съезд строителей
Актуальное

По волнам законотворчества: о внесении изменений в Градостроительный кодекс

Проектировщики обсуждают недавно вступивший в силу закон № 372-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сборник законов
372-ФЗ может вернуть на рынок малые проектные фирмы, которым не по карману членство в СРО

Сразу несколько законов, четыре из которых регламентируют изменения в Градостроительный кодекс, а именно: 368-ФЗ, 369-ФЗ, 373-ФЗ и 372-ФЗ, были приняты в июле 2016 года. Положения последнего непосредственно отразятся на деятельности проектных компаний. Закон корректирует правила формирования фонда возмещения вреда и в ряде случаев предусматривает дополнительный фонд обеспечения договорных обязательств. Также регламентированы правила размещения средств фондов в банках.

С 1 июля 2017 года прекращается действие свидетельств о допуске. Без членства в СРО можно выполнять работы по договору строительного подряда, если размер обязательств не превышает 3 млн рублей. Отменяется обязательность членства в СРО для субподрядчиков.

Помимо этого 372-ФЗ выдвигает новые требования к руководителям проектных организаций, предписывает создание реестра специалистов. Эти и другие новации обсуждают топ-менеджеры проектно-инженерных компаний Санкт-Петербурга.

Участники дискуссии:

Владимир Горчаков, генеральный директор ООО «МегаМейд Проект»

Александр Мусатов, заместитель генерального директора АО «ВИСКО»

Роман Рыбаков, технический директор ООО «СП «ИНТАР», председатель совета СРО АПО «Союзпетрострой-Проект»

Михаил Садков, директор по развитию ООО «Санкт-Петербургский институт архитектуры»

Сергей Большаков, генеральный директор АО «Проектный институт № 1»

– Какие положения закона 372-ФЗ способны повлиять на деятельность проектных компаний?

Владимир Горчаков:

– Мне нравится идея компенсационных фондов. Исполнитель должен нести ответственность, в том числе и материальную, за качество своей работы. Одна из задач нового закона – не допустить повторения ситуаций с отраслевыми СРО. Впрочем, говорить о влиянии этих изменений на отрасль еще рано, поскольку у любой инициативы достаточно долгий путь.

Александр Мусатов:

– Я бы обратил внимание коллег на три положения. Первое – необязательность членства в СРО для субподрядчиков. Малые предприятия, ушедшие с рынка по финансовым причинам после введения института саморегулирования, с вступлением в силу 372-ФЗ смогут вернуться. Остается только открытым вопрос: кто и как будет регулировать их деятельность? Лицензий нет, допуск отменен.

Второе – формирование двух компенсационных фондов: возмещения вреда (для всех членов СРО) и обеспечения договорных обязательств (для членов СРО, планирующих участвовать в государственных и муниципальных закупках). Создание последнего увеличивает финансовую нагрузку на компанию, тем самым отсекая небольшие организации, а также наделяет заказчика полномочиями для давления на проектировщика. Это, видимо, попытка через СРО воздействовать на недобросовестные организации, выполняющие государственные и муниципальные заказы. Как это будет на деле – пока не ясно.

Третье – допуск к работам по подготовке проектной документации. С одной стороны, отмена видов работ и возложение дополнительных полномочий на ГИПов упрощает допуск. Это хорошо. С другой – создает условия для появления псевдопредприятий, скажем, из трех человек – гендиректора, ГИПа, ГАПа, которые могут нанимать специалистов для работы на дому. О каком качестве проектирования при этом можно говорить? В Европе такой опыт есть, но мы, считаю, к этому не готовы.

Роман Рыбаков:

– Положения 372-ФЗ, конечно, повлияют на деятельность проектировщиков. И, безусловно, отразятся на институте саморегулирования. Позитивного влияния ожидать не следует. Кто надеялся добиться позитивных результатов, тоже ничего не получат. Этот закон можно назвать убийцей системы проектирования наряду с 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Положения 372-ФЗ коснулись основ системы саморегулирования, пусть несовершенной, но налаженной за шесть лет работы. Не было повода все ломать. Сложно представить, что в стране позволят работать без лицензии или произойдет переход от разрешительной системы к уведомительной параллельно с  регистрацией в налоговом органе. Наверное, прав президент НОПРИЗ Михаил Посохин, который еще 26 мая, до выхода в свет закона, заметил, что «принятие этого законопроекта станет печальным финишем саморегулирования».

Михаил Садков:

– Считаю что положения закона облегчат участь небольших узкоспециализированных проектных организаций, изначально ориентированных на выполнение двух-трех видов работ, как правило, на субподряде, которых ранее заставляли вступать в СРО и нести принудительные затраты (взносы в компенсационный фонд и прочее).

