повторяющегося элемента. Пришлось осуществить ряд операций по переводу проекта в программу Revit. После чего мы уже смогли приступить к проект­но-конструкторским работам. Будь на это общепринятые нормы и правила, лишней работы делать бы не пришлось», – посетовал главный архитектор ГК «Спектрум».

В этом году создана рабочая группа по внедрению технологий информационного моделирования и в «Росавтодоре». Для начала специалистам предстоит разработка нормативной базы с отработкой решений на пилотных проектах, которыми стали два участка автодороги «Волга» на подъезде к городу Иваново. «Мы в самом начале пути, – поясняет Тимур Лубаков. – Для внедрения технологии, на наш взгляд, необходимо решить два основных вопроса: определить требования к использованию программного обеспечения и подготовить нормативно-техническую и нормативно-правовую базы. Эти вопросы не исчерпывают все трудности внедрения BIM-технологий».

Быстрее, функциональнее, качественнее

Понимание необходимости владеть BIM-технологиями и работать по ним сформировалось у многих архитектурно-проектных компаний, заказчиков и особенно государства. Для первых многократно упрощается работа над проектами – программы просчитывают и указывают на ошибки, например, в местах пересечения коммуникаций в зданиях.

Проект
Используя все сведения, программа выбирает оптимальный маршрут трассы, объемов работ, избегания запретных зон, благоприятных геологических условий
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Строительные компании пока относятся к новым методам без особого энтузиазма, хотя, обратившись к BIM-технологиям, они получают возможность сформировать точные графики строительства, подвоза материалов в нужное время и необходимом количестве, отслеживать рабочий процесс.

Возможно, дело как раз в том, что BIM-технологии прозрачны: заранее известен объем работ, необходимых при выполнении того или иного этапа строительства, количество и характеристики материалов, последовательность работ, требуемые сроки и многое другое. Именно прозрачность и легкость, с которой можно контролировать исполнителей, привлекают в технологиях информационного моделирования государство – пока еще главного заказчика в России.

«Известно, насколько масштабные задачи стоят перед отраслью страны и насколько важно запустить в срок значимые проекты, например высокоскоростную железную дорогу Москва – Казань, вовремя ввести в строй аэропорты. Государство ищет пути, как поднять эффективность строительства, снизить риски и инвестиции, но при этом получать объекты высокого качества. Технология информационного моделирования является решением для целого ряда задач, которые стоят перед отраслью», – считает Анастасия Морозова.

С точностью до последнего болтика

С некоторыми возможностями BIM-технологий удалось познакомиться на примере проекта прокладки линии метро в Москве до станции «Пятницкое шоссе», которым занималась компания Autodesk.

«На начальном этапе мы использовали программу Infraworks, – рассказал инженер направления Инфраструктура и ГИС Autodesk в России и СНГ Андрей Жуков. – Подключились к интернету, скачали карту местности, наложили на нее данные, предоставленные заказчиком и из других закрытых источников, и провели анализ территории. Далее в другой программе приступили к эскизному архитектурному проектированию сразу двух вариантов станции».

В этих программах задаются различные параметры и критерии: стоимость земельного участка, геологические условия прокладки тоннелей, сила и преимущественное направление ветров, если нужно, то и сейсмические характеристики местности и т. д. Используя все сведения, программа выбирает оптимальный маршрут трассы с точки зрения стоимости, объемов работ, избегания запретных зон, благоприятных геологических условий…

Также были проанализированы транспортные потоки в районе станции метро, которая неизбежно становится точкой притяжения. С помощью программы удалось исключить проблему пробок, просто поменяв схему движения на перекрестке и оптимизировав работу светофоров.

Необходимо решить два вопроса: определить требования к использованию программного обеспечения и подготовить нормативно-техническую и нормативно-правовую базы

В программе Civil3D велась детальная проектировочная работа, позволяющая сразу же просчитывать объемы бетона и стального проката в зависимости от сечения и диаметра тоннеля, подбирать материалы и металлопрокат в соответствии с прочностными расчетами. Когда проект готов, можно виртуально пройтись по станции и тоннелю, осмотреть ее обустройство.

«BIM-технологии позволяют очень быстро получить несколько концептов станции и сравнить их по всем параметрам, выбрав наиболее оптимальный, – считает Жуков. – Сроки проектирования сокращаются на 20%, на 30% – стоимость строительства и на 5–10% – стоимость эксплуатации объекта».

На всех этапах проектирования использовавшиеся программы взаимодействовали друг с другом, автоматически внося каждая в своей зоне ответственности изменения по ходу проектирования. При этом коррективы и сопровождавшие их пояснительные записки, документы сохраняются, что дает возможность вернуться к любому из предыдущих вариантов.

В наши дни пока проектная работа завершается компоновкой листов документации и их распечаткой. Через несколько лет бумага будет исключена из процесса. Специалисты экспертизы, получив 3D-модель, смогут рассмотреть любой элемент и узел, оценить расчеты, найти в поисковике повторения заинтересовавшего узла во всем проекте и внести замечания, пометив несоответствия и описав свои претензии.

«На любой стадии работы над проектом можно точно определить его сметную стоимость, сформировать ведомость объемов проведенных работ, – делится опытом Вячеслав Кочнов. – Наши заказчики имеют доступ к серверу, на котором сводится воедино весь проект, выполняемый нашими различными подразделениями, и могут контролировать ход работ».

Заинтересовалась технологиями информационного моделирования и компания «Мостотрест», которая специализируется в сфере транспортной инфраструктуры. В частности, ею заключен договор с НТЦ «Конструктор» о разработке с использованием BIM-технологий проектов двух участков строящегося Керченского моста: один наземный, другой – над фарватером, где будут проходить суда.

Проекты представляют интерес для заказчика детализацией всех узлов: все продумано и обозначено вплоть до болтов соединений, до барж, подвозящих секции моста к месту их сборки.

Будущее уже на пороге

Немного футуризма в контексте обсуждавшихся на конгрессе тем и проблем совсем не помешает. Тем более что этому было посвящено особое время. Ведь по большому счету информационное моделирование нельзя рассматривать как очередную технологию в череде прочих, коих в истории человечества было немало. Появление BIM-технологий означает приближение смены эпох.

Проект
Появление BIM-технологий означает приближение смены эпох
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

«Именно сейчас мы переходим от информационной эпохи, продолжавшейся примерно 40 лет, в так называемую эру взаимодействия, – считает технический директор компании Autodesk Дмитрий Козаченко– Множественные процессы в физическом и цифровом мирах начинают пересекаться и взаимодействовать. Мы иначе заказываем такси, бронируем авиабилеты, гостиницы, смотрим телевизор, заказывая программы, что хотим посмотреть. Предприятия, производящие строительную технику, особенно дорожную, уже предлагают машины-роботы, точно позиционирующие себя в пространстве и выполняющие команды, передаваемые с единого пункта управления. Мир меняется с огромной скоростью у нас на глазах. За прошедшие сорок лет рабочий стол опустел – мы избавились от карандашей, ручек, линеек». 

Эксперты предсказывают скорое возникновение очередной эпохи, которая придет на смену только начинающейся «эре взаимодействия». Она получила название «эра созидания». У человека появятся новые интеллектуальные помощники, и он обретет время для развития своих основных навыков: думать, создавать, понимать, что реально нужно другим. Все придуманное через программный интерфейс будут воплощать механизмы. «Мы даем им задачу, а компьютер перебирает миллионы вариантов и выдает наиболее оптимальные решения», – пояснил он.

Александр Сычев
В печатной версии название статьи – “Оцифрованная реальность” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 167, август 2016 г.)

Похожие сообщения

X