съезд строителей
Актуальное

Меняем авто на троллейбус

Приоритет в транспортно-логистическом развитии Петербурга должен быть отдан системе общественного транспорта, который в условиях перегруженного мегаполиса становится самым эффективным средством в битве за трафик.

Транспорт
По информации комитета по транспорту Санкт-Петербурга, с начала 2016 года городские парки пополнились 53 новыми автобусами, 8 троллейбусами, 11 трамвайными вагонами и 6 составами метрополитена (36 вагонов)

Полезные неудобства

О надвигающемся коллапсе на дорогах и неэффективности транспортной системы Петербурга эксперты говорят не первый год. А появление новых автобанов и развязок на магистралях лишь отодвигает решение проблемы транспортной доступности районов города.

Эффективным решением, к которому пришли власти мировых мегаполисов, является сокращение количества личного автотранспорта на дорогах и создание преференций общественному. В Лондоне, к примеру, в тех локациях, где пущено трамвайное движение, наложен запрет на въезд личных машин, а в Сингапуре автовладельцы платят за содержание умопомрачительные налоги.

Иными словами, действенными инструментами оказались непопулярные меры в области налогового регулирования, тарифной политики и организации платных парковок для личных авто. Параллельно с этим велись популяризация и совершенствование системы общественного пассажирского транспорта.

Похожая тенденция прослеживается в крупных российских агломерациях, таких как Москва и Екатеринбург: согласно статистике, в последние годы доля горожан, использующих систему общественного пассажирского транспорта, неуклонно растет.

В этом смысле Петербург не отстает от столицы: 70% перемещений на берегах Невы сегодня осуществляются посредством общественного пассажирского транспорта и только 30% – с помощью личных авто, что снижает нагрузку на городскую улично-дорожную сеть. Такие данные предоставила СГХ первый заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Елена Осинцева.

Но так ли хорошо обстоят дела в реальности и что необходимо предпринять городским транспортникам для разгрузки сети автодорог? По мнению координатора движения «Красивый Петербург» Стива Каддифа, для снижения трафика в городе необходимо срочно создавать эффективно работающую систему выделенных полос для общественного транспорта. Помимо этого, заниматься оптимизацией маршрутной сети, с применением современных технологий транспортного моделирования просчитывать варианты изменения маршрутов общественного транспорта для сокращения времени поездок пассажиров.

Проект петербургских транспортников – система выделенных полос – и в самом деле пока буксует, не принося должного эффекта. Автомобилисты облюбовали «выделенку» как зону для беспрепятственной и быстрой езды, зачастую перекрывая движение общественного транспорта.

«Выделенные полосы следует отделить от проезжей части делиниаторами и оборудовать обязательной видеофиксацией, – считает Стив Каддиф. – Должна быть сформирована система штрафования нарушителей, причем речь идет не только о выделенных полосах для автобусов и троллейбусов, но и о физическом обособлении трамвайных путей, в том числе в центре города».

«Просто нарисовать разметку недостаточно, нужно оборудовать выделенные полосы средствами видеофиксации и защитными ограждениями, изменить организацию дорожного движения, – согласен с общественником председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин. – Неэффективное использование выделенных полос снижает скорость прохождения общественного транспорта на 1,5 км в час ежегодно, что в отсутствие должных мер постепенно приведет к транспортному коллапсу».

Предпринимает ли город дополнительные усилия, чтобы рост числа автолюбителей в ближайшие годы не повлиял на ситуацию на дорогах, а водители предпочитали в рабочие дни пользоваться общественным транспортом, этот вопрос редакция журнала адресовала представителям транспортных ведомств.

Как сообщили в Смольном, КРТИ разработана концепция развития системы выделенных полос, акцент в которой будет поставлен на развитие межрайонных связей. Городские чиновники планируют в 2017 году начать работу по выделенным полосам, город должен волевыми решениями остановить негативные процессы злоупотребления «выделенкой» и снижения скорости общественного транспорта.

