съезд строителей
Актуальное

«Пригородный Эрмитаж»: реставрация Гатчинского дворца

До войны Гатчинский дворец нередко называли «пригородным Эрмитажем». Но затем уникальный памятник был лишен охранного статуса и едва не погиб. Программа реставрационных работ, приуроченная к 250-летию дворца, стала важнейшим этапом на долгом и трудном пути возвращения шедевра.

Галерея
Здание, напоминающее замок, более 100 лет служило российским императорам
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Вехи судьбы

Из всех дворцов-музеев, расположенных под Ленинградом, Большой Гатчинский дворец в довоенные годы был крупнейшим и одним из самых посещаемых. Необычное здание, напоминающее старинный замок, более 100 лет служило резиденцией российским императорам. Не удивительно, что и интерьеры здесь были необычайной красоты, и коллекция произведений искусства – уникальной.

«Во время войны дворец серьезно пострадал, рассказывает директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. – Он был разграблен, а в 1944 году – горел. В результате оказались утрачены интерьеры парадных залов Центрального корпуса, Арсенального каре. Только Дворцовую церковь и Кухонное каре пожар не затронул».

Перед войной в Гатчинском дворце хранилось около 54 030 музейных предметов. Из них 11 929 самых ценных были эвакуированы. Сейчас фонды музея насчитывают чуть более 16 000 единиц.

«Многое из сохранившегося перешло в другие музеи, – говорит Василий Панкратов, – поскольку в 1951 году было принято решение передать дворец военному ведомству и не восстанавливать». Множество деталей убранства было утрачено 1950–1970- х годах, когда в здании располагались сторонние организации (военно-морское училище, секретный институт «Электронстандарт»).

Гатчинский дворец
Благодаря реставраторам посетители могут увидеть Греческую галерею такой, какой она запечатлена на акварели Гау 60-70-х годов XIX века
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Реставрация в Гатчинском дворце началась только в 1976 году, а как музей он стал функционировать 8 мая 1985 года. Пять лет назад восстановительные работы во дворце вышли на новый уровень. «За 2011–2015 годы на научную реставрацию было направлено до 600 млн рублей, – говорит Василий Панкратов, – а в 2016-м, в год 250-летнего юбилея Большого Гатчинского дворца, – около 250 млн». Реставрационные работы финансируются из средств бюджета правительства Санкт-Петербурга в рамках адресной программы на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, подведомственных комитету по культуре.

Ожившая картина

«К юбилею Гатчинского дворца была завершена реставрация анфилады залов, расположенных в Восточном полуциркуле: Греческой галереи, Комнаты Ротари, Светлого перехода, Ротонды под гербом и комнат за Греческой», – рассказывает Василий Панкратов. После Великой Отечественной войны эти залы были законсервированы. Минувшей весной их открыли для осмотра впервые с 1941 года. Восстановлена историческая планировка помещений, конструкции стен, полов, потолков и сохранившиеся архитектурные детали. Утраченные – воссозданы.

«Реставрационные работы выполняются по проектам, разработанным специализированными организациями, и историко-архивным материалам, которые хранятся в фондах музея и других архивах, – отмечает Василий Панкратов. – В качестве образцов и основы как для проектной, так и для практической деятельности реставраторы используют акварели академика перспективы Эдуарда Гау, которые художник выполнил в 1860–1880 годах по поручению Александра II, и довоенные фотографии, сделанные во время инвентаризации 1938–1940 годов. Интерьеры воссоздаются на период последней трети XIX века».

Недостающие предметы убранства воспроизводятся по сохранившимся образцам. Так, например, предметы интерьера, составлявшие декоративно-художественный ансамбль убранства Греческой галереи, удалось реконструировать по единственным в своих категориях подлинникам, сохранившимся в фондах дворца-музея. Так были воссозданы 17 стульев в стиле Людовика XVI и девять хрустальных потолочных фонарей.

Шторы на девять окон и одну балконную дверь изготовили из шелка пунцового цвета, сотканного на Лионской мануфактуре в соответствии с историческими образцами и технологиями двухсотлетней давности.

«Стены галереи украсили копии четырех картин Гюбера Робера, выполненные специалистами петербургской Академии художеств: «Собрание античных зданий Рима», «Мост под Римом», «Пожар Рима» и «Собрание античных зданий Франции», – говорит Василий Панкратов. Оригиналы картин хранятся в Павловске. Дополняют убранство галереи столики и жирандоли из фондов Гатчинского дворца-музея.

