жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Отходы по схеме

Принятые документы не в состоянии помочь решать задачи по обеспечению экологической безопасности региона.

Заседание по проблемам с отходами
Наличие утвержденной территориальной схемы – обязательное условие конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в соответствии с законом № 458-ФЗ разработаны и утверждены на федеральном уровне территориальные схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это произошло в сентябре прошлого года, однако регионального оператора, ответственного за все процессы в части сбора, переработки, утилизации и захоронения мусора, как того требует закон, назначить не успели. В 47-м регионе создали Управление по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, а в Петербурге ответственность за эту сферу деятельности осталась за комитетом по благоустройству.

Как рассказала заместитель начальника департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу Оксана Авдиенко, требования, состав и содержание территориальной схемы утверждены постановлением правительства РФ. «Они включают в себя проведение инвентаризации источников образования ТКО и других видов отходов, – отметила она, – в том числе производственных, с указанием адреса и местонахождения источника образования отходов. Кроме того, предполагают фиксацию объемов и видов отходов, образованных от каждого источника в соответствии с классификатором».

По словам Оксаны Авдиенко, информация о количестве и видах отходов должна представляться по каждому из муниципальных образований. Необходимо установить нормативы накопления ТКО (в соответствии с постановлением правительства РФ № 269) и для предприятий и организаций, образующих отходы, более того, для них предполагается применять отдельные нормативы накопления.

Наличие утвержденной территориальной схемы – обязательное условие конкурсного отбора регионального оператора по обращению с отходами. Порядок проведения конкурса возлагается на правительство РФ. «Не буду скрывать: ряд положений № 458-ФЗ не вполне увязан по срокам для практической реализации, – подчеркивает Оксана Авдиенко. – Пока нет части законодательных актов, которые должны быть подготовлены на федеральном уровне. Этой проблемой озабочены и Минпромторг, и Минстрой, и Минприроды, и Федеральная антимонопольная служба».

Несмотря на недостаток регулирующих документов, в СЗФО все регионы, за исключением Вологодской области, уложились в срок и утвердили территориальные схемы.

В Петербурге, как рассказал заместитель председателя комитета по благоустройству Кирилл Пащенко, региональная схема была создана силами специалистов комитета в тесном взаимодействии с федеральными службами, в том числе с Росприроднадзором и отраслевыми ведомствами Петербурга. «Мы не потратили ни одного бюджетного рубля, – подчеркнул он, – тогда как в России в целом на разработку территориальных схем по обращению с отходами израсходовано не менее двух миллиардов рублей».

Кирилл Пащенко сообщил, что специалисты действовали в строгом соответствии с перечнем требований к терсхеме, установленных правительством только в середине марта 2016 года, хотя закон об обращении с отходами (№ 89-ФЗ) был принят годом ранее. «Мы собрали большой объем информации, связывались в том числе и с общественными организациями, и с представителями СРО, – рассказал он. – Другими словами, схема создавалась на основе опыта большого числа специалистов различного профиля. Некоторые вопросы, которые нашли отражение в территориальной схеме, поднимались впервые. Мы открыли для себя ряд проблем, о которых раньше не задумывались, поскольку того не требовало законодательство».

Территориальное устройство Петербурга
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В итоге петербургская территориальная схема получилась весьма обширной. По словам чиновника, она состоит из восьми разделов общим объемом более 1000 страниц. Для сравнения: территориальная схема Москвы представляет собой документ в 32 страницы.

Каждый раздел петербургского документа имеет свою специфику. В первом аккумулируются источники образования отходов. Все они внесены в региональную государственную информационную систему (РГИС). Во втором разделе размещена информация по количеству отходов, видам и классам опасности. Рассчитан и примерный объем отходов по каждой площадке, отдельно выделены отходы малого и среднего бизнеса. В третьем разделе зафиксированы показатели по обезвреживанию, утилизации, обработке и размещению отходов, при этом использовались данные действующей городской программы.

Четвертый раздел посвящен местам накопления отходов. Их в городе свыше 6600, в том числе 5427 постоянно действующих контейнерных площадок и 1197 передвижных пунктов сбора отходов, расположенных в центральных районах города. В пятом описаны объекты переработки мусора, в шестом подведен баланс и указаны количественные характеристики отходов. В седьмом разделе представлены схемы движения отходов, а в восьмом предусмотрены возможные изменения и корректировки, которые предполагается проводить ежегодно.

Кирилл Пащенко подчеркнул, что, несмотря на то что территориальная схема по обращению с отходами готова, система полностью в 2017 году не заработает, пока не будут решены ключевые проблемы как по распорядителям, так и по порядку взаимодействия субъектов с центром.

«Сейчас завершается формирование основных принципов функционирования новой системы, – сказал он. – Коллеги из комитета по тарифам по установлению нормативов создали специальную рабочую группу. Идет разработка конкурсной документации для отбора регионального оператора. К сожалению, правительство РФ приняло документ, который регулирует Правила сбора ТКО и хранения отходов, только в ноябре 2016 года (1156-е постановление). А от этого постановления, определяющего набор прав и обязанностей регионального оператора и образователя отходов, зависит, какой станет итоговая конкурсная документация. Скажем, примерный договор между региональным оператором и образователями отходов необходимо составить только на основе этих правил. Кроме того, мы надеемся, что федеральный бюджет поможет регионам в части развития объектов по утилизации и обезвреживанию отходов. Этот вопрос пока не решен», – заключил он.