«В число мероприятий входит популяризация проездных билетов, благодаря которым пассажир получает скидки на парковках, и создание новых маршрутов, а также проведение Европейской недели мобильности, призывающей всех автомобилистов отказаться от личного транспорта в пользу общественного, – говорит Елена Осинцева. – В этот перечень входит и комплекс мероприятий по популяризации общественного транспорта, включая обновление подвижного состава, создание системы выделенных полос, сокращающих время передвижения городского транспорта».

Питерские маршрутки пока без льгот

Стоит заметить, что при отсутствии федерального регулятора сокращение транспортных потоков в регионах зависит от политики местной власти. Эффективные меры по повышению привлекательности социального транспорта предприняли столичные чиновники: с 15 августа весь наземный транспорт Белокаменной стал работать по единым унифицированным тарифам и стандартам. Как сообщает контакт-центр «Московский транспорт», теперь по государственным контрактам перевозчики обслуживают 211 маршрутов в девяти округах Москвы.

Пункт пропуска
В Петербурге насчитывается 12 перехватывающих парковок на 1620 машиномест

Вследствие реформы наземного транспорта в столице проезд в маршрутках сравняли по стоимости и городским льготам с муниципальными автобусами, оборудованными валидаторами. Для обладателей льготных карточек проезд в маршрутках стал бесплатным. Это создает дополнительные преференции для москвичей, дифференцированная плата вводится только для гостей города.

Северная столица пока не готова к таким переменам, и, по всей видимости, в ближайшие годы петербургские маршрутки так и останутся небюджетным видом транспорта для горожан. Как сообщили СГХ в СПб ГКУ «Организатор перевозок», вопрос о включении платы за пользование маршрутками в систему единых проездных билетов не может быть решен, пока перевозки осуществляются коммерческими организациями. По информации Елены Осинцевой, в конце 2015 года в соответствии со ст. 39 ФЗ № 220 комитет по транспорту Санкт-Петербурга заключил договоры на обслуживание коммерческих маршрутов с частными перевозчиками до 2020 года.

Но есть и утешительные для петербуржцев вести: ГКУ «Организатор перевозок» объявлен конкурс на модернизацию системы электронного контроля оплаты проезда – вскоре в Петербурге будут введены новые проездные билеты, на 90 минут и на сутки.

Как и в едином проездном, количество поездок на метро будет ограничено, на наземном транспорте – без ограничений, на маршрутках он работать не будет. Суточный билет остается действительным в течение 1–7 суток. Предполагается, что при покупке пассажир сам выберет, на какой период нужно закодировать проездной.

Кроме того, согласно условиям тендера, появится новая разновидность студенческого билета, который будет действителен только на наземном транспорте. Модернизацию системы электронного контроля оплаты проезда будет завершена в апреле 2017 года.

«Нововведение позволит улучшать систему тарификации на общественном транспорте, ведь после внедрения билета на 90 минут поездки с удобными пересадками, которые экономят время, станут привлекательными для пассажиров – комментирует Стив Каддиф. – Недостаток в том, что, по предварительной информации, это будет билет, который нужно отдельно покупать или кодировать на «Подорожник». Это неудобно: пассажиру загодя придется продумать, когда, где и сколько раз нужно пересаживаться, и заранее оплатить эти билеты».

Кроме того, как пояснил эксперт, скидка по билету 90 минут предполагается не такая существенная, как в Москве. С его точки зрения, в нашем городе следует перенять столичный принцип работы, когда льготный тариф такого билета применяется автоматически для владельцев электронных карт «Тройка» (аналог нашего «Подорожника»). Также одновременно с ежегодным повышением разовых тарифов на проезд необходимо увеличивать скидку на поездки по карте
«Подорожник» и по единым проездным билетам. При правильной реализации повременной билет станет удобным для пассажиров.