Главное украшение парадного пространства Греческой галереи, 18 мраморных копий бюстов древнеримских цезарей и древнегреческих философов, уцелели во время войны. В 1950-е 17 мраморных бюстов были установлены в нишах уличной галереи первого этажа Павловского дворца. В 2015 году дирекция ГМЗ «Павловск» передала их Гатчинскому дворцу на хранение. Сегодня, как и в дореволюционные времена, они стоят в Греческой галерее. Благодаря проведенным реставраторами работам посетители дворца могут увидеть галерею такой, какой она запечатлена на акварели Гау 60–70-х годов XIX века.

С видом на тайну

Декор Комнаты Ротари воссоздан по архивным документам в классическом стиле. Этот зал получил свое название потому, что его стены украшала коллекция картин известного художника-портретиста середины XVIII века Пьетро Ротари. Картины хранились здесь до 1941 года, а затем были вывезены. Они вернулись во дворец в 1980-х.

Гатчинский дворец
В перекрытии Светлого перехода устроено видовое “окно”, раскрывшее для обозрения одну из тайн дворца: сквозную арку, которая некогда соединяла плац с Собственным садом
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«В отреставрированном Светлом переходе по инициативе специалистов музея в перекрытии устроено видовое триплексное «окно», раскрывшее для обозрения одну из тайн истории дворца: идеально сохранившуюся сквозную арку, которая некогда соединяла плац с Собственным садом, застроенную при перестройке дворца в середине ХIХ века», – рассказывает Василий Панкратов.

Анфиладу парадных помещений Бель-этажа завершает Ротонда. Зал серьезно пострадал во время войны. Специалистам пришлось практически с нуля воссоздавать историческое объемно-планировочное решение, лепной декор стен, фриза и купола.

«Много внимания и времени уделено монтажу архитектурно-конструктивных и декоративных элементов, воссозданию скульптурных рельефных тематических панно, фигур двуглавых орлов», – подчеркивает Василий Панкратов.

В отреставрированный зал вернулся мраморный бюст Николая I работы известнейшего русского скульптора И. П. Витали.

В комнатах за Греческой галереей реставраторы демонтировали поздние перегородки, восстановили историческую планировку. Здесь разместили интерьерную экспозицию на период середины ХIХ века.

Посетители могут увидеть мемориальные предметы мебели, изобразительного и декоративно-прикладного искусства из фондов музея-заповедника.

Греческая галерея, Комната Ротари и комнаты за Греческой были открыты 31 мая 2016 года. Светлый переход и Ротонду под гербом гости дворца смогут увидеть в декабре.

Новый маршрут

Сейчас реставраторы заканчивают начатые в 2013 году работы по воссозданию Мраморной лестницы – одного из самых торжественных парадных помещений всего дворцового комплекса. Завершается воссоздание внутреннего фасада Арсенального каре. В ноябре прошлого года здесь началась реставрация помещений первого этажа – Комнат Николая I.

Работы первого этапа уже закончены: расчищены и укреплены стены, своды, полотки и полы, установлены воссозданные по историческим образцам окна и двери. Большому военному кабинету возвращена первоначальная планировка, отреставрирована чугунная винтовая лестница. «Завершить реставрацию Комнат Николая I планируется уже в 2017 году», – рассказывает Василий Панкратов.

По его словам, после окончания реставрационных работ в этих помещениях музей-заповедник приобретет еще один интереснейший экскурсионный маршрут. Он будет начинаться с отреставрированной в 2013 году однопролетной уличной металлической лестницы, ведущей в помещения дворца из Собственного сада.

Часть помещений дворца осталась за рамками нынешней программы и еще нуждается в реставрации. «Это Арсенальный зал, Китайская и Готическая галереи, – перечисляет Василий Панкратов. – Чтобы отреставрировать эти помещения, нужно выполнить целый комплекс научно-исследовательских и проектных работ. Затем – пройти согласования, получить положительные историко-культурные экспертизы проектов. Только после этого можно будет приступить к реставрации. Эта работа планируется на перспективу».

Не только во дворце

Реставрационные работы идут и в дворцовом парке. Уже завершено воссоздание Цветочной горки – главного украшения Ботанических садов. «Осенью прошлого года после реставрации была торжественно открыта Колонна Орла – одно из ранних сооружений Гатчинского парка, которое приписывается архитектору А. Ринальди», – рассказывает Василий Панкратов.

