съезд строителей
Актуальное

Жизнь без башни: о плюсах несостоявшегося строительства “Охта центра”

В 2016 году в Петербурге планировалось завершить строительство «Охта центра». Хотя этот проект так и не был реализован, сегодня очевидно: он не только дал импульс развитию Красногвардейского района, но и расширил границы деловой части города.

"Охта центр"
На бывшей промышленной территории несравнимо проще возводить новые здания и реконструировать старые

Новые доминанты

История несостоявшегося проекта петербургского Сити на Охте насчитывает десять лет. В 2006 году Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении законопроект о строительстве на Охтинском мысе в Красногвардейском районе бизнес-центра, который должен был разместиться на территории примерно в 25 га. Из них более 10 га площади составляли участки, которые раньше принадлежали заводу «Штурманские приборы» и «Петрозаводу». Позднее здания обоих предприятий были снесены.

В 2007 году Градостроительный совет Петербурга одобрил проект общественно-делового района «Охта центр», доминантой которого должен был стать небоскреб высотой более 400 м. Благодаря «новому Сити» в районе планировалось организовать около 50 000 новых рабочих мест. Был разработан план развития транспортной инфраструктуры района, создана концепция благоустройства территории. Началась расчистка и подготовка стройплощадки.

Это подстегнуло интерес девелоперов к Красногвардейскому району, который прежде считался депрессивным и неперспективным, и определило его развитие на годы вперед. В 2008 году на Охту пришли серьезные инвесторы. Банк «Санкт-Петербург» начал строительство собственного офисного центра, центральное здание комплекса «СПб Плаза» 90-метровой высоты в виде башни вогнуто-выгнутой формы стало доминантой прилегающей застройки.

Международный банковский институт приступил к возведению нового учебного корпуса, а вокруг него финская компания SRV International Ltd решила построить многофунциональный комплекс с офисными зданиями, отелями и ресторанами. На территории между Новочеркасским проспектом, Перевозным переулком, Малоохтинским проспектом и Успенской церковью началось возведение новых бизнес-центров.

Хорошая альтернатива

В 2010 году городские власти вместе с Газпромом приняли решение о переносе строительства небоскреба с Охты. Стремительного расцвета района, который сулила ему реализация проекта общественно-делового центра, не получилось. Но реформирование и развитие территории продолжились.

Не последнюю роль в этом сыграли не связанные с проектом «Охта центр» факторы: близость района к центру Петербурга, наличие удобного выезда из города через КАД, разветвленная сеть автомагистралей, а также то, что на бывшей промышленной территории несравнимо проще, чем в зоне исторической застройки, возводить новые здания и реконструировать старые.

«В исторической части города почти не осталось свободных пятен под застройку, и строительство смещается в удаленные от центра районы, – отмечает заместитель руководителя отдела исследований рынка недвижимости компании Maris в ассоциации CBRE Елена Тищенко. – В этом смысле как территория для развития делового и жилищного строительства Красногвардейский район с его потенциалом – хорошая альтернатива».

Высокий класс

За последние годы в Красногвардейском районе появилось более 40 современных бизнес-центров. Большая часть из них открылась в реконструированных промышленных и административных зданиях, еще часть составили новые постройки. Среди реализованных проектов деловые комплексы класса Б – Bazen, «Аскольд», «Александр Невский», «Паллада», «Русские самоцветы», «Истен», а также бизнес-центры класса С – «Аврора-Сити», «Буревестник», «Десон-Ладога», «Наутилус», «Югра» и многие другие.

" Охта центр"
Более 40 современных бизнес-центров появилось в Красногвардейском районе за последние 10 лет

«В третьем квартале 2016 года был введен в эксплуатацию бизнес-центр Office L27 арендопригодной площадью 8485 кв. м, – говорит Елена Тищенко, – и сейчас Красно­гвардейский район замыкает пятерку лидирующих районов Петербурга по распределению качественной офисной недвижимости».

Здесь же ведется строительство крупных жилищных проектов, причем в основном бизнес-класса, с видовыми квартирами. Так, на Свердловской набережной в 2014 году был сдан в эксплуатацию ЖК «Платинум» (застройщик – московская компания «Квартира.ру»); на 2016 год запланировано завершение строительства и сдача ЖК «Дом на излучине Невы» (компания «Северный город»).

На Малой Охте возводится квартал бизнес-класса «Новый город» (компания «Арена»), три очереди которого уже сданы, а ввод четвертой намечен на 2016 год.

На территории Ручьев реализует крупные проекты в сфере жилищного строительства «Группа ЛСР».

«Например, к 2034 году там будет построен крупный жилой комплекс «Цветной город», а к 2019-му – «Новая Охта», – рассказывает региональный директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Северо-Западе Юлия Ружицкая. – Суммарно это около 3,3 млн кв. м жилья – целый микрорайон, который будет полностью обеспечен социальными объектами и коммерческой недвижимостью».

Кроме жилья запланировано дальнейшее строительство офисных и торговых центров. Их площадь вместе со встроенными коммерческими помещениями составит около 470 000 кв. м. Еще один крупный проект в сфере жилищного строительства – комплекс Magnifika комфорт-класса на Магнитогорской улице (компания Bonava). В ЖК будет 16 корпусов, сдадут новостройку в 2020 году.

Будущее и прошлое

Наконец, именно в Красногвардейском районе впервые с начала кризиса открылся один из крупнейших петербургских торговых комплексов – «Охта-Молл». «Помимо привычной торговой зоны этот ТРК имеет рекреационную составляющую и предлагает широкий спектр развлекательных услуг, – рассказывает Елена Тищенко. – А это означает, что «Охта-Молл» может стать потенциальной новой точкой притяжения Красногвардейского района».