Парковки у метро

Перспективная инициатива Смольного по оптимизации транспортного сообщения, проект «перехватывающих парковок», стартовала еще в 2009 году. Целью создания сети таких парковок заявили снижение трафика улично-дорожной сети исторического центра и ликвидацию пробок. По замыслу разработчиков, перехватывающие парковки должны располагаться вблизи конечных станций метрополитена, крупных станций пересадок наземного и железнодорожного транспорта.

«Строительство перехватывающих парковок является действенным инструментом популяризации общественного транспорта, сегодня в городе их насчитывается 12, планируется открытие еще 20 автостоянок, – сообщил на пресс-конференции председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин. – Идея состоит в том, что при въезде в город водитель может оставить автомобиль на парковке у станции метро, пересесть на общественный транспорт, вечером забрать машину, предъявив электронный проездной с подтверждением совершенной поездки. Тогда стоянка в течение дня будет для него бесплатной».

Тем не менее, полагает Стив Каддиф, число таких парковок у периферийных станций метро следует увеличить. «Сейчас их слишком мало, а вместимость многократно ниже потенциального спроса», – говорит он.

Дешевле ехать

Несколько лет назад в городе был развернут еще один пилотный проект, способствующий вытеснению личного автотранспорта с центральных петербургских улиц. В историческом квартале, ограниченном Лиговским, Невским проспектами и Кирочной улицей, была разбита платная парковка. Петербургские градоначальники обещают, что до 2018 года эта зона будет расширена в 15 раз.

Подорожник
Скидка по проездному билету на 90 минут в Петербурге предполагается не такая существенная, как в Москве

«Систему платных парковок необходимо развивать и дальше, – полагает представитель «Красивого Петербурга». – Озвученные на ближайшие годы планы администрации вдохновляют, остается надеяться, что они будут реализованы и по территории, и касательно системы тарификации», – говорит Стив Каддиф.

Как показал соцопрос, проведенный СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга», для оценки эффективности работы пилотной зоны платной парковки в Центральном районе города, петербургские водители в подавляющем большинстве готовы сменить личный транспорт на общественный.

Результаты опроса опубликованы на сайте Смольного. Из 1500 респондентов 13% водителей уже отказались от поездок в центр города на личном автомобиле. 72% автомобилистов подтвердили намерение пересесть на общественный транспорт. 31% из них готовы пойти на это только при условии повышения качества работы общественного транспорта, а также при условии активного развития сети перехватывающих парковок. Оставшиеся 38% респондентов с этими же двумя факторами связывали и свое нежелание менять личный транспорт на общественный.

Решение этих проблем могло бы стимулировать водителей не ездить в центр города на машине. До конца этого года планируется запроектировать еще три перехватывающие парковки у станций метро «Купчино» и «Рыбацкое». В перспективе сеть охватит не только станции метрополитена, но и крупные транспортно-пересадочные узлы.

Лишить нельзя, стимулировать

Чтобы побудить автовладельцев отказаться от езды на личном транспорте, одних запретов и ограничений недостаточно: комфортный и быстрый транспорт, удобная маршрутная сеть и оснащенные транспортные парки должны составить здоровую альтернативу «железному коню».

Напомним, приоритет общественного транспорта над личным закреплен в Стратегии транспортного развития Санкт-Петербурга. Государственное регулирование деятельности по его развитию на территории мегаполиса осуществляется комитетом по транспорту.

«Основной акцент в работе комитета сделан на качество обслуживания пассажиров и повышение комфортности пользования общественным транспортом: принимаются решения по закупкам нового подвижного состава, формированию удобной маршрутной сети, пересадочных узлов и т. д.», – уточнил на пресс-конференции Александр Головин.