Сергей Большаков:

– На мой взгляд, значительное влияние на деятельность отрасли может оказать привязка СРО и ее членов к определенному субъекту РФ. То есть в СРО, зарегистрированной в определенном регионе, должны состоять компании этого же региона. Предположу, что цель подобной инициативы – избавление от коммерческих СРО. Однако в данном случае высока вероятность монополизации саморегулирования на местах и,  как  следствие, повышения размеров взносов, а также распространения коммерческих СРО в регионы, где это наиболее выгодно.

Изменения в части формирования второго компенсационного фонда (обеспечения договорных обязательств) означают, что теперь СРО вынужденно отвечает за недобросовестные подрядные организации. Теперь может возникнуть ситуация, при которой недобросовестная подрядная организация может получить аванс и уйти с рынка, а пополнять фонд в этой части придется остальным членам СРО.

– Принесет ли пользу отмена с 1 июля 2017 года свидетельств о допуске с указанием видов работ по проектированию?

Владимир Горчаков:

– Не думаю, что строительная отрасль, включая проектирование, останется без контроля. В конечном счете цель строительного процесса – улучшать уровень жизни людей, а качество – неотъемлемый принцип работы. Отсутствие необходимости допусков к работам не должно снимать ответственность с подрядчиков. Думаю, что так или иначе регулирование сохранится и будет усилено, например, за счет ужесточения требований к участию в тендерах или путем изменений системы лицензирования, о которых сейчас говорят.

Александр Мусатов:

– Формально отмена свидетельств даст большую свободу действий проектным организациям. Но это может привести к ухудшению качества, когда компании с небольшим штатом проектировщиков будут браться за весь комплекс проектных работ вместе с  изысканиями.

Роман Рыбаков:

– Мне кажется, что отмена 624-го приказа Минрегиона и замена свидетельства о допуске справкой о членстве или выход проектной организации из членов СРО внесут хаос во взаимоотношения заказчика и проектировщика. Тем самым у заказчика появятся сомнения в возможности проектировщика выполнить его задание.

Михаил Садков:

– Конечно, снятие принудительных обременений положительно скажется на проектных организациях малого и среднего бизнеса.

Сергей Большаков:

– Считаю, что наличие ясности о допуске той или иной проектной организации к определенному виду работ, подтвержденном специалистами СРО, дает больше гарантий заказчику в профессионализме подрядчика, его компетентности и наличии опыта проектирования требуемых видов объектов.

– Как с помощью механизмов саморегулирования можно влиять на качество подготовки проектной документации?

Владимир Горчаков:

– Сегодня важнейшим фактором, влияющим на качество работы проектировщиков, является модернизация рабочих процессов. Качество подготовки проектной документации повышается за счет использования новых технологий. Ошибки проектирования условно можно разделить на две категории – низкая квалификация специалистов и человеческий фактор. И с тем и с другим можно справиться, если постоянно совершенствовать отрасль. Доля ошибок сократится в разы, если требования по использованию новых технологий станут обязательными хотя бы при реализации крупных проектов. Работодатели будут заинтересованы в повышении уровня квалификации персонала. А благодаря современному ПО уменьшатся опечатки и неправильные расчеты.

Александр Мусатов:

– Закон предлагает ввести еще одного контролера качества проектной документации. На этот раз в виде СРО. Я не понимаю, как саморегулируемая организация может проверять проекты и тем самым влиять на качество проектной документации. Представьте, в СРО сотня компаний, ежегодно каждой выполняется десяток проектов, итого – тысяча проектов различной направленности. Как будет проверять их качество организация, не имеющая для этого штата специалистов? Можно формально по итогам года путем сбора отчетности проверить количество договоров и сроки их выполнения. Но зачем? У подрядной организации есть договорные обязательства перед заказчиком, который как никто заинтересован в соблюдении сроков, положительном результате и качестве работы.

Роман Рыбаков:

– Надо признаться, что механизмы саморегулирования не влияют на качество работы проектных организаций, потому что СРО по законодательству не имеет никакого отношения к текущей деятельности своих членов. Закон 372-ФЗ в статье 55.13 Градкодекса наделил СРО функциями контроля за исполнением ее членами обязательств по договорам и при этом не дал никаких прав и не обозначил способов участия в заключении договоров и возможность влияния на процесс их выполнения.

Поэтому ничего не изменилось. И слава богу, потому что у СРО нет и не было возможностей для такой деятельности. Но функции контроля, наложенные Градостроительным кодексом ранее, выполнялись неукоснительно, обеспечивая с большой вероятностью сохранность компенсационного фонда возмещения вреда.

Михаил Садков:

– Невозможно изменить то, чего нет. Институт саморегулирования – искусственная система сама в себе. Реальных механизмов воздействия на членов СРО, так же как и на качество их работы, нет и не было. Солидарная ответственность членов СРО не обеспечивает качество проектов.

