Актуальное

Проблемы нашего двора

Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге обладают небольшими полномочиями и финансами для решения задач по благоустройству территории муниципального округа. На эти нужды город в целом не может потратить более пяти млрд рублей.

Всеволод Беликов
Всеволод Беликов

О том, как решаются проблемы органов местного самоуправления, связанные с исполнением этих полномочий, мы попросили рассказать председателя Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга, главу МО «Финляндский округ» Всеволода Беликова.

– Всеволод Федорович, какое место вопросы благоустройства занимают в деятельности местных властей в Петербурге?

– Обеспечение комфорта и безопасности граждан, благоустройство внутридворовых территорий – приоритетный и самый финансово емкий вопрос, за который отвечают муниципальные органы. На его решение расходуется от 40 до 70% средств местных бюджетов. Благоустройство еще и самый наглядный результат работы, именно за состояние дворовых территорий органы местного самоуправления чаще всего хвалят, а за недостатки – критикуют.

– Какие вопросы решали органы местного самоуправления в 2016 году?

– В 2016 году в Петербурге за счет средств местных бюджетов было обустроено 386 дворов и создано 166 зон отдыха, установлено свыше 450 детских игровых и 260 спортивных площадок. В жилых кварталах появилось почти 7000 малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования, установлено и отремонтировано более 80 000 м ограждений газонов. Создано 3755 дополнительных парковочных мест во дворах. Высажено более 423 000 деревьев, кустарников и цветов. Местные власти оборудовали 82 контейнерные площадки, ликвидировали 4500 несанкционированных свалок бытовых отходов, произвели более 7000 санитарных рубок аварийных деревьев. Общая площадь обустроенных и восстановленных участков зеленых насаждений около 870 000 кв. м.

Согласитесь, результаты значительные, учитывая скромную величину консолидированного бюджета. Такой обширный перечень полномочий свидетельствует о росте авторитета и доверия к местной власти, но вместе с тем требует и особой ответственности, а также постоянного участия жителей муниципальных образований в благоустройстве территорий.

– Цифры значительные, но люди продолжают жаловаться на нехватку парковочных мест, отсутствие зон отдыха и спортивных площадок?

– Каждое из 111 муниципальных образований Санкт-Петербурга при планировании работ по благоустройству должно учитывать культурные и социальные особенности, исторически сложившиеся на их территории. Для центральных, спальных или пригородных районов подход в решении этого вопроса должен быть индивидуальным.

Региональное законодательство предписывает обязательное проектирование работ, согласование документации, организацию конкурсной процедуры на их проведение и, наконец, само благоустройство. Процесс согласования небыстрый – от 8 до 12 месяцев. Бывают и отказы. Например, если под запланированной площадкой или газоном обнаруживаются коммуникации. Но главная проблема – кадастрирование земельных участков, которое активно проводится в последние несколько лет.

– Но по логике определение границ земельных участков, наоборот, должно облегчить разграничение сфер деятельности властей.

– К сожалению, на практике проблема приобретает иной характер. Процесс кадастрирования и формирования границ земельных участков многоквартирных домов (МКД) неуправляем. Не учитываются особенности конкретных адресов, а главное – мнение жителей этих домов и органов местного самоуправления.

Благоустройство двора
Нужен закон, позволяющий органам местного самоуправления комплексно благоустраивать двор независимо от ведомственной принадлежности
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Более того, собственников квартир не ставят в известность о том, что к их дому прирезан обширный земельный участок. В итоге большинство горожан не имеют представления о том, какие земельные участки являются общедомовой собственностью, и считают, что содержание прилегающей к дому земли – задача местных властей. К сожалению, это не так. За общедомовую собственность отвечают владельцы, поэтому им придется за собственный счет благоустраивать эту территорию.

Руководители муниципальных образований становятся «заложниками» подобного подхода к формированию земельных участков МКД. Такой принцип разграничения внутридворовой территории между домами может стать серьезным препятствием для ремонта тротуаров и газонов, поскольку жители вряд ли смогут найти от 5 до 10 млн рублей на благоустройство придомовой территории.

