Актуальное

Битва за ремонты

В ходе строительства одного из участков трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург» был нанесен серьезный ущерб восьми дорогам Ленинградской области. Власти 47-го региона оценили его в 199 млн рублей.

Они предложили генподрядчику строительства, итало-турецкой компании ICA, возместить убытки в полном объеме.

img_0903

Реализация масштабных дорогостоящих проектов в России не обходится без досадных издержек. Привлечение колоссальных финансовых ресурсов на этапе организации строительства крупных магистралей, как правило, происходит без учета поправок на разбитые в ходе строительства местные дороги. Не стала исключением и будущая платная трасса М11.

Напомним, более года назад, в июне 2015-го, был дан старт строительству нового участка автомобильной дороги М11 «Москва – Санкт-Петербург» с 543-го по 684-й км, пролегающего по территории Тосненского района Ленинградской области. Транспортный гигант позволит вывести часть трафика с существующей перегруженной сети автодорог и обеспечит межрегиональное сообщение.

Начало и конец нового участка строительства соответствуют точкам выхода на федеральные трассы – КАД Санкт-Петербурга и М10. Концессионер будущей дороги, компания «Магистраль двух столиц», выбрал генподрядчиком итало-турецкую компанию ICA (ICA ASTALDI – IC ICTAS), которая успешно реализовала в Петербурге два крупных проекта – строительство Центрального участка ЗСД и реконструкцию аэропорта Пулково.

 

Одно строим, другое рушим

«С момента начала строительства в правительство Ленинградской области поступило большое количество жалоб, связанных с нарушениями законодательства РФ при перевозке грузов, а именно – с разрушением используемых при строительстве региональных, межмуниципальных и местных автомобильных дорог», – комментирует СГХ глава областного комитета по дорожному хозяйству Михаил КОЗЬМИНЫХ.

Кроме того, доходили сведения о том, что подвоз материалов на объекты М11 по согласованным ранее маршрутам осуществляется лишь в ночное время и в выходные дни. В остальное время, чтобы избежать столкновений с передвижными пунктами весового контроля, стройматериалы везли в обход намеченных трасс. Помимо всего прочего, движение грузового транспорта через населенные пункты происходило с превышением допустимых скоростей.

По информации КДХ Ленобласти, только до конца 2015 года строительная компания ICA ASTALDI – IC ICTAS должна была перевезти из карьеров к местам строительства высокоскоростной трассы около 3 млн т песка и щебня, что соответствует проезду 50 крупнотоннажных грузовиков.

Понятно, что региональная дорожная сеть не рассчитана на такие нагрузки – усиленный режим эксплуатации большегрузами и задействованной тяжелой техникой привели к разрушению дорожного полотна на множестве участков. По информации и. о. директора «Ленавтодора» Дениса СЕДОВА, только на ямочный ремонт дорожники Тосненского ДРСУ, на балансе которого находятся поврежденные автодороги, ежедневно тратили около 25 т асфальта, 5–10 т щебня и примерно 2 т эмульсии.

«Такое состояние дороги – прямое следствие нарушения правил перевозок грузов. Незаконные съезды с карьеров, неиспользующиеся мойки колес приводят трассы в удручающее состояние», – отметил представитель «Ленавтодора».

Областные власти среагировали на тревожные сигналы незамедлительно. С июля 2015 года комитет по дорожному хозяйству начал работу по юридическому урегулированию ситуации, разработав проект добровольного соглашения «О порядке использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ленобласти, задействованных при строительстве М11». Текст соглашения стороны неоднократно корректировали – менялся то состав используемых дорог, то их протяженность и графики выполнения работ. Однако соглашение оставалось неподписанным в течение девяти последующих месяцев – генподрядчик проявлял упорство, не желая приступать к ремонтам пострадавших дорог. Требовалось проведение независимой технической экспертизы вблизи районов строительства, которая бы оценила и зафиксировала реальный ущерб, нанесенный региональным дорогам.

