Актуальное

Синхронизация по схеме: о стратегии транспортного развития

Петербург и Ленобласть объединяют усилия для развития единой транспортной сети. Регионы разрабатывают совместные документы, предусматривающие синхронную реализацию федеральных и региональных транспортных проектов.

Совместные планы

Траффик
Среди решений, имеющих стратегическое значение для экономики города и области, был особо отмечен проект строительства КАД-2

Стратегия транспортного развития Петербурга и Ленобласти до 2030 года, разработанная АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области» при поддержке Минтранса России, впервые была представлена руководством дирекции в ноябре этого года на III ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Документ актуализирует предыдущую версию транспортной стратегии, рассчитанную на период до 2020 года.

В новую стратегию включены конкретные инвестиционные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры по обеспечению устойчивого развития единой сети макрорегиона на период до 2030 года.

В конце ноября этот документ, предусматривающий синхронную реализацию федеральных и региональных транспортных проектов, рассмотрел координационный совет по развитию транспортной системы двух субъектов под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова.

Совет решил начать разработку «Объединенной комплексной транспортной системы» (ОКТС), чтобы на основе этого документа осуществлять транспортное планирование при разработке нового актуализированного генплана Санкт-Петербурга на 2018–2043 годы (принятие которого ожидается в декабре 2017 года. – Прим. ред.) и корректировать Схему территориального планирования Ленинградской области.

«Напомним, два соседствующих субъекта выразили намерение создать ОКТС еще год назад. В схеме должны быть закреплены приоритеты транспортного обеспечения, увязаны текущие и прогнозные временные, территориальные и финансовые ресурсы, требуемые для устойчивого развития транспортной системы регионов.

Единая транспортная система Санкт-Петербурга и Ленобласти обеспечивает сегодня 25% от общего объема перевозок внешнеторговых грузов России, – сообщил генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков. – Однако в текущей ситуации макрорегион не в полной мере использует свои возможности по обработке экспортных и импортных грузопотоков».

Глава дирекции подчеркнул, что цель разработанного документа – увязать между собой сроки реализации отдельных проектов, объемы, задачи, смоделировать узкие места, которые могут возникнуть при реализации инфраструктурных проектов.

Сапсан
972 мероприятия включены в ОКТС, учитывающую интересы Петербурга и Ленобласти

Согласно документу, предполагается сформировать комплексную систему управления грузовой логистикой. Она должна предлагать конкурентоспособные условия обслуживания международных грузопотоков, предусматривать развитие транспортной инфраструктуры по направлениям международных транспортных коридоров, обеспечивать удобную и быструю перевалку грузов, гарантировать быстрое оформление сопроводительных документов и прохождение таможенных процедур и т. д.

В сфере пассажирских перевозок планируется сформировать комплексную систему управления спросом. Основная задача – сохранить удельный вес числа передвижений, совершаемых на легковых автомобилях, на уровне существующих 30% в Санкт-Петербурге и снизить его с 44 до 40% в Ленинградской области при росте общего числа поездок с 1,9 млрд в 2015 году до 2,2–2,3 млрд в 2030 году.

Новая стратегия, учитывающая интересы обоих субъектов, включает 972 мероприятия и разделена на два этапа – с 2017 по 2020 год и с 2021 по 2030 год. Авторы документа предусмотрели два сценария развития транспортной системы – консервативный и инновационный.

Первый будет реализован в случае воздействия неблагоприятных макроэкономических факторов: снижения нефтяных котировок, падения объемов импортно-экспортных грузоперевозок и низких темпов роста ВВП – и направлен на повышение эффективности существующей транспортной инфраструктуры.

Второй, более оптимистичный, будет развернут при более благоприятных обстоятельствах, а именно: в случае открытия доступа к мировому рынку капитала и поступательного экономического роста, и предполагает запуск новых проектов. В частности, уточнил Кирилл Поляков, речь идет о строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, второго главного пути на участке Новинка – Оредеж, северо-восточного железнодорожного обхода Петербурга, контейнерного терминала в Усть-Луге, строительстве КАД-2 и второй скоростной платной дороги в створе улиц Фаянсовая – Зольная.

В случае реализации инновационного сценария объем грузоперевозок в регионе возрастет на 71%, а пассажирских перевозок – на 51%. Как отметил Кирилл Поляков, инвестиции в развитие транспортного комплекса за 20 лет в зависимости от сценария обеспечат рост ВРП двух субъектов по сравнению с прогнозируемым значением на 8–12%, прирост товарооборота – на 9–14 %, прирост объема инвестиций в основной капитал – на 12–16%.

