съезд строителей
Актуальное

На подъеме: какие лифты появятся в будущем

Летом 2017-го будет представлен лифт, способный перемещаться не только вверх и вниз, но и горизонтально и даже наклонно. Это откроет широкие возможности для архитекторов, проектировщиков и выведет отрасль на новый уровень.

Проект лифта
Лифт способен стать особенным элементом здания, на котором делается акцент

Лифтовая история

В России пассажирские лифты появились XVIII веке в дворцовых постройках Царского Села, подмосковной усадьбе Кусково, подъемные стол и кресло – в петродворцовом Эрмитаже. В 1795 году Иван Кулибин разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъемных и спускных кресел) для Зимнего дворца. В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское.

Однако годом рождения подъемной машины все же считается 1854-й, когда Элайша Грейвс Отис продемонстрировал первый безопасный лифт на выставке в Нью-Йорке.

Как рассказал на Международном форуме высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia главный архитектор ЗАО «ГОРПРОЕКТ» Филипп Никандров, устройство безопасности Отиса в сочетании со стальными несущими конструкциями дало возможность строить высотные здания. В течение последующих 140 лет лифтовое оборудование технологически почти не менялось.

«Однако за 160 лет, прошедших с изобретения Отиса, особого апгрейда системы не произошло, она оставалась прежней: кабина, подвешенная на тросах, и противовес, снижающий энергозатраты. Такие лифты для высотных зданий не годятся. Для высотных зданий нужны подъемники с безредукторным приводом с большими скоростями», – считает Филипп Никандров.

Только в 1996 году инженеры финской компании KONE изобрели и запустили в массовое производство лифты MonoSpace. Для вертикального транспорта изобретение безредукторного электрического привода, позволившего избавиться от машинного отделения, создать единое устройство и разместиться в компактной шахте, стало технологическим прорывом.

Стремление вверх

По расчетам экспертов, к 2050 году 70% мирового населения будет проживать в  городах. И без высотного строительства разместить всех желающих в мегаполисах не получится. Более того, высотные здания в последнее время становятся многофункциональными: как правило, под землей располагается паркинг, над ним ритейл, далее офисы, а в верхней части жилье. Что отражает требование и к эффективной схеме оптимизации трафика лифта.

Механизм лифта
Двухпалубные лифты имеют большую массу и требуют выделенного машинного отделения
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Кроме того, известно, что в последние годы растет средняя высота зданий: в 2000 году этот показатель для 20 самых высоких башен мира составлял 375 м, в 2010- м – 439 м, а к 2020-му ожидается повышение до 598 м.

«При этом высота не отражает реального обитания всего здания, – подчеркивает Филипп Никандров. – В погоне за высотой девелоперы и архитекторы, находящиеся у них на службе, пытаются наращивать ее различными способами. В основном за счет шпилей, других архитектурных деталей, созданием этажей под размещение технического оборудования. Но, как правило, вертикальный транспорт до самой верхней точки не ведут, там нет и лестниц, они недосягаемы как для людей, так и для пожарных подразделений. Возьмем, к примеру, «Бурдж-Халифа» (Дубай) – обитаемая часть в этом здании составляет первые 600 м, а следующие 244 м  необитаемы, созданы, вероятно, для престижа».

Но не столько престиж понуждает владельцев строить заведомо необитаемые части высоток. Дело в том, что вертикальный транспорт пока имеет технологические ограничения. И чем выше здание, тем больше подъемников потребуется для обеспечения трафика. По мнению Филиппа Никандрова, имеет смысл возводить высотки, целенаправленно сужая верхние этажи. Это позволит сокращать число лифтов, ведущих к вершине здания, сохраняя эффективность планировки в соотношении ядро этаж.

В традиционной системе единственная схема, которая могла существовать, – это скай-лобби (промежуточные вестибюли). Лифты-шаттлы в этом случае поднимаются на скай-лобби, а далее локальные подъемники перевозят на нужный этаж. Лифты-шаттлы двигаются транзитом, не останавливаясь, и могут набирать скорость более 10 м/с. Но такие подъемные машины необходимо оборудовать системами стабилизации давления, чтобы пассажиры не испытывали дискомфорта при резком спуске или торможении.

Двухпалубные лифты разделили

Обеспечить комфортный трафик помогают двухпалубные лифты (двухэтажная кабина), которые были изобретены еще в 30-х годах прошлого века. Минус таких машин в том, что расстояние между кабинами должно равняться расстоянию между этажами, – такой вариант обеспечивает вход и выход с двух этажей одновременно. При этом на четные этажи пассажир может попасть только со второго этажа кабины, а на нечетные – с первого.