Гатчинский дворец
Открытие новых залов Гатчинского дворца дает возможность гостям музея открыть для себя новые экскурсионные маршруты и по-новому ощутить масштабы дворца
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

С 1970-х годов колонна не реставрировалась. Ее разрушало не только время, но и атаки вандалов. К началу 2000-х годов состояние сооружения было признано аварийным. Летом 2015 года впервые за последние сорок лет колонна была отреставрирована. На ее вершину вернулся белый орел, изваяние которого было выполнено в искусственном камне с воссозданной в 1960–1970-х годах скульптуры.

Восстановительные работы в парке будут продолжены. В 2017 году планируется выполнить реставрацию Большой террасы-пристани, расположенной на Длинном острове. «Уже получена положительная историко-культурная экспертиза проектной документации, обосновывающая выполнение работ на объекте, – говорит Василий Панкратов. – Сейчас проект проходит согласование в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

В планах – реставрация Большого каменного моста, воссоздание деревянного пешеходного моста на Пихтовый остров (проектная документация по этим объектам проходит согласования). В стадии проектирования – работы по воссозданию Понтонного моста и паромных пристаней. К ним относятся переправы между Пихтовым и Березовым островами, на Длинном острове.

Дорога домой

Из России и других стран мира в Гатчинский дворец постепенно возвращаются вещи, которые в годы войны и последующие десятилетия были вывезены из музея. У каждого такого шедевра – свой особый путь к дому. «Осенью прошлого года состоялась передача картин из исторических собраний Ораниенбаума и Гатчины, – вспоминает Василий Панкратов. – А два года назад музею были возвращены 33 любительские фотографии российской императорской семьи, вывезенные немецким солдатом в 1944 году – перед отступлением. Снимки были выставлены на аукцион в Женеве, но когда выяснилось, что они принадлежат исторической коллекции Гатчинского дворца, их сняли с продажи и передали в музей».

В том же 2014 году в рамках проекта «Немецко-российский культурный диалог», направленного на совместный поиск и выявление утраченных музейных экспонатов, в Гатчинский дворец была возвращена икона «Благовещение» – еще одна ценность, вывезенная немецким солдатом во время войны.

Знак ангела

В процессе реставрационных работ специалистами были сделаны новые открытия и неожиданные находки. Многие из них по-настоящему сенсационны. Одна из таких историй произошла в Троицкой церкви Гатчинского дворца. Согласно архивным документам, в кессонах алтарного купола находилось 120 художественных вставок. Долгое время было неизвестно, сохранились ли они, а если сохранились, то в каком состоянии находятся.

«Впервые предположение о том, что живопись в кессонах все же имеется, научные сотрудники сделали еще 24 октября 1999 года, – рассказывает Василий Панкратов. – В этот день состоялось первое после октябрьского переворота 1917 года богослужение по случаю праздника Перенесения Мальтийских реликвий с острова Мальты в Гатчину. Вечером, обходя храм, научный сотрудник И. Э. Рыженко услышала в алтарной части громкий звук от падения фрагмента отвалившейся штукатурки. Подняв голову, специалист увидела в углу одного из кессонов отклеившуюся бумагу, а под ней – голубой фон, на котором ясно просматривалась верхняя часть головы херувима».

В 2014 году при детальном осмотре кессонов было обнаружено 96 картонов, которые оказались заклеенными с внешней стороны бумагой. Специалисты провели демонтаж произведений и передали их реставраторам. В год 250-летия Гатчинского дворца реставрация была завершена. Уникальные живописные произведения вновь украсили алтарный купол Дворцовой церкви.

В отреставрированных залах Большого Гатчинского дворца открываются новые экспозиции. В их числе и выставка в комнатах за Греческой галереей, и коллекция картин из собрания графа Григория Орлова, первого владельца дворца, в Комнате Ротари. Эта коллекция экспонируется в историческом интерьере впервые с 1941 года.

«Открытие новых залов позволяет значительно увеличить экспозиционные площади, – подчеркивает Василий Панкратов, – а это дает гостям музея возможность открыть для себя новые интересные экскурсионные маршруты и по-новому ощутить масштабы дворца, его объемы».

Оксана Еромшина

В печатной версии название статьи – “Пригородный Эрмитаж” возвращается (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 169, ноябрь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X