Сергей Большаков:

– Полагаю, что новые требования будут способствовать улучшению качества подготовки проектной документации, но только в том случае, если эти требования будут максимально четко прописаны и механизмы их реализации будут реально работать. На мой взгляд, детализация требований пойдет только на пользу.

– Есть мнение, что низкое качество проектной документации связано с возможностью управлять проектными организациями лицам без специального инженерного образования. Насколько требование о наличии у специалистов образования и стажа повысит уровень проектирования?

Александр Мусатов:

– Для руководства проектной деятельностью, по моему убеждению, нужно иметь специальное инженерное образование. Руководителю проектной организации неплохо бы пройти по карьерной лестнице от рядового проектировщика до ГИПа и выше. Условно говоря, «от мастера до директора». С другой стороны, для управления фирмой необязательно иметь строительное образование, достаточно инженерного.

Роман Рыбаков:

– Это бессмысленное требование мог вписать только тот, кто не понимает сути и технологии проектирования. Кто из руководителей проектной организации (кроме архитекторов, возглавляющих свои мастерские) непосредственно разрабатывает проектную документацию? «Короля делает окружение», и успех компании зависит от подбора команды и организации ее работы.

Михаил Садков:

– Если говорить об ИЧП и малых проектных фирмах, то они, как правило, и учреждены специалистами в своей области. А если речь идет о средних и крупных проектных организациях, где имеется строго упорядоченная структура предприятия с четко прописанными ролями и зонами ответственности всего персонала, то главное для ее гендиректора – быть эффективным менеджером. Такой управленец обеспечит должный уровень проектирования за счет подбора профессиональных работников и своевременного повышения их квалификации.

Сергей Большаков:

– Уверен, что любым делом должен заниматься профессионал. Проектирование – та сфера деятельности, где профильное образование является основополагающим, где базовые знания архитектурно-строительного проектирования и принципы ведения строительно-монтажных работ могут стать решающими при принятии профессионального решения. Ведь проектировщик несет пожизненную ответственность за свои проекты.

Руководителям, не имеющим профильного образования, при введении такой нормы, вероятно, придется пройти курсы повышения квалификации или получить дополнительное образование. Очевидно, что таким руководителям потребуется усиленная команда профессионалов, обладающих полным спектром знаний, умений и навыков в проектировании, для обеспечения высокого качества работ.

– Что вы думаете о необходимости национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, вводимого законом 372-ФЗ? Какова его роль и процедура формирования?

Владимир Горчаков:

– Для любой сферы с большой зоной ответственности полезны реестры или базы специалистов. Но важно, чтобы их формирование не было формальностью. Это относится, в частности, к параметрам профессиональной оценки. Мало зафиксировать в реестре профильное образование и стаж работы специалиста. Нужно учитывать конкретные проекты, над которыми он работал, программы, которыми он владеет, наличие у него дополнительных навыков. Такой реестр даст полноценную информацию о кадровой ситуации в отрасли. Исходя из этих данных, можно наметить пути развития института проектирования и подготовки профессиональных кадров.

Александр Мусатов:

– С созданием реестра специалистов возникает много вопросов. Нужен ли он? С одной стороны, включение в реестр дает специалисту некий, условно говоря, сертификат, «личное клеймо» на применение своих профессиональных знаний – это хорошо.

Но в законе не прописано, как будет формироваться реестр, кто и каким образом будет оценивать квалификацию претендента. Пока определен формальный подход, и это может погубить саму идею. За формальными признаками мы можем не увидеть действительно опытного и квалифицированного специалиста. Данный пункт закона требует серьезной доработки.

Роман Рыбаков:

– Механизма формирования реестра пока не придумали. Если регистрировать будут в СРО и передавать данные в этот реестр, то все сведется к формальностям. Уже есть палаты архитекторов и инженеров, это добровольные некоммерческие организации. Те, кому близки их задачи, пусть вступают.

Михаил Садков:

– Это очень важно и принципиально. Необходимо персонализировать ответственность и очистить отрасль от недоучек и авантюристов, купивших диплом. Таким образом, статус специалиста повысится, а формированием реестра могут заняться уже существующая палата архитекторов и создаваемая по аналогии инженерная палата.

Сергей Большаков:

– Теоретически реестр членов саморегулируемых организаций и национальный реестр специалистов должны быть взаимосвязаны, что позволит определить наличие квалифицированных кадров в конкретных изыскательских и проектных организациях.

Но на практике, по моему мнению, ни какие реестры не могут заменить реноме проектировщика, рекомендации заказчиков, опыт и качество работы, а также компетентность специалистов и партнерские отношения между проектировщиком и заказчиком на основе взаимоуважения.

– Как новый закон отразится на взаимоотношениях проектных компаний и заказчиков?