Также есть проблемы с региональными полигонами. По информации Кирилла Пащенко, статья 14 закона № 89-ФЗ запрещает захоронение отходов на территории населенных пунктов. Получается, что в Петербурге не должно быть полигонов вовсе. А что делать с действующими до сих пор природоохранными объектами? В частности, с полигоном в Новоселках, который исчерпал свой ресурс и должен был закрыться еще в 2009 году. Между тем сюда свозят производственные и строительные отходы четвертого-пятого класса опасности.

Мусорные баки
В СЗФО все регионы, за исключением Вологодской области, уложились в срок и утвердили территориальные схемы по обращению с ТКО

Сроки закрытия и рекультивации неоднократно переносились, крайним был обозначен 2017 год. Закрыть полигон в этом году, скорее всего, не получится – сначала необходимо ввести в строй мусороперерабатывающий комплекс на Горском шоссе в Левашово. Только после ввода в эксплуатацию объектов санитарной очистки по утилизации отходов, мощность которых будет соответствовать мощности полигона, ПТО «Новоселки» будет закрыт в связи с окончанием срока эксплуатации.

Важно, что с января текущего года запрещено захоронение отдельных полезных фракций, подлежащих переработке. С 2024 года, по информации Оксаны Авдиенко, страна полностью должна перейти на раздельный сбор отходов, как это принято в мировой практике. Но возникает вопрос: есть ли в городе мощности для их переработки?

В Петербурге общественники уже пятый год ежемесячно ведут прием отходов, подлежащих переработке. В прошлом году их инициативу поддержали чиновники, начав пропаганду раздельного сбора, сообщая об акциях активистов на правительственном сайте. В этом году появились несколько пунктов приема пластиковой посуды за деньги (50 копеек за штуку). По словам Кирилла Пащенко, контейнерные площадки для раздельного сбора мусора скоро откроются во всех районах города.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член комиссии по экологии Михаил Амосов уверен, что территориальная схема по обращению с отходами городу нужна. Однако документ, представленный комитетом по благоустройству, по словам депутата, слишком сырой и не отвечает на основные вопросы.

«Что делать с действующими полигонами? Надо ли их закрыть и открыть новые? Как вводить очень злободневный раздельный сбор мусора? Куда вывозить отходы, не подлежащие переработке?» – перечислил он проблемы, не разрешенные территориальной схемой. Между тем она должна стать руководством к действию, основой, по которой будет функционировать сфера обращения с отходами. По мнению депутата, простых решений нет. «Предприниматели, действующие в этой отрасли, – напомнил он, – предлагают полностью перестроить работу, вплоть до того, чтобы вывозить отходы железнодорожным транспортом на большое расстояние. Мне кажется, это предложение заслуживает внимания и городским властям стоит его обсудить. Тем более что закон прямо запрещает размещать полигоны на территории населенных пунктов».

Депутат также сообщил: ввод единого регионального оператора по обращению с отходами (по аналогии с оператором по капремонту МКД), планировавшийся с января текущего года, решено отложить. «Вопрос отложен на федеральном уровне, страна к этому не готова. Не решено, насколько эффективна будет такая централизация», – резюмировал Михаил Амосов.

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА


Екатерина ОзероваЕкатерина Озерова, к. т. н., заместитель генерального директора ООО «Строительная компания «Гидрокор», ответственный исполнитель по четырем территориальным схемам обращения с отходами субъектов РФ

Территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными (ТКО), разрабатывались в 2015–2016 годах в каждом субъекте РФ и направлены на решение задач по полному контролю этой деятельности, которая в перспективе будет регулироваться законодательством РФ.

В территориальных схемах субъектов РФ по-разному прописаны алгоритмы максимального вовлечения в хозяйственный оборот компонентов отходов, в том числе ТКО (это цель № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Используются два подхода – направление всего объема ТКО на мусоросортировочные комплексы (МСК) и раздельный сбор компонентов ТКО.

Другими словами, отобранное идет в производство товаров и изделий из отходов. Все ТКО и их компоненты в зоне деятельности будущего регионального оператора должны принадлежать именно ему. В этом варианте и раздельный сбор, и МСК одновременно не противоречат законодательству РФ и формальной логике.

С другой стороны, оборудование площадок дополнительными контейнерами под различные виды отходов и специальные транспортные средства для вывоза, строительство автоматизированных МСК высокой мощности требуют больших капиталовложений, затрат на дальнейшую эксплуатацию. Некоторые субъекты идут по одному из путей: либо раздельный сбор, либо строительство МСК.

Затраты на организацию новой системы несет региональный оператор, взяв за основу уже действующие объекты, которые расположены в зоне деятельности и включены в терсхему. Ему же предстоит создавать новые объекты и возвращать средства, если они будут построены концессионерами. Возвратить вложения предстоит за счет платежей населения и организаций, средств экологического сбора от организаций, производителей продукции и упаковки, которые не смогут организовать самостоятельную утилизацию.

Региональный оператор должен выбираться по конкурсу, он может быть только один на одну зону деятельности. Количество зон и объекты по обращению с ТКО как раз и определяются в терсхемах.

В Санкт-Петербурге в 2016 году планировались две зоны деятельности региональных операторов, в Ленинградской области – единая зона на область. Территориальные схемы подлежат корректировке, некоторые из них будут меняться ежегодно: такая периодичность заложена в согласующих письмах Росприроднадзора.

Новая система должна заработать не позднее 1 января 2019 года, в субъектах решение по этому вопросу принимает ответственный орган исполнительной власти, в Санкт-Петербурге это комитет по благоустройству (руководитель В. В. Рублевский), в Ленобласти – управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (возглавляет Н. А. Борисов).


 

Лилиана Глазова

Партнер темы: ООО «Строительная компания «Гидрокор»

Другие материалы по теме

X