съезд строителей
Актуальное

Выиграет эффективный: о развитии транспортной инфраструктуры

В условиях конкуренции за привлечение федерального и частного капитала в проекты строительства транспортной инфраструктуры региональным властям необходимо сформировать эффективную структуру инвестиций и пул проектов.

Развязка
В тройку лидеров по федеральному софинансированию дорожных проектов традиционно входят Москва, Московская область и Санкт-Петербург

До 2022 года в России должна быть решена задача удвоения объемов строительства региональных и местных дорог, а также не менее 80–85% дорожной сети должно содержаться в нормативном состоянии. Чтобы эти целевые показатели развития дорожно-транспортной инфраструктуры страны были реализованы, регионам необходимо научиться генерировать конкурентные экономически эффективные проекты, чтобы привлекать инвестиции из частных и федеральных источников финансирования дорожного строительства.

Дополнительным стимулом к активным действиям региональных властей должен стать и новый федеральный источник субсидирования дорожных проектов, пополняемый за счет сборов по системе «Платон», созданной в ноябре 2015 года. Согласно прогнозу Минфина РФ, ежегодно система «Платон» будет собирать средства в объеме 19–20 млрд рублей, из которых 10,6 млрд рублей отчисляется концессионеру системы. До 15 октября 2016 года на счета «Платона» поступило порядка 15,321 млрд рублей, из собранных средств 10,85 млрд рублей было направлено на ремонт дорог в регионах.

Распределение денег на проекты нового строительства осуществляется на федеральном уровне – ежегодно на рассмотрение Минтранса РФ и Росавтодора выносятся крупные инфраструктурные проекты, претендующие на федеральные ассигнования. Как поясняется на сайте Росавтодора, на деньги, собранные через систему «Платон», могут претендовать капиталоемкие концессионные региональные проекты стоимостью более 1,5 млрд рублей. При этом объем федеральных средств должен быть не более 50% для автодорог и не более 75% для искусственных сооружений. Это, в свою очередь, должно стимулировать регионы к запуску государственно-частных проектов в дорожном строительстве и тем самым повышать эффективность субсидий в отрасль. Регионы ждут составления Росавтодором рейтинга проектов ГЧП, которые к концу года утвердит межведомственная комиссия при Минтрансе РФ, финансирование победителям будет открыто в первом квартале 2017 года.

Последние годы в тройку лидеров по федеральному софинансированию дорожных проектов традиционно входят Москва, Московская область и Санкт-Петербург, транспортная инфраструктура которых обслуживает мощные транзитно-логистические потоки двух российских столиц.

«За последние пять лет в Санкт-Петербурге около 24 млрд инвестировано в развитие транспортных проектов из средств федерального бюджета», – сообщил председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) Сергей Харлашкин.

Однако с развитием кризисных явлений конкуренция регионов за федеральное софинансирование проектов возрастает. А по мере завершения проектов, реализуемых к чемпионату мира по футболу 2018 года, борьба за федеральные средства станет только жестче.

Поэтому уже сейчас регионам, в том числе и Петербургу, необходимо сформировать эффективную структуру инвестиций и пул транспортных проектов, реализуемых на условиях бюджетного софинансирования, чтобы успешно конкурировать с другими агломерациями за привлечение в дорожную сферу федерального финансирования и инвестиций частного капитала. Именно эта тема стала наиболее обсуждаемой в рамках форума «Мир мостов», проходившего на берегах Невы в рамках XVII Международной специализированной выставки «Дороги. Мосты. Тоннели». Региональные власти попытались определить новые «точки роста» и возможности для развития транспортно-логистической инфраструктуры в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Северо-Западном регионе в целом.

Удержать первенство

«Что касается дальнейших перспектив, по линии федерального софинансирования Петербург уже подал заявку по четырем транспортным проектам», – проинформировал Сергей Харлашкин, выступая на панельной дискуссии «Инновации и инвестиции в транспортном строительстве и транспортной инфраструктуре», состоявшейся в рамках форума.

По словам главы профильного ведомства, поступление федеральных средств ожидается в первую очередь для реализации проекта обеспечения транспортной доступности района МФК «Лахта центр» и разгрузки Приморского шоссе.

Карта
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Второй заявленный на софинансирование проект – строительство пяти путепроводов через железнодорожные пути Московского и Выборгского направлений, чтобы решить проблемы пересечения линий железнодорожного сообщения «Сапсан» и «Аллегро». Третья заявка подана на финансирование строительства вылетных магистралей из Петербурга, призванных значительно облегчить логистику города и улучшить транспортную составляющую в начале и конце рабочего дня.

По этим проектам в первом приближении КРТИ не получил отказа от федерального центра. Помимо этого Смольный рассчитывает получить федеральные средства на строительство моста через Неву, в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай. Стоимость данного объекта оценивается в 9 млрд рублей, предпроект уже выполнен.

«Власти города взяли курс на развитие транспортного комплекса опережающими темпами, в связи с чем было бы наивно рассчитывать только на городской бюджет или на помощь федерального центра, – подчеркнул глава КРТИ. – Акцент в работе сделан на привлечение инвесторов к строительству опорной сети дорог».