«Рабочей группой, в которую вошли представители компании «Росавтодор», заказчика работ ООО «Магистраль двух столиц», генерального подрядчика работ по строительству М11, комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области (КДХ ЛО) и ГКУ «Ленавтодор», в октябре-ноябре 2015 года проведены обследования региональных дорог, используемых для подвоза строительных материалов на объекты М11. Тогда же были составлены акты, подсчитаны объемы работ по ликвидации выявленных дефектов и выработаны предложения по поэтапному выполнению работ на период и по окончании строительства», – вспоминает глава КДХ ЛО.

В декабре прошлого года КДХ Ленобласти организовал выездное совещание на объекте строительства М11 с привлечением Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора, УГИБДД по СПб и ЛО, ICA. По результатам совещания было принято решение о закрытии несанкционированных съездов к объектам строительства, организации передвижных постов весового контроля на дорогах, предлагаемых к использованию в период строительства М11.

«С февраля 2016 года комитетом совместно с Северо-Западным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора было организовано дежурство передвижных постов весового контроля для выявления фактов вышеуказанных нарушений, – рассказал Михаил Козьминых. – В марте 2016 года при обследовании пересечений строящейся платной автодороги с областными магистралями общего пользования, проведенном совместно с представителями природоохранной прокуратуры, были выявлены несанкционированные съезды вблизи ранее ликвидированных».

По словам областных чиновников, дорожные строители не утруждали себя поиском новых мест для организации съездов. В период с 12 по 14 апреля 2016 года КДХ ЛО совместно с прокуратурой по Тосненскому району Ленобласти была проведена проверка законности организации съездов к объектам строительства М11 и организации подвоза материалов в период весеннего ограничения движения грузового транспорта. Результаты проверки показали, что съезды были организованы без согласования с владельцем дорог, а материалы на объект строительства доставлялись со значительным перегрузом – общая масса автотранспорта достигала 90 т.

qw

 

Под контролем губернатора

Конфликт перерос межведомственный формат и был выведен на губернаторский уровень. В мае текущего года состоялась встреча губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко с председателем правления компании «Росавтодор» Сергеем Кельбахом по вопросу строительства М11. Дорожным ведомством был подготовлен проект поручений губернатора: профильному комитету совместно с УГИБДД и СЗМУГАДН надлежало организовать работу передвижных постов весового контроля на основных маршрутах доставки строительных материалов на объекты М11.

«В конце мая при подготовке рабочей группой итогового соглашения было проведено очередное обследование региональных дорог, используемых для подвоза строительных материалов на объекты М11 с составлением актов, подсчетов объемов работ, – доводит до сведения областной чиновник. – Выводы комиссии следующие: общий объем работ по восстановлению дорожного покрытия на восьми региональных дорогах в Тосненском районе Ленобласти потребует привлечения 199 млн рублей для восстановления 260 000 кв. м дорожного полотна».

Наконец, 31 мая 2016 года долгожданное соглашение о компенсациях на восстановление региональных дорог Ленинградской области при строительстве высокоскоростной магистрали М11 «Москва – Санкт-Петербург» было подписано. Документ отражает обязательства сторон, в том числе ГК «Росавтодор», ООО «Магистраль двух столиц» и ICA, по поддержанию используемых автодорог в нормативном состоянии. В компетенцию генерального подрядчика вменяется выполнение мероприятий по восстановлению разрушенных участков дорог в объемах и в сроки, согласованные с КДХ и ГКУ «Ленавтодор».

На вопрос корреспондента СГХ о достаточности мероприятий Соглашения при покрытии ущерба, Михаил Козьминых ответил: «Конечно, нет. Ущерб дорогам наносится значительный, а соглашение носит добровольный характер. Расчет стоимости работ по ликвидации нанесенного дорогам ущерба, зафиксированного в актах рабочей группы, производился специалистами ДРСУ и был направлен генподрядчику. В ICA свой взгляд на возмещение ущерба в денежном выражении и выделяемые средства – на порядок ниже рассчитанного ДРСУ. Так, стоимость работ по ликвидации дефектов на двух дорогах составила около 11 млн рублей, при том что расчетная для восьми дорог – 199 млн рублей».