Генплан с поправкой на транспорт

Реализация совместных планов агломерации в сфере транспортных коммуникаций невозможна без единого подхода к формированию градостроительной политики регионов. С такой ремаркой выступил в ходе работы конференции вице-президент, директор
«Союзпетростроя» Лев Каплан
, подчеркнув важность присутствия объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в новом генплане Петербурга.

Графика
Проект транспортно-пересадочного узла “Девяткино”

«Работа над документом только начинается. Еще со времен плановой экономики планы развития города закладывались с учетом прогноза его социально-экономического развития и формирования транспортной системы, – напомнил Каплан. – Но в новом документе не резервируются земли под транспортную инфраструктуру. Это недопустимо, когда при составлении генплана господствуют градостроители, принимая в расчет только пространственное развитие. Впоследствии нам опять придется вносить много правок».

В свою очередь, в рамках рабочей сессии «Комплексное развитие транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти» первый заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Александр Тетерин представил Концепцию агломерации двух субъектов, разрабатываемую в настоящее время Смольным. Этот документ совместного градостроительного развития двух регионов разрабатывается в границах агломерации, которая включает Петербург и шесть муниципальных районов области: Ломоносовский, Гатчинский, Тосненский, Кировский, Всеволожский, Выборгский. Окончательно документ будет подготовлен в первом квартале 2017 года.

По словам Тетерина, регионам предстоит найти решение вопроса строительства метрополитена в приграничных территориях – Янино, Бугры, Юго-Восточная, Кудрово. Совместно придется искать варианты решения земельных вопросов, возникающих при строительстве линий легкорельса, Помимо этого, предполагается строительство шести транспортно-пересадочных узлов – четырех на территории Санкт-Петербурга (Купчино, Ладожский вокзал, Парнас, Старая Деревня) и двух на территории Ленобласти (Девяткино и Кудрово). При реализации проектов скоростного рельсового транспорта планируется в качестве первоочередных отработать связи ст. м. «Ладожский вокзал» – Всеволожск и ст. м. «Парнас» – Сертолово. Строительство линий легкорельса требует решения земельных вопросов с собственниками, при проработке трасс следует ввести корректировки с учетом перспективы развития территорий и разработки планировочных решений.

Сейчас КГА занимается созданием единой транспортной системы, рассчитанной на период до 2030 года. Схема предполагает строительство ряда важных объектов транспортной инфраструктуры в зонах совместной агломерации города и Ленинградской области. Например, в ближайшее время предполагается построить Северный вокзал в Девяткино и Южный в Купчино. Как считает представитель КГА, при развитии транспортной инфраструктуры Петербурга и Ленобласти необходимо помимо бюджетных инвестиций привлекать средства частных инвесторов. «Привлечь их можно интересными концессионными соглашениями. В частности, «Группа ЛСР» уже начала работу по строительству линии скоростного трамвая в Красногвардейском районе до Ржевки. Сейчас ведутся переговоры Ленобласти и инвестора о линии ЛРТ до Всеволожска», – сообщил Тетерин.

В рамках конференции был представлен первый пилотный проект Комплексной транспортной схемы, недавно разработанный АО «Институт «Стройпроект» на примере восточной планировочной зоны. Как считает начальник отдела транспортного планирования АО «Институт «Стройпроект» Виктория Калинина, развитие транспортной составляющей невозможно рассматривать в отрыве от принципов расселения в мегаполисах, которые во всем мире базируются на основе полицентричности.

«Петербургу придется уйти от моноцентрической системы, когда ежедневные маятниковые миграции осуществляются от окраин к центру, заменив ее внедрением смешанных промышленных, общественно-деловых и жилых зон», – подчеркнула Виктория Калинина.

Пилотная зона Комплексной транспортной схемы, которая проектируется институтом, ограничена с северо-запада и севера автомобильной дорогой Санкт-Петербург – Морье («Дорога жизни»). С севера – железнодорожной линией в направлении ст. Ладожское озеро, с востока – прибрежной полосой Ладожского озера, рекой Нева, автомобильной дорогой А-120. С юга – железнодорожной линией в направлении г. Волхов, с юго-запада и запада – административной границей Петербурга.

Транспорт
Концепцией предусмотрено создание двухуровневой системы городского пассажирского транспорта – скоростной и подвозящей

«При разработке схемы транспортного развития было выделено три этапа. Первый рассчитан на срок до 2020 года и предполагает решение текущих проблем, включая развитие трамвайного сообщения в районе Кудрово и упрочнения связей с Всеволожском, – сообщила представитель «Стройпроекта». – Второй этап на период с 2021 по 2030 год предполагает создание транспортного обеспечения развивающихся территорий, в том числе строительство широтной магистрали Фаянсовая – Зольная и реконструкцию автодороги Р-21 «Кола».

