Актуальное

Небывальщина из-под сукна: о транспортной системе Петербурга

В Петербурге стартовало общественное обсуждение долгосрочной концепции развития городской транспортной системы.

Дорога

Этот документ готовился в сжатые сроки, поскольку уже в марте ряд составляющих концепции должны быть интегрированы в генплан.

Впервые «Концепция развития транспортной системы Санкт-Петербурга на период 2017–2028 годов и на перспективу до 2043 года» (КРТС) была представлена в ноябре прошлого года на III ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». В конце декабря для обсуждения на общественном совете при комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) была представлена очередная откорректированная версия документа с обновленным перечнем мероприятий.

Первое публичное обсуждение свежеиспеченной транспортной доктрины в январе текущего года провели активисты Центра «ЭКОМ» в дискуссионном пространстве «Точка кипения». Тогда же, в январе, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин поручил КРТИ начать общественные обсуждения «Концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга на период 2017–2028 годов и на перспективу до 2043 года».

Почти в 25 млн рублей обошлась городскому бюджету разработка концепции

По информации комитета, в 2015 году конкурс на разработку концепции выиграло ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»).
Концепция обошлась городскому бюджету почти в 25 млн рублей. Также к работе были привлечены специалисты СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» и экспертное сообщество, представляющее профильные организации, включая АО «Институт «Стройпроект».

Техническое задание предписывало исполнителю разработать предложения по пространственному развитию транспортной системы Петербурга и ближайших пригородов с перечнем мероприятий развития опорной сети для центральной части города, застроенных территорий и зон перспективной застройки. В рамках этого документа представлены три схемы развития: общественного транспорта, сети метрополитена и улично-дорожной сети (УДС). Проведена оценка финансовых затрат и социально-экономической эффективности предстоящих транспортных проектов – заявленная стоимость всех проектов, вошедших в концепцию, составила более трех трлн рублей.

Выбор приоритетов

Многотомный отчет содержит цели, задачи, систему целевых индикаторов, механизм реализации концепции (систему управления) и даже несколько разных сценариев решения транспортных проблем города. Как пояснили в пресс-службе вице-губернатора Игоря Албина, разработчики концепции рассмотрели более 12 вариантов развития транспортной системы города, из которых выбрано семь основных сценариев.

Карта
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В части развития общественного транспорта сделан выбор в пользу создания единой сети рельсового транспорта – железнодорожного и метрополитена как основного вида транспорта, а также скоростного трамвая в периферийных районах и трамвая в центральных районах для организации подвоза пассажиров к станциям метро.

Всего разработаны предложения по 230 объектам УДС, воплотить их в жизнь предполагается в четыре этапа (см. таблицу 1. – Прим. ред.). Наряду с этим концепцией предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры парковочного пространства, определены зоны размещения и выполнен расчет емкости уличных и внеуличных стоянок, в том числе на платной основе, представлены варианты изменения планировочных решений элементов существующей УДС. Разработаны предложения по изменению планировочных решений для 32 коридоров приоритетного движения общественного транспорта. Определен объем финансирования перечисленных мероприятий.

Столь масштабную транспортную концепцию создали по заказу КРТИ в предельно сжатые сроки – за год с небольшим. Документ должен лечь в основу транспортного раздела нового генплана города на период 2018–2043 годов и комплексной программы совместного развития агломерации.

Разработаны предложения по 230 объектам УДС, которые предлагается воплотить в жизнь в четыре этапа

С учетом документа предполагается внести корректировки в некоторые положения «Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года», утвержденной постановлением городского правительства от 13.07.2011 № 945, и подготовить предложения в госпрограмму «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015–2020 годы», утвержденную в июне 2014 года (постановление № 552).

Кроме того, положения концепции будут учтены в проекте изменений к действующему генплану Петербурга до 2018 года. Как известно, рассмотрение проекта генплана состоится 16 марта 2016 года, после чего в течение полугода будет разработана Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры с детализацией мероприятий генплана по срокам и координации действий исполнительных структур и ведомств.

