жк днепропетровская 37

Актуальное

Дороги ищут инноваций

Дорожное строительство – одна из самых затратных статей российского бюджета. На ремонт и строительство новых дорог в России в 2017 году из бюджета выделено 494 млрд рублей. Большую часть этой суммы, 375 млрд рублей, получат федеральные трассы.

Евгений ВаровО том, какие работы будут проходить на федеральных дорогах Северо-Запада и какие технологии применяются при строительстве и реконструкции современных трасс, рассказал главный инженер ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Евгений Варов.

– Евгений Викторович, сколько дорог сегодня в управлении ФКУ Упрдор «Северо-Запад»?

– Всего в нашем ведении 2563,611 км автомобильных дорог, 454 моста и путепровода, эстакад и тоннелей, пешеходные переходы разных уровней. Мы работаем в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях.

– Какие проекты в соседних с Петербургом регионах вы считаете приоритетными?

– В числе приоритетных объектов сейчас можно на- звать строительство подъезда к морскому торговому порту Усть-Луга от федеральной трассы А-180 «Нарва» (Санкт-Петербург – граница с Эстонской Республикой), строительство обхода города Гатчина на автодороге Р-23 «Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Беларусь» (Киевское шоссе), строительство участка автодороги А-121 «Сортавала» км 57+550 – км 81+000.

В 2017 году планируется полностью ввести в эксплуатацию последний участок 52-километрового подъезда к порту Усть-Луга, завершить первый этап строительства обхода Гатчины. Работы на обходе Гатчины и трассе «Сортавала» мы продолжим.

В частности, в этом году мы приступили к реализации еще одного очень важного проекта – реконструкции участка трассы А-121 «Сортавала» на границе с Карелией. Здесь нам предстоит реконструировать порядка 20 км дороги и ликвидировать пятикилометровый грунтовый разрыв. Общая стоимость работ по проекту на всех этапах составляет 7,221 млрд рублей.

Я перечислил крупнейшие проекты. Но, конечно, при этом Упрдор «Северо-Запад» продолжает заниматься ремонтом, реконструкцией и строительством еще многих участков дорог и искусственных сооружений. Практически постоянно в течение всего года ведем работу содержания и ремонта КАД Санкт-Петербурга. Это, пожалуй, самая загруженная наша трасса.

– Реконструкция 20-километрового отрезка трассы А-121 «Сортавала» стартовала в августе в присутствии министра транспорта РФ Максима Соколова и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Работы должны быть выполнены до конца 2019 года. При подготовке к реконструкции трассы проектировщики должны были учесть специфику грунтов, особенности климата. Расскажите о подготовке этого проекта.

– Если говорить о грунтовом участке с км 148+541 по км 153+850, то его транспортно-эксплуатационные показатели не отвечают нормативным требованиям. Из-за интенсивного движения транспорта, в том числе большегрузного, да еще в неблагоприятных климатических условиях, основные транспортно-эксплуатационные показатели дороги – ровность покрытия проезжей части, прочность дорожной конструкции – постоянно ухудшаются. В итоге страдает безопасность дорожного движения.

Дорога
Фото: lenobl.ru

К работам на участке реконструкции трассы «Сортавала» подрядчик, АО «ВАД», приступил в текущем году. Трасса спроектирована с учетом нормативных требований для дороги III категории. Радиусы кривых в плане приняты исходя из обеспечения минимальной расчетной скорости движения 100 км/ч. Пропускная способность участка будет составлять 5100 автомобилей в сутки.

Учитывая сложные грунты в этой местности, перед подрядчиком стоит довольно трудная задача. Необходимо будет возвести здесь два автомобильных моста через реку Тихая – четырехпролетный на км 134+656 и трехпролетный на км 135+599, а также реконструировать однопролетный железнодорожный путепровод через автодорогу на км 149+700. Также предусмотрено строительство площадок для отдыха с местами стоянки легковых и грузовых автомобилей, стоянки для легковых машин у памятника участникам Великой Отечественной войны, постов весового контроля.