Компания OTIS усовершенствовала двухпалубные лифты, внеся небольшое изменение, позволяющее во время движения лифта уменьшать или увеличивать расстояние между кабинами. Появилась возможность использовать двухпалубные лифты в зданиях с разными расстояниями между этажами, которые изначально не были предназначены для таких лифтов.

Шахта лифта
Так называемый композитный UltraRope гораздо легче и прочнее традиционного стального, что повышает энергоэффективность системы
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Например, в многофункциональных зданиях, где высота помещений в нижней части здания (офисах) отличается от высоты в жилых помещениях или гостиницах, расположенных сверху.

Поистине революционная разработка компании ThyssenKrupp Elevator дает возможность эксплуатировать две независимые лифтовые кабины в одной шахте, рассказывает Филипп Никандров. По его мнению, такое инженерное решение (лифтовая система TWIN) позволяет экономить пространство, повышает производительность вертикального транспорта и тем самым открывает новые перспективы для архитекторов.

Кроме того, идея обеспечивает высокую эффективность передвижения при оснащении высотных зданий (до 200 м) и при модернизации существующих. Управление вызовами в лифтовой системе TWIN осуществляется с помощью прогрессивной интеллектуальной системы Destination Selection Control (DSC), которая отвечает за распределение вызовов в группе, рассчитывая для каждого пассажира и всего лифтового комплекса наилучший маршрут.

Расположенные в холле сенсорные экраны системы управления лифтами DSC предназначены для интерактивного вызова кабины, они способны информировать пассажира, какой именно лифт из группы доставит его на необходимый этаж. При этом дополнительной панели управления в кабине не требуется. Такие лифты установлены в башне «Федерация» (Россия). При компьютерном управлении снижается элемент человеческого фактора.

UltraRope – новинка рынка, которую продвигает компания KONE. Специалисты разработали так называемый композитный УльтраТрос (высокофрикционное поли-уретановое покрытие с основой из углеволокна). Такой трос гораздо легче и прочнее традиционного стального, что повышает энергоэффективность системы. УльтраТрос позволит лифтам подниматься на высоту до одного километра, что вдвое превышает современные показатели. Технология исключает недостатки, присущие стальным тросам, – высокое потребление энергии, растяжение, большие движущиеся массы и время на подготовку лифтовых шахт. Для сравнения: стальные тросы для башни высотой 400 м весят 18,5 т, а углеволоконный 1,170 т, то есть в 18 раз меньше.

Революционная идея

Инженеры ThyssenKrupp Elevator предложили миру новую технологию линейного двигателя лифта. Эксперты рынка пророчат большое будущее этой идее, поскольку это не просто новый лифт – это новая вертикальная и горизонтальная транспортная система. Два года назад компания запатентовала лифты, позволяющие перемещаться в здании и вертикально, и горизонтально, и наклонно.

«Это прорыв в развитии вертикального транспорта, – убежден Филипп Никандров, – представьте, подъемная машина, где нет ни тросов, ни противовесов, с помощью линейного двигателя кабина перемещается сама в любом направлении, по принципу Маглев поезд (MagLev – от англ. magnetic levitation – «поезд на магнитной подушке». – Прим. ред.). И опять же эта идея открывает невероятные возможности для архитекторов и проектировщиков, поскольку появляется возможность за счет использования такого оборудования соединить здания или инфраструктуру метро и т. д. В июле следующего года образец нового лифта можно будет посмотреть в действии. Пока только в Германии».

Отечественные лифты для ВИПов

Качество и безопасность лифтового оборудования, безусловно, стоит при выборе решения на первом месте. Вместе с тем немаловажное значение имеет дизайн, эксклюзивное оформление интерьера кабины, это создает настроение и комфорт при передвижении.

Проекты лифтов
Эксперты пророчат большое будущее новой технологии линейного двигателя лифта, поскольку это не просто новый лифт – это новая вертикальная и горизонтальная транспортная система
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

«Почему-то специалисты многих архитектурных бюро убеждены, что элитные здания следует оборудовать только импортными лифтами с известными брендами, – посетовал в рамках 100+ Forum Russia генеральный директор ООО ТД «Век» Михаил МОЛОЧНИКОВ. – Категорически с этим не согласен».

