Актуальное

Чистые намерения: об изменениях в сфере экологии в России

Мурад Керимов: «Загрязнение окружающей среды должно обходиться дорого, а забота о ее чистоте – приносить выгоды».

Мурад Керимов
Мурад Керимов

О проведении Года экологии и переменах в сфере охраны окружающей среды в России, о целях и принимаемых мерах по их достижению рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов.

– На заседании Госсовета, где 2017 год был объявлен Годом экологии, глава государства поставил задачу перейти к новой модели устойчивого экологического развития. Есть план действий по выполнению этой задачи?

– В прошлом году от заинтересованных ведомств и организаций нам поступило более 2600 предложений. После их оценки в план включено около 300 мероприятий по следующим темам: обращение с отходами, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), сохранение водных и лесных ресурсов, развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), экопросвещение и другие.

Организовано взаимодействие с исполнителями, а это 98 организаций по всей стране. Сформирован график реализации мероприятий с детальной информацией о них и указанием объемов и источников финансирования.

Но это лишь часть работы, которую мы ведем непрерывно.

Например, в минувшем году устранено негативное воздействие более 4,5 млн т отходов на территориях Арктической зоны России, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и Байкальской природной территории. В 2016 году мы выполнили 14 природоохранных мероприятий в 12 субъектах России, рекультивировали и возвратили в хозяйственный оборот 1500 га земель. В результате удалось улучшить условия проживания для 150 000 человек.

Продолжается деятельность по совершенствованию законодательной базы. В прошлом году завершено создание правовой основы для реализации № 458-ФЗ по переходу субъектов Российской Федерации к новой системе управления твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Определены требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами. Как следствие, в текущем году новая система управления ТКО будет внедрена в двадцати пяти регионах РФ. Дальнейшая работа по выбору региональных операторов,
установлению тарифов регионами будет проводиться поэтапно при адресной поддержке и контроле со стороны Минприроды, Минстроя и ФАС России.

Больше ответственности регионам

– Как изменится система управления твердыми коммунальными отходами?

– Вопрос вывоза и утилизации мусора – один из самых болезненных в России. Горящие свалки и кучи далеко не безобидного мусора в самых неожиданных местах загрязняют природу и, естественно, возмущают граждан.

Отходы
Правительство приняло решение о продлении переходного периода к новой системе управления ТКО до 1 января 2019 года
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Утилизация ТКО сегодня происходит так. Управляющая многоквартирным домом компания заключает договор на транспортировку отходов, которые следует доставить на специальный полигон либо на сортировочную станцию, если таковая в регионе имеется. Там полезные фракции извлекают из мусора, а остальное утрамбовывают и отправляют дальше на полигон.

Транспортная компания получает плату за вывоз мусора. Случается, перевозчику выгоднее вывезти мусор на нелегальную свалку или в лес. Примерно 80% денег собирают «серые» свалки, которые контролирует криминалитет, а легальные, где ставки выше, часто простаивают.

Объем рынка в денежном выражении можно подсчитать. Средний тариф – около 2,5 рубля с квадратного метра жилья, при этом в России жилой фонд составляет около 3,5 млрд кв. м. Итого – 8,75 млрд рублей в месяц.

А это только деньги населения. Платежи предпринимателей за промышленные отходы мы пока не считали, их намного больше. Рынок отходов огромен.

Каждый российский регион должен разработать схему обращения с коммунальными отходами. Задача оказалась не простой, поэтому правительство приняло решение о продлении переходного периода к новой системе до 1 января 2019 года. Регионы, которые готовы перейти на новую систему раньше, смогут это сделать в текущем году.

Территории субъектов будут поделены на зоны деятельности одного или нескольких региональных операторов, ответственных за работу всей цепочки сбора и утилизации отходов. Их будут выбирать на конкурсной основе, причем претендовать смогут и муниципальные унитарные предприятия.

Владельцы мусоровозов будут получать плату за свои услуги только после того, как отходы доставлены на легальный полигон или сортировочный завод.

Новая схема радикально поменяет правила игры. Ответственность за появление незаконных свалок на земельном участке будет нести собственник. В большинстве случаев это муниципалитеты, а если это лесные угодья – федеральные власти.

Росприроднадзор, обнаружив незаконное захоронение, будет требовать от органов власти его ликвидации. Чтобы избежать процессуальной волокиты, региональный оператор должен убрать свалку и выставить счет за выполненную работу собственнику земельного участка или виновному в нарушении. Таким образом, у нас появляется оперативный механизм устранения нелегальных свалок.