Владимир Горчаков:

– Небольшие подрядные организации жалуются на множество бюрократических процедур на пути «заказчик – исполнитель». Это ведет к увеличению сроков и стоимости строительства. Насколько 372-ФЗ поможет снизить потери, покажет практика его применения.

Роман Рыбаков:

– Это главный вопрос закона 372-ФЗ. На него можно ответить однозначно – затея неудачная, которая приведет к большему разобщению проектировщиков и усугубит антагонизм в их отношениях с заказчиками. Идея контроля за своевременным исполнением любых договоров, а тем более заключенных с использованием конкурентных способов, порочна, потому что без желания заказчика невозможно закрыть акты сдачи-приемки в определенные сроки.

Здесь возможны различные варианты, вплоть до сговора заказчика с членом СРО. Допустим, представитель заказчика захочет получить премию за экономию средств за счет штрафов. Но тогда ответственность будет нести не исполнитель договора, а СРО, которая долго регрессными исками будет предъявлять претензии к, возможно, уже не существующим подрядчикам и субподрядчикам. К сожалению, новый закон стимулирует безответственность заказчика, вставая на его защиту, что не улучшит отношения с проектировщиком.

Сергей Большаков:

– СРО – это попытка создать аналог западных профессиональных гильдий, которые существуют уже сотни лет. У нас в стране опыт создания и функционирования СРО насчитывает не более 10 лет.

К сожалению, в России СРО еще не приобрели такую значимость, как, например, в Германии, где страх быть исключенным из профессионального сообщества проектировщиков реально выше, чем сиюминутная разовая прибыль. Западные специалисты никогда не пойдут на спорные проектные решения, а зачастую готовы вернуть аванс в ущерб себе, поскольку репутационные риски слишком велики и профессиональная деятельность может оказаться под угрозой.

Считаю, что только качественная работа, взаимоуважение и умение договариваться могут помочь выстроить партнерские и взаимовыгодные отношения между проектировщиком и заказчиком.

Антон Жарков, Татьяна Вильде

КОММЕНТАРИЙ


Владлен ЛявданскийВладлен Лявданский, вице-президент СПб Союза архитекторов, председатель правления НП «Межрегиональная палата архитекторов по СЗФО»

Институт СРО создавался для того, чтобы защитить общество и государство от непрофессиональной деятельности в сфере строительства. Была создана уникальная в мировой практике модель саморегулирования, предусматривающая объединение юридических лиц.

Почти сразу в саморегулировании проявились коммерческие СРО, что было закономерно и вытекало из логики построения системы. Саморегулирование, по сути, стало одной из подсистем бизнеса. СРО выстраивались как бизнес, и вместе с тем они на 100% подконтрольны бизнесу, который обслуживают.

Принятый в июле этого года 372-ФЗ нацелен на то, чтобы исправить недостатки системы саморегулирования и наладить ее эффективную работу. Очевидно, действие закона приведет к ужесточению контроля, но вряд ли стоит ожидать существенного эффекта. Допускаю, что он будет полезен в увязке с законом «О независимой оценке квалификации» (238-ФЗ), который вводит процедуру профессиональной квалификации специалистов. Как известно, по 372-ФЗ к 1 июля 2017 года в стране будет введена обязательная профессиональная квалификация в сфере строительства, что подразумевает дополнительные возможности для реформирования системы.

Однако и здесь наш законодатель пошел особым путем. Есть две основные схемы присуждения квалификации. Это делает либо государство, либо профессиональные сообщества. В нашей стране государство отказалось от этих функций, но и не передало их на законной основе профессиональным сообществам.

В мировой практике подобные сообщества наделены правом присуждать профессиональную квалификацию специалистам, вести надзор за деятельностью своих членов, формировать реестр и т.д. Методика хорошо известна за рубежом. Такие структуры, как Союз архитекторов,
а также Союз строителей и профессиональные объединения инженеров (которые еще нужно создать) вполне могли бы делать эту работу. Они заинтересованы в том, чтобы поддерживать высокий уровень профессионализма и отсекать дилетантов от профессиональной деятельности.

Согласно 238-ФЗ, функции присуждения квалификации опять возложены на бизнес. В основе этого решения лежит ошибочный постулат, что бизнес, ведущий реальную экономическую деятельность, должен быть заинтересован в высокой профессиональной квалификации своих работников. На самом деле бизнес заинтересован прежде всего в прибыли и сокращении издержек. Высокая квалификация работников ведет к увеличению издержек и сокращению прибыли, поэтому прямой заинтересованности бизнеса в процедуре квалификации нет.

Таким образом, система присуждения квалификации рискует стать второй реинкарнацией системы СРО со всеми ее недостатками. Однако сам факт введения в правовое поле процедуры профессиональной квалификации и попытка модернизации системы СРО, безусловно, шаг вперед и ключевое положительное содержание 372-ФЗ.


В печатной версии название статьи – “По волнам законотворчества” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 169, ноябрь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X