Исследование, проведенное специалистами компании, показало, что 85% пассажиров, покинувших кабины лифта, не способны назвать бренд подъемника, но могут оценить, насколько комфортным было передвижение, каким был уровень шума, плавно ли шел лифт, насколько интересно оформлена кабина. «Для футбольного стадиона в Екатеринбурге мы разработали ВИП-лифты со специальным дизайном. В кабине разместили объемный светильник в виде футбольного мяча, объемные, с подсветкой, выдавленные из металла изображения игроков. Установили, как того требовало техническое задание, телевизор и камеры, и это произвело впечатление».

Не менее интересным стал и другой проект ООО ТД «Век», реализованный при строительстве отеля Beton Brut в Анапе. Панорамные лифты, помещенные в стеклянной шахте, удачно вписались в восьмиэтажный атриум и как бы растворились в нем. При этом противовес был отделан тем же материалом, что и шахты лифта.

Михаил Молочников считает, что существует три варианта поддержки архитектуры здания лифтом, решающие разные задачи.

В частности, лифт, выполняя свое основное предназначение, должен стать гармоничной частью архитектурного облика здания, сливаться с ним. В этом случае, например, покрытие пола в лифте и холлах может быть из одного материала, так же как, скажем, могут совпадать решения по отделке лифтовой кабины и самого здания.

Второй вариант: лифт способен стать особенным элементом здания, на котором делается акцент. Есть и третье решение, когда лифт решает задачу поддержки бренда в различных торговых центрах. В этом случае шахта может быть отделана изображениями фирменной продукции.

«Лифты элитного класса, кроме интересного дизайна, должны обладать набором технических элементов, характерных для бизнес-класса, – напоминает Михаил Молочников. – Например, идея инженеров компании – создание направляющих башмаков с независимой подвеской с использованием сайлентблоков автомобиля – позволила почти полностью снять вибрацию с кабины».

Оформление кабины композитными материалами обеспечило почти полную ее шумоизоляцию и в полтора раза снизило массу, что повысило энергоэффективность. Акустического комфорта добились применением нейлоновых шкивов, чем исключили контакт металла с металлом, а потребительские свойства по износостойкости увеличили в восемь раз.

В числе разработок специалистов компании – оснащение лифтов функцией предоткрывания двери. Иными словами, двери открываются за 13 секунд до подхода пассажира к этажу, что позволяет не задерживаться при входе и выходе из кабины. Кроме того, лифты оборудованы часами и календарями, способными самостоятельно определять уровень пассажиропотока в разное время суток.

Всего 160 лет назад изобретение лифта позволило приступить к строительству небоскребов. Последние разработки уже в недалекой перспективе помогут снабдить высотные здания вертикальным транспортом, способным не только поднимать наверх,но и перемещать пассажиров по кругу.

НА ЗАМЕТКУ


Работая на основных принципах цикличной системы, такой как у лифта патерностер, MULTI состоит из нескольких кабин, перемещающихся циклично с расчетной скоростью 5 м/с, предоставляя пассажирам доступ к кабине подъемника каждые 15–30 секунд, с остановками на  этажах в соответствии с концепцией транспортировки в здании.

Благодаря нескольким кабинам увеличивается пропускная способность лифтовой системы, а передвижение становится более комфортным по сравнению с высокоскоростными лифтами, которые ограничены эффектами давления на организм человека и ощущением дискомфорта
при перемещении в лифтах со скоростью более 10 м/с.

Несмотря на то что идеальная высота здания для MULTI начинается от 200 м, эта система не ограничена высотой здания, но направлена на эксплуатацию в супер– и мегавысотных зданиях в качестве основной вертикальной транспортной системы.

Лифт MULTI – лифт без канатов, но с надежной многоуровневой тормозной системой и бесконтактным способом передачи энергии из шахты в кабину. В результате для такого подъемника необходима шахта меньшего размера, чем для традиционных, что позволяет увеличить полезную площадь зданий на 25% (в настоящее время в зависимости от размера сооружения лифтовые шахты и эскалаторы могут занимать до 40% площади здания).

С точки зрения контрольной системы и функций безопасности MULTI основан на технологии TWIN
от ThyssenKrupp, но включает новые характеристики, такие как: новейшие легкие материалы кабины и дверей, благодаря которым доступно снижение веса до 50% по сравнению с обычными лифтами, новый линейный двигатель, позволяющий и вертикальное, и горизонтальное движение, а также перемещение кабины из одной шахты в другую.

Совершенный алгоритм обеспечивается инновационной системой вызова лифта для комфортной и быстрой перевозки пассажира к месту назначения.

Источник: презентация главного архитектора ЗАО «ГОРПРОЕКТ» Филиппа Никандрова на 100+ Forum Russia


Лилиана Глазова

В печатной версии название статьи – “На подъеме” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 169, ноябрь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X