Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Дожить до умных дорог

На смену действующим системам обеспечения безопасности движения по автомагистралям приходят комплексные автоматизированные решения с интерактивными сценариями взаимодействия участников движения.

Светофор
В целях экономии заказчиком или органами экспертизы нередко исключаются отдельные позиции, влияющие на безопасность на дорогах

Языком официальных документов, под безопасностью движения на автомагистралях понимается такое состояние объекта, «при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений». Под риском понимается «вероятность причинения вреда с учетом тяжести этого вреда, который можно оценить, спрогнозировать и тем самым снизить неблагоприятные последствия». Об этом говорится в принятом в 2015 году Техническом регламенте Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС-014-2011), положения которого будут вводиться в практику постепенно.

«Безопасность на дорогах обеспечивается созданием оптимальных, комфортных условий для всех участников дорожного движения, – считает заместитель главного инженера «ВТМ дорпроект» Михаил Солдатов. – И здесь нелишне будет вспомнить Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года, ключевым ориентиром которого является приоритет жизни и здоровья граждан – участников дорожного движения перед экономическими результатами хозяйственной деятельности. Но при разработке проектной документации на строительство этот принцип не всегда неукоснительно соблюдается».

Специалисты признают, что в целях экономии денежных средств заказчиком или органами экспертизы нередко исключаются отдельные позиции, влияющие на безопасность на дорогах. Кроме этого, современные, но дорогостоящие технические средства регулирования дорожного движения заменяются на дешевые аналогичные, с низкими техническими показателями.

Одной из основных проблем, влияющих на состояние дорог, эксперты называют отставание в области разработки новых стандартов, регламентирующих дорожную отрасль.

«Отчасти все так, но стоит отметить, что в последнее время ситуация существенно изменилась, – комментирует Михаил Солдатов. – Благодаря внесению изменений в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» было систематизировано применение дорожных знаков, регулирующих движение пешеходов и велосипедистов. В рамках организации современных пешеходных зон это существенное законодательное достижение».

Барьеры для рисков

Требования к оснащению средствами безопасности дорог разной классификации регламентируются государственными стандартами. Именно этими документами оперируют проектировщики. К элементам, обеспечивающим безопасность движения, относят дорожные знаки, разметку, различные виды ограждений, светофоры, защитные сооружения, включая шумозащитные экраны, а также системы автоматического управления дорожным движением.

«Требования безопасности к дорожным ограждениям определяются уровнями удерживающей способности в зависимости от категории автомобильной дороги, – уточняет главный инженер АО «ТОЧИНВЕСТ» Александр Стрижаков. – Указанные требования определены в ГОСТ 33128-2014 и ГОСТ Р 52607-2006».

Особое внимание уделяется и модернизации системы дорожных знаков. Отечественные разработчики сегодня находятся в поиске новых решений, которые позволят этому виду оснащения дорог эффективно и экономично выполнять возложенную на них функцию.

«Вопрос, связанный с дополнением группы знаков маршрутного ориентирования, весьма актуален, – считает Михаил Солдатов. – На улицах городов установлено не более трети от общего числа необходимых информационных знаков, и часть из них обветшала, даже днем они видны плохо, а ночью вовсе неразличимы. В целом система маршрутного ориентирования развита слабо, информационных знаков недостаточно и на международных маршрутах, и в городах».

Низкое качество системы маршрутного ориентирования, по мнению эксперта, рождает другие проблемы, в частности перепробег автомобилей. По данным IRF – Международной дорожной федерации, ежегодно в мире автомобили «пробегают» лишние 10 млрд км из-за неразвитости или плохого качества системы информации на дорогах, а на долю России приходится примерно 300 млн км перепробега.

Пункт пропуска
Полимерные элементы дорожной инфраструктуры более пластичные, гибкие и, как следствие, не так травмоопасны

«Благодаря внесению изменений в действующий стандарт ситуация меняется в лучшую сторону. Например, на основных туристических маршрутах появились новые дорожные знаки с указанием направления движения к музеям и памятникам архитектуры», – отмечает Михаил Солдатов.

Появляются и новые виды материалов и конструкций, способствующие повышению безопасности передвижения автотранспорта.

«Среди новых видов конструкций следует выделить тросовые и комбинированные дорожные ограждения, – говорит Александр Стрижаков. – Их необходимость очевидна: ограждения равномерно принимают удар, нивелируют последствия ДТП, обеспечивают хороший обзор трасс. Более того, такие конструкции позволяют сократить расходы на содержание дорог, поскольку препятствуют образованию снежных наносов за счет тонкого профиля, и при этом уменьшаются затраты труда и время на монтаж или восстановление ограждения после аварий».

Производство таких элементов дорожных ограждений осуществляется в основном на автоматических линиях высокой производительности и точности, что исключает возможные проблемы при сборке конструктива на объекте. Требования по износостойкости и долговечности к антикоррозийным покрытиям определены ГОСТ 33128-2014.