Сейчас на этой территории заявлен ряд крупных проектов, в числе которых бизнес-центр «Охта Плаза», торговые проекты «Максидом» и Leroy Merlin.

Для большинства появляющихся здесь новых зданий характерен ультрасовременный архитектурный стиль: ломаные линии, асимметрия, яркие черты хай-тека. Смелые решения подчеркивают скорость развития территории, ее устремленность в будущее.

«Красногвардейский район долгое время был полностью лишен значимых общественных и социальных доминант, – напоминает руководитель проектов Lifedeluxe.ru и Zakadom.ru Сергей Бобашев. – Поэтому все, что было построено в районе, начиная от Ладожского вокзала до «Охта-Молла», внесло существенный вклад в его развитие. Лично я и стадион именно там бы построил, а не на Крестовском острове».

Юлия Ружицкая отмечает, что благодаря инвестиционным проектам в Красногвардейском районе не только появляются современные бизнес-центры и качественное жилье, но и создаются новые рабочие места, улучшается деловая, досуговая и торговая инфраструктура.

Но, по мнению руководителя межрегио­нальной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генерального директора ГК «Недвижимость в Петербурге» Николая Лаврова, нельзя сказать, что от того, как завершилась история с «Охта центром», Красногвардейский район только выиграл.

«В наследство району достался десятиметровый забор, огораживающий практически всю центральную часть одного из самых видовых земельных участков на набережной Невы, – аргументирует Николай Лавров. – Раскопки больше не производятся, сохранением исторических ценностей никто не занимается. Выкупать эту землю с такими обременениями никто не хочет. Есть большое подозрение, что этот шрам останется на долгие годы на лице Охты».

Точки роста

Сейчас основными зонами развития Красногвардейского района являются территории Большой и Малой Охты. «Близость центральной части города, наличие станции метро, хорошие видовые характеристики на набережных Невы, а также несколько кварталов сталинской застройки – все это факторы, определяющие привлекательность района Малой Охты для жилой и деловой недвижимости», – считает руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.

"Охта центр"
Концентрация в районе бизнес-центров и новых жилых комплексов фактически превратила территорию вдоль набережной Невы в часть городского центра

По его наблюдениям, пока ядром развития Малой Охты остаются близко расположенные комплексы БЦ «СПб Плаза», БЦ Eighteidges и ЖК «Новый город». Эти объекты отличают яркие архитектурные решения проектов и высокий класс недвижимости.

«Другая точка развития территории – район станции метро «Ладожская», но здесь представлены преимущественно объекты более низкого класса и высока доля торговой недвижимости», – подчеркивает Игорь Кокорев.

Больше возможностей для развития имеет район Большой Охты – за счет наличия промышленных территорий, на которых в последнее время активно идут работы по редевелопменту, отмечает эксперт. Именно здесь был построен ТРЦ «Охта-Молл» и начата реализация проекта ЖК Magnifika.

«Примечательно, что оба проекта ведут иностранные девелоперы», – отмечает Игорь Кокорев. По его словам, бывшие промышленные территории района имеют хороший потенциал для развития как в сегментах жилой и коммерческой недвижимости, так и с точки зрения создания центров общественного притяжения.

Центр наступает

За счет реализации десятков инвестиционных проектов Красногвардейский район из спального района окончательно превратился в полуделовой. «Сити, в формате город в городе, из него не получилось, но высокая концентрация на этой территории бизнес-центров и новых жилых комплексов фактически превратила территорию вдоль набережной Невы в часть городского центра – его окраину», – говорит Николай Лавров.

В этом смысле история Красногвардейского района не уникальна. За последние годы центр города перешел не только Неву, но и границы Обводного канала. Промышленную зону вдоль него застроили жилыми комплексами бизнес-класса, и станция метро «Фрунзенская» стала частью центра города. «Та же история произошла с Охтой: берег Невы до станции метро «Новочеркасская» стал практически городским центром, – подчеркивает Николай Лавров, – и из элитного спального советского района превратился в территорию, где господствует симбиоз жилья современного бизнес-класса и деловых центров, построенных из стекла и бетона».

Между тем к перспективам дальнейшего развития Красногвардейского района как делового центра, подобного, например, «Москва-Сити», аналитики относятся скептически. «Вряд ли для него возможно подобное будущее без такого значимого «якоря», каким могла стать штаб-квартира Газпрома», – считает Игорь Кокорев. Впрочем, наличие двух значимых деловых кластеров выгодно выделяет район на фоне других.

Николай Лавров также уверен, что шансы Красногвардейского района «выйти в Сити» в нынешней ситуации близки к нулю. «Тем более что пятен под застройку здесь осталось уже немного и они находятся, как правило, между жилыми домами, – поясняет Николай Лавров. – Но это и хорошо, ведь Петербург – это все-таки город классических архитектурных решений, и набережные Невы, которым присущ этот стиль, остаются одной из главных визитных карточек города».

Рассчитывать, что новый городской Сити появится в Приморском районе, где сейчас реализуется проект многофункционального комплекса «Лахта центр», тоже не приходится, уверен генеральный директор компании Knight Frank St Petersburg Николай Пашков. «Там просто нет для этого места: с одной стороны – залив, а с другой – застройка», – поясняет эксперт.

По мнению Сергея Бобашева, на самом деле новая, особая зона для создания собственного Сити городу и не нужна. «В Петербурге очень большой центр, на территории которого есть более перспективные территории: от Петровского острова до Коломны», – поясняет аналитик.

Оксана Ермошина

В печатной версии название статьи – “Жизнь без башни” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 169, ноябрь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X