Третий этап, который будет реализован в 2031–2040 годах, предполагает обеспечить связь территорий в направлении север – юг с созданием КАД-2, формированием сети автодорог, составляющих «грузовой каркас» агломерации, и строительством продолжения метрополитена и линий ЛРТ на территории Ленинградской области».

В качестве консолидированного финансирования предложены средства федерального и регионального бюджетов Петербурга и Ленобласти, муниципальные бюджеты, инвестиции ОАО «РЖД» и внебюджетные источники. В структуре стоимости мероприятий 51% приходится на развитие дорожной сети, 41% – общественного транспорта, 1% – велосипедной инфраструктуры, 7% – грузового транспорта.

Для успешного выполнения всего комплекса мероприятий потребуется внести изменения не только в планы развития города, но и в схему территориального планирования Ленинградской области, генпланы городских и сельских поселений, отметила представитель проектного института.

Транспортное завтра Петербурга

Несмотря на стагнацию в экономике, федеральные власти оптимистично оценивают происходящее в регионе. «В 2016 году нам удалось обеспечить реализацию экономически и социально значимых транспортных проектов федерального значения, таких как: реконструкция шестиполосного участка трассы А-181 «Скандинавия»; строительство нового путепровода на станции Возрождение – участка железной дороги Выборг – Каменногорск; реконструкция Петербургского шоссе на участке от поворота на конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» до Витебского проспекта. Введен в эксплуатацию Центральный участок ЗСД», – прокомментировал министр транспорта РФ Максим Соколов.

Замминистра транспорта РФ Николай Асаул подчеркнул значимость Петербурга и Ленобласти как крупнейшего транспорт­но-логистического узла в мировой системе грузоперевозок. «Транспортный комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской области включает в себя крупнейшие морские порты, Волго-Балтийский водный путь, сети трубопроводов, железных и автомобильных дорог, системы воздушных сообщений, которые обеспечивают международные и внутренние грузовые, пассажирские перевозки и делают транспортную систему города и области стратегически важной для экономики страны и ее безопасности. Именно поэтому развитие транспортной системы обоих субъектов является одним из приоритетных направлений деятельности Минтранса России», – отметил чиновник.

По оценке председателя городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергея Харлашкина, пассажирский транспорт Северной столицы «работает сегодня в условиях сверхнормативной нагрузки улично-дорожной сети, преобладания маятниковых корреспонденций при перемещениях от периферии к центру, снижения скоростей движения общественного транспорта и спроса на него».

Для реализации задач Стратегии транспортного развития Петербурга до 2030 года и в целях подготовки исходных данных для формирования нового генплана развития Санкт-Петербурга КРТИ была разработана Концепция развития транспортной системы города на период 2017–2028 годов и на перспективу до 2043 года.

Концепция предполагает ликвидацию «узких мест», таких как наличие монофункциональных территорий, дисбаланс ежедневных перемещений, несоответствие существующего землепользования уровню пропускной способности дорожной инфраструктуры, разрастание на периферии районов высокоплотной застройки, тенденции к линейным планировочным решениям.

«По прогнозу социально-экономического развития мегаполиса и моделированию транспортных потоков в границах городской агломерации до 2028 года эта ситуация чревата негативными последствиями, – вынужден констатировать глава КРТИ Петербурга. – В их числе увеличение ежедневной трудовой миграции, усиление центростремительных связей «центр – пригороды», рост спроса на передвижения на 2,2 млн – до 8,8 млн корреспонденций в сутки, рост корреспонденций на автомобильном транспорте с 1,97 до 3,7 млн в сутки, увеличение средней длины трудовых корреспонденций на 1,5 км – до 19–21 км, на вылетных магистралях возможна критическая транспортная ситуация и др.».

Концепцией предусмотрено создание двухуровневой системы городского пассажирского транспорта – скоростной и подвозящей. Скоростное сообщение Петербурга обеспечит массовые перевозки с высокой скоростью на дальние расстояния и интегрирует различные виды рельсового транспорта в единую сеть посредством единого тарифа и создания системы ТПУ. Подвозящая сеть рассчитана на перевозку пассажиров от мест проживания и работы автобусами и троллейбусами небольшой провозной способности к скоростному транспорту. Кроме того, концепция определила создание единого «каркаса» общественного транспорта.

В результате реализации транспортной программы будут приведены в соответствие с разработанной классификацией магистральные улицы и дороги Санкт-Петербурга – КРТИ выдвинуты 230 предложений по реконструкции и новому строительству объектов УДС, разработаны предложения по изменению планировочных решений 32 коридоров для движения общественного транспорта.