Как сообщает агентство 47 news, представители генподрядчика, в свою очередь, заявили: «Сейчас в КДХ хотят убедить, что это наши грузовики довели дороги до такого состояния всего за два месяца работы. Но точно такие же безобразные дороги были там и пять лет назад». Журнал СГХ обратился в компанию за официальным комментарием об обоснованности выставленных требований. «Однозначного ответа на данный вопрос никто дать не может, так как объект линейный, сложный, сроки строительства сжатые, для поставки материалов и конструкций, которые используются при строительстве, пользуются дорогами регионального и федерального значения Северо-Западного, Центрального и других регионов, – сообщил главный инженер проекта М11 компании ICA ASTALDI – IC ICTAS Олег СТЕПАНЮК. – У нас нет возможности организовать притрассовые карьеры с организацией технологических дорог для добычи и поставки песка, щебня на объект и вывоза излишков неиспользуемого грунта для складирования, так как трасса в основном проходит по землям сельхозназначения и лесного фонда».

По оценкам руководства Тосненского ДРСУ, маршрут перевозчиков-субподрядчиков компании ICA ASTALDI – IC ICTAS при подвозке инертных материалов составляет 295 км, в соглашении о восстановлении дорог после окончания строительства объекта фигурируют на сегодняшний день пока лишь 67 км.

«Работа комиссии заключается в том, чтобы установить реальные цифры, – считает председатель областного КДХ ЛО. – Поток тонаров, идущих с превышением максимальной нагрузки на ось, несмотря на наличие трех постов весового контроля, движется не только днем, но и ночью. Объект будет строиться до 2018 года, поэтому площадки должны быть оборудованы в нужном количестве. Всего по Ленинградской области необходимо 60 площадок, стоимость каждой 1–1,5 млн рублей. Мы рады, что долгие переговоры с итало-турецкой компанией наконец-то привели к первым результатам».

Предстояло поэтапное распределение восстановительных работ. В конце июня в ходе очередного совещания рабочая группа рассмотрела сметные расчеты по выявленным дефектам и приняла решение о выполнении первоочередных работ в соответствии с актами обследования. «В список были включены автодороги «Поги – Новолисино» – проведение ремонта дорожного покрытия в н. п. Новолисино и Еглизи; и «Апраксин Бор – Трубников Бор» – проведение ликвидации пучин на дорожном покрытии на участке протяженностью 5 км, – уточнили в КДХ Ленобласти. – Эти работы были выполнены генподрядчиком в установленные сроки, до 1 августа. Выполнение работ второй очереди на автодороге «Павлово – Мга – Оредеж – Луга» запланированы в период с 1 августа по 1 октября. Работы по устранению дефектов и повреждений на остальных дорогах намечены на 2017 год, с наступлением строительного сезона. В настоящее время идет работа по выработке предложений по поэтапному выполнению работ на период строительства М11 и по окончании строительства, разрабатываются графики выполнения работ на региональных дорогах Ленинградской области».

Таким образом, областным властям удалось добиться частичной компенсации ущерба при строительстве высокоскоростной автомагистрали М11. Возможно, данный прецедент станет уроком другим застройщикам и строительным компаниям, реализующим крупные инфраструктурные проекты, но уже сегодня очевидно, что «расчет компенсации ущерба, наносимого дорогам при строительстве крупных объектов, необходимо закладывать в проекты организации строительства заранее», подытожил председатель КДХ ЛО.

Впрочем, и у генподрядчика строительства сходная позиция – здесь стороны пришли к единому мнению. «Безусловно, в мировой практике существует подобный опыт по покрытию ущерба, нанесенного региональной дорожной сети при строительстве инфраструктурных объектов, – признает Олег Степанюк. – Но мы живем и работаем в рамках правового поля Российской Федерации. Эти мероприятия должны быть предусмотрены на начальной стадии планирования строительства таких объектов и учтены в рамках взаимоотношений регионов и федерального центра».

 

Нонна Цай

Похожие сообщения

X