Момент истины

Вниманию общественности черновой вариант документа был представлен уже в новом, 2017 году: для транспортной доктрины второй российской столицы настал «момент истины». Все замечания по проекту будут рассмотрены специально созданной на базе КРТИ межведомственной рабочей группой.

Карта
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Уже на первых общественных слушаниях градозащитники выявили множество «узких мест» и сомнительных проектов в КРТС. По мнению участников обсуждения, риторика научно-исследовательского труда фактически сведена к одной задаче – минимизировать время передвижения по городу автомобильных потоков.

«Авторы документа оптимизировали дорожную систему города по единственному признаку: увеличение скорости передвижения автомобиля, причем исходя из сегодняшних условий, – отметил глава Центра «ЭКОМ» Александр  Карпов. – На эти цели запланирована половина финансирования концепции – 1,6 трлн рублей. Мы намерены проработать вариант с перераспределением инвестиций в сторону большего развития общественного транспорта».

Многие специалисты не смогли обнаружить в документе концептуального подхода. «Разработчики нескольких организаций, в короткие сроки создавшие концепцию, судя по всему, между собой не общались. В итоге вышел документ, который не выдерживает критики, и непонятно, какие транспортные проблемы он решает. Я увидел одно по-настоящему интересное решение – восстановление трамвайного движения на Петроградской стороне», – прокомментировал эксперт транспортного планирования территорий института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников.

Авторы документы оптимизировали дорожную систему города по единственному признаку: увеличение скорости передвижения автомобиля

По мнению отраслевых экспертов, этот вариант концепции не содержит направления развития городской транспортной инфраструктуры и представляет собой компиляцию нереализованных и отправленных в утиль проектов из предыдущих генпланов.

Некоторые стародавние проекты, включенные в концепцию, разработаны еще в советские времена. А мероприятия по развитию УДС пригородов Петербурга и вовсе планировались по остаточному принципу. На юге города, к примеру, в документе не проработана проблема транспортной доступности нового жилого района Славянка. Пробивка новой трассы вдоль железнодорожного пути в районе Пушкина разбивает город на отдельные анклавы, считают градозащитники. Предложенные транспортные подходы к городу Южный не содержат новых решений.

Александр Карпов, например, заметил, что актуализация действующего генплана в части развития УДС и транспортной инфраструктуры города коснулась всего лишь нескольких проектов – трассировки аэроэкспресса до аэропорта Пулково и Фаянсово-Зольной и проекта строительства моста через Малую Неву в районе острова Серный.

Более 3 трлн рублей – заявленная стоимость всех проектов концепции

Петербургский активист и транспортный инженер Дмитрий Баранов (СПб НИУ ИТМО) считает, что планируемые в черте города транспортные развязки, необходимые в загородных локациях и скоростных автобанах, не принесут ожидаемого эффекта, а скорее нарушат локальную связность территорий, создадут неудобства в пешеходных зонах и усложнят подъезды к жилым кварталам. Разноуровневые подземные переходы и искусственные сооружения для пешеходов крайне неудобны и, по мнению градозащитника, скорее провоцируют нарушение ПДД.

Утопия или реальность…

По мнению Александра Карпова, представленные в КРТС схемы развития метрополитена, УДС и городского общественного транспорта дублируют мероприятия, перечисленные в постановлении правительства Санкт-Петербурга № 379 о реализации действующего генплана города. Впрочем, в аналитической части концепции авторы честно признали, что и предыдущие градостроительные планы развития УДС были выполнены лишь на 50%.

«В новом документе вновь переоценены возможности реализации проектов, большая их часть не может быть выполнена в предложенные сроки, – комментирует глава Центра «ЭКОМ». – Кроме того, в очередной раз в перечень мероприятий включены ранее предложенные проекты, критикуемые градозащитниками и экологами. Несмотря на то что некоторые из них технически реализуемы, следует помнить, что любое оригинальное техническое решение увеличивает стоимость проекта. Вновь в концепцию заложены проекты, затрагивающие зоны зеленых насаждений, которых в Северной столице и так немного, и охраняемые территории с памятниками архитектуры и объектами культурного наследия».