Повысить эффективность наблюдения за образованием свалок позволит и информационная система народного контроля несанкционированных свалок и действия чиновников всех уровней. В качестве пилотного региона выбран Байкал.

– Каковы ожидания от внедрения реформы системы обращения с отходами?

– Реализация разработанных нашим ведомством норм природоохранного законодательства позволит до 2020 года радикально повысить качество и безопасность окружающей среды и многократно увеличить объем переработки отходов в России.

Сегодня перерабатывается не более 7,5% мусора. Большая же часть отходов даже не сжигается, а просто сваливается на полигонах. Закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает механизмы по созданию инфраструктуры утилизации отходов, в частности, повышается ответственность производителя и импортера товаров по обеспечению утилизации отходов от использования этих товаров.

Вступление в силу этого закона, а также утверждение перечня видов отходов, запрещенных к захоронению, обеспечит создание объектов инфраструктуры по их утилизации.

Запрет на захоронение отходов без предварительной переработки будет вводиться в несколько этапов.

С января 2017 года в эту группу попали лом и отходы черных и цветных металлов, оборудование и продукция с содержанием ртути.

С января 2024 года несортированные отходы перестанут отправляться на свалку. Так мы перейдем от системы складирования и захоронения отходов к индустрии их переработки.

Формирование системы обращения с отходами – это практическая работа, ответственность за которую лежит в основном на органах региональной власти.

Год экологии объявлен не для демонстрации намерений, а для активизации природоохранной работы в регионах. Уже сегодня действует 25 концессионных соглашений в отношении объектов обращения с отходами на общую сумму 7 млрд рублей. Наша задача – обеспечить внедрение новой системы обращения с отходами в полном объеме.

Ужесточать и поощрять

– Будут ли пересматриваться требования по обеспечению экологической безопасности новых объектов строительства?

– Важно не только построить объект, соответствующий экологическим нормативам и требованиям, но и прогнозировать, какое влияние он будет оказывать на окружающую среду и здоровье человека, как со временем поведут себя строительные материалы.

Переработка отходов
Сегодня действует 25 концессионных соглашений в отношении объектов обращения с отходами на общую сумму 7 млрд рублей
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Сегодня обязательной государственной экологической экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты строительства, технического перевооружения, реконструкции или расширения производств, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, проекты технической документации на новую технику и технологии, материалы, сертифицируемые товары и услуги, в том числе и зарубежные, а также правовые акты, при реализации которых может быть нанесен вред окружающей среде.

Эти вопросы регулирует № 219-ФЗ, принятый летом 2014 года, цель которого предотвращение и сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду с использованием наилучших доступных технологий.

Чтобы закон заработал в полной мере, необходимо издать 34 подзаконных акта, в том числе 19 от имени правительства и 15 ведомственных документов. В 2015–2016 годах правительство издало 12 актов, а Минприроды РФ – два приказа.

Также мы подготовили еще четыре проекта в области охранного законодательства и столько же приказов Минприроды. Среди них проекты норм, устанавливающих перечни источников и загрязняющих веществ, подлежащих оснащению и измерению в автоматическом режиме; правила внесения изменений в порядок установления нормативов выбросов; порядок разработки нормативов качества окружающей среды и выдачи комплексных экологических разрешений.

Напомню, институт государственной экологической экспертизы был практически ликвидирован в 2007 году. Экспертизе подвергались лишь 5% всех объектов. Теперь эта работа возрождается, а перечень объектов государственной экологической экспертизы за последние годы существенно расширен и будет дополняться.

По поручению президента ведется работа над законопроектом, предусматривающим введение государственной экологической экспертизы объектов, строящихся в пределах лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Практически завершена работа по внесению изменений в административный регламент Росприроднадзора по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. В 2016 году внесен в правительство законопроект, предусматривающий механизм осуществления эконадзора над строительством, а также существенное увеличение штрафов за невыполнение ранее выданных предписаний.

Проблема в том, что законодательством не установлены особенности ведения экологического надзора в строительстве. Как результат, выявление и устранение нарушений не обеспечиваются должным образом.

Государство продолжит ужесточать ответственность за экологические нарушения. Также мы будем настаивать, чтобы добровольные виды экологической ответственности стали обязательными.

– Но одновременно нужно создавать и механизмы, стимулирующие бизнес к снижению негативного воздействия на окружающую среду…

– Не подумайте, что мы только и занимаемся «закручиванием гаек». Без поощрения бизнеса и стимулирования к улучшению экологических показателей предприятий мы не получим желаемого результата. Загрязнение окружающей среды должно обходиться дорого, а забота о ее чистоте приносить выгоды.