При прохождении дороги через болота и в местах залегания глин будет снят слабый грунт, на минеральное дно сделана насыпь. На некоторых участках со слабым грунтом будет отсыпано основание и выполнено устройство буронабивных свай диаметром 600 мм. Такая технология применяется для стабилизации слабых водонасыщенных пылевато-глинистых грунтов в основаниях насыпей дороги.

В некоторых местах будущей трассы встречается скальный грунт. На таких участках нужно будет провести буровзрывные работы. Стоит подчеркнуть, что подрядчик имеет необходимые навыки и опыт для того, чтобы все работы произвести с соблюдением технологий.

В итоге реконструированная трасса получит новое асфальтобетонное покрытие из горячей мелкозернистой и крупнозернистой щебеночной смеси. Ширина проезжей части на новом участке дороги составит 7 м, ширина обочин – 2,5 м.

Также отмечу, что на трассе будет построена ливневая канализация. В пределах водоохранных зон вода, собранная с проезжей части трассы, будет поступать в дождеприемные колодцы закрытой системы ливневой канализации, после чего направляться в очистные сооружения.

Мост
Фото: rosavtodor.ru

Этот участок трассы проходит по территории населенных пунктов – Приозерска, поселков Бригадное, Бурнево, Березово, поэтому большое внимание мы уделяем безопасности дорожного движения. Например, по проекту на трассе будет установлено 14 км линий наружного освещения. Для защиты от диких животных вдоль дороги планируем установить сетчатые ограждения, их протяженность составит более 18 000 м.

Согласно контракту, движение на новом участке откроется не позднее 20 декабря 2019 года. После ввода объекта в эксплуатацию автомобилисты смогут преодолевать этот участок в два раза быстрее, чем в настоящее время. Сейчас время в пути по нему составляет более 50 минут.

Так что уже к 2019 году трасса «Сортавала» будет на всем протяжении соответствовать нормативным требованиям, к этому моменту планируется ввести в строй еще два участка капитального ремонта общей протяженностью 50 км.

– Если говорить о дорогах, которые расположены рядом с Петербургом, то горожан волнуют те участки, по которым жители мегаполиса регулярно ездят на дачу. Например, Мурманское шоссе («Кола»). Дорога буквально задыхается в пробках. Когда начнется следующий этап реконструкции трассы, который предусматривает расширение дороги с 53 км?

– Конечно, это очень загруженная магистраль. В Синявино и дальше по трассе много садоводств. Проект реконструкции Мурманского шоссе был разработан и уже получил положительное заключение госэкспертизы. Трасса с 51 по 68 км постепенно должна принять современный облик.

Могу сказать, что в соответствии с разработанной проектной документацией реконструкцию мы планируем осуществить в несколько этапов. Первый этап – ликвидация опасного поворота в начале проектируемого участка – это уже сделано. Второй этап – подготовка территории строительства, затем основные строительно-монтажные работы и, наконец, выполнение работ по автоматизированной системе управления дорожным движением. Мы предполагаем, что строительно-монтажные работы на участке с км 53+000 могут начаться в 2018 году, но это произойдет при условии доведения соответствующих лимитов финансирования.

– В связи с экономическими колебаниями у вас возникают сложности с поиском ответственных подрядчиков?

– Я думаю, что опыт реализации крупных инвестиционных проектов за последние десятилетия позволил сформировать рынок ответственных строительных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В основном в конкурсных процедурах, согласно № 44-ФЗ, побеждают уже давно зарекомендовавшие себя подрядчики, выполняющие свои обязательства по контрактам качественно и в срок. Называть эти организации нет смысла – участникам рынка все они известны.

Что касается, как вы говорите, экономических колебаний, нельзя сказать, чтобы в последнее время у ФКУ Упрдор «Северо-Запад» возникли какие-то действительно серьезные трудности при поиске подрядных организаций. Ни в одном из сегментов дорожных работ мы не ощущаем дефицита квалифицированных подрядчиков.