Ключевой недостаток концепции – сохранение моноцентричной модели “поясного” развития города

Помимо этого реанимированы проекты, в числе которых Орловский тоннель, мост через Малую Неву в районе острова Серный, трасса М-7 через Удельный парк, пробивка Аптекарской набережной вдоль Лопухинского сада с организацией развязки на Каменно-островском мосту.

Кроме того, в перечне мероприятий присутствует огромное количество надземных пешеходных переходов, девять новых развязок на Обводном канале, проект реконструкции Сенной площади и др. Но есть и новые, неожиданные проекты, такие как новая вылетная магистраль через Ржевский лесопарк.

В числе серьезных инфраструктурных просчетов концепции общественники отметили Внутреннюю дуговую магистраль вдоль Обводного канала (ВДМ), отсекающую развивающийся «серый пояс» от центральной части Петербурга, а также проект скоростной автодороги вдоль левого берега Невы, выходящей на проспект Обуховской Обороны, где сосредоточены памятники культурного наследия (более предпочтительна трасса по Глухоозерскому шоссе), развязку на Красногвардейской площади.

Но наиболее «безумным» активисты посчитали прокладку магистралей через намывы в прибрежной части Финского залива в Курортном районе: дорожное строительство намечено на территориях, на которых еще не созданы искусственные земельные участки, то есть фактически на воде. Как и дорога через лес в Юнтолово, пересекающая КАД и следующая от новостроек в СПЧ к Шалашу В. И. Ленина, с не очень понятным функционалом. В ту же кучу попал проект строительства двухуровневой развязки на Светлановской площади. Сюда же – запланированная автомагистраль непрерывного движения по левому берегу Невы, отсекающая горожан от водной артерии, которая лишает их рекреационных прогулочных зон. «Ловлю блох» градозащитники намерены продолжать и дальше, ведь речь идет о миллиардных вложениях.

«Надо понимать, что каждый такой проект дорожного строительства по развитию УДС потребует колоссальных расходов городского бюджета. Но самое главное, пока, например, проект трассы М-7 числится в реестре проектов будущего, альтернативный, более эффективный вариант решения тех же проблем не рассматривается городскими властями», – посетовал Александр Карпов. Отметим, что оценочная стоимость проекта М-7 в полтора раза превышает стоимость стадиона на Крестовском острове и составляет около 70  млрд рублей.

Ключевой недостаток предложенной концепции в том, что она придерживается моноцентричной модели «поясного» развития города. При этом крупные европейские мегаполисы уже давно отказались от такого принципа развития, делая ставку на полицентричность, формируя новые центры деловой активности и жилищного строительства.

Сомнительными, по мнению градозащитников, являются планы подземного строительства с точки зрения сроков их реализации. Они считают, что схема строительства метрополитена не реалистична, исходя и темпов ввода новых станций. Между тем идея создания кольцевой схемы реальна и полезна.

Помимо продления линий метро и строительства новых станций (см. таблицу 1. – Прим. ред.) для снижения нагрузки на действующие станции авторы концепции предусмотрели строительство вторых наклонных эскалаторных ходов с вестибюлями на станциях «Нарвская», «Балтийская», «Чернышевская», «Петроградская», «Пионерская», «Проспект Просвещения», «Василеостровская», «Проспект Большевиков», «Ладожская».

На доработку…

В ходе обсуждения долгосрочных планов развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, безусловно, будут обозначены как интересные и полезные для города проекты, так и неактуальные и устаревшие. Важно, чтобы мнение специалистов, общественности было услышано и учтено при утверждении концепции и дальнейшем ее внедрении в генплан.

«В представленном виде проект концепции не способствует улучшению транспортной ситуации, повышению комфортности перемещений в городской среде в Петербурге. Зато обеспечивает ряд проектных организаций работой с перспективой на двадцать лет вперед», – резюмировал Карпов. Поэтому градозащитники и урбанисты сходятся в одном: документ требует серьезной доработки, реализация заложенных в нем сомнительных объектов лишь усложнит транспортную ситуацию в Петербурге, создавая новые прецеденты для дорожных конфликтов.