В Петербурге планируется реализовать несколько стратегически важных транспортных проектов. На конференции «Мир мостов» был повторно анонсирован проект «второго ЗСД», предусматривающий сооружение магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц с мостом через Неву. Предполагается, что трасса протяженностью 17,6 км будет иметь шесть полос движения (по три в каждом направлении). Аналог ЗСД соединит берега между мостом Александра Невского и Володарским. Окончательно проект еще не утвержден, однако уже известен примерный объем инвестиций – Смольный оценивает его в 150 млрд рублей. Эффект от реализации проекта будет сопоставим с проектом ЗСД. С вводом финального, Центрального участка ЗСД транспортная доступность в центр Петербурга улучшится в разы, пообещал Сергей Харлашкин и предложил провести эксперимент по прохождению десятикилометрового участка в Белокаменной и в городе на Неве. «Скорость будет выше в два-три раза в Петербурге», – заверил он.

Эксперты связывают этот факт с «эпохой крупных транспортных строек», сопровождавшейся огромными бюджетными вливаниями в транспортную инфраструктуру Петербурга в 2004–2009 годах. Если до начала масштабного строительства на территории города в год вводилось 12–22 новых объекта, при сохранении объемов бюджетного финансирования транспортной сферы, все денежные потоки были сконцентрированы на сооружении одного-двух транспортных гигантов.

Только в рамках подготовки к ЧМ по футболу – 2018 на развитие улично-дорожной сети города в 2015–2018 годах было выделено порядка 70 млрд рублей – в конечном итоге сообщение от аэропорта Пулково до стадиона на Крестовском острове должно занимать 19 минут, обещают представители Смольного.

Еще один уникальный в масштабах России проект – строительство пешеходного моста в створе Яхтенной улицы, который финансируется за счет средств крупнейшей градостроительной организации Ассоциации строителей по содействию развитию транспортной и спортивной инфраструктуры «Открытое пространство». Стоимость проекта оценивается в 1,95 млрд рублей. Проект реализуют члены партнерства – ОАО «Метрострой», ЗАО «Пилон», ЗАО «АБЗ-Дорстрой», ЗАО «ВАД», АО «ПО «Воз­рождение», которые ранее обратились к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с инициативой строительства моста за счет собственных средств компаний и дальнейшей безвозмездной передачи городу.

Яхтенный мост длиной 491,93 м строится к Кубку конфедераций 2017 года и чемпионату мира по футболу 2018 года. Возводимый транспортно-пешеходный неразводной мост соединит южный берег Приморского района в створе Яхтенной улицы с северным берегом Крестовского острова, обеспечив доступность футбольного стадиона и других спортивных объектов. По требованию ФИФА мост должен быть готов к середине апреля 2017 года.

"Зенит-Арена"
Около 24 млрд инвестировано в развитие транспортных проектов Петербурга из средств федерального бюджета за последние пять лет

«Работы ведутся опережающими темпами. Завершаются работы по установке опор и основных конструкций, – сообщил председатель КРТИ. – С президентом ФИФА мы поспорили, что 14 апреля ровно в 11 часов утра будет проведен тестовый пуск по мосту и связь Крестовского острова с парком 300-летия Петербурга будет обеспечена вовремя. Кроме того, хотя мост и был запроектирован как пешеходный, его параметры позволяют в дальнейшем пустить автомобильное движение по нему».

Вместе с тем город заинтересован в привлечении инвестиций и в менее масштабные проекты. В частности, речь идет о строительстве плоскостных парковок, а также организации платного парковочного пространства в центре Петербурга на основе концессионных соглашений и инвестиционных договоров.

Субъект субъекта

Функционал дорожной сети Ленинградской области многополярен: к обеспечению собственных транспортно-логистических потребностей агломерации добавляется обслуживание транзитных потоков Петербурга.

«Ленинградская область является обслуживающей территорией второго по численности российского мегаполиса Санкт-Петербурга, в некотором смысле – это «субъект субъекта», – заметил председатель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаил Козьминых. – Из Петербурга в региональную улично-дорожную сеть Ленобласти выходит 22 съезда. С мая по октябрь, по разным оценкам, 2,5 млн человек выезжает из мегаполиса в приграничные районы 47-го региона, а ежедневно примерно 200 000 человек перемещается из города в область».

Областным властям необходимо учитывать это при развитии опорной транспортно-дорожной сети региона. По мнению администрации Ленобласти, она должна состоять из 5500 км, в то время как в реальности, по данным КДХ ЛО, на балансе области 9700 км. При нынешней стоимости капитального ремонта каждого километра региональных дорог разница представляет собой достаточно серьезные цифры, констатирует Михаил Козьминых.

Кроме того, лидирующие по темпам жилищного строительства районы Мурино – Новодевяткино и Кудрово до сих пор не обеспечены транспортной доступностью: ранее проекты освоения этих территорий не предусматривали строительства транспортной инфраструктуры. Чтобы снизить напряженность транспортной сети на въездах в эти застраивающиеся районы, по оценкам главы областного ведомства, понадобится порядка 40 млрд рублей, которых в областном бюджете просто нет.