Так, если производство перестает оказывать негативное воздействие на окружающую среду, оно, например, освобождается от платы за размещение отходов. Уже определен перечень биоразлагаемых товаров и упаковки, за утилизацию которых после утраты потребительских свойств предусмотрены льготы по ставкам утилизационного сбора.

Одновременно продолжена работа по правовому обеспечению расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки. С 2017 года законодательством вводится обязанность производителей вносить утилизационный сбор по установленным группам отходов в соответствии с утвержденными нормативами утилизации.

В общей сложности в нынешнем году планируется собрать более 6 млрд рублей экологического сбора. Эти средства будут направлены в виде субсидий пилотным регионам на реализацию региональных программ развития инфраструктуры предприятий по переработке отходов.

Штрафы для нерасторопных

– К январю 2017 года компании, работающие в России, были обязаны подать заявки о постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Каковы итоги этой кампании? – По закону до 31 декабря 2016 года юридические лица и индивидуальные предприниматели должны были подать заявки о постановке эксплуатируемых ими объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет.

Дым
Контроль над исчислением платы за НВОС предлагается возложить на Росприроднадзор
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Росприроднадзор 23 января 2017 года выдал стотысячное свидетельство о постановке на госучет объекта НВОС. Среди получивших этот документ – Газпром, РЖД, «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «ЕвразХолдинг»,  «РУСАЛ» и другие.

Однако в России зарегистрировано гораздо больше юридических лиц, которые должны встать на учет. Пока многие из них этого не сделали. Видимо, в надежде, что эти требования будут перенесены или изменены. Хочу предупредить тех, кто надеется на авось: за отсутствие свидетельства о постановке на госучет объектов НВОС предусмотрена административная ответственность – штрафы.

Программно-техническое обеспечение учета объектов НВОС заработало еще 1 декабря 2016 года. В этой базе будет храниться и постоянно обновляться информация об объектах, а также их, так сказать, экологическая история. Так что, как выражаются банкиры, «кредитную историю» желательно иметь безупречную.

– В прошлом году министерство передало в правительство проект «Об установлении правил исчисления и взимания платы за НВОС…». Какие новации внесет этот документ?

– Работа над документом идет полным ходом. Принятие постановления обеспечит единообразное, обоснованное исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду. Новые правила приведены в соответствие с ранее принятыми в природоохранное законодательство изменениями, направленными на внедрение наилучших доступных технологий, а также с поправками в закон «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с проектом плата взимается повсеместно со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность исключительно на объектах четвертой категории, то есть оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается: за массы выбросов, сбросы загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ; за массы отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных в установленном порядке; при размещении отходов производства и потребления на объектах, обеспечивающих исключение негативного воздействия на окружающую среду, определяемых в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами.

Размер платы зависит от соответствия объема загрязнений установленным нормативам, лимитам выбросов и сбросов. При этом платежная база определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

При исчислении платы планируется применять коэффициенты, установленные ФЗ «Об охране окружающей среды», в том числе в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной, а также дополнительные коэффициенты при исчислении платы при сжигании попутного нефтяного газа.

Контроль над исчислением платы, полноты и своевременности ее внесения в бюджетную систему предлагается возложить на Росприроднадзор и его территориальные органы.

– С 1 января 2018 года крупные промышленные предприятия должны приступить к использованию автоматических средств контроля выбросов.  Как будет работать эта система?  Успеют ли производства запустить ее в срок?

– Успеют, если не будут тянуть до последнего, как в случае с постановкой на учет. В соответствии с поправками в закон «Об охране атмосферного воздуха» предприятия должны быть оснащены средствами автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и техническими средствами передачи информации в федеральную информационную систему Росприроднадзора «Программнотехнологический комплекс «Госконтроль».

Оснащение предприятий приборами непрерывного контроля будет проводиться поэтапно. С 2018 года приборы должны быть установлены на предприятиях по производству нефтепродуктов, электроэнергии и металлургической отрасли.

С 2020 года – производства стекла, керамзита, изделий из керамики, цемента, извести и химических веществ, а с 2022 года – на производствах, связанных с деятельностью по обращению с отходами, выпуском целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.

В России на все эти объекты приходится более 60% суммарных выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников.

В некоторых российских мегаполисах, в частности в Москве, предприятия-загрязнители уже сегодня переходят на системы автоматического контроля выбросов.

Александр Сычев

Похожие сообщения

X