Для оптимизации работы транспортно-логистического комплекса в Петербурге готовится активное внедрение интеллектуальных систем Smart Transport. «Разрабатывается комплексная информационная система управления городским пассажирским транспортом, включающая два блока – систему управления наземным транспортом и систему электронной оплаты проездных билетов, – проинформировал Александр Головин. – Комитетом финансов в текущем году выделены средства для создания «умного» транспорта в Санкт-Петербурге».

Проблема скоростного движения городского наземного транспорта отчасти может быть решена за счет сокращения остановочного времени, и самым популярным решением, которое взяли на вооружение во многих европейских городах, стал переход на низкопольный транспорт.

Низкопольные трамваи, троллейбусы и автобусы не только обладают очевидными преимуществами для маломобильных групп населения, но и позволяют сократить время входа-выхода пассажиров на остановках. Несколько лет назад петербургские парки пополнились низкопольным транспортом, а горожане быстро оценили удобство этого новшества.

«Обследование общественного транспорта Санкт-Петербурга показало: с 2010–2015 годов доля низкопольных троллейбусов увеличилась с 33,4 до 64,4%, в трамвайных парках процент низкопольных вагонов вырос с 19,9 до 26,5%, а низкопольный парк в автопарках увеличился почти вдвое – с 44,9 до 80,2%», – сообщил Александр Головин.

По словам Александра Головина, в 2016 году «Пассажиравтотранс» за счет собственных средств инвестпрограммы проводит закупку партии из 100 низкопольных автобусов повышенной вместимости. 125 низкопольных автобусов-шаттлов будет закуплено в первом полугодии 2017 года в рамках конкурса по обслуживанию ЧМ по футболу 2018 года.

Кроме того, в этом году комитет финансов Петербурга подтвердил объем финансирования на закупку 93 троллейбусов нового поколения с дополнительным автономным ходом. Опытная эксплуатация усовершенствованных транспортных средств была проведена в Туле, и недавно партию машин закупили столичные власти. Теперь пришел черед Петербурга испытывать новый мобильный троллейбус.

«Новый троллейбус проследует по контактной сети, затем автономным ходом на батареях, максимальная дистанция прохождения без подзарядки 15 км, – пояснил чиновник. – Это дает возможность снизить бюджетные расходы на строительство контактной сети в новых «зеленых» районах, в частности в Приморском, и в центре Петербурга. В октябре первый российский троллейбус вышел на линию, в ноябре на зимнюю эксплуатацию поступит машина белорусского производства. По результатам испытаний в марте 2017 года будет составлено техническое задание на закупку всей партии троллейбусов».

Обновление подвижного состава коснется и петербургской подземки: вагонами нового поколения с асинхронным двигателем будет оснащена к чемпионату мира по футболу Невско-Василеостровская и Кировско-Выборгская линии. К началу «репетиционного» турнира, Кубка конфедераций – 2017, комитет по транспорту не успеет подготовить всю транспортную инфраструктуру в запланированных объемах, в частности, не будет открыт перегон «Новокрестовская» – «Беговая».

«Чтобы обеспечить скоростной подвоз болельщиков со стадиона «Зенит Арена», будет открыт трамвайный шаттл от улицы Савушкина до станций метро «Черная речка» и «Старая деревня». Совместно с КРТИ на этот период разработана схема выделенных полос трамвайного движения. Будет закуплено 30 «двухголовных» трамваев по типу тех, что курсируют по Васильевскому острову. Их обслуживание весьма удобно: для таких трамваев не требуется сооружение разворотного кольца, достаточно построить съезд. Средства из бюджета на эти цели выделены, и мы намерены осуществить закупку», – уточнил Александр Головин.

Как подчеркнули представители транспортных ведомств Петербурга, динамичное развитие города как центра деловой и туристической активности требует свежих идей по совершенствованию системы общественного транспорта. При взвешенном подходе они принесут плоды.

СПРАВКА


По данным Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга, к 2020 году автомобилизация Петербурга достигнет среднемирового уровня – 350 автомобилей на 1000 горожан.


Нонна Цай

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X