«Поскольку до сих пор положительно не решен вопрос о налоговых отчислениях работающих в городе жителей Ленобласти, налоги пока поступают в городскую казну. Поэтому региональный дорожный фонд в 2015 году составил всего 9,5 млрд рублей плюс 2,5 млрд из федерального центра, что не может решить наши проблемы», – охарактеризовал ситуацию Михаил Козьминых.

Тем не менее областным властям удалось преломить ситуацию. Если до 2014 года дорожники фактически занимались лишь поддержанием существующей сети, включая текущий ремонт, то сегодня доля работ по содержанию выросла до 42,4%. С 2015 года в регионе был дан старт активному транспортному строительству: совместно с РЖД строятся три развязки на Выборгской линии – на отметке 3, 11, 23 км. Также, с учетом интенсивного развития порта Бронка, совместно с РЖД и ФДА в соотношении 40:40:20 бюджетных вложений ведется строительство путепровода в Гатчине.

С точки зрения привлечения инвестиций в дорожное строительство 47-й регион старается не отставать от Петербурга: в настоящее время на рассмотрении в областном правительстве находятся два проекта развития дорожной инфраструктуры в районе Мурино – Новодевяткино.

Выделение средств предусмотрено в рамках финансирования проектов застройки нового микрорайона частными инвесторами, а также за счет средств бюджетов федерального и регионального уровней. Стоимость одного проекта – продолжения Гражданского проспекта со строительством транспортно-пересадочного узла в поселке Новодевяткино – оценивается в 20 млрд руб­лей, второго – строительства продолжения Пискаревского проспекта с организацией съезда с КАД, который планируется к старту в начале 2017 года, – в 40 млрд рублей.

Строительство дорог
При выполнении госзаказа на строительство дорог банки должны выдавать победителю тендера кредиты под 6% годовых

Кроме того, власти Ленобласти надеются на выделение федеральных субсидий еще на два проекта – сооружение мостов через реку Волхов в районе г. Кириши с объемом инвестиций 3 млрд рублей и реку Свирь в районе г. Подпорожье, требующего вложений на сумму 4,5 млрд рублей. Минтранс РФ уже подтвердил финансирование этих двух проектов тремя равными траншами по 800 млн рублей каждый в период 2017–2019 годов, сообщил Михаил Козьминых.

Интерес под гарантию

«Так сложилось, что при рассмотрении ГЧП-проектов частные инвесторы ставят непременным условием получение минимального гарантированного дохода, – подчеркнул начальник управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валентин Енокаев. – При этом все риски по неисполнению трафика и снижению транспортного потока на дорожном объекте возлагаются на государственного партнера. Иными словами, инвестор превращает ГЧП-проект в своего рода банковский инструмент, как альтернативу, например, облигациям. И в этом состоит определенная проблема. В то же время вступать в прогнозируемый ГЧП-проект ему заведомо интересно. С точки зрения субъекта такие проекты могут быть не всегда привлекательны, гораздо важнее бывает вложить деньги в ремонт разрушенного моста, сняв тем самым социальную напряженность, чем дать инвестиционный толчок развитию территории, построив там платную дорогу. Как показывает практика, любые прогнозы относительно будущего трафика – ни в плюс, ни в минус – не сбываются».

Впрочем, отмечает представитель дирекции, сегодня создан прозрачный и понятный механизм федерального софинансирования таких проектов. При этом приоритет отдается проектам с участием частного капитала и объектам строительства искусственных сооружений, технически сложных уникальных объектов, финансируемых за счет средств от системы «Платон».

Заметим, по опыту эксплуатации ЗСД в Петербурге, согласно публичным данным, доход от месячного трафика на участках платной скоростной трассы составляет 40 млн рублей, что представляет несомненный коммерческий интерес как для концессионера, так и для города в длительном периоде.

«Сейчас дирекция рассматривает ряд проектов с привлечением средств инвесторов, банков, различных фондов, – сообщил Валентин Енокаев. – В первую очередь планируется принять к реализации проекты строительства трассы М-49 и обустройства платных железнодорожных переездов».

Финансирование дорожного комплекса должно стабильно наращивать объемы, полагает генеральный директор НП «АСДОР» Юрий Агафонов. «При выполнении госзаказа на строительство дорог банки должны выдавать победителю тендера кредиты под 6% годовых, – считает эксперт. – Сегодня финансово-кредитные организации могут открывать льготные кредитные линии инвесторам, в этом заключается огромный ресурс для отрасли, это понимают и в Минтрансе России, но банки в этом трудно будет убедить. В Чехии и Великобритании, к примеру, при реализации частных проектов в роли инвестора выступают сами банки. В России же до сих пор инвестор самостоятельно решает все вопросы по поиску финансовых ресурсов с кредитными организациями. Также необходимо скорректировать законодательную базу в части демпинга при исполнении госзаказа. Бесспорным остается лишь тот факт, что сегодня на госзаказах зарабатывает только банковская система, а не дорожники и проектировщики».

Нонна Цай

В печатной версии название статьи – “Выиграет эффективный” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 169, ноябрь, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X