Таблица 1

Ключевые этапы и мероприятия КРТС

Реперные проекты развития

I этап

(2017–2022 годы)

II этап

(2023–2028 годы)

III этап

(2029–2038 годы)

IV этап

(2039–2048 годы)

В рамках схемы развития УДС

– подключение
к УДС территорий интенсивного развития

– подключение ЗСД

к УДС для более широкого его использования

– формирование транспортной магистрали на участке от пр. Стачек
до пр. Энергетиков
с мостом через
р. Неву в створе
Б. Смоленского пр. –
ул. Коллонтай

– реализация первой очереди проекта строительства магистрали на участке
от Бухарестской ул.
до пр. Энергетиков
с сооружением моста через р. Неву

– завершение формирования опорной сети скоростных магистралей города

– формирование
дорожной сети магистральных дорог
в Южной
планировочной зоне

– формирование
дорожной сети полицентрического мегаполиса и улучшение транспортной доступности развивающихся районов (Лахта на севере и районы Колпино, Пушкина,
Красного Села
и перспективного города-спутника Южный)

– завершение формирования УДС полицентрического мегаполиса:

строительство магистрали № 7
от Арсенальной наб. до Выборгского ш.
с мостом через
р. Неву,
формирование магистрали непрерывного движения
на правом берегу
р. Невы на участке
от Ушаковского моста до Большого Обуховского моста
и т. д.

В рамках схемы развития метрополитена

Строительство 32 км метрополитена

– продолжение 4-й линии: ст. Театральная
и Горный институт

– продолжение 3-й линии:
ст. Новокрестовская,
Ул. Савушкина, пересечение Богатырского пр.
и ул. Туристской
(ст. Зоопарк), соединение
с 5-й линией
на ст. Шуваловский проспект

– продолжение 5-й линии на юге
со ст. Бухарестская, Международная, Проспект Славы, Дунайский пр., Южная

на севере до станции Шуваловский пр.

– строительство Красносельско-Калининской линии
на участке
от ст. Обводный канал до ст. Казаковская с промежуточными станциями Боровая, Московские ворота, Броневая, Кировский завод, а также участок
от ст. Казаковская
до ст. Обводный канал-2

– строительство депо Красносельское

Строительство 31 км метрополитена

– продолжение 1-й линии до ст. Ульянка и далее
до пересечения
пр. Ветеранов
и пр. Маршала Жукова
или – ст. в аэропорт Пулково

– строительство Красносельско-Калининской линии
на север от ст. Обводный канал до ст. Ручьи
с промежуточными
ст. Пискаревка, Бестужевская, Полюстровский пр., Смольный, Суворовская, Знаменская, Лиговский пр., а также от станции Казаковкая до станции Сосновая Поляна с промежуточными станциями Брестская
и Балтийская жемчужина

– продолжение 4-й линии на юге со ст. Кудрово
и Новосаратовка

– строительство кольцевой линии на участке
от ст. Горный институт
до ст. Лесная с промежуточными станциями Василеостровская, Спортивная, Петроградская, Кантемировская

Строительство 67 км подземки

– продолжение 4-й линии
от ст. Горный институт
до ст. Лахта
с промежуточными
ст. Морской фасад
и Новокрестовская

– строительство депо

– продолжение 5-й линии
от ст. Шуваловский пр.
до ст. Коломяжская
со ст. Каменка
и Магистраль № 31

– окончание строительства кольцевой линии
со станциями Арсенальная, Пл. Калинина, Полюстровский пр., Большеохтинская, Ладожская,
Дальневосточный пр.,
Пл. Бехтерева,
Волковская, железнодорожная станция Боровая, Фрунзенская, Нарвская, Двинская

– строительство новой линии метрополитена
от ст. Двинская до ст. Янино со ст. Пл. Репина,

Театральная, Адмиралтейская, Михайловская, Чернышевская, Суворовская (пересечение Суворовского пр. и Кирочной ул.), Большеохтинская, пересечение пр. Энергетиков и ул. Якорной, пересечение Индустриального пр.
и пр. Косыгина,
пр. Косыгина (дом 30)

Нонна Цай

В печатной версии название статьи – “Небывальщина из-под сукна” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 171, март, 2017 год).

 

Похожие сообщения

X