По итогам выполнения заявленных мероприятий петербургские транспортники ожидают достижения следующих показателей эффективности: снижение времени на транспортное перемещение на 5%; сокращение времени поездки на общественном транспорте на 9%; увеличение скорости движения на опорной улично-дорожной сети на 6%; сокращение времени, затрачиваемого на корреспонденции на связях СПб – районы агломерации, на 7%; снижение среднего уровня загрузки на вылетных магистралях на 6% и увеличение доли перевозок внеуличными видами транспорта (трамвай, метро) на 13%.

Акцент на логистику

«Региональный рынок транспортных услуг Ленинградской области все больше интегрируется с логистическим: точка прибыльности переходит из области физической перевозки в область транспортно-логистических услуг», – подчеркнул зампредседателя правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин. По его словам, синергетический эффект достигается за счет сопряжения транспортной инфраструктуры и промышленных производств. Поэтому развитие данного сектора требует развертывания проектов по созданию вблизи морского порта Усть-Луга производственно-логистической зоны и новых заводов по производству СПГ с отправкой готовой продукции через порты Усть-Луга и Высоцк.

«Уровень координации в части транспортного планирования между городом и областью растет, – отметил Москвин. – Дальнейшая координация программ развития транспортной системы двух регионов будет усилена в рамках Концепции градостроительного развития, упомянутой совместной стратегии, а также Комплексной транспортной схемы Санкт-Петербурга и Ленобласти, разработка которой планируется в начале 2017 года.

В числе важнейших проектов 47-го региона областной чиновник выделил проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог и мостовых переходов. Они, в частности, включают два новых автомобильных маршрута: Сосновый Бор – Гостилицы –КАД с использованием реконструируемого участка автодороги Петродворец – Кейкино и маршрут по федеральной дороге «Скандинавия» до трассы «Сортавала», который соединит вновь построенную и реконструируемую магистрали.

Кроме того, планируется строительство двух мостовых переходов через реку Свирь у города Подпорожье и реку Волхов на въезде в город Кириши, в стадии реализации находятся проекты реконструкции моста через реку Петлянку в Выборгском районе на км 23+769 автомобильной дороги Молодежное – Верхнее Черкасово и реку Мойку в Кировском районе Ленобласти, а также реконструкции участков 14 автодорог.

Среди решений, имеющих стратегическое значение для экономики города и области, был особо отмечен проект строительства второго транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга. Необходимость строительства КАД-2, обеспечивающей вывод транзитного транспортного потока за пределы мегаполиса, назрела давно – проект уже включен в Стратегию транспортного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года. Пропускная способность существующей кольцевой автомобильной дороги при проектировании рассчитывалась в 135 000 автомобилей в сутки к 2020 году.

Зафиксированный трафик на КАД уже превысил 200 000 машин в сутки.

В рамках программ развития общественного транспорта в Ленобласти реализуются проекты по строительству транспортно-пересадочного узла Девяткино, ведется разработка проекта планировки территории и проектной документации строительства съезда с КАД в Мурино, осуществляется разработка ППТ транспортно-пересадочного узла на базе перспективной станции метро «Кудрово».

Планируется сооружение двух автодорожных объездов Мурино и Нового Девяткино – обхода с западной стороны, со строительством съезда с КАД в створе Гражданского проспекта, и с восточной, со строительством съезда с КАД в створе Пискаревского проспекта. По информации Михаила Москвина, второй проект будет реализован за счет средств группы застройщиков.

Как отметили участники III ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области», сбалансированному развитию совместных транспортных проектов препятствует экономия бюджетных средств и несинхронное градостроительное и транспортное развитие двух регионов. В связи с этим скоординированное сотрудничество бизнес-сообщества с властями субъектов должно быть нацелено на создание общей среды обитания и построения эффективной модели единой транспортной системы, заключил замминистра транспорта Николай Асаул.

СПРАВКА


В структуре валового регионального продукта Санкт-Петербурга доля транспортной отрасли составляет 11,8%, а в Ленинградской области – 15,9%, что значительно выше, чем в целом по Российской Федерации – 10,1%.

Оборот организации транспортной системы города
и области в 2015 году составил 711 млрд рублей
(из них 574 млрд рублей по СПб и 137 млрд рублей
по ЛО)
.

Стоимость основных фондов в транспортном комплексе двух регионов – 1111 млрд рублей.

Общий объем инвестиций в основной капитал предприятий транспортного комплекса – 141 млрд рублей.

Источник: АНО “Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области”


Нонна Цай

В печатной версии название статьи – “Синхронизация по схеме” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 170, декабрь, 2016 год).

Исследование микрорайона

Смотрите также

X