– Я вас правильно поняла, что жители домов, которым прирезали земельные участки, должны сами проводить конкурсы на разработку проекта по благоустройству, согласовывать его, искать подрядчиков, принимать работы?

– Они могут передать эти полномочия управляющей компании. Но платить придется все равно им. Эти работы не входят в тариф на обслуживание дома. Между тем разработка проекта обойдется примерно в 200 000 рублей, снос одного больного дерева – более 7000. В целом набегает немалая сумма. Но деньги – еще не все.

Мы столкнулись и с такой проблемой. Например, с советских времен у дома располагалась контейнерная площадка, которую пора заменить, но под ней проходят инженерные коммуникации. По новым правилам ставить ее на коммуникации нельзя. Другой свободной территории во дворе нет: вся земля распределена между жилыми домами. Как поступать в этом случае? Ответа на этот вопрос пока нет.

– Проблема серьезная. Как вы считаете, можно исправить ситуацию?

– Думаю, для начала необходимо объявить мораторий на процесс формирования земельных участков МКД с прилегающей территорией. Хотя бы до той поры, пока каждый многоквартирный дом не обзаведется собственным советом дома не на бумаге, а на деле и сможет принимать решения по содержанию общего имущества дома.

Обязательно нужна разъяснительная информационная кампания, определение максимально допустимых размеров придомовых территорий, корректировка уже откадастрированных участков. Дальнейшее формирование участков считаю возможным осуществлять только по заявкам советов МКД с обязательным участием органов местного самоуправления. И конечно, нужен закон Санкт-Петербурга, предоставляющий возможность органам местного самоуправления осуществлять комплексное благоустройство дворовых территорий независимо от ведомственной принадлежности.

– Думаете, этот закон решит проблемы благоустройства городских территорий?

– Очень на это надеюсь. В основном проблемы возникают из-за правовой неопределенности в отношении реализации тех или иных полномочий. Например, ремонт и содержание дорог на территориях муниципальных образований городов и поселков. Такие дороги составляют 10% всех городских магистралей, и в 2016 году органы местного самоуправления отремонтировали более 66 000 м дорог.

К сожалению, и здесь есть проблемы, так как в частном секторе большое количество дорог бесхозны. Нужна их паспортизация с последующим определением балансодержателя и передачей их на обслуживание либо внесение их в перечень дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования, текущий ремонт и содержание которых осуществляется за счет средств органов местного самоуправления Санкт-Петербурга.

Другая насущная проблема – организация сбора и вывоза бытовых отходов. Для территорий муниципальных образований с домами частного жилищного фонда не установлены единые тарифы на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, нет механизма взимания платежей с собственников частных жилых домов. К тому же не все частные жилые дома и проживающие в них жители зарегистрированы.

Помимо этого отсутствует порядок и закрепленные пределы компетенции органов местного самоуправления в ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборки территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Не разграничено проведение работ по уборке водных акваторий между органами местного самоуправления и исполнительной властью Санкт-Петербурга.

– И как же эти проблемы решаются сегодня?

– Муниципальные образования активно используют право законодательной инициативы. Вместе с правительством и Законодательным собранием мы системно совершенствуем нашу законодательную базу.

Для эффективной работы, в особенности по благоустройству, ведем постоянный диалог с органами госвласти, согласовывая свои действия. Например, адресные программы муниципалитетов согласовываются с администрациями районов и жилищными агентствами для дальнейшей совместной работы.

Благоустройство жилых кварталов производится также совместно с районными руководителями: администрации районов и жилищные агентства планируют и производят работы по ремонту жилого фонда (фасады, кровля, парадные), а за счет средств местного бюджета выполняется текущий ремонт и озеленение придомовых территорий, обустройство детских и спортивных площадок.

Лилиана Глазова

Похожие сообщения

X