Комбинированное ограждение, считают специалисты, может применяться на мостах и дорогах, поскольку обладает всеми преимуществами барьерного и тросового ограждений. Но польза от данного нововведения иногда сводится на нет неграмотным применением. По словам Михаила Солдатова, не отработанные должным образом технические решения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не только тормозят внедрение этого эффективного метода, но и в некоторых случаях дискредитирует благую идею.

«За счет низких затрат на установку тросового ограждения и небольших габаритов конструкций в поперечном сечении по сравнению с альтернативными планировалось осуществлять разделение встречных потоков на дорогах, не проводя работ по уширению проезжей части. Ограждение установлено по оси проезжей части, что, в свою очередь, предотвращает выезд транспорта на встречную полосу. Но отсутствие полос безопасности, которые в соответствии с требованиями действующих стандартов должны составлять один метр от внешней грани дорожного ограждения до края проезжей части, делают движение по крайней левой полосе и некомфортным, и небезопасным», – поясняет эксперт.

Пока основным материалом, из которого производят ограждающие конструкции, является сталь. Вместе с тем есть и опыт использования композитных материалов. По словам президента УК «Композитный Кластер Санкт-Петербурга» Вадима Зазимко, технические возможности предприятий кластера позволяют изготавливать конструкции для обеспечения безопасности дорог из современных композиционных материалов.

«Преимущества дорожных конструкций, выполненных из композитных материалов, в их долговечности. Чрезвычайно важно, что полимерные элементы дорожной инфраструктуры более пластичные, гибкие и, как следствие, не так травмоопасны. Отмечу, что на заводе имени «Комсомольской правды» уже разработаны новые виды светофоров с полимерными несущими конструкциями. Кроме того, доказали эффективность и полимерные добавки в асфальтобетон, повышающие прочность верхнего покрытия и сцепление его с шинами автомобилей», – отмечает Вадим Зазимко.

В гости к будущему

В мировой практике идет активное развитие умных дорог, которые обеспечивают максимальную информацию водителям, подстраиваются под меняющиеся интенсивность движения и погодные условия. В Швеции, Голландии уже можно проехать по прототипам будущих магистралей со светящейся 3D-разметкой, полосой для самозарядки электрокаров, появляющейся прямо на дороге интерактивной информацией. По мнению генерального директора компании ONLY air Светланы Куныгиной, будущее дорог, безусловно, будет высокотехнологичным.

«Говоря о безопасности транспортной инфраструктуры, принято думать, что она будет сосредоточена на создании IT-решений, а именно интеллектуальных транспортных систем, – считает Светлана Куныгина. – Сейчас большинство вопросов в теме безопасности IT-решений относится либо к транспортному моделированию, либо к навигации, либо к big data – большим данным. Для решения каждой из этих задач используются сложные программы. Например, биллинг RUTOLL, разработанный для платных дорог, обеспечивает не только систему взаиморасчетов с пользователем, но еще и контроль поездок, видеосервисы, систему разбора инцидентов».

Интеллектуальные системы уже внедрены в процесс регулирования работы городских светофоров. «В инженерной инфраструктуре системы светофоров применяются интересные решения с программируемыми ритмами переключения сигнала в зависимости от оценки транспортных потоков. Технологии в светофорном регулировании позволяют обеспечить адаптивное управление и гибкие реакции на дорожную ситуацию в реальном времени. Обычно такие системы работают в стандартном режиме и вмешиваются только в нужные моменты, например – футбольный матч, визит VIP-персоны», – поясняет Светлана Куныгина.

Современная навигация, основанная на передовых технологиях, становится все более удобной. Навигатор уже воспринимается как неотъемлемая деталь автомобиля. Мировые лидеры картографии и навигации изучают интересы конкретного водителя, чтобы предложить максимально удобные решения. Это и игровые, и вполне прагматичные решения.

Например, можно посмотреть на состояние дорожного движения в режиме реального времени во многих крупных городах на сайте city.tomtom.com. Разработчики «учат» персонализированные сервисы предоставлять рекомендации относительно наиболее удобной парковки, времени и места для заправки, выбора маршрута и пр. Но безопасность на дорогах, по мнению эксперта, напрямую связана с маневрированием и скоростью реакции на дорожные знаки.

Дополнительным инструментом, повышающим безопасность движения для платных дорог, может стать гибкий инструмент управления тарифами, который позволяет использовать дорогу более эффективно и обеспечивать ее равномерную загрузку.

«Внедрение активно обсуждаемых сейчас технологий V2V и V2X, безусловно, позволит повысить уровень эффективности дорожного движения и его безопасности, – подчеркивает Светлана Куныгина. – В системе будут задействованы и транспортные средства, и дорожные знаки, и светофоры, и пешеходы, и дорожное полотно. Думаю, не будет преувеличением сказать, что мы живем в эпоху смены технологических парадигм в транспортной

Любовь Ежелева

Похожие сообщения

X