– Сегодня много говорят о том, что будущее – за новыми технологиями в дорожном строительстве. Как вы полагаете, технологический прорыв в этой сфере будет происходить в области инновационного оборудования, программного обеспечения или новых материалов, применяемых при строительстве дорог?

– Есть причины полагать, что в области оборудования и программного обеспечения. Но я замечу, что все современные технологии, которые существуют в мировой практике, уже применяются в дорожном строительстве в России.

– Какие инновации вы считаете наиболее перспективными?

– Инновационные технологии должны применяться в комплексе с инновационными материалами. В силу специфики отрасли больший акцент приходится на материалы, используемые на протяжении всего жизненного цикла автодорог. Но важно применять инновации и в других сферах дорожного хозяйства, тем более что они развиваются стремительно, даже скачкообразно.

Я бы выделил такие нововведения, которые уже внедрены: это система электронного документооборота, уменьшение количества бумажных носителей, проверка документов в органах ГГЭ («Главгосэкспертиза России») в электронном виде, электронные подписи.

Думаю, будущее дорожного строительства за геоинформационными системами, которые отображают все объекты транспортной инфраструктуры со встроенными данными (чертежи, фотографии, базы, сводные таблицы) по сетям и другим пересечениям и позволяют удаленно принимать решения.

Кроме того, для нас важно, что мы уже сейчас можем вносить объемы выполненных работ в режиме реального времени в рамках АСУ (Автоматизированная система управления) Росавтодор. Наконец, мы применяем технологии информационного моделирования объектов (BIM). Это позволяет сократить риски возникновения ошибок при проектировании основных сооружений и систем инженерных коммуникаций, и даже при подготовке к строительным работам.

– Чем уже располагают и пользуются проектировщики и генподрядчики?

– Я бы выделил несколько новых тенденций. Это, например, внедрение пакета управления проектами типа Spider Project, программы, позволяющие отображать ход выполнения и качество строительных работ в режиме реального времени для всех участников процесса, в том числе с одновременным моделированием объекта в 3D, лазерная очистка стыков болтофрикционных соединений на строительной площадке.

Проектировщики широко применяют автоматизированные системы проектирования и выпуска проектно- сметной документации.

Большие перспективы имеют, на мой взгляд, технологии фибрового армирования, композитные сечения конструктивных элементов (сталефиброжелезобетонные сечения), применение набрызг-бетона (торкрет-бетонирование) для тоннелей, микротоннелирование.

Одна из инноваций – санация труб с применением светополимерно-тканевого рукава – это, по сути, оболочка, сформированная из композиционных материалов с полимерной матрицей.

Наконец, при проектировании современных дорог специалисты заботятся о сохранении природы – это уже сложившаяся практика в развитых странах, и, к счастью, как новшество она приходит в Россию. Речь идет, в частности, о зверопроходах – путепроводах и трубах для животных.

– А какие новые тенденции вы наблюдаете в области эксплуатации дорог?

– В первую очередь это внедрение АСУДД (системы автоматизированного управления дорожным движением). Кроме того, эксплуатирующие организации постепенно сокращают долю импортной продукции, этот тренд продолжается. Сейчас нужно искать новых производителей средств малой механизации (виброплиты, электроинструмент, бензоинструмент и т. д.). Ну и, конечно, дорожно-строительной техники, электропродукции, светотехнической продукции, средств диспетчеризации и автоматизации.

– Сфера дорожного строительства часто вызывает недовольство автомобилистов. Конечно, в большей степени это касается региональных дорог. Как вы думаете, станут ли когда-нибудь российские дороги предметом гордости, а не насмешек?

– Могу сказать, что технологии, которые применяет ФКУ Упрдор «Северо-Запад», – одни из самых современных в стране. Мы увеличиваем межремонтные сроки в соответствии с вектором, который задан правительством. А шутки о плохих дорогах – это уже часть национального фольклора. За региональные или местные дороги мы не можем отвечать, а свою работу стараемся делать качественно и на высоком уровне.

Беседовала Мария Коваценко

